Урок на тему "Карбоновые кислоты"
методическая разработка по химии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Карбоновые кислоты»
(для 10 кл. )
учитель химии
Дубинина И.Е.
Карбоновые кислоты
Урок изучения нового материала в 11 классе с использованием компьютера
Тема «Карбоновые кислоты довольно обширна по объему. Поэтому на уроке используется компьютерная презентация.
Объяснение нового материала сопровождается демонстрацией слайдов, на которых представлены схемы, уравнения реакций, видеофрагменты опытов. Данный урок- презентация содержит дополнительный материал по теме, позволяет научиться составлять формулы нового класса соединений, давать им названия, на основе предложенных упражнений, закрепить полученные знания и умения.
Тип урока – изучение нового материала
Вид урока - объяснительно-иллюстративный, с элементами самостоятельной работы по составлению формул и уравнений реакций, по нахождению правильных ответов на предложенные вопросы и задания, содержащиеся на слайдах.
Методы и методические приемы. Объяснение материала учителем с использованием презентации, составление опорного конспекта, составление уравнений реакций с опорой на полученные знания, проверка правильности написания, демонстрация опытов, обсуждение результатов работы, оценивание своей работы и работы товарищей.
Цели и задачи урока.
Обучающие. Ученики должны: получить представление о новом классе органических соединений – карбоновых кислотах, уяснить, как они образуются, каково их значение. На уроке необходимо создать условия для приобретения умений в составлении формул карбоновых кислот, умений давать им названия, находить и формулировать правильный ответ на поставленный вопрос.
Развивающие. Создать условия для развития: умений работать с информацией; умений выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать; устанавливать причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ. Вызвать у учащихся желание не только удивляться достижениям науки, но и самим активно изучать науки, не бояться фантазировать, и приближать то время, когда самые смелые идеи будут осуществлены на практике.
Воспитательные. Продолжить: формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах; формирование познавательной активности, интереса к предмету. Способствовать формированию умения работать в сотрудничестве. Создать условия для воспитания мотивов деятельности «я – способен, я – знаю, я – хочу, я – творю».
Дидактическое обеспечение и оборудование. Компьютер, запись урока-презентации на диске, мультимедийный проектор. Лабораторная посуда для проведения опыта.
Ход урока
Мотивационно-целевой этап урока.
1 слайд. Карбоновые кислоты. Союз двух групп.
Учитель вместе с учениками определяет цели и задачи урока и план, по которому будет проходить урок.
- Строение карбоновых кислот.
- Классификация.
- Номенклатура.
- Основные представители карбоновых кислот и их применение.
- Свойства карбоновых кислот.
Основной этап урока.
2 слайд. Строение карбоновых кислот. О
Общая формула карбоновых кислот R – С
ОН
--С =О -карбонильная группа
- ОН - гидроксильная группа
3 слайд. Формулы и модели простейших карбоновых кислот.
4 слайд. Классификация.
1. По характеру радикала (предельные, непредельные).
2. По числу карбоксильных групп (одно-, двух-, трехосновные).
К какому классу относятся следующие кислоты?
СН3 – С = О
ОН
О = С – С = О
НО ОН
СН2 = СН – С =О
ОН
- С = О
ОН
5 слайд. Систематическая и тривиальная номенклатура.
Н-СООН - метановая (муравьиная)
СН3-СООН – этановая (уксусная)
НООС-СООН – этандиовая (щавелевая)
НООС-СН2-СН2-СООН –бутандиовая
(янтарная)
С6Н5СООН – бензойная
С17Н35СООН – стеариновая
С17Н33СООН – олеиновая
6 слайд. Названия некоторых предельных одноосновных кислот.
7 слайд. Упражнения.
Составьте формулы: 2 метилбутановой кислоты; 2,2 диметилпропа-новой кислоты; 3,3 дихлоргексановой кислоты.
Назовите вещества:
СН2 - СН - СН – СООН
| | |
СН3 СН3 СН3
СН3
|
СН3- С – СН2 – СООН
|
СН3
8 слайд. Муравьиная кислота. НСООН
- Содержится в ядовитых железах муравьев, в крапиве, в еловой хвое.
- В 10 раз сильнее всех карбоновых кислот.
- Была получена в 1831 году Т. Пелузом из синильной кислоты.
Используется:
- как протрава при крашении и дублении кожи
- в медицине
- при консервировании овощей
- как растворитель капрона, нейлона, поливинила
Слайд 9. Муравьиная кислота помогает пчелам.
Во всех странах мира наблюдается гибель пчел от клещей Varroa. Прогрызая у пчел хитиновый покров, они высасывают гемолимфу и пчелы гибнут. Муравьиная кислота является действенным средством против этих клещей.
Слайд 10. Свойства муравьиной кислоты.
- Бесцветная жидкость с резким запахом, хорошо растворимая в воде.
- (На схеме показано образование водородных связей).
- Может проявлять свойства характерные как для кислот, так и для альдегидов.
Напишите уравнения реакций муравьиной кислоты с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов.
Слайд 11. Реакция серебряного зеркала. (Опыт)
Слайд 12. Уксусная кислота СН3СООН
- Известна с незапамятных времен.
- В чистом виде выделена в 1700 г
- В 1845 г. Г.Кольбе получил ее синтетическим путем.
- Может образовываться и синтетическим путем (скисание вина под действием бактерий.
- Встречается в некоторых растениях, поте, моче, желчи. За сутки человеческий организм выделяет 0,5 кг этой кислоты.
Слайд 13. Схема применения уксусной кислоты.
Слайд 14. Химические свойства уксусной кислоты.
Опыт: «Действие на индикаторы».
Слайд 15. Опыт: «Взаимодействие с металлами».
Слайд 16. Содержит задание.
С какими из перечисленных соединений будет реагировать уксусная кислота?
Этан, этанол, пропан, гидроксид натрия, соляная кислота, хлор, аммиак, хлорэтан.
Слайд 17. Содержит таблицу с названиями и формулами высших карбоновых кислот.
Слайд 18. Содержит схему применения высших карбоновых кислот.
Слайд 19. Кислоты в составе жиров.
Слайд 20. Задачи.
- Какая масса гидроксида натрия потребуется для полной нейтрализации 180 г 35% раствора уксусной кислоты?
- Какое количество вещества и какая масса ацетата натрия образуется при взаимодействии растворов, содержащих 45 г уксусной кислоты и 45 г гидроксида натрия?
Итог урока.
Используемая литература:
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Органическая химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2009.
- Гара Н.Н. Химия. Уроки в 10 классе: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2009.
- Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия. Вопросы, задачи, упражнения. – М.: Дрофа, 2001.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы. Мультимедийное пособие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме кислоты
разработка урока с картой химического путешествия...
урок по теме: " Кислоты"
урок- путешествие и повторением и закрепление номенклатуры и свойств кислот....
Конструкт урока Химические свойства кислот
Конструкт урока составлен по новым ФГОС...
Инструкционные карты к уроку Химические свойства кислот
Инструкционные карты , рабочие карты, оценочные карты для урока Химические свойства кислот 8 класс...
Раздел: Карбоновые кислоты. Тема урока: Представители карбоновых кислот вокруг нас. Химия 10 класс
Урок химии на тему "Представители карбоновых кислот вокруг нас" ориентирован на изучение программного материала в 10 классе по курсу Органической химии. Может быть использован как для общеобразов...
Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"
Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...
Урок по химии в 8 классе учитель МКОУ Куликовская ООШ Тема урока: « Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоц
Урок по химии в 8 классе учитель МКОУ Куликовская ООШ...