Урок "Кислород. Оксиды. Горение"
методическая разработка по химии (8 класс)
Методическая разработка
урока химии в 8 классе
по теме:
«Кислород. Оксиды. Горение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kislorod_i_oksidy_urok.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 »
Методическая разработка
урока химии в 8 классе
по теме:
«Кислород. Оксиды. Горение»
Учитель химии:
Дубинина И Е.
Цели:
- актуализировать опорные знания о кислороде, оксидах, горении;
- закрепить изученный материал в виде более существенных навыков и умений;
- содействовать осознанию учащимися ценность изучаемого материала;
- создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умении анализировать, сравнивать и классифицировать познавательный объект;
- развить эмоциональную сферу учащихся;
- развить познавательный интерес, коммуникативные качества, уверенность в своих силах, настойчивость, умения действовать самостоятельно.
Методы и приёмы: карта мыслительной деятельности (алгоритм), структурная модель, дидактические игры, обучение в движении, индивидуальная, групповая работы, работа в парах сменного состава, беседа, эксперимент.
Вещества и оборудование:
- дидактический материал (карточки, рисунки, самодельные таблицы);
- парафиновая свеча, фарфоровая чашка, тигельные щипцы, экран, этиловый спирт, спички.
Урок закрепления изучаемого материала
Структура урока
- Организационный этап.
- Актуализация субъектного опыта учащихся.
- Этап закрепления знаний.
IV.Этап информации о домашнем задании.
V. Подведение итогов.
VI. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный этап.
Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок закрепления изучаемого материала. Вам предстоит выполнить несколько упражнений и заданий.
II. Актуализация субъектного опыта учащихся.
Тема урока: «Кислород. Оксиды. Горение».
Цель: закрепление и осмысление изученных понятий по теме.
А какие понятия всплывают при изучении данной темы? (Примерные ответы уч-ся: простое, сложное вещество, кислород, оксиды, горение и т.д.)
Я предлагаю вам выполнить 1-ое задание «Давайте познакомимся». Для этого вам раздали листочки с 25 предложениями. Вы читаете предложения, и если они подходят к кислороду, то соответствующую цифру обведите кружочком. Итак, начали.
В это время 3 уч-ся работают у доски (задания по карточкам).
После окончания работы учащихся за партами, демонстрирую правильный ответ в цифровом варианте. Учащиеся осуществляют самоконтроль. Затем озвучивают верные ответы по цепочке.
Проверяем правильность выполнения заданий уч-ся у доски.
III. Этап закрепления знаний.
Перед вами «волшебный цветок». На его лепестках изображены формулы неорганических веществ. Выпишите из них формулы оксидов и назовите их.
(СО2, MgCO3, HNO3, Na2O, KNO2, H2SO4, SO3, Ba(OH)2, SiO2, P2 O5)
Рис. 1. Игра «Волшебный цветок»
По желанию уч-ся выходят к доске и записывают формулы оксидов. Дают им названия.
Остальные уч-ся работают в тетрадях.
– По какому признаку вы определили оксиды?
– Каким образом можно систематизировать данные оксиды?
Ребята, сейчас мы должны разгадать тайну «магических колец». (к магнитной доске прикрепляются «магические кольца»)
I. II. III.
Рис. 2. Игра «Магические кольца»
Впишите в кольца отсутствующие формулы веществ с необходимыми индексами и коэффициентами, составьте уравнения реакций.
Задания уч-ся выполняют по группам (кто быстрее), затем озвучивают уравнения химических реакций.
А сейчас откройте учебники и выполните задание 3 стр. 73.
(В-I C3H8+O2=…, B-II СS2+O2=…)
Взаимопроверка. Вслух зачитываются уравнения.
Решите одну из задач.
- 1. Какое количество вещества кальция вступит в реакцию с 0,1 моль кислорода?
■ 2. Какая масса кальция потребуется для взаимодействия с 3 моль кислорода?
▀ 3. Составьте и решите задачу, используя следующие данные:
ν (Са)= 4 моль, m (Са) – ?
«Живое лото». 2-м группам уч-ся предлагаются составить и озвучить химические реакции (из отдельных карточек).
- Какая это реакция?
В среднем 1 га леса за вегетационный период выделяет 5 т кислорода, поглощает 6-7 т углекислого газа. Но в связи с загрязнением воздуха и большими темпами потребления кислорода возобновление кислорода отстаёт от использования. Следует больше сажать зелёных насаждений.
– Где используется эта реакция?
«Автобус».
Каждый ряд – это автобус, в котором уч-ся 1-го варианта – пассажиры, 2-го – кондукторы.
Кондукторы проводят контроль знаний, предлагая пассажирам, постоянно находящимся в движении, соответствующие задания (на карточках). После завершения работы одной пары все пассажиры по сигналу учителя делают шаг вперёд по маршруту.
Тестирование. По окончании тестирования показываю верные ответы в цифробуквенном изображении. Об итогах тестирования уч-ся сигнализируют, поднимая по просьбе учителя карточки разного цвета: если их рейтинг соответствует 5 баллов – красные, 4 – зелёные, 3 – жёлтые.
Эксперимент. Перед вами процесс горения свечи. Что вы можете сказать о строении пламени? Чем отличаются зоны пламени? (экспериментальное подтверждение ответа: спичка загорается быстрее во внешней зоне пламени).
– Почему средняя часть пламени ярко светится?
– О чём это говорит? (Фарфоровая чашка вносится в среднюю часть пламени и покрывается копотью).
Вещество, содержащееся в воздухе крупных городов в виде частиц копоти и сажи, и вещество, присутствующее в средней части пламени, придающее пламени красоту и жизнь, – одно и тоже. Как прекрасен этот процесс, при котором такое невзрачное вещество, как уголь, делается таким сияющим!
Что же такое реакция горения?
Опыт: нальём в фарфоровую чашку немного спирта, подожжем его, а затем плотно прикроем листом картона.
Вопрос: почему пламя гаснет, а бумага не горит?
Каждому виду реакции (медленное окисление, горение, взрыв) соответствует свой рисунок. Чем эти реакции отличаются друг от друга?
Сравнение процессов горения и дыхания.
Для горения свечи, так же как и для дыхания, необходим кислород и образуются те же продукты реакции: СО2, Н2О+Q. При окислении пищи в организме также выделяется энергия.
Проверка дом. задания (стр.84, зад.3). Итак, на какой путь у вас хватит энергии, если вы выпили стакан чая с двумя чайными ложками сахара?
IV.Этап информации о домашнем задании.
Творческие задания:
В-I. Найти в каких-либо печатных изданиях (газетах, журналах, книгах) сообщение об экологических проблемах. Составить краткий реферат или аннотацию прочитанного.
В-II. Зад.3, стр.95.
Зад. 5, стр.84, зад. 4, стр.84. Повт. § 4.8, 4.10, 4.11. (сильным уч-ся).
V. Подведение итогов.
Оценка деятельности класса.
VI. Рефлексия.
Закончите фразы.
- Спасибо за….
- Я узнал…
- Хорошо, что…
- Мне понравилось…
- Наконец-то…
- Меня удивило…
Урок я хочу закончить словами великого английского учёного Майкла Фарадея, исследовавшего явления, связанные с горением свечи: «Я могу только выразить вам своё пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, т.е. могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производственно выполняя свой долг перед человечеством».
Вариант 1.
Тест
по теме: «Кислород. Оксиды. Горение»
- В кислороде горят оба вещества:
- С и Mg
- CO2 и Р
- Н3О и Сl2
- MgO и Fe
- Кислород можно распознать
- лакмусом;
- по запаху;
- известковой водой;
- тлеющей лучинкой.
- При взаимодействии 1 моль азота и 1 моль кислорода поглотилось 180 кДж теплоты. Термохимическое уравнение этой реакции
- N + O = NO + 180 кДж
- N + O = NO – 180 кДж
- N2 + O2 = 2NO + 180 кДж
- N2 + O2 = 2NO – 180 кДж
- Больше всего в воздухе содержится
а) кислорода;
б) углекислого газа;
в) азота;
г) инертных газов.
- Уравнением реакции горения не является:
а) СаО + SO2 = CaSO3
б) С + О2 = СО2
в) S + О2 = SO2
г) 2Н2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2
Вариант 2.
Тест
по теме: «Кислород. Оксиды. Горение»
- Из перечисленных веществ сложным не является
а) кислород;
б) вода;
в) сульфид железа;
г) поваренная соль.
- Кислород может реагировать со всеми веществами группы:
- Cu, H2, Fe.
- P, H2, Mg.
- CuO, Cl2, H2O.
- S, Au, CO2.
- Содержание кислорода в воздухе составляет (по объёму)
а) 21%
б) 50%
в) 78%
г) 0,01%.
- В схеме реакции Р + О2 → Р2О5 поставить коэффициенты
а) 4, 5, 2
б) 2, 1, 1
в) 2, 5, 2
г) 5, 4, 2.
- Оксид – сложное вещество, в состав которого входит обязательно
а) хлор;
б) кислород;
в) сера;
г) водород.
Тест на соответствие – О2
- В промышленности получают из воздуха.
- Хорошо растворим в воде.
- Взаимодействует с простыми и сложными веществами.
- Применяют в качестве топлива.
- Сложное вещество.
- При обычных условиях – бесцветный газ.
- Собирают вытеснением воздуха.
- В природе встречается только в связанном виде.
- Принимает участие в процессах окисления.
- Собирают в перевёрнутый вверх дном сосуд.
- Простое вещество.
- В лаборатории получают из «марганцовки».
- Малорастворим в воде.
- Газ, имеющий запах.
- Разлагается при нагревании.
- Поддерживает горение.
- При t = –1830С превращается в жидкость.
- Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды.
- Легче воздуха.
- Получают из природного газа.
- Применяют для сварки и резки металлов, материалов.
- При обычных условиях – жидкость.
- Входит в состав воздуха.
- Собирают в сосуд, поставленный на дно.
- Необходим для дыхания.
Карточка №1.
Написать уравнения реакций кислорода с
а) метаном, используя схему СН4+О2→ СО2+ ?
б) С6Н14
Карточка №2.
По термохимическому уравнению С + О2 = СО2 + 394 кДж рассчитайте сколько сгорело угля, если при этом выделилось 33520 кДж теплоты.
Карточка №3.
Какая масса лития потребуется для взаимодействия с 2 моль кислорода? Показать алгоритм решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест "Кислород.Оксиды.Горение."8 класс
Тест по теме "Кислород.Оксиды.Горение"....
урок по теме: "Кислород. Оксиды. Горение"
Урок по химии для учащихся 8 класса, с применением игровой технологии....
Методическая разработка урока в 8 классе на тему "Кислород. Оксиды. Горение"
Урок повторения учебного материала проводится в игровой форме. Учащимся предлагается разгадать ребусы, ответить на вопросы, посмотреть занимательный опыт....
«Химический хоккей» По теме: «Кислород. Оксиды. Горение»
урок - игра. Класс делится на две команды. В каждой команде выбирается «вратарь» (ученик с глубокими знаниями), «защитники» (ученики с глубокими и средними познаниями), а также «нападающие» (уче...
Открытый урок по химии тема «Кислород. Оксиды. Горение.»
Урок обобщения и знаний по основополагающим понятиям темы «Кислород. Оксиды. Горение» Позволяет проверить степень усвоения знаний об оксидах их видах, реакции горениязнакомит с мерами профилакти...
Открытый урок по химии тема «Кислород. Оксиды. Горение.»
Урок обобщения и знаний по основополагающим понятиям темы «Кислород. Оксиды. Горение» Позволяет проверить степень усвоения знаний об оксидах их видах, реакции горениязнакомит с мерами профилакти...
Кислород. Оксиды. Горение. Экологический аспект.
Кислород. Оксиды. Горение. Экологический аспект.Интегрированный урок в 8 классе (химия – экология - география). Цели: обобщить и расширить знания по основополагающим понятиям темы...