«Химический хоккей» По теме: «Кислород. Оксиды. Горение»
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
урок - игра. Класс делится на две команды. В каждой команде выбирается «вратарь» (ученик с глубокими знаниями), «защитники» (ученики с глубокими и средними познаниями), а также «нападающие» (ученики со слабыми знаниями).Правила игры: на заданный вопрос первым в команде отвечают (принимают удар на себя) «нападающие» и получают за правильный ответ 4 балла.
Если «нападающие» не смогут ответить на данный вопрос, он передаётся «защитникам» (за ответ 3 балла), если и они не ответили, то на вопрос отвечает «вратарь», но получает за ответ уже 2 балла. За дополнение команда может получить 1 балл.
Каждая команда сидит отдельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_igra.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Химический хоккей»
По теме:
«Кислород. Оксиды. Горение»
Девиз урока:
«Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия».
Я. Берцелиус
Учитель – Букарь Н.В.
Урок – игра
Химический хоккей
Семинар по теме:
«Кислород. Оксиды. Горение»
Цели: 1) повторить и обобщить знания по теме: «Кислород. Оксиды.
Горение»;
2) развивать познавательную активность учащихся, применяя нестандартные игровые формы учебной деятельности;
3) вырабатывать умения и навыки наблюдать, делать выводы, объяснять сущность эксперимента
Подготовка к уроку:
Класс делится на две команды. В каждой команде выбирается «вратарь» (ученик с глубокими знаниями), «защитники» (ученики с глубокими и средними познаниями), а также «нападающие» (ученики со слабыми знаниями)
Оборудование и реактивы:
- металлический штатив с лапкой;
- спиртовка (горелка, электронагреватель),
- пробка с газоотводной трубкой;
- уголёк, известковая вода;
- щипцы;
- пробирка;
- лучинка;
- комок ваты;
- химический стакан;
- перманганат калия (500 мг), что составляет примерно 5 мм по высоте пробирки ёмкостью 10 мл.
Ход урока:
- Учитель объясняет цели и задачи урока.
Правила игры: на заданный вопрос первым в команде отвечают (принимают удар на себя) «нападающие» и получают за правильный ответ 4 балла.
Если «нападающие» не смогут ответить на данный вопрос, он передаётся «защитникам» (за ответ 3 балла), если и они не ответили, то на вопрос отвечает «вратарь», но получает за ответ уже 2 балла. За дополнение команда может получить 1 балл.
Каждая команда сидит отдельно.
Матч состоит из:
- разминки
- теоретического тайма
- практического тайма
- расчётного тайма
Разминка:
Проводится ТВ виде викторины, одновременно со всеми командами. Причём в разминке за правильный ответ любой игрок получает 1 балл, за дополнение 0,5 балла. Кто быстрее поднимет руку, тот и получает право ответа.
Викторина «Кислород»
- Кем был открыт кислород? (К. Шееле (1771-1772г) и Дж. Пристли (1774г))
- Кто дал название кислороду и что оно означает в переводе? (Название дал А. Лавуазье, «oxygeniut» - «рождающий кислоты»)
- Чему равна валентность кислорода? (Двум)
- Чему равна относительная молекулярная масса кислорода (Мч = 32)
- Назовите численность содержание кислорода в воздухе (в процентах). (21% по объёму, 23% по массе)
- Как называются соединения элементов с кислородом? (Оксиды)
- Что называется реакцией горения? (Реакция взаимодействия веществ с кислородом, при которой происходит выделение света и тепла)
- В чём сходство и различие между реакциями горения и медленного окисления? (Эти реакции – взаимодействия веществ с кислородом, но при реакции горения выделяются свет и тепло)
- Назовите самый лёгкий оксид. (Вода - Н2О)
Теоретический тайм
Учитель задаёт поочерёдно каждой команде вопросы. Первыми отвечают «нападающие» (см. «Правила игры» и т.д.)
Если на вопрос никто в команде не отвечает, то ей засчитывают гол.
Вопросы:
- С каким процессом связано восполнение свободного кислорода в атмосфере? (С фотосинтезом)
- Может ли кислород притягиваться магнитом? (Да)
- В чём особенность взаимодействия кислорода с железом (связать с продуктом реакции)? (FеО*Fe2О3)
- Какими способами можно собрать кислород в лабораторных условиях? (методом вытеснения воды и воздуха)
- Каким способом пользуются при тушении пожаров в случаях горения нефти? (Создают условия для взрыва, при этом образуется вакуум, прекращается горение)
- Какие реакции называются экзотермическими?
- Какие уравнения реакций называют термохимическими?
- Является ли процесс разложения воды экзотермическим процессом? (Нет, да)
- Назовите условия прекращения горения. (1. охладить горящие вещества и 2. Затруднить, т.е. прекратить доступ кислорода)
- Чем можно измерить количество энергии, которое выделяется или поглощается при химических реакциях? (Калориметром)
- Можно ли воздух отнести к простым веществам?
- Назовите три профессии, связанные с применением кислорода.
- Назовите три источника, загрязняющих воздух.
- Может ли кислород, участвовать в реакции разложения?
- Какое сложное вещество, находящиеся в воздухе, не поддерживает горение? (Углекислый газ)
Практический тайм
Задание первой команде:
Получить экспериментально кислород, методом вытеснения воздуха собрать его и доказать наличие. Записать уравнение реакции получения.
Ответ команды:
Кислород получаем из перманганата калия:
2КМnО4 → К2МnО4 + МnО2 + О2
Наличие кислорода доказываем поднесением к стакану тлеющей лучинки – она вспыхивает (проводится эксперимент)
Задание второй команде:
Докажите, что кислород взят с углеродом, укажите, что является продуктом этой реакции, до кажите наличие этого продукта.
Ответ команды:
Если раскалить уголёк и внести его в сосуд с кислородом, то он ярко вспыхивает и сгорает, продукт горения – углекислый газ. Если в сосуд долить известковой воды – она мутнеет, что доказывает наличие СО2.
Расчётный тайм
Каждая команда получает текст задачи, которую решает на время 4 балла получает команда, которая первой правильно решает задачу, другая команда получает 2 балла
Задача.
Вычислите по термохимическому уравнению S + О2 = SО2 + 297 кДж количество теплоты, выделяемой при сгорании 960 г серы.
Дано:
S + О2 = SО2 + 297 кДж
m (S) = 960 г
Q1 - ?
Решение 1) S + О2 = SО2 + 297 кДж
2) М(S) = 32 г/моль
ν (S) = m/М ; ν (S) = 960/32 = 30 моль
3) 1 моль S – 297 кДж
30 моль S – х кДж
х = 297*30 = 8910 кДж
Ответ: количество выделяемой теплоты составляет 8910 кДж.
Подведение итогов
- Подсчитываются баллы, отмечается победитель, поощряются самые активные игроки.
- Учитель выставляет и объявляет оценки за урок.
- Благодарит участников, прощается.
Приложение.
Из атомов мир создавала Природа:
Два атома лёгких взяла водорода,
Прибавила атом один кислорода –
И получалась частица воды,
Море воды, океаны и льды…
Стал кислород
Чуть не всюду начинкой.
С кремнем он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород,
Как ни странно,
Из голубой глубины океана.
И на земле появились растения.
Жизнь появилась: дыханье, горенье…
Первые птицы и первые звери,
Первые люди, что жили в пещере…
Огонь добывали при помощи трения,
Хоть и не знали причины горения.
Роль кислорода на нашей Земле
Понял великий Лавуазье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме: "Кислород. Оксиды. Горение"
Урок по химии для учащихся 8 класса, с применением игровой технологии....
Методическая разработка урока в 8 классе на тему "Кислород. Оксиды. Горение"
Урок повторения учебного материала проводится в игровой форме. Учащимся предлагается разгадать ребусы, ответить на вопросы, посмотреть занимательный опыт....
Открытый урок по химии тема «Кислород. Оксиды. Горение.»
Урок обобщения и знаний по основополагающим понятиям темы «Кислород. Оксиды. Горение» Позволяет проверить степень усвоения знаний об оксидах их видах, реакции горениязнакомит с мерами профилакти...
Открытый урок по химии тема «Кислород. Оксиды. Горение.»
Урок обобщения и знаний по основополагающим понятиям темы «Кислород. Оксиды. Горение» Позволяет проверить степень усвоения знаний об оксидах их видах, реакции горениязнакомит с мерами профилакти...
Тест по теме: «Кислород. Оксиды. Горение» 8 класс (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)
Тест по теме: «Кислород. Оксиды. Горение» 8 класс (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)...
Контрольная работа по теме «Кислород. Оксиды. Горение»
Контрольная работа по теме: "Кислород. Оксиды. Горение", 8 класс...
Химический диктант "КИСЛОРОД. ОКСИДЫ. ГОРЕНИЕ"
Химический диктант "КИСЛОРОД. ОКСИДЫ. ГОРЕНИЕ"...