"Реакции ионного обмена" 11 класс
план-конспект урока по химии (11 класс)

Холматов Александр Рустамович

Данный материал представляет собой технологическую карту урока в 11ом классе по теме "Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Реакции ионного обмена»

Предмет: химия

Тема урока: Реакции ионного обмена

Тип урока: урок изучения нового знания

Дидактические средства: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и Таблица растворимости кислот, оснований и солей

Цели по содержанию:

  1. образовательные
  1. на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие «реакции ионного обмена»;
  2. научить школьников применять знания о диссоциации кислот, оснований, солей при написании ионных уравнений реакций;
  3. научить по сокращённому ионному уравнению составлять молекулярное уравнение
  1. развивающие
  1. совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;
  2. продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности
  1. воспитательные
  1. воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в группе

Основные понятия темы: реакции ионного обмена, ионные уравнения, молекулярные уравнения реакций, полные и сокращённые ионные уравнения реакций.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Владение понятийным аппаратом; умение давать определения изученного понятия (реакции ионного обмена)
  2. Умение составлять полные и сокращённые ионные уравнения необратимых реакций и разъяснять их сущность, приводить примеры реакций ионного обмена, идущих до конца
  3. Умение составлять молекулярные уравнения исходя из заданных

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  1. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
  2. осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
  3. определять способы действий в рамках предложенных условий и требований
  4. корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
  5. оценивать результаты решения поставленных задач и др.

Познавательные УУД:

  1. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  2. использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
  3. использование различных источников для получения химической информации.

Коммуникативные УУД:

  1. осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  2. аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других
  3. вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах и др.

Личностные:

  1. умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
  3. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности;
  4. формирование опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях и др.

Организационная структура урока:

Этап урока, время

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

5 мин

Фронтальная работа

Приветствие. Выявление отсутствующих

Настраивание на восприятие материала урока, работа на местах

Вывод учеников на постановку темы урока

-Доброе утро, ребята! Наш с вами урок мы начнем с путешествия в Южную Америку. Какие страны Южной Америки вам известны? Как Вы думаете, а какая страна названа в честь химического элемента? (Аргентина)

(в ответ на Бразилию): -А какие города Бразилии вам известны?

(в ответ на Рио-де-Жанейро): -А какие у вас ассоциации с этим городом? (карнавал, океан, …)

-И как бы ни было это странно, этот город и является темой нашего с вами урока – Рио. Если представить, что это аббревиатура, как можно ее расшифровать?

(если дети не выходят на тему, наводящие вопросы: между веществами протекает что? Какие заряженные частицы существуют в растворе? Наряду с соединением, разложением, замещением существует реакции чего? А теперь сложите все вместе)

Работа на местах – ответы на вопросы учителя

II. Этап актуализации знаний

15 мин

Фронтальная работа

Наводящими вопросами учитель помогает обучающимся вспомнить основные понятия по темам «Диссоциация, электролиты», «Реакции ионного обмена», «Условия протекания реакций обмена» из курса 9ого класса

Записи в тетради, ответы на вопросы учителя

Работа у доски

Составление молекулярного, полного ионного и сокращенного ионного уравнений

Работа у доски (индивидуально), остальные – записи в тетради, наблюдение и оценка записанного на доске

III. Изучение нового 5 мин

Фронтальная работа

Приведение примеров составления молекулярных уравнений по заданным сокращенным ионным

Ba2++CrO42-=BaCrO4

Al3++3OH-=Al(OH)3

Записи в тетради, изучение нового материала

IV. Закрепление нового материала 15 мин

Работа у доски

Постановка проблемы: «Работа в химической лаборатории»

-Моделируем ситуацию. Вы готовитесь к защите ВКР (Выпускной квалификационной работы) бакалавра, и ваш научный руководитель дает вам конкретную задачу: синтезировать определенное вещество любым возможным способом. Задание: синтезировать карбонат кальция и фосфат магния

(Дети должны самостоятельно при помощи наводящих вопросов составить сокращенное ионное уравнение, подобрать необходимые ионы для составления полного ионного уравнения, после чего перейти к молекулярному уравнению реакции, убедиться, что все вещества кроме заданного действительно диссоциируют практически необратимо в растворе и обязательно учесть заряды ионов – расставить коэффициенты в полном ионном и молекулярном)

Решение поставленных проблем

V. Рефлексия 5 мин

Фронтальная работа

Подведение итогов урока

-Какие понятия мы сегодня вспомнили?

-Что они обозначают?

-Зачем нужно это вспоминать? (Рассказать о предстоящих темах «Гидролиз» и «Электролиз», о предстоящей практической работе)

Формулирование сделанного на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Реакции ионного обмена и условия их осуществления" тест для учащихся 9 класса ГИА

Тест для учащихся 9 класса  ЧАСТЬ А   А8  " Реакции ионного обмена и условия их осуществления " для подготовки к ГИАТЕСТ+ТЕСТ В ТЕСТОВОЙ ОБОЛОЧКЕ (Баженова А.А.)+ИНСТРУКЦИЯВыберите...

Реакции ионного обмена химия 9 класс

Интегрированный урок химия - информатика по теме: " Реакции ионного обмена"....

План-конспект урока химии "Реакции ионного обмена" для учеников 9 класса

План-конспект урока по химии на тему "Реакции ионного обмена" соствлен для учеников 9 класса. Тип урока - изучение нового материала. На этапе актуализации знаний ребята кодируют учебный...

Видео. Реакции ионного обмена (8 класс)

В этом видео показано составление молекулярных, полных ионных и сокращенных ионных уравнений. Скачать видео можно по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=O0YjUlaGUgc...

Качественные реакции на ионы 9 класс

Качественные реакции на ионы 9 класс...

Конструкт урока химии 9 класса по теме: "Реакции ионного обмена"

Кострукт содержит цели, задачи урока, планируемые результаты и план урока....