Конспект урока «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения»
план-конспект урока по химии (8 класс)
Конспект урока «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_8_klass_himiya_vazhneyshie_klassy_soedineniy.docx | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
8 класс, предмет: химия
Тема урока: «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения»
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: проблемный урок, диалог.
Цель: создать условия для формирования у учащихся понятий бинарные соединения, оксиды, водородные соединения.
Задачи урока:
образовательная: сформировать первоначальные знания об оксидах и водородных соединениях, показать значение важнейших представителей в природе и жизни человека;
развивающая: развивать умение классифицировать оксиды, давать им химические названия, определять степени окисления по формуле, выводить формулы бинарных соединений по степеням окисления элементов;
воспитательная: умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке, умение адекватной самооценки и самоконтроля. Воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества.
Планируемые результаты:
Предметные: дать определение понятия «оксиды», уметь определять принадлежность неорганических веществ к классу оксидов по формуле, уметь описывать свойства отдельных представителей оксидов, давать им классификацию, знать области применения некоторых оксидов.
Метапредметные:
Регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность; умение оценивать степень успеха или неуспеха своей деятельности.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; готовность отстаивать собственное мнение в диалоге.
Познавательные: уметь составлять на основе текста таблицы; под руководством учителя проводить наблюдения; осуществлять классификацию, обобщение.
Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости; осознавать потребность и готовность к самообразованию; формировать мышление о необходимости бережного отношения к природным ресурсам.
Оборудование: образцы оксидов, природных руд и минералов, содержащих оксиды.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент (5 минут). Приветствие Сообщение о форме проведения урока, целей урока | - Приветствие учащихся, пожелание положительного эмоционального настроя, проверка готовности к уроку. - Сообщение о форме проведения урока (урок изучения нового материала), сообщение эпиграфа к уроку: «Учиться, а время от времени повторять изученное – разве это не приятно?» Конфуций. - Создание комфортной психологической атмосферы урока, настрой на учебную деятельность. | - Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест. |
2. Актуализация субъектного опыта обучающихся. Проверка домашнего задания. Пока обучающийся работает у доски, проводим актуализацию опорных знаний. 3. Создание проблемной ситуации. | Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий. - Составьте формулы соединений и назовите: 1)фосфор и водород, 2)бром и алюминий, 3)марганец (IV) и кислород, 4)азот (III) и натрий, 5)фтор и кальций. - Прежде, чем начать урок, давайте повторим, что мы изучали на прошлом уроке? -Что такое бинарные соединения? - Какое окончание имеют бинарные соединения? - Что называется степенью окисления? - Какую степень окисления могут иметь элементы в соединении? - Какую степень окисления может проявлять водород? - Когда кислород не проявляет степень окисления -2? - Чему равна суммарная с.о. в соединениях? - Из предложенных формул подчеркните вещества, которые не являются бинарными соединениями. HCl, BaSO4, H2O, NaOH, SO2, CuO, NH3, OF2, Fe2O3 (работа в тетрадях с проверкой у доски). - Среди оставшихся соединений подчеркните формулы, в которых есть кислород. ( выполняют задание в тетрадях с проверкой у доски). - Какие из бинарных соединений, в состав которых входит кислород, который имеет с.о., равную не -2? Почему? SiO2, H2O2, ZnO, OF2 - Какое отношение к теме нашего сегодняшнего урока имеют предметы, которые находятся на столе? (Вода, глиняная чашка, лимонад). - Что общего с точки зрения химии у всех этих предметов? - Какую с.о. имеют все эти вещества? - Как кислород переводится с латинского? - Вы знаете, как даются названия бинарным соединениям, назовите данные вещества. - Что общего в названиях этих веществ? - Какая с.о. кислорода в данных веществах? - Попробуйте дать определение понятию «оксиды». | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. Обучающийся на доске, остальные у себя в тетради пишут формулы соединений и дают им названия: РН3 - гидрид фосфора, AlBr3 – бромид алюминия, MnO2 – оксид марганца (IV), Na3N – нитрид натрия (III), CaF2 – фторид кальция. - На прошлом уроке изучали степень окисления двухэлементных веществ. - Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, называются бинарными. - Бинарные соединения имеют суффикс –ид. - Степень окисления – это условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения состоят только из ионов. - С.О. может иметь отрицательное, положительное или нулевое значение. - Водород может проявлять нулевую, положительную и отрицательную с.о. - В соединении со фтором с.о. кислорода +2 (OF2), в пероксиде водорода - H2O2 с.о. кислорода -1. - В соединениях суммарная с.о. всегда равна нулю. - HCl, BaSO4, H2O, NaOH, SO2, CuO, NH3, OF2, Fe2O3
- HCl, H2O, SO2, CuO, NH3, OF2, Fe2O3. - H2O2, так как с.о. кислорода в этом соединении равна -1, OF2, так как с.о. кислорода в этом соединении равна +2. - Приходят к выводу, что не все бинарные соединения, содержащие кислород, относятся к одной группе веществ. - В состав всех веществ входит кислород (ранее полученная информация на уроках биологии, химии) (H2O, SiO2, CO2). - Все вещества имеют с.о. равную -2. - Оксигениум. - Оксид водорода, оксид кремния, оксид углерода (IV). - Все вещества имеют общее слово «оксид». - Все вещества имеют с.о. кислорода, равную -2. - Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, одним из которых является кислород в с.о. -2. |
4.Этап изучения нового материала | - Итак, тема нашего урока «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения». - Некогда Антуан де Сент – Экзюпери, так воспевал в своих стихах кислородсодержащие вещество: «…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить Высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете». - О каком веществе говорил поэт? - Дайте название этому веществу. - Сейчас будем работать в парах. Один учащийся читает информацию на странице 55о воде, второй учащийся читает об углекислом газе. Затем полученную информацию передаёте друг другу. - На слайде следующие вещества: MgO, P2O5, Li2O, SO3 - В чём отличие этих соединений? - Правильно, какой вывод мы сделаем? - В каких агрегатных состояниях могут быть оксиды? - Какие виды химических связей для них характерны? - Другими важнейшими соединениями являются водородные соединения. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Даны вещества: NaH, HCl, H2S, NH3, KH, CaH2. - Что у них общего? - В чём отличие? - Запишем в тетради правило: Активный Ме + водород = гидрид. - При составлении названий – на первое место ставят слово «гидрид», а потом название второго элемента. - Перечислим гидриды и дадим им названия: NaH, KH, CaH2 - Запишем второе правило: неМе + водород = летучее водородное соединение. - Давайте попробуем дать названия этим веществам: HCl, H2S, NH3 - Какую степень окисления принимает водород в гидридах? - Прочитайте самостоятельно информацию о гидридах и задайте вопросы, если они у Вас появились. | -Записывают тему урока в тетради. - О воде. - Оксид водорода. - Работа с текстом в учебнике. Учащиеся передают изученную информацию друг другу. - В одних формулах на первом месте – Ме, в других неМе. - Вывод: есть оксиды металлов и оксиды неметаллов. - Оксиды имеют три агрегатных состояния (твёрдые, жидкие, газообразные). - Ковалентная полярная и ионная химические связи характерны для оксидов.
- Все эти вещества содержат водород. - На первом месте – Ме или неМе. - Записывают правило в тетради.
- Дают названия: гидрид натрия, гидрид калия, гидрид кальция. - Записывают правило в тетради. - Хлорид водорода, сульфид водорода, гидрид азота или нитрид водорода. - С.о. водорода в гидридах равна -1. - Задают вопросы, если они появились после прочтения текста о гидридах. |
5. Физкультминутка для обучающихся | Раз – налево, два – направо, | Обучающиеся делают физкультминутку. |
6. Закрепление материала | - Из формул CaO, MgO, Cl2O, Li2O, CO2, ZnO, NO, Al2O3 выпишите отдельно оксиды металлов и оксиды неметаллов. Назовите их. - Составьте формулы названных в тексте оксидов и впишите их вместо пропусков. В земной коре - литосфере находится оксид алюминия ______ (глина), оксид кремния (IV) ________ (песок), оксид железа(III) _____. - Ребята, давайте поменяемся работами и проверим их. | Оксиды металлов: CaO – оксид кальция, MgO – оксид магния, Li2O – оксид лития, ZnO – оксид цинка, Al2O3 – оксид алюминия. Оксиды неметаллов: Cl2O – оксид хлора (I), CO2 – оксид углерода (IV), NO – оксид азота (II). - Составляют формулы: Al2O3, SiO2, Fe2O3. - Учащиеся проверяют работу и оценивают по предложенному критерию. |
7. Домашнее задание | - Запишите домашнее задание: §18, упр. № 1 , № 2 , №3, № 6 (стр. 97-98); составьте (на выбор) кроссворд, синквейн или сказку о любом веществе, изученном сегодня на уроке. - Поясняет выполнение заданий. | Учащиеся записывают в дневник домашнее задание, задают вопросы, если такие возникли. |
8. Рефлексия | - Подведем итоги нашей работы. - Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? - Как вы считаете, достигли ли мы целей? - Что нового узнали на уроке? - Что было сложным при изучении оксидов? - Что было наиболее интересным на уроке? - О чем хотелось бы узнать больше? | - Познакомиться с новыми классами соединений. - Отвечают на вопросы, высказывают свои впечатления об уроке. - Коррекция самооценок, самоанализа, выставление оценок. |
Формы - фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Методы – словесный, наглядный, частично-поисковый.
Список использованной литературы
- Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарные соединения – оксиды и летучие водородные соединения
урок знакомит более подробно с оксидами, их применением, физическими и химическими свойствами. также даётся основное правило современной международной номенклатуры ...
Оксиды и летучие водородные соединения
Презентация к уроку в 8 классе...
важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения
презентация по данной теме может быть использована для проведения урока химии в 8 классе по программе Габриеляна О.С. Содержит 12 слайдов, позволяющие актуализировать знания обучающихся по ранее изуче...
Модульный урок "Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды"
Данный урок проводится в теме "Важнейшие классы неорганических соединений" в 8 классе. Урок построен таким образом, что каждый учащийся является активным участником учебного процесса, позволяющего ему...
Урок по теме "Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения."
Открытый урок по химии по теме "Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения". с применением интерактивной приставки MIMIO...
Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения
. Цели урока:1.Образовательные: • познакомить учащихся с оксидами, их составом и классификацией, рассмотреть названия оксидов, способы их получения, распространение в природе и применение; - • формиро...
Конспект урока химии. Тема урока Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.
Тема урока: Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.Класс: 8 Тип урока: комбинированный, изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний умений и навыков,.Метод: про...