Конспект метапредметного урока "Ацетилен"
план-конспект урока по химии (10 класс)

Усанкина Наталья Алексеевна

Методическая цель урока: проверить роль лабораторных и практических работ в повышении качества знаний на уроках химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_atsetilen.doc133 КБ
Microsoft Office document icon rabochiy_list_uchenika.doc76 КБ
Office presentation icon atsetilen.ppt479.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования

администрации Балтайского муниципального района  

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа с. Большие Озерки

План-конспект урока по теме:

АЦЕТИЛЕН

Химия 10 класс

Выполнила:

Усанкина Наталья Алексеевна

учитель химии

МБОУ СОШ с. Б-Озерки

Адрес ОУ:

412632, Саратовская обл.,

Балтайский р-он, с. Большие Озерки,

ул. Пионерская, д.8

2018-2019 уч. год

Тема: Ацетилен

Тип урока: Урок изучения нового материала

Вид урока: Комбинированный

Форма организации учебного занятия: Урок-практикум с использованием презентации

Методическая цель урока: проверить роль лабораторных и практических работ в повышении качества знаний на уроках химии.

Цели урока.

Образовательные: Формирование у учащихся понятия о взаимосвязи строения молекулы ацетилена с его свойствами и применением. В течение урока обучить учащихся лабораторному способу получения ацетилена, отрабатывать навыки обращения с лабораторным оборудованием. Формирование умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку. Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве. Научить делать выводы.

Воспитательные: Формирование мотивов учения, воспитание положительного отношения к знаниям. Воспитание бережного отношения к своему здоровью, разумного отношения к окружающей среде.

Развивающая: формирование знаний, практических умений и навыков, развитие восприятия, памяти, наблюдательности, самостоятельности мышления и творческого подхода, умения осуществлять умозаключения от частого к общему, от общего к частному.

Материально-техническое обеспечение: компьютер

Оборудование: шаростержневые модели, лабораторный штатив, пинцет, прибор для получения газов, раствор перманганата калия, раствор бромной воды.

Методы обучения: дедуктивно построенный рассказ, учебной аналогии,  проблемно-поисковая практическая работа, лабораторная работа репродуктивного характера, методы контроля и самоконтроля, самооценка.

Метапредметные и межпредметные связи: в ходе урока учащиеся применяли приобретенные ранее знания о химических свойствах классов углеводородов, устанавливали причинно-следственные связи между строением атома и его физическими и химическими свойствами. Применялись знания учащихся, полученные на уроках географии: о планетах Солнечной системы, экологии.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_____________________________________________________

1. План-конспект урока_________________________________________

2. Рабочий лист ученика________________________________________

3. Самоанализ_________________________________________________

Приложения

Приложение 1. Презентация

Приложение 2. Видео-ролик

УЭ

№1

2 мин

       «Один произведенный опыт намного дороже тысячи теорий, которые так и остались мыслями». М.В. Ломоносов

Рассказ (Слайд №1)

Цель: Вводный контроль.

Оборудование: Компьютер, презентация

Это вещество представляет собой химическое соединение, ненасыщенный углеводород, принадлежащий к классу алкинов. Газ без цвета и запаха, обладает слабым наркотическим действием. Между атомами углерода действует прочная тройная связь.

В 1895 году французом Ле Шателье было обнаружено, что при сгорании этого газа  в кислороде получается пламя очень высоких температур. Название его в переводе означает «уксусное дерево». Впоследствии это открытие легло в основу главного промышленного применения этого газа – сварка и резка тугоплавких металлов.

Интересный факт: в естественном состоянии этот газ встречается  на других планетах Солнечной системы. Согласно современным данным, это вещество обнаружено, например, на таких планетах, как Нептун и Уран.

На спутнике Титан, что обращается вокруг Сатурна, обнаружены громадные запасы этого газа и водорода. Теоретически, инопланетные организмы могут использовать углеводороды в жидком состоянии в качестве питательных веществ. Был выполнен расчет количества соединений ацетилена и водорода на поверхности Титана. Низкие температуры на поверхности спутника (-150 — 180°C) приводят к тому, что по его поверхности текут метановые реки и собираются в ацетиленовых водоемах. Концентрация углеводородов признана достаточной для существования на Титане жизни, однако ни один из космических аппаратов, что приземлялись на его поверхность, признаки таковой не зафиксировал.

На Земле этот газ в естественном виде существовать практически не может из-за наличия кислорода, сильнейшего окислителя, который разрушает углеводородные связи в молекуле этого вещества. Он хранится в специальных баллонах.

Назовите название этого углеводорода и сформулируйте тему урока.

Рассказ с просмотром слайда

УЭ

№2

5 мин

Изучение новой темы: Строение молекулы ацетилена (Слайд №2)

Проблемная ситуация: Объясните причины отсутствия у ацетилена геометрической изомерии.

Оборудование: Шаростержневые модели, пластилин

1. Выполнить практическую работу «Изготовление шаростержневых моделей и моделей Стюарта-Бриглеба ацетилена»

Задание 1. На основании строения молекулы пояснить виды изомерии, характерные для алкинов.

Ответить на вопрос: Почему алкинам не свойственна геометрическая изомерия?

Задание 2. На основании строения молекулы пояснить типы химических реакций (названия химических реакций), характерные для алкинов.

!Все реакции присоединения:

1.Горения

  1. Гидрирование
  2. Гидрогалогенирование
  3. Галогенирование
  4. Гидратация
  5. Полимеризация

Практическая работа частично-поискового характера

Собрать шаростержневую модель молекулы ацетилена,  модель Стюарта-Бриглеба.

Обсуждение проблемы.

Актуализация знаний.

Правило!

Выполнение з.2 методом аналогии, используя ранее полученные знания

УЭ

№3

4 мин

Изучение новой темы: Физические свойства ацетилена (Слайд №3)

Цель: Изучение физических свойств ацетилена. Краткий обзор правил техники безопасности при обращении с ацетиленом в быту.

В обычных условиях ацетилен не воспринимается человеческим глазом. Чистый ацетилен не имеет запаха. Специфический запах придают содержащие в нем примеси. Ацетилен по плотности меньше атмосферного воздуха.

Согласно термическим свойствам плавление ацетилена происходит при температуре -80,6°C, а кипение при -83,8 °C.

        Умеренно растворяется в воде. Хорошо растворяется многими другими органическими соединениями, например, ацетоном. Очень неустойчив термодинамически: при температуре свыше 320°C способен самовоспламеняться, в случае нагревания до 500°С взрывается.

Безопасность:

Первое, что нужно знать, задумываясь о безопасности работы с этим газом, – смеси ацетилена с кислородом способны взрываться. Причем в очень широком диапазоне концентраций: от 2,3% до 80,7% ацетилена (по объему). Кроме того, и это тоже важно, данное соединение относится к газам, способным гореть даже в бескислородной среде. Смеси ацетилена с воздухом взрывоопасны.

К тому же ацетилен обладает пусть слабым, но выраженным токсическим действием. Он оказывает на организм человека целый ряд негативных побочных эффектов. У надышавшегося таким газом могут возникнуть все признаки интоксикации организма: головокружение, шум в ушах, тошнота, рвота и даже потеря сознания. К тому же он обладает и наркотическим действием.

Наконец, уместно напомнить (особенно людям, которые сталкиваются с химическими соединениями лишь эпизодически и не помнят многих тонкостей): при длительном соприкосновении ацетилена с медью и серебром образуются ацетилениды соответствующих металлов. Такие соединения представляют на практике реальную опасность, т.к. они взрываются при повышении температуры и даже при ударе. Поэтому для хранения ацетилена категорически нельзя использовать материалы, содержащие медь. Все это предопределяет необходимость проявлять особую осторожность при хранении и доставке ацетилена. И приобретать его, конечно, можно только у профессиональных компаний, способных дать безоговорочные гарантии безопасности как соответствия оборудования, в первую очередь баллонов, так и их заполнения в соответствии со всеми существующими правилами.

Важная технологическая особенность здесь состоит еще и в том, что при сжатии ацетилен разлагается со взрывом. Однако его взрывоопасность уменьшается при разбавлении некоторыми другими веществами. Поэтому ацетилен хранят в баллонах, заполненных, например, активированным углем, пропитанным ацетоном, в котором ацетилен растворяется под давлением в больших количествах.

Струя ацетилена, выпущенная на открытый воздух, может загореться от малейшей искры, в том числе от разряда статического электричества с пальца руки.

Задание 1. Используя информацию презентации и учебника заполнить таблицу «Физические свойства ацетилена».

Молекулярная формула

Молярная масса

Агрегатное состояние

Запах

Температура кипения

Температура плавления

Растворимость в воде

Растворимость в органических растворителях (название)

Информация учителя с просмотром слайда

Самостоятельная работа репродуктивного характера

Работа с учебником

УЭ

№4

12 мин

Изучение новой темы: Получение ацетилена. (Слайд №4).

Цель: Изучение промышленных и лабораторных способов получения ацетилена. Получение ацетилена. Проведение  качественных реакций на обнаружение ацетилена.

Оборудование:  лабораторный штатив, прибор для получения газов, шпатель, пинцет, карбид кальция, раствор перманганата калия и бромной воды.

1. Актуализировать  знания по получению ацетилена в промышленности:

  1. Высокотемпературный крекинг метана (при t = 1500 С):

     2CH4 → СH≡CH +3H2.

  1. Дегидрирование алканов и алкенов:

      CH3-CH3 → СH≡CH +2H2;

      CH2= CH2 → СH≡CH + H2.

2. Изучить новый метод получения ацетилена в промышленности и в лаборатории:

  1. Гидролиз карбида кальция:

     CaC2 +2H2O = Ca(OH)2 + C2H2↑  

3. Выполнить лабораторную работу «Получение ацетилена. Качественные реакции».

1. Выберем правила ТБ при выполнении этой работы

2. Алгоритм выполнения лабораторной работы:

Получение ацетилена:

1. Прибор для получения газов укрепить в штативе

2. Пинцетом поместить небольшой кусочек карбида кальция в пробирку.

3. Добавить 1 мл воды.

Определение ацетилена:

4. К концу газоотводной трубки поднести зажженную спичку, отметить характер пламени.

5. Конец газоотводной трубки поместить поочередно в раствор перманганата калия и бромной воды. Отметить результаты.

6. Результат лабораторной работы оформить таблицей:

Что брали

Что делали

Что наблюдали

Вывод,

уравнения реакций

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Просмотр слайда

Актуализация знаний

Изучение новой темы

Объяснение учителя с просмотром слайда

Лабораторная работа репродуктивного характера

Инд. метод

УЭ

№5

3 мин.

Изучение новой темы: Химические свойства ацетилена (Слайд №№5,6,7,8,9,10,11)

Цель: Изучение химических свойств ацетилена

1.  Реакция горения.

Тройная внутримолекулярная связь ацетилена обуславливает очень высокую удельную теплоту сгорания при разрыве этой связи. Пламя может достигать температуры 3200°С, что обуславливает важнейшее промышленное применение ацетилена – высокотемпературная сварка. Ацетилен используется при автогенной сварке и резке металлов. Для этих целей требуется два баллона с разными газами: кислородом и ацетиленом. Газы подаются в специальную горелку, где во время сгорания ацетилена в кислороде достигается температура порядка 3000°С, что позволяет работать даже с тугоплавкими металлами и сталью.

2C2H2 + 5O2 = 4CO2 + 2H2O + Q

Пламя ацетиленовой горелки можно видеть под водой, что довольно легко объяснимо. Все углеводороды сгорают с выделением тепла и образуют углекислый газ и воду. Когда ацетилен сгорает, то образуется настолько высокая температура, что вода вокруг испаряется и получается пузырь. Именно в этом пузыре внутри водной среды можно наблюдать пламя ацетиленовой горелки и его не тушит вода.

2. Реакции присоединения.

Галогенирование:

СН  СН + Вr2 → ВrСН = СНВr;

сначала бром присоединяется по месту одной π-связи и образуется 1,2-дибромэтен;

ВrСН=СНВr + Вг2 → Вr2СН– СНВr2;

затем присоединяется вторая молекула брома по второй π-связи, продуктом реакции является 1,1,2,2-тетрабромэтан.

Качественная реакция на обнаружение ацетилена

Гидрогалогенирование:

при присоединении хлороводорода по одной из π-связей образуется газообразное вещество хлорэтен (хлорвинил). Катализатором данной реакции является хлорид ртути.

Гидрирование в присутствии катализатора (платины, никеля):

Гидратация (присоединение воды) происходит в присутствии катализатора Hg2+ в кислой среде (реакция М.Г. Кучерова). При этом ацетилен образует ацетальдегид, а его гомологи – соответствующие кетоны:

3. Полимеризация.

Тримеризация:

2Н2 →  С6Н6 (При t = 600оС в присутствии активированного угля)

Задание 1. Назвать продукты химических реакций по международной номенклатуре ИЮПАК.

Актуализация знаний

Информация учителя с просмотром слайдов.

Актуализация знаний

УЭ

№ 6

8 мин.

Изучение новой темы: Применение ацетилена (Слайд №12,13, 14,15)

Цель: Ознакомиться с областями применения ацетилена в промышленности

1. Карбид кальция когда-то произвел революцию в освещении в Европе позапрошлого столетия. В конце XIX века значительной популярностью пользовались ацетиленовые светильники, в которых источником ацетилена как раз служил дешевый карбид кальция. Их устанавливали на железнодорожном и водном транспорте, применяли для освещения улиц и больших помещений. С появлением электрических источников освещения карбидовые лампы использовать перестали, так как они небезопасны в применении. Сейчас они выпускаются небольшими партиями в качестве походного снаряжения. Всем походникам-туристам такая лампа знакома под названием «карбидка».  

2. Ацетилен – соединение, имеющее большую реакционную способность, химически достаточно активен и является сырьем для полутора сотен других углеводородов.

Из него синтезируют уксусную кислоту, этиловый спирт, растворители,

пластмассы, многие знакомые нам в быту химические вещества, например, поливинилхлорид (ПВХ, он же PVC), который используется в электроизоляции, в качестве искусственной кожи в текстильной промышленности (что породило целую молодежную субкультуру), для производства грампластинок, рекламных баннеров и т.д. Всем известный клей ПВА (поливинилацетат) тоже получают из ацетилена. Каучук, ароматические углеводороды, а также используют в производстве взрывчатых ацетиленидов. Это соли ацетилена, получаемые при взаимодействии с некоторыми тяжелыми металлами. Полученные соединения обладают высокой химической неустойчивостью и при малейших внешних воздействиях (при ударе или трении) разлагаются с мощным взрывом. Ацетилениды серебра, меди и ртути используются в промышленном производстве взрывчатки. Также очень сильным взрывчатым свойством характеризуется ацетиленид золота.

        Ацетилен в смеси с аммиаком используется в работе ракетных двигателей.

Задание 1: Заполнить таблицу «Применение ацетилена»

Применение ацетилена

Химические реакции, на которых основано применение ацетилена

В газосварочных аппаратах (автогенах)

Для освещения в лампах-«карбидках»

Для получения альдегидов, 

спиртов, уксусной кислоты

Для получения поливинилхлорида (ПВХ), поливинилацетат (клей ПВА), ароматических УВ (бензола)

Информация учителя с просмотром слайда

Самостоятельная работа

Применить правило!

УЭ

№7

5 мин

Изучение новой темы: Сравнение термохимических свойств этилена и ацетилена

Проблемный вопрос: «Почему этилен не используют в автогене?»

Оборудование: Компьютер, видеоролик

Ответ подтвердить расчетами.

Просмотр видеоролика

Лабораторная работа поискового характера.

Обсуждение проблемы

УЭ

№8

6 м

Контроль и самоконтроль: Тестовые задания (Слайд №9, №10)

Индивидуальная работа

УЭ

№9

1 мин

Домашнее задание: § 6

1. Назвать ближайший гомолог ацетилена

2. Найти массу карбида кальция, содержащего 20% примесей, необходимого для получения 28 л ацетилена?

УЭ

№10

3 мин

Подведение итогов урока.

Самооценка:

Как я усвоил новую тему?

Узнал много нового  (9-10 баллов)

Некоторые моменты не понял (6-8 баллов)

Требуется дополнительное разъяснение по теме (3-5 балла)

Как я работал на уроке?

Выполнил все задания самостоятельно (9-10 баллов)

Часть заданий не выполнил (6-8 баллов)

Возникли затруднения при выполнении заданий (3-5 балла)

«5» - 18 – 20 баллов;

«4» - 12 -16 баллов;

«3» - 6 – 10 балла



Предварительный просмотр:

Рабочий лист ученика

Тема:

УЭ№1

Задание 1. Изучить содержание слайда

Задание 2. Записать тему урока.

Прослушать рассказ. Записать тему урока

УЭ

№2

Строение молекулы

Практическая работа:  «Изготовление шаростержневых моделей ацетилена и моделей Стюарта-Бриглеба»

Задание 1. На основании строения молекулы пояснить виды изомерии, характерные для алкинов.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответить на вопрос: Почему алкинам не свойственна геометрическая изомерия?

Задание 2. На основании строения молекулы пояснить типы химических реакций, характерные для алкинов  (названия химических реакций).

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3.________________________________________________________________

4.________________________________________________________________

5.________________________________________________________________

6.________________________________________________________________

Выполнить практическую работу

Выполнить задание 1.

Ответить на  вопрос

Выполнить задание 2.

УЭ

№3

Физические свойства ацетилена

Задание 1. Используя информацию презентации и учебника заполнить таблицу «Физические свойства ацетилена».

Молекулярная формула

Молярная масса

Агрегатное состояние

Запах

Температура кипения

Температура плавления

Растворимость в воде

Растворимость в органических растворителях (название)

Изучить содержание слайда.

 Работа с учебником.

Заполнить таблицу

УЭ №4

       Получение ацетилена

        Задание 1. Повторить способы получения ацетилена. Запишите уравнения реакций:

1. _______________________________________________________________

2. _______________________________________________________________

Лабораторный способ получения ацетилена:

3. _______________________________________________________________

2. Выполнить лабораторную работу «Получение ацетилена. Качественные реакции».

1. Выберите правила ТБ при выполнении этой работы:

2. Алгоритм выполнения лабораторной работы:

Часть 1. Получение ацетилена:

1. Прибор для получения газов укрепить в штативе

2. Пинцетом поместить небольшой кусочек карбида кальция в пробирку.

3. Добавить 1 мл воды.

Часть 2. Определение ацетилена:

4. К концу газоотводной трубки поднести зажженную спичку, отметить характер пламени.

5. Конец газоотводной трубки поместить поочередно в раствор перманганата калия и бромной воды. Отметить результаты.

6. Результат лабораторной работы оформить таблицей:

Что брали

Что делали

Что наблюдали

Вывод,

уравнения реакций

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Записать уравнения реакций.

Просмотреть слайд

Изучить новый способ получения ацетилена.

Выполнить лабораторную работу

Правила ТБ

Изучить алгоритм

УЭ№5

       Химические свойства ацетилена

       Задание 1.  Назвать продукты химических реакций по международной номенклатуре ИЮПАК.

       

 Изучить содержание слайда.

Выполнить задание.

УЭ №6

        Применение ацетилена

Задание 1: Заполнить таблицу «Применение ацетилена»

Применение ацетилена

Типы химических реакций, лежащих в основе применения ацетилена

В газосварочных аппаратах (автогенах)

Для освещения в лампах-карбидках

Для получения альдегидов, 

спиртов, уксусной кислоты

Для получения поливинилхлорида (ПВХ), поливинилацетат (клей ПВА), ароматических УВ (бензола)

Прослушать рассказ учителя, просмотреть слайд

Заполнить таблицу

Применить правило!

УЭ

№7

Сравнение ацетилена и этилена при горении

1.Вопрос: Почему этилен не используют в автогенах?

2. Выполнить лабораторную работу

Ответ подтвердить расчетами

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Ответить на вопрос

Просмотр видеоролика

Произвести расчет

УЭ

№8

Задание 1. Ответить на вопросы теста

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Проверить ответы самостоятельно (на слайде)

Выполнить

Задание

См слайд

УЭ

№9

Домашнее задание:  § 6

  1. Назвать ближайший гомолог ацетилена
  2. Рассчитать массу карбида кальция, содержащего 20% примесей, необходимого для получения 28 л ацетилена

Записать д/з

УЭ

11

 

Самооценка:

Как я усвоил новую тему:

Узнал много нового  (9-10 баллов)

Некоторые моменты не понял (6-8 баллов)

Требуется дополнительное разъяснение по теме (3-5 балла)

Как я работал на уроке:

Выполнил все задания самостоятельно (9-10 баллов)

Часть заданий не выполнил (6-8 баллов)

Возникли затруднения при выполнении заданий (3-5 балла)

Выставить оценку:

«5» -

18 – 20 баллов;

«4» -

12 -16 баллов;

«3» -

6 – 10 балла



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила учитель химии МБОУ СОШ с. Большие Озерки Усанкина Наталья Алексеевна АЦЕТИЛЕН ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗРАБОТКЕ УРОКА ПО ТЕМЕ «АЦЕТИЛЕН»

Слайд 2

Из-за сильнейшего окислителя – кислорода этот газ на Земле в естественном состоянии существовать не может. Он хранится в специальных баллонах. В естественном виде встречается на Уране, Реки из углеводородов на поверхности Нептуне Титана, спутника Сатурна

Слайд 3

Шаростержневая модель ацетилена Модель Стюарта-Бриглеба С-H ≡ C-H СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛЫ АЦЕТИЛЕНА

Слайд 4

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АЦЕТИЛЕНА 1. Не имеет запаха при н.у. Запах придают примеси. 2. Ацетилен легче воздуха, плотность его меньше, чем у воздуха. 3. t плавл. = - 80,6⁰С 4. t кип. = - 83,8⁰С 5. Ограниченно растворяется в воде. 6. Неограниченно - в органических растворителях, например, в ацетоне. 1. Смеси ацетилена с кислородом взрываются (причем концентрация ацетилена не имеет значения). Также взрывоопасны смеси ацетилена с воздухом. 2. Ацетилен взрывается при ударе (при нагреве до 500 ⁰С, при сжатии до 2 МПа при комнатной температуре. 3. Струя ацетилена, выпущенная на воздух может загореться от малейшей искры, в том числе от разряда статического электричества с пальца руки. 4. Взрывоопасность ацетилена уменьшается при разбавлении некоторыми другими газами. Поэтому ацетилен хранят в баллонах, заполненных, например, активированным углем,пропитанным ацетоном, в котором ацетилен растворяется под давлением в больших количествах .

Слайд 5

ПОЛУЧЕНИЕ АЦЕТИЛЕНА 1. Высокотемпературный крекинг метана (при t = 1500⁰ С): 2CH 4 → СH≡CH +3H 2 . 2. Дегидрирование алканов и алкенов: CH 3 -CH 3 → СH≡CH +2H 2 ; CH 2 =CH 2 → СH≡CH + H 2 . 3. Гидролиз карбида кальция: CaC 2 +2H 2 O = Ca(OH) 2 + C 2 H 2 ↑ Карбид кальция получают в результате взаимодействия обожженной извести с коксом в электрических печах при температуре 1900 - 2300 о С. При этом происходит эндотермическая химическая реакция (т. е. с поглощением тепла) по формуле: СаО + 3С = СаС 2 + СО - Q

Слайд 6

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АЦЕТИЛЕНА 1. Реакция горения . Тройная внутримолекулярная связь ацетилена обуславливает очень высокую удельную теплоту сгорания при разрыве этой связи. Пламя может достигать температуры 3200°С, что обуславливает важнейшее промышленное применение ацетилена – высокотемпературная сварка. Ацетилен используется при автогенной сварке и резке металлов. 2 C 2 H 2 + 5 O 2 = 4 CO 2 + 2 H 2 O + Q

Слайд 7

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АЦЕТИЛЕНА 2. Реакции присоединения Галогенирование: 1 стадия СН ≡ СН + Вr 2 → ВrСН = СНВr Br Br ׀ ׀ H – C ≡ C – H + Br–Br → H – C = C – H 2 стадия ВrСН=СНВr + Вг 2 → Вr 2 СН–СНВr 2 Br Br Br Br ׀ ׀ ׀ ׀ H – C = C – H + Br–Br → H – C – C – H ׀ ׀ Br Br

Слайд 8

2. Реакции присоединения Гидрогалогенирование: СН ≡ СН + HCl → СН 2 = СН Cl (Катализатором данной реакции является хлорид ртути HgCl ). Hg+ H–C ≡ C–H + H–Cl → H–C = C–H ׀ ׀ H Cl ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АЦЕТИЛЕНА

Слайд 9

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АЦЕТИЛЕНА 2. Реакции присоединения Гидрирование: 1 стадия СН≡СН + H 2 → СН 2 =СН 2 (Катализатор платина Pt , никель Ni , палладий Pd ) . Ni H–C ≡ C–H + H–H → H–C = C–H ׀ ׀ H H 2 стадия Ni СН 2 =СН 2 + H 2 → СН 3 – СН 3 H H Ni ׀ ׀ H–C = C–H + H–H → H–C – C–H ׀ ׀ ׀ ׀ H H H H

Слайд 10

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АЦЕТИЛЕНА 2. Реакции присоединения Гидратация: СН≡СН + H 2 О → CH 3 -CHO ( Катализатор Hg + , Н + ). H O Hg+ , Н+ ׀ H–C ≡ C–H + H–OH → H–C = C ׀ H H

Слайд 11

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АЦЕТИЛЕНА 3. Полимеризация Тримеризация: 3С 2 Н 2 → С 6 Н 6 (При t = 600 о С в присутствии активированного угля) С акт. 600⁰ С

Слайд 12

ПРИМЕНЕНИЕ АЦЕТИЛЕНА Лампа - карбидка Принцип действия

Слайд 13

ПРИМЕНЕНИЕ АЦЕТИЛЕНА

Слайд 14

ПРИМЕНЕНИЕ АЦЕТИЛЕНА ПВХ ПВА

Слайд 15

ПРИМЕНЕНИЕ АЦЕТИЛЕНА Ацетилен уксусный альдегид этиловый спирт уксусная кислота

Слайд 16

ТЕСТ ПО ТЕМЕ: АЦЕТИЛЕН 1.Общая формула гомологического ряда ацетилена: а) С n Н n+2 б) С n Н 2n в) С n Н 2n-2 г) С n Н 2n - 6 2 . Гомологом пропина является: а) фенол б) пентан в) этилен г) этин 3 . Алкинам не свойственна изомерия: а) углеродной цепи; б) положения тройной связи; в) межклассовая» г) пространственная ( цис – транс - изомерия) 4 . Реакция гидратации возможна для: а) этина; б) бензола; в) декана; г) циклопентана. 5 . Наличием тройной связи обусловлена возможность алкинов вступать в реакции: а) горения; б) замещения; в) дегидрирования; г) полимеризации. 6. При гидратации этина в присутствии сульфата ртути (II) образуется: а) НСОН; б) СН 3 ОН; в) НСООН; г) СН 3 СНО 7. Превращение ацетилена в бензол – это реакция … а) тримеризации; б) дегидрирования; в) восстановления; г) оксиления. 8 . Найдите ошибку в физических свойствах ацетилена: а) газ, легче воздуха; б) чистый ацетилен не имеет запаха; в) хорошо растворим в воде; г) при смешивании в воздухом взрывоопасен. 9 . Уравнение получения ацетилена в лаборатории: а) С 2 Н 5 ОН→ С 2 Н 4 + Н 2 О; б) СаС 2 + 2Н 2 О → С 2 Н 2 + Са(ОН) 2 ; в) С 2 Н 2 + НОН → СН 3 СНО; г) 2СН 4 → С 2 Н 2 + 3Н 2 10. Масса карбида кальция, содержащего 20 % примесей, необходимого для получения 28 л ацетилена: а) 64 г; б) 12 г; в) 100 г; г) 35 г.

Слайд 17

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ ПО ТЕМЕ: АЦЕТИЛЕН 1.Общая формула гомологического ряда ацетилена: а) С n Н n+2 б) С n Н 2n в) С n Н 2n-2 г) С n Н 2n - 6 2 . Гомологом пропина является: а) фенол б) пентан в) этилен г) этин 3 . Алкинам не свойственна изомерия: а) углеродной цепи; б) положения тройной связи; в) межклассовая» г) пространственная ( цис – транс - изомерия) 4 . Реакция гидратации возможна для: а) этина; б) бензола; в) декана; г) циклопентана. 5 . Наличием тройной связи обусловлена возможность алкинов вступать в реакции: а) горения; б) замещения; в) дегидрирования; г) полимеризации. 6. При гидратации этина в присутствии сульфата ртути (II) образуется: а) НСОН; б) СН 3 ОН; в) НСООН; г) СН 3 СНО 7. Превращение ацетилена в бензол – это реакция … а) тримеризации; б) дегидрирования; в) восстановления; г) окисления. 8 . Найдите ошибку в физических свойствах ацетилена: а) газ, легче воздуха; б) чистый ацетилен не имеет запаха; в) хорошо растворим в воде; г) при смешивании в воздухом взрывоопасен. 9 . Уравнение получения ацетилена в лаборатории: а) С 2 Н 5 ОН→ С 2 Н 4 + Н 2 О; б) СаС 2 + 2Н 2 О → С 2 Н 2 + Са(ОН) 2 ; в) С 2 Н 2 + НОН → СН 3 СНО; г) 2СН 4 → С 2 Н 2 + 3Н 2 10. Масса карбида кальция, содержащего 20% примесей, необходимого для получения 28 л ацетилена: а) 64 г; б) 12 г; в) 100 г; г) 35 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект метапредметного урока по теме:"Биологическое действие радиоактивных излучений"

Урок оценивается как метапредметный, т. к. рассматривается вопрос о влиянии техногенных катастроф на здоровье человека....

конспект метапредметного урока по химии в 11 классе по теме "Пути познания"

Урок по хими в 11 классе по теме "Периодический закон и периодическая таблица" разработан по метапредметной технологии...

Конспект метапредметного урока

Урок английского языка. 7 класс.Тема урока: Образование в англоговорящих странах....

Конспект метапредметного урока английского языка и литературы «Быть или не быть?» (от «Гамлета» к сонетам) Мастерская построения новых знаний.

Смысловые вехи проектирования.Уровень интеграцииТематические / межпредметные связи.Метапредметное понятиеПонятие-символЛичностный уровень.Основная идея урока:интеграция разных видов искусств и их стил...

Конспект метапредметного урока в 6классе с использованием информационно - коммуникационных технологий по теме: «Let’s go to London».

Предмет: английский язык, урок  введения нового лексического материала по теме Лондон и его достопримечательности.Цели:Образовательные: ввести и первично отработать новый лексический матери...

План-конспект метапредметного урока: Проектная задача "Здоровое питание"

Предлагается конспект урока "Проектная задача", в котором разработана система заданий для получения  результата- продукта....

Конспект метапредметного занятия в 10 классе

Как заинтересовать учащихся в учебе, как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении, как показать важность их работы для них же самих, а не только для учителя?Одним из путей является применени...