КТП 10 класс химия
календарно-тематическое планирование по химии (10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение №1
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ средняя школа № 9
Рабочая программа
Образовательная область: Естественные науки
Учебный предмет: ХИМИЯ (базовый уровень)
Класс: 10 (11)
Срок реализации программы: 1 год
г. Выкса
Рабочая программа по химии (базовый уровень) 10 (11) класса составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения ООП СОО МБОУ средняя школа № 9, на основе примерной Программы среднего общего образования по химии, авторской программы Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Габриеляна О.С. 10-11 кл. Базовый уровень, «Издательство «Просвещение»», 2019
Рабочая программа ориентирована на учебник
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Автор/Авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника | Нормативный документ |
1.3.5.4.1.1 | Габриелян О.С., Остороумов И.Г., Сладков С.А. | Химия (базовый уровень) | 10 | АО «Издательство «Просвещение» | |
1.3.5.4.1.2 | Габриелян О.С., Остороумов И.Г., Сладков С.А. | Химия (базовый уровень) | 11 | АО «Издательство «Просвещение» |
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов (34 недели) – базовый уровень.
- Планируемые результаты обучения
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ХИМИИ Базовый уровень
Введение (2ч)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические соединения.
Тема 1. Теория строения органических соединений (5 ч)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16 ч)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.
Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение ацетилена. Отношение этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений
2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3 Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (19 ч)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Ф е н о л. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
У г л е в о д ы. Углеводы, значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового эфира. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты.5 Свойства этилового спирта. 6, 7 Свойства глицерина, формальдегида. 8 Свойства уксусной кислоты. 9 свойства жиров. 10 Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 11, 12 Свойства глюкозы, крахмала.
Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (9 ч)
А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол этилен этиленгликоль этиленгликолят меди (II); этанол этанальэтановая кислота.
Лабораторные опыты.13. Свойства белков.
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.
Тема 5. Биологически активные органические соединения (4ч)
Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба и профилактика.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой.
лабораторные опыты. 14. Знакомство с образцами препаратовдомашней, лабораторной и автомобильной аптечки.
Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (7 ч)
И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон.
Лабораторные опыты.15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.
Тема 7. Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии (4 ч)
Решение задач и упражнений по курсу органической химии, подготовка, выполнение и анализ итоговой контрольной работы.
Тематическое планирование учебного материала по химии для 10 (11)класса
2 ч в неделю (всего 68 ч)
Номер п/п | Номер и тема урока | |
Введение (2ч) | ||
1 | 1.Предмет органической химии | |
2 | 2. Классификация органических веществ | |
Тема 1. Теория строения органических соединений (5 ч) | ||
3-4 | 1-2. Теория строения органических соединений | |
5-6 | 3-4. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах | |
7 | 5. Систематизация и обобщение знаний по теме № 1 | |
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16 ч) | ||
8 | 1. Природный газ | |
9-10 | 2-3.Алканы | |
11-12 | 4-5. Алкены | |
13 | 6. Полиэтилен | |
14 | 7.Алкадиены и каучуки | |
15-16 | 8-9. Алкины. Ацетилен | |
17-18 | 10-11. Арены. Бензол | |
19 | 12.Нефть и способы ее переработки | |
20 | 13. Решение задач | |
21 | 14. Систематизация и обобщение знаний по теме № 2. | |
22 | 15. Контрольная работа №1 «Углеводороды и их природные источники» | |
23 | 16. Анализ контрольной работы | |
Тема 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе. (19 ч) | ||
24 | 1.Единство химической организации живых организмов. Спирты | |
25 | 2. Химические свойства спиртов | |
26 | 3. Многоатомные спирты | |
27-28 | 4-5.Каменный уголь. Фенол | |
29-30 | 6-7. Альдегиды и кетоны | |
31-32 | 8-9.Карбоновые кислоты | |
33 | 10.Сложные эфиры | |
34-35 | 11-12. Жиры. Мыла | |
36 | 13. Углеводы | |
37 | 14. Углеводы. Глюкоза | |
38 | 15. Практическая работа № 1. «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений» | |
39 | 16. Генетическая связь между классами органических соединений | |
40 | 17. Систематизация и обобщение знаний по теме № 3. | |
41 | 18. Контрольная работа № 2 по теме №3 «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» | |
42 | 19. Анализ контрольной работы | |
Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (9 ч) | ||
43 | 1. Амины | |
44 | 2. Анилин | |
45-46 | 3-4. Аминокислоты | |
47-48 | 5-6.Белки | |
49 | 7. Нуклеиновые кислоты | |
50-51 | 8-9. Решение расчетных задач. Выполнение упражнений | |
Тема 5. Биологически активные органические соединения (4 ч) | ||
52 | 1.Ферменты | |
53 | 2.Витамины | |
54 | 3. Гормоны | |
55 | 4.Лекарства | |
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (7 ч) | ||
56-57 | 1-2.Искуственные полимеры | |
58 | 3. Синтетические полимеры | |
59 | 4. Синтетические пластмассы | |
60 | 5. Синтетические волокна | |
61 | 6. Синтетические каучуки | |
62 | 7. Практическая работа № 2. «Распознавание пластмасс и волокон» | |
Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии (4 часа) | ||
63-64 | 1-2.Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии | |
65 | 3. Контрольная работа № 3 по курсу органической химии | |
66 | 4. Анализ контрольной работы |
Итого: 66 часов, 2 часа резервное время - используется по усмотрению учителя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...
Программа и КТП элективного курса по химии в 10 классе "Химия в задачах"
Элективный курс расчитан на 34 часа и направлен на решение не только расчетных, но и экспериментальных задач по химии. Охвачены основные типы расчетных задач, а также несколько уроков отводится на изу...
Пропедевтический курс по химии для 7 класса "Химия и жизнь"
Спецкурс по химии для 7 класса....
программа элективного курса по химии для 9 класса "Химия в быту"
Программа элективного курса "Химия в быту" была разработана для проведения занятий в 9 классе(предпрофильные подгруппы)....
Презентация.История развития химии.8 класс.Химия.
Химия - это наука, которая существовала уже за 3-4 тыс. лет до нашей эры Греческий философ Демокрит (V в. до н.э.) Греческий философ Аристотель (IV в. до н. э...
Игра по химии 8 класс "Химия элементов"
Игру можно применить во внеклассной работе по химии при проведении предметной недели, а также при закреплении знаний по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева"....
Авторская программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса "Химия вокруг нас"
Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов.Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, справочная лит...