Технологическая карта урока химии 8 класса по теме «Химические уравнения» в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка по химии (8 класс)

Катриченко Маргарита Ивановна

В статье транслируется опыт проектирования технологической карты урока химии 8 класса по теме "Химические уравнения", соответствующего ФГОС ООО. Технологическая карта определяет главные цели и задачи урока, которые позволяют учащимся сформировать понятие о химических уравнениях и создают условия для отработки навыков составления химических уравнений, используя различные способы трансформации и кодировки информации. Используя различные формы работы учащихся в рамках комбинированного урока технологическая карта позволяет продумать пути достижения не только предметных, но и метапредметных и личных результатов. В основе урока лежит технология развивающего орбучения с использованием проблемного обучения, смыслового чтения  и других методических подходов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока «Химические уравнения»

Класс: 8

Учитель Катриченко М.И. katrm@bk.ru

Тема урока

Химические уравнения

Цель урока

Дать возможность учащимся сформировать понятие о химических уравнениях

 и создать условия для отработки навыков составления химических уравнений, используя различные способы трансформации и кодировки информации

Задачи урока

- обучающие:  сформировать  представления учащихся о химических уравнениях и познакомить с различными способами составления уравнений; - развивающие:  развитие  у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу, развитие исследовательских умений.

- воспитывающие:  формирование  у учащихся  мотивации  к  обучению и познавательной деятельности

Тип урока

Комбинированный

Формы работы учащихся

Индивидуальная, парная

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

знать – определения законов сохранения массы вещества и химическое уравнение; определять понятия «исходные вещества (реагенты)», «продукты реакции», «условие протекания реакции», «коэффициент»

уметь –  записывать схемы химических процессов и преобразовывать их в уравнения химических реакций

регулятивные:  умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.

познавательные:  умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.

развивать умение управлять своей познавательной деятельностью.

проявлять готовность к творческой работе и саморазвитию.

Используемая технология

Развивающее обучение

Информационно-технологические ресурсы

ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве

Средства обучения

                                   учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация к уроку

Образовательные ресурсы

Учебник химии 8 класса, рабочая тетрадь.

Раздаточный материал (индивидуальные карточки-задания, тест, алгоритм составления уравнения х/р).

Презентация.

Мультимедиа (ПК, интерактивная доска, проектор).

Видеоопыты.

Этапы урока

Этапы технологии Развивающего обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку.

Эмоциональный настрой

Регулятивные УУД:

формирование способности к организации своей деятельности

1. Самоопределение к деятельности

1.1

Актуализация знаний

Естественное действие

Выяснение в процессе

работы с карточками-заданиями

информации о том, что знают учащиеся о понятиях физические и химические явления.

Учитель организует распределение заданий разделено по уровням сложности:

1) более высокий уровень разгадывают анаграммы

2) более низкий уровень цифровой диктант

 

Высказываются и слушают мнения одноклассников (беседа по вопросам с опорой на источники информации).

Самостоятельно работают (выполняют задания на карточках)

Сверяются с правильными ответами, выставляют себе отметки.

Осуществляют взаимооценивание.

.

Личностные УУД  

Проявлять интерес к изучения предложенной темы.  

Познавательные УУД.

Оптимизировать информацию.

Коммуникативное УУД.

Отвечать на поставленный вопрос. Владеть монологической речью. Оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений

1.2 Самоопределение к деятельности

Учитель организует обсуждение проблемы и

актуализирует имеющийся информационный ресурс обучающихся.

Прежде, чем сформулировать тему сегодняшнего урока, я попрошу вас ребята открыть тетрадь, взять ручку и ответить на вопросы. (Записывайте только номер вопроса и ответ на него.)

Если данные вещества в другие не превращаются,

А лишь форма их изменяется,

То явления данные как называются? (Физические явления.)

Приведите примеры физических явлений.

Явления эти знаете вы,

А от первых явлений они тем отличаются,

Что из данных веществ, другие легко получаются. (Химические явления.)

Приведите примеры химических явлений.

-Второе название химических явлений? (химические реакции).

- Назовите признаки, по которым мы можем определить, что произошла химическая реакция. (изменение цвета; выделение газа; появление или исчезновение запаха ; выпадение или исчезновение осадка; выделение света; выделение или поглощение теплоты).

- Как называется схематически записанная химическая реакция? (химическое уравнение).

- Сформулируйте тему урока.

- Определяет тему занятия в сотрудничестве с обучающимися.

- Молодцы, тема урока сформулирована правильно.

- Вам необходимо

Вместе с учащимися формулирует тему урока.

Отвечают на вопросы

учителя.

Высказывают свое мнение.

Формулируют тему урока.

 на основе наблюдений.

Анализируют, сравнивают, классифицируют,

преобразовывают информацию из одного вида в другой.

Предлагают варианты целеполаганий.

Познавательные УУД.

Создавать самостоятельно способы решения практикоориентированного задания. Оптимизировать информацию.

Личностные УУД  

Осознавать ценностное отношение к содержанию изучаемой темы

Коммуникативное УУД.

Отвечать на поставленный вопрос, владеть монологической речью.

Регулятивные УУД

Определять лично значимую цель, планировать свою деятельность. Принимать учебное задание. 

2.

2.1. Учебно-познавательная деятельность (обучение)

Освоение информации по проблеме

-Учитель организует работу

по осмыслению и первичному запоминанию изучаемого материала, консультирует.

- Что вам известно об уравнении вообще? На каких предметах вы встречались с уравнениями? (Используем уравнения в математике и физике)

Уравнение – это математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами. Что такое, по-вашему, химическое уравнение? (Версии учащихся.).

-Ещё раз, какая перед вами стоит проблема? Что такое х/у?

Демонстрация опыта «Горение фосфора (V) в кислороде»

Опишите словами, что вы наблюдали?

Вы описали химическую реакцию словами. А теперь давайте составим условную запись. Кто пойдёт к доске?

Как химики обозначают на письме фосфор, кислород, оксид фосфора (V)?

- Как вы назовёте вещества (фосфор, кислород), которые вступили между собой в реакцию? (исходные вещества (реагенты)),

- Как вы назовёте оксид фосфора (V), который образовался в ходе химической реакции? (продукт реакции).

Можете ли вы между левой частью и правой частью вашей записи поставить знак равенства. (нет).

Почему - нет?

Сравните левую и правую части схемы. В чем сходство? В чем разница?

(Сходство – в наличии фосфора и кислорода, разница – в количестве атомов химических элементов).

-Какой закон здесь можно сформулировать?

- Что вы можете использовать для уравнивания левой и правой части данного уравнения? (коэффициент).

Класс делится на пары.

Парам и стоящему у доски ученику выдаётся алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций. .

- Самостоятельно составьте уравнение реакции на основе демоопыта

Демонстрация опыта «Горение железа (III) в кислороде»

- Пришло время сформулировать определение химического уравнения.

- Какой существует способ описания химического уравнения?

(словесный, схематический)

Работают с текстом учебника и иллюстрациями.

Наблюдение за демоопытом

-Фиксируют результаты, устанавливают причинно- следственные связи

Каждый учащийся записывает химические формулы фосфора, кислорода, оксида фосфора (V)

P + O2 → P2O5

получая химическое уравнение, в тетрадь.

- Работают по алгоритму.

-Сравнивают результаты своей работы и корректируют при необходимости.

Наблюдают за опытом

Результат записывают в тетрадь.

Формулируют определение.

-Осуществление поиска информации с использованием ПСХЭ.

-Делать выводы и умозаключения из изученных закономерностей

Умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,

-Высказывают свою точку зрения и аргументируют её. (словесное описание х/р. Как записывается схема данной реакции).

Умение точно формулировать свою мысль.

-Взаимодействие в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений.

Умение формулировать свои мысли и выражать их в устной форме;

Слушать и понимать речь других.

-Сравнивают свою работу с работой одноклассников.

-Объясняют программу деятельности на своём примере.

-Контроль, коррекция знаний

-Умение точно выражать свою мысль.

Личностные УУД:

осознание необходимости новых знаний для ученика.

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске информации.

Познавательные УУД: 

поиск и анализ необходимой информации

Регулятивные УУД

Преодолевать затруднения, чтобы продвигаться к цели

Физкультминутка « Периодическая система»

Выполняют разминку.

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

2.2 Учебно-познавательная деятельность (диагностика  освоения содержания темы)

- Создает условия для проведения тестового самоконтроля (презентация) (первичное усвоение знаний).

-Обобщают результаты своей деятельности по достижению цели.

-Выполняют тестовое задание с выбором ответа

Выполняют  тест. Проверяют по ключам ответы теста.

Определяют вопросы, на которые даны неправильные ответы.

Личностные УУД  

Проявлять желание к самооценке

Коммуникативное УУД.

Отвечать на поставленный вопрос.

Регулятивные УУД

Контролировать выполнение результата.

3.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Улучшенное действие

Организует обсуждение результатов.

-Вам необходимо вернуться к проблеме урока, вы решили её?

- Расскажите, как вы решали проблему на протяжении урока?

 

-Монологическая, диалогическая речь.

- Контроль, коррекция, оценка действий партнера.

- Умение участвовать в обсуждении проблемы.

-Умение выражать свои мысли.

Личностные УУД  

Определять потребности в освоении учебной темы.

Познавательные УУД.

Определять значение и смысл термина.

Коммуникативное УУД

Владеть монологической речью.

Регулятивные УУД

Планировать свое дальнейшее развитие.

Рефлексия

Рефлексивная деятельность

В конце урока учащимся предлагается закончить записанные на доске предложения и раздаёт учащимся лист самооценки  для заполнения:

- А я и не знал …

- На будущее мне надо иметь в виду …

- Самым сложным для меня сегодня   было …

Самоанализ, самооценка (оценивают свою работу, выказывают свое отношение к уроку).

Заполняют лист самооценки.

Задают вопросы учителю.

Личностные УУД  

Проявлять готовность к личностному самоопределению, самооценке.

Коммуникативное УУД.

Ясно и четко выражать свои мысли.

 Регулятивные УУД

 Оценивать результат деятельности.

Информация о домашнем задании

-Записывает на доске и комментирует дифференцированное домашнее задание.

Базовый уровень: §27 стр.139-143, № 1-2 (а,б) стр.145. Повышенный уровень: № 3 стр.145, задания на карточках, предложите другой способ описания химической реакции).

Записывают в дневник домашнее задание.

Регулятивные УУД

Оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие.

Принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения

- Сегодня вы узнали, что такое химическое уравнение. На примерах рассмотрели, что нужно для составления химического уравнения. Пока остается неясным, зачем нужны уравнения реакций. Вот мы и обозначили задачу, над которой будем работать на последующих уроках.

- Урок окончен, можете быть свободны.

Литература

1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс – М.: Дрофа, 2002. - 416с.

2. Заир-Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений - 2-е изд., доработанное.- М : Просвещение, 2011. – 223 с.

3. Примерные программы по учебным предметам. Химия.8-9 классы: проект.-2-е изд., доработанное. - М.: Просвещение, 2011.-44с. - (Стандарты второго поколения)

Приложение

Цифровой диктант

(ДА –1            НЕТ-0)

1. Химический элемент –это определенный вид атомов.2. Испарение воды -это химическое явление.3. Водород-это простое вещество.4. Валентность-это свойство атомов  присоединять  к себе определенное количество атомов другого вида.

5. Выделение газа –это признак химической реакции.6. Простыми называют вещества, состоящие из атомов одного элемента.7. Индекс –это число, показывающее количество взятых  молекул вещества.8. Массовая доля элемента показывает, какую часть (долю) составляет масса данного элемента от всей массы вещества.9. Относительная молекулярная масса воды Н2О равна 18.10. Массовая доля кислорода в воде составляет 10%.

ВЗАИМОПРОВЕРКА

№1 –1      №2  -0  №3 -1     №4   -1     №5 –1     №6   –1   №7 -0    №8   –1  №9  -1    №10 -0

АНАГРАММЫ

Переставьте буквы в каждом слове и получите название химического элемента. Обратите внимание на подсказку.

1. «Одоврод» –у этого элемента самая маленькая относительная атомная масса.

2. «Маилинюй» –этот элемент называют «крылатым» металлом.

3. «Тьурт» –содержится в медицинском градуснике.

4. «Цалький» –без него наши кости были бы непрочными и хрупкими.

5. «Росфоф» –веществом, состоящим из атомов этого элемента, была намазана шерсть собаки Баскервилей.

Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций

1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части уравнения химической реакции.

2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти наименьший общий кратный (НОК).

3. Разделить НОК на индексы – получить коэффициенты. Поставить их перед формулами.

4. Пересчитать количество атомов, при необходимости действие повторить.

5. Последним: проверить количество атомов кислорода.

Д/З: Базовый уровень: (для всех учащихся) §27 стр.139-143, № 1-2 (а, б) стр.145.

Повышенный уровень: (по желанию) № 3 стр.145, задания на карточках, предложите другой способ описания химической реакции.

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций. Назовите вещества.

а) Al + O2→ Al2O3

б) MnO2 + H2 → Mn + H2O

в) H2O2 → H2 + O2

г) HNO3+ Fe(OH)3→ Fe(NO3)3 + H2O

Физкультминутка « Периодическая система»

Слоганы

Упражнения

Раз – два – руки в горизонтали,

Обе руки в горизонтальной плоскости одновременно вправо – влево;

Три – четыре – руки по вертикали.

Обе руки одновременно резким движением поднимаются вверх и опускаются вниз.

Помни, период – это горизонталь,

Руки на пояс, наклоны туловища вправо и влево;

Ну а группа – это вертикаль!

Руки на пояс, прыжки на месте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока немецкого языка в 5 классе по теме"Школьные принадлежности" в соответствии с требованиями ФГОС

Урок немецкого языка в 5 классе по теме "Школьные принадлежности" по учебнику М.Аверина разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок формирования знаний и умений учащихся, изучающих немецкий яз...

Технологическая карта урока 11 класса на тему "Химические реакции"

Технологическая карта обобщающего урока для 11 общеобразовательного класса....

Технологическая карта урока, как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Совершенствование речевых навыков по теме «Мой дом» § Обучающие:  освоить новые лексические единицы по теме и повторить ранее изученные во всех видах речевой деятельности ,...

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта урока русского языка  «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме  «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ...

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта урока русского языка  «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме  «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ...

Технологическая карта урока по алгебре по теме: "Квадратные уравнения" 8 класс УМК Дорофеев Г.В.

Технологическая карта к учебнику Дорофеевф Г.В. по теме "Квадратные уравнения". Математический диктант на опрос по теме. Повторение алгоритма решения квадратных уравнений. Все ответы есть. Б...