"Воздух и его состав" (8 класс)
план-конспект урока по химии (8 класс)
Цель урока:
Создать условия для формирования:
- личностных УУД (самоопределение, смыслообразование);
- регулятивных УУД (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка);
- познавательных УУД (общеучебные, логические);
- коммуникативных УУД (планирование, постановка вопросов, умение с достаточной точностью выражать свои мысли) средствами предмета химии при изучении темы «Воздух: его состав и влияние на здоровье человека»
- способствовать развитию ценностных ориентаций учащихся в отношении решения экологических проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_sostav_vozduha_v_8_klasse.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Ю.М., учитель
ГБОУ лицей № 384 Кировского района
Санкт-Петербурга
Урок химии в 8 классе по теме: «Состав воздуха»
Цель урока:
Создать условия для формирования:
- личностных УУД (самоопределение, смыслообразование);
- регулятивных УУД (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка);
- познавательных УУД (общеучебные, логические);
- коммуникативных УУД (планирование, постановка вопросов, умение с достаточной точностью выражать свои мысли) средствами предмета химии при изучении темы «Воздух: его состав и влияние на здоровье человека»
- способствовать развитию ценностных ориентаций учащихся в отношении решения экологических проблем.
Задачи урока:
- способствовать формированию мотивации изучения темы путем создания проблемной ситуации через постановку проблемных вопросов;
- актуализировать знания учащихся через их участие во фронтальном опросе;
- организовать групповую работу учащихся по анализу и переработке текстовой информации;
- организовать рефлексию учащимися собственной деятельности путем заполнения анкеты;
- организовать самооценку учащимися своей деятельности.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- у учащихся сформирована мотивация к изучению темы,
- учащиеся осознают какое значение имеет для них учение.
Метапредметные:
Регулятивные:
- учащиеся умеют осуществлять постановку учебной задачи,
- учащиеся умеют составлять план и определять последовательность действий,
- учащиеся умеют контролировать правильность своих действий,
- учащиеся умеют корректировать свои действия,
- учащиеся умеют давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.
Познавательные:
- учащиеся умеют принимать цели учебной деятельности и осуществлять поиск средств её выполнения,
- учащиеся владеют навыками смыслового чтения,
- учащиеся умеют использовать знаково-символические средства представления информации,
- учащиеся умеют произвольно и осознано строить речевое высказывание,
- учащиеся умеют устанавливать причинно-следственные связи,
- учащиеся умеют осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы.
Коммуникативные:
- учащиеся умеют определять цели и функции участников взаимодействия,
- учащиеся умеют осуществлять инициативное сотрудничество в процессе работы в группе,
- учащиеся умеют с достаточной четкостью выражать свои мысли.
Предметные:
- учащиеся знают: состав и свойства воздуха, его значение в природе,
- учащиеся понимают: важность охраны воздуха от загрязнения.
Методы обучения: частично-поисковый.
Средства обучения:
Габриелян О.С., «Химия. 8 класс»:– М.: Дрофа, 2013,
дидактические средства: рабочая карта урока, мультимедиа проектор.
Организационные формы обучения:
индивидуальная, фронтальная, групповая работа.
Педагогическая технология: технология развития критического мышления, технология диалогового взаимодействия.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I этап: Вводно-мотивационный | ||
Приветствие. Эпиграф: «Или люди сделают так, чтобы в воздухе было меньше дыма, или дым сделает так, чтобы на Земле стало меньше людей…» Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Формулирование проблемного вопроса. Осуществление мотивации учащихся для дальнейшей работы. Подведение к формулированию темы урока. Организация участия учеников в целеполагании. | Приветствие. Просмотр видеоряда. Обсуждение проблемы. Ответы на вопросы. Формулирование темы урока. Участие в целеполагании. | ЛУУД (самоопределение): мотивация учения. ЛУУД (смыслообразование): какое значение учение. РУУД (целеполагание): постановка учебной задачи. ПУУД (общеучебные): осознаное построение речевого высказывания. |
II этап: Актуализация знаний | ||
Организация планирования последовательности изучения темы. Задание: Продумайте по какому плану мы будем изучать эту тему. Организация работы по актуализации имеющихся у учащихся знаний о составе воздуха и его значении в природе. Руководство записями в тетради. Ответьте на вопросы:
| Определение этапов изучения темы. Ответы на вопросы, оформление конспекта в тетраде. | РУУД (планирование): составление плана и последовательности действий. ПУУД (логические): анализ с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, осуществление синтеза в виде формурирования вывода. ПУУД (общеучебные): осознаное построение речевого высказывания. |
III этап: Работа в группах | ||
Организация групповой работы. Группы (№ 1-6) работают с текстом: читают, продумывают ответы на вопросы, выбирают представителя от группы, который будет отвечать перед классом. Задание группам: 1. Назовите, какие вещества, попадают в атмосферу в результате деятельности того предприятия или отрасли промышленности, о котором говорится в вашем задании. 2. Укажите, какое воздействие оказывают эти вещества на организм человека. Консультирование учащихся и корректировка их деятельности. Через 3 минуты – обсуждение Отчет групп. Вопросы представителям групп: 1. В результате действия каких отраслей промышленности в атмосферу попадают вредные вещества? 2. К каким заболеваниям приводит присутствие этих соединений во вдыхаемом воздухе ? Уточнение, объяснение, обобщение. Руководство записями в тетради. | Деление на группы. Выполнение группового задания. Группы работают с разными текстами. Учащиеся осуществляют смысловое чтение, анализ и переработку информации. Группы отчитываются перед классом: один представитель группы зачитывает текст и отвечает на вопросы. Учащиеся оформляют конспект в тетраде. | КУУД (планирование): определение цели и функции участников взаимодействия, инициативное сотрудничество в процессе работы в группе. КУУД: умение с достаточной четкостью выражать свои мысли. ПУУД (логические): устанавление причинно-следственных связей. ПУУД (общеучебные): смысловое чтение, знаково-символическое моделирование, осознаное построение речевого высказывания. |
IV этап: Подведение итогов урока | ||
Для Санкт-Петербурга загрязнение атмосферного воздуха является острейшей экологической проблемой. Как Вы думаете, что является основным источником загрязнений воздуха в нашем городе ? Задание группам: Ваша задача продумать и предложить, какие 3 наиболее важные меры необходимо предпринять, что бы уменьшить загрязнение воздуха в Санкт-Петербурге по вине автотранспорта ? Через 3 минуты – обсуждение Отчет групп. Консультирование учащихся и корректировка их деятельности. Подведение итогов обсуждения. Уточнение, объяснение, обобщение. Руководство записями в тетради. | Представители от каждой группы в течении 2 минут обдумывают ответ на вопрос и отвечают. (ответ: выхлопы автотранспорта) Формулируют выводы и записывают их в тетрадь:
| ЛУУД (смыслообразование): какое значение учение.
ПУУД (логические): анализ с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, осуществление синтеза в виде формурирования вывода. ПУУД (общеучебные): осознаное построение речевого высказывания. КУУД: умение с достаточной четкостью выражать свои мысли. |
V этап: Рефлексия | ||
Обращение к началу урока, его целям и плану работы. Анализ проделанной работы. Учитель предлагает ответить на вопросы: с какими трудностями столкнулись учащиеся, как их преодолели, решили ли в ходе урока поставленные задачи ? Взаимооценка учеников работающих в группе по установленным критериям. Пояснение к анкете по рефлексии. | Определяют какие цели достигнуты, какие пункты плана выполнены. Отвечают на вопросы учителя. Заполняют таблицу по само и взоимооценке. Заполняют анкету рефлексии.. | РУУД (контроль): сличение способа действия и его результата. РУУД (коррекция): внесение изменений и корректив. РУУД (оценка): осознание качества и уровня усвоения. |
VI этап: Домашнее задание | ||
Формулировка и пояснение домашнего задания. Домашнее задание: Найдите в СМИ сообщения о неблагоприятных экологических ситуациях. Составьте краткий отчет, сформулируйте свое отношение к этой публикации, предложите свой вариант решения проблемы. | Ученики записывают домашнее задание. |
Приложение № 1.
Задания для групповой работы
Задание для группы № 1:
- Прочитайте внимательно текст.
- Выберете из текста названия и формулы веществ, которые попадают в атмосферу в результате работы автотранспорта.
- Назовите (при отчете группы), какое воздействие оказывают эти вещества на организм человека.
- Распределите задания. Определите, кто будет отвечать от группы.
Текст: Как и для большинства мегаполисов, для Санкт-Петербурга загрязнение атмосферного воздуха является острейшей экологической проблемой. Общее число выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города постоянно увеличивается. До 70 % загрязнений атмосферы приходится на долю автотранспорта. По прогнозам, к 2010 году выбросы автотранспорта в Санкт-Петербурге могут превысить уровень 2008 года более чем на 30 %.
Средний автомобиль, пробегающий за год 10 тыс. км сжигает около 10 т бензина, расходует 35 т кислорода и выбрасывает в атмосферу 160 т выхлопных газов. При работе двигателя автомобиля в атмосферу попадают оксиды азота NO и NO2, угарный газ CO и пыль, содержащая соединения тяжелых металлов, в том числе оксида свинца, а так же крайне ядовитое органическое вещество – бензапирен.
Очень токсичными являются оксиды азота NO и NO2. При вдыхании этих веществ появляется раздражение слизистых оболочек глаз, носа, дыхательных путей, во влажной среде в легких может образоваться азотная кислота, что приводит к отеку легких. Возникают никрозы зубной эмали, повышается истираемость зубов, развивается пародонтоз. Понижается давление крови, снижается дыхательная функция.
Задание для группы № 2:
- Прочитайте внимательно текст.
- Выберете из текста названия и формулы веществ, которые попадают в атмосферу в результате работы завода по производству серной кислоты.
- Назовите (при отчете группы), какое воздействие оказывают эти вещества на организм человека.
- Распределите задания. Определите, кто будет отвечать от группы.
Текст: Одной из важнейших отраслей химической промышленности является производство серной кислоты H2SO4. Сырьем для её получения являются чаще всего сульфидные металлические руды. Результатом работы сернокислотного завода, кроме ценного химического продукта (серной кислоты H2SO4), являются, к сожалению, выбросы в атмосферу серосодержащих веществ, прежде всего оксида серы (IV) SO2 и сероводорода H2S, а так же оксидов азота NO и NO2 (т.к. NO может использоваться в качестве катализатора на одной из стадий производства).
Оксид серы (IV) – газ с резким запахом. Человек начинает ощущать едкий запах оксида серы (IV) при очень незначительных количествах этого газа. При вдыхании воздуха с таким содержанием SO2 в течение 5 минут у человека наступает ларингит – потеря голоса. Высокая концентрация оксида серы (IV) SO2 усугубляет симптомы хронических респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний, обостряет и вызывает бронхиты, эмфизему легких и астму. Общее отравление организма проявляется в изменении состава крови, нарушении обмена веществ, повышении артериального давления.
Сероводород H2S – сильнейший яд нервно-паралитического действия. Он раздражает слизистую органов дыхания и глаз, вызывает судороги, может вызвать остановку дыхания и паралич сердца.
Задание для группы № 3:
- Прочитайте внимательно текст.
- Выберете из текста названия и формулы веществ, которые попадают в атмосферу в результате работы холодильного комбината.
- Назовите (при отчете группы), какое воздействие оказывают эти вещества на организм человека.
- Распределите задания. Определите, кто будет отвечать от группы.
Текст: Во многих отраслях промышленности требуется создать низкие температуры. Для понижения температуры в холодильных камерах или других охлаждаемых помещениях используются холодильные установки. В этих установках в качестве хладагента часто используют сжиженный NH3. Понижение температуры происходит в результате испарении жидкого аммиака при пониженном давлении (tкип= - 33˚С).
Аммиак – один из самых массовых продуктов химической промышленности, мировое производство его – 70 млн. тонн в год. В процессе получения аммиака, а так же при разгерметизации промышленных холодильных установок аммиак попадает в атмосферу.
Аммиак – газ с резким запахом. Он раздражает слизистые оболочки носа, горла, глаз. Это очень токсичный газ, попадая в дыхательные пути, он вызывает сильное отравление.
Большое содержание аммиака в воздухе приводит к поражению глаз и воспалению легких.
Средства первой помощи при отравлении аммиаком: свежий воздух, обильное промывание глаз водой, вдыхание водяного пара.
Задание для группы № 4:
- Прочитайте внимательно текст.
- Выберете из текста названия и формулы веществ, которые попадают в атмосферу в результате работы нефтеперегонных заводов.
- Назовите (при отчете группы), какое воздействие оказывают эти вещества на организм человека.
- Распределите задания. Определите, кто будет отвечать от группы.
Текст: Как известно, нефть – ценнейшее топливо и сырье для химической промышленности. Нефть – это смесь большого числа органических соединений, в основном жидких (в которых растворены некоторые твердые и газообразные вещества). Кроме органических веществ нефть так же содержит соединения азота, серы, кислорода.
Для получения из нефти ценных продуктов, на нефтеперегонных заводах нефть подвергают переработке. Физический способ разделения нефти – перегонка – основан на различии температур кипения. Сначала отделяются наиболее легкокипящие вещества: бензин, лигроин, керосин, солярка. Остается вязкая черная масса – мазут, из него получают смазочные масла, вазелин, парафин. Остаток – гудрон – применяют при производстве асфальта.
Процессы нефтепереработки: как физический – перегонка, так и химический – крекинг («расщепление»), требуют создания высоких температур. Но при этом в атмосферу поступают продукты частичного окисления – зола, сажа, копоть, угарный газ (оксид углерода (II) CO) и некоторые другие вещества.
Одним из очень ядовитых органических веществ, которые образуются при сгорании топлива, является бензапирен (C20H12). Вызывает заболевания верхних дыхательных путей, конъюктивиты, дерматиты, аллергические заболевания. Накапливаясь в организме, бензапирен стимулирует рост злокачественных опухолей.
Задание для группы № 5:
- Прочитайте внимательно текст.
- Выберете из текста названия и формулы веществ, которые попадают в атмосферу в результате работы теплоэлектростанции (ТЭС).
- Назовите (при отчете группы), какое воздействие оказывают эти вещества на организм человека.
- Распределите задания. Определите, кто будет отвечать от группы.
Текст: Наиболее распространенными предприятиями по выработке энергии являются теплоэлектростанции (ТЭС). В качестве топлива может использоваться бурый и каменный уголь, сланцы, антрацит. Кроме основной углеродной составляющей все виды природного топлива содержат примеси: водород, кислород, серу, кремний и другие элементы.
ТЭС средней мощности, работающие на угле только за 1 час сжигают более 80 т угля и выбрасывают в атмосферу более 5 т оксида серы (IV) SO2 и 16 т золы. Эти тонны золы образуют мельчайшие частицы пыли, которые покрывают все вокруг ТЭС.
Запыленность воздуха – важнейший экологический показатель, сопровождающий нас повсюду. Пылью считаются любые твердые частицы, взвешенные в воздухе.
В зависимости от источника, пыль может содержать: неорганические вещества (несгоревшие остатки топлива, сажу, копоть, крупицы золы, соединения тяжелых металлов, частицы песка и строительных материалов); органические соединения (частицы почвы, синтетических моющих средств, сложные белковые молекулы).
Превышение норм содержания пыли в воздухе приводит к уменьшению вентиляционной емкости легких, повреждению слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей, возможны аллергические заболевания.
Задание для группы № 6:
- Прочитайте внимательно текст.
- Выберете из текста названия и формулы веществ, которые попадают в атмосферу в результате работы металлургического комбината.
- Назовите (при отчете группы), какое воздействие оказывают эти вещества на организм человека.
- Распределите задания. Определите, кто будет отвечать от группы.
Текст: Одной из важнейших отраслей промышленности является металлургическое производство. Ведущими в металлургии остается получение чугуна и стали из железных руд. В качестве и восстановителя и топлива обычно используется кокс. Кокс – это углеродосодержащий продукт, который получают при нагревании угля без доступа воздуха (таким образом он избавляется от части примесей и становится более пористым).
В руде часто присутствует примесь серы, поэтому металлургический комбинат в процессе своей работы ежедневно выбрасывает в атмосферу тонны оксида серы (IV) SO2.
В огромных печах кокс восстанавливает железо из его оксида. При горении кокса только часть атомов углерода окисляются кислородом до углекислого газа, остальные образуют продукты неполного окисления – золу, сажу, копоть, угарный газ (оксид углерода (II) CO), которые попадают в атмосферу в составе выбросов.
Угарный газ – одно из наиболее опасных ядовитых веществ. Оксид углерода (II) CO намного активнее, чем кислород соединяется с гемоглобином крови и блокирует процесс дыхания. Происходит нарушение обменных процессов, угнетение тканевого дыхания, приступы стенокардии.
Приложение № 2.
Анкета для учащихся (рефлексия).
Заполни, пожалуйста, анкету (подписывать анкету не надо).
Для этого подчеркни то тот ответ, который больше соответствует твоему впечатлению.
1. Материал урока мне был………………………..(понятен/не понятен)
2. Урок для меня показался ……………………….(коротким/длинным)
3. На уроке я работал………………………………(активно/пассивно)
4. Своей работой я …………………………………(доволен/не доволен)
5. За урок я………………………………………….(устал/не устал)
Приложение № 3.
Взаимо и самооценка участников работы в группе.
№ | Критерий оценивания (коэффициент участия от 0 до 2) | Оценка за урок |
1. | взаимодействие друг с другом (сотрудничество) | |
2. | умение формулировать свою мысль | |
3. | инициативность/активность | |
4. | организационные качества (лидерство) | |
5. | использование знаний по предмету | |
Итог «5»: 10 – 8 баллов «4»: 7 – 6 баллов «3»: 5баллов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воздух и его состав" (план-конспект урока)
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (8класс)ТИП УРОКА:комплексный урок (на уроке сочетаются фронтальный, парный и индивидуальный виды работы учащихся).ТЕМА: ВОЗДУХ...
Конспект урока химии по теме "Воздух и его состав"
Урок исследование с использование материалов международной экологической программы "Зеленый пакет"....
Самостоятельная работа на 15 минут по теме: АТМОСФЕРА ( состав, строение, температура воздуха, атмосферное давление). 6 класс, география
Самостоятельная работа на 15-20 минут по теме: АТМОСФЕРА ( состав, строение, температура воздуха, атмосферное давление). 6 класс, география...
Урок химии по теме "Воздух и его состав. Горение веществ на воздухе".
Урок по химии для учащихся 8 класса....
«Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений»
Химия 8 классТема: «Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений».Девиз урока:«Надо много учиться, чтобы знать хоть немного».Ш. МонтескьеЦель: Формирование у учащи...
Презентация к уроку химии в 8 классе по теме "Воздух и его состав"
Презентация для 8 класса....
«Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения».
Технологическая карта урока 8 класс...