«Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Богачёва Светлана Станиславовна

 

Химия   8 класс

Тема: «Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений».

Девиз урока:

«Надо много учиться,

чтобы знать хоть немного».

Ш. Монтескье

Цель: Формирование у учащихся знаний о составе воздуха и проблемах, связанных с загрязнением атмосферного воздуха.

Задачи:                                       

Образовательная: Формирование у учащихся  понятий о качественном и количественном  составе, применении, охране от загрязнений  значении воздуха. Развитие практических навыков учащихся при выполнении эксперимента.

 

Развивающая: Способствовать развитию у школьников интереса к химической науке. Развивать умения выделять главное, логично излагать мысли и делать выводы, развивать речь, внимание, память, мышление, эрудицию, творческие способности.  корригировать речевые навыки учащихся, способности к анализу. Научиться устанавливать связь между свойства воздуха и его применением.

 

Воспитательная:  самостоятельности у учащихся на уроках химии при выполнении лабораторного опыта, привитие уважительного отношения к природе и необходимости охраны воздуха от загрязнений. Воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, прививать чувство ответственности за выполненную работу, самостоятельность, общительность, коммуникабельность, формирование экологического сознания и экологической культуры у школьников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Перовская школа-гимназия» Симферопольского района

Открытый урок по химии в 8 классе на конкурсе «Учитель года – 2016»

«Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений»

Разработка

учителя Богачёва С.С.

с. Перово  2016

Химия   8 класс

Тема: «Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений».

Девиз урока:

«Надо много учиться,

чтобы знать хоть немного».

Ш. Монтескье

Цель: Формирование у учащихся знаний о составе воздуха и проблемах, связанных с загрязнением атмосферного воздуха.

Задачи:                                        

Образовательная: Формирование у учащихся  понятий о качественном и количественном  составе, применении, охране от загрязнений  значении воздуха. Развитие практических навыков учащихся при выполнении эксперимента.

Развивающая: Способствовать развитию у школьников интереса к химической науке. Развивать умения выделять главное, логично излагать мысли и делать выводы, развивать речь, внимание, память, мышление, эрудицию, творческие способности.  корригировать речевые навыки учащихся, способности к анализу. Научиться устанавливать связь между свойства воздуха и его применением. 

Воспитательная:  самостоятельности у учащихся на уроках химии при выполнении лабораторного опыта, привитие уважительного отношения к природе и необходимости охраны воздуха от загрязнений. Воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, прививать чувство ответственности за выполненную работу, самостоятельность, общительность, коммуникабельность, формирование экологического сознания и экологической культуры у школьников.

Оборудование: кристаллизатор с водой, пробирка,  резиновая груша, веер, лист бумаги, прибор для сравнения содержания СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе, известковая вода, таблица, рейтинговые карточки, информационные материалы, презентация

Тип урока: комбинированный .

Педагогические технологии:  практико-ориентированное, исследовательское, проблемное обучение, игровые технологии

Форма организации учебной деятельности учащихся: частично поисковая деятельность, создание проблемных ситуаций.

Методы  и приемы обучения: словесный, частично-поисковый.

Средства обучения: лабораторный эксперимент, таблица «Воздух», презентация, компьютер, учебник, доска.

Оборудование: карточки-задания для групповой практической работы, оборудование и реактивы для ученического эксперимента; презентация  по теме.

Структура урока: 

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление
  5. Рефлексия. Подведение итогов.

                                          

Ход урока

  1. Организационный момент. Слайд 1 презентация

(Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки). Разъяснение по работе с рейтинговыми карточками.

  1. Проверка знаний.

Учитель: Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (ответы учащихся). На доске вы видите недописанные схемы, кто желает поработать у доски?

(на доске: а) Н2О2     t    … + …            б) Р + О2      t     …                                 в) КМnO4     t  K2MnO4 +… + …

                                                                                                                   

 Учитель: Сейчас мы  поиграем с вами «Угадай-ка» Слайд 2-3 презентация                 

 1.Самый распространённый химический элемент в земной коре - это… (кислород)

2. Сернистый газ образуется при горении… (серы)

3. Впервые кислород был получен… (Джозефом Пристли)

4. В промышленности кислород получают из … (воздуха)

5. Тепло и свет выделяются при реакции… (горение)

6. При горении железа в кислороде образуется… (железная окалина)

7. Свободный кислород образуется на Земле, благодаря… (процессу фотосинтеза)

8. При взаимодействии простых веществ с кислородом, образуются… (оксиды)

9. Сжигание смесь ацетилена с кислородом используют для… (сварки и резки металлов)

10. Чтобы доказать наличие в колбе кислорода, необходимо внести … (тлеющую лучинку)

                 (Проверяем выполненные на доске задания)

III. Изучение нового материала. Ребята послушайте стихотворение

Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?  (По А. Матутиа)

- Как вы думаете, о чем идет речь?

- А что такое атмосфера?

- Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?(учащиеся отвечают) Слайд 4 презентация

Откройте учебник на стр.88-91, просмотрите подзаголовки и текст параграфа и ответьте на вопрос.

- Итак, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о воздухе, его составе, значении и проблемам охраны атмосферного воздуха от загрязнений.     Слайд 5 презентация

Открываем дневники и запишем (Слайд 6 презентация) домашнее задание: §22-27 теме «Кислород. Горение»,  выполните писм.задание: стр.91 № 2,3 (I уровень); №4-6 (II уровень); №.7,8 Предложите способы защиты выбранной экосистемы от действия кислотных дождей (III уровень). или доп.задание (на высокий уровень) – составить уравнения реакций, происходящих в атмосфере при выбрасывание газов с предприятий.

Открываем тетради, записываем число и новую тему урока. (Слайд 7 презентация)  Сейчас вы поделены на команды. Каждая команда получает проблемное задание, ваша задача совместными усилиями решить ее и объяснить одноклассникам.

(Слайд 8 презентация)

  1. группа – Географы.  Задания:1. Каков состав атмосферы?

                                                          2. Значение атмосферы.

                                                         3.   Расскажите о применении воздуха.

(Слайд 9 презентация)

2 группа -  Химики. Задания: 1.Спомошью опытов доказать, что мы воздух можем услышать, почувствовать, увидеть.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. (Слайд 10-14 презентация)    Что делает музыкант на духовых инструментах? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки.Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются. (слушаем звуки кларнета, флейты, трубы)

(Слайд 15 презентация) Химики продолжают:  2. Расскажите о составе воздуха, заполнив таблицу:

Составные

части воздуха

Формула

вещества

Содержание

 в %

Свойства  вещества, при помощи которых можно его определить (отделить)

Фамилии ученых, открывших данное вещество, определивших его в воздухе

 Постоянные

Кислород

О2

21

(1/5)

Поддерживает горение и дыхание.

Не растворяется в воде.

Карл Шееле

Джозеф Пристли

Антуан Лавуазье

Составные

части воздуха

Формула

вещества

Содержание

в %

Свойства  вещества, при помощи которых можно его определить (отделить)

Фамилии ученых, открывших данное вещество, определивших его в воздухе

 Постоянные

Азот

N2

78

Не поддерживает горение и дыхание.

Не растворяется в воде.

Джозеф Пристли

Антуан Лавуазье

Даниэль Резерфорд

Составные части воздуха

Формула вещества

Содержание в %

Свойства  вещества, при помощи которых можно его определить (отделить)

Фамилии ученых, открывших данное вещество, определивших его в воздухе

 Постоянные

Инертные газы

He

Ne

Ar

0,9

Химически инертны

Не растворяются в воде.

Генри Кавендиш

Составные части воздуха

Формула вещества

Содержание в %

Свойства  вещества, при помощи которых можно его определить (отделить)

Фамилии ученых, открывших данное вещество, определивших его в воздухе

 Переменные

Углекислый газ

СО2

0,03 – 0,06

Не поддерживает горение и дыхание.

Растворяется в воде.

Известковая вода мутнеет при пропускании через нее газа

Джозеф Пристли

Даниэль Резерфорд

Генри Кавендиш

(Заполненные таблицы на(Слайд 15-18 презентация)  )

3 группа «Медики» (Слайд 19-20 презентация) 1. Проводят эксперимент по вдыхаемому и выдыхаемому воздуху;  2- Как загрязнения воздуха влияют на здоровье населения,   3. Назовите основные источники заболеваний человека.

4 группа «Экологи» (Слайд 21- 24 презентация) 

 1. Составить схему                           Загрязнение атмосферы

Искусственное  (антропогенное).                                              Природное

2. как уберечь воздух от загрязнений

3. экологическая обстановка в Крыму

(Слайд 25 презентация) «В атмосфере Земли примерно 78% азота и 21% кислорода. При обыкновенной температуре эти вещества друг с другом не реагируют. Но в двигателях внутреннего сгорания образуются оксиды азота. Эти оксиды сильно отравляют воздух и образуют в городах смог »

Кроме вышеуказанных веществ, в составе воздуха находятся пары воды, содержание которых колеблется от условий.

- Как вы думаете:  от чего зависит содержание водяных паров в воздухе?

В результате природных явлений и деятельности человека в атмосферу поступают такие газы, как оксиды азота, оксиды серы, сероводород. Это кислотные оксиды, которые, растворяясь в водяных парах, образуют кислоты. Кислоты выпадают на землю в виде кислотных дождей.

В чем причина образования парникового эффекта? «В 1860 г. в атмосфере воздуха содержалось 0,0028% углекислого газа. В настоящее время - достигает 0,035-0,036%. Оказывается, что повышение содержания углекислого газа замедляет остывание поверхностных слоев Земли, а это может привести к ускорению таяния ледников (порождает так называемый «парниковый эффект»).  

Составим и запишем в тетрадь кластер «Загрязнение атмосферы»

Загрязнение атмосферы

Искусственное  (антропогенное).                                                                   Природное

1)Твёрдых частиц (цементная и резиновая автомобильная пыль, пыль горно-металлургических предприятий и т.д.).

1)В атмосферу попадают газы, выделяющиеся в результате горения лесов, извержения вулканов, биохимических реакций.

2)Газообразные веществ (углекислый и угарные газы, оксиды серы и азота, метан и аммиак, углеводороды и другие летучие соединения -бензин, растворители и т.д.).

2)Особое значение имеет естественная атмосферная пыль. Она образуется при выветривании горных пород, эрозии почв, лесных и торфяных пожаров. В атмосфере она создаёт ядра конденсации, без которых было бы невозможно образование осадков: снега, дождя.

3)Радиоактивных веществ, поступающих в воздух в результате взрывов атомных и ядерных бомб, аварий на АЭС, добычи урана.

4)Свинца и других тяжёлых металлов.  

Воздушный океан – место обитания всего живого, поэтому защита его от загрязнений – главная обязанность всех людей.

- Что надо сделать, чтобы воздух уберечь от загрязнений?

Запишите в тетрадь:

1)Производить очистку выбросов в атмосферу от твёрдых и газообразных загрязняющих веществ с помощью электрофильтров, жидких и твердых поглотителей, циклонов и т.д.

2)Применять малоотходные и безотходные технологии.

3)Использовать экологически чистые виды энергии.

4)Добиваться уменьшения токсичности автомобильных выхлопных газов путём совершенствования конструкций двигателей и применения катализаторов, создавать новые электромобили и двигатели, работающие на водородном топливе.

В нашей стране охрана воздуха подтверждено статьей Конституции РК «О защите атмосферы» .

IV.Закрепление знаний учащихся

  1. Охарактеризуйте состав воздуха.
  2. Чем объяснить, что при сжигании в топках уголь и мазут заменяют природным газом.
  3. Почему на последних уроках начинает болеть голова, если класс не проветривали на переменах?
  4. Азот в переводе означает «безжизненный». В составе

воздуха его 78%. Почему же на нашей планете существует жизнь?

  1. Прокомментируйте  слайды №36-40(Слайд 26- 30 презентация)

Выводы. (Слайд 31 презентация)

Рефлексия. Подведение итогов урока, выставление оценок, заполнение рейтинговых карточек.

Сегодня на уроке я узнал…

Вызвало затруднение…..

Было необычным ….

 Теперь я могу …   Мне это пригодится



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загрязнение атмосферного воздуха

Цель. Ознакомить учащихся с источниками загрязнения атмосферы; видами загрязнений и последствиями.Задачи. Учащиеся смогут распознавать естественные и антропогенные источники загрязнения атмосферы; дат...

Исследовательская работа: «Влияние автотранспорта на степень загрязненности атмосферного воздуха»

Работа посвящена изучению влияния автотранспорта на степень загрязненности атмосферного воздуха в с,Кыра....

Проект "Проблема загрязнения атмосферного воздуха в с. Дивеево"

Проект "Проблема загрязнения атмосферного воздуха в с. Дивеево"...

Открытый интегрированный урок по теме: Автомобиль и загрязнение атмосферного воздуха. 6 класс (география - математика)

Тема урока: Автомобиль и загрязнение атмосферного воздуха.6 класс (география - математика)Тип урока: интегрированный (география + математика)Учебно-воспитательные цели:Образовательные:Повыше...

Оценка площадного загрязнения атмосферного воздуха в мегаполисе

Одна из актуальнейших проблем экосистемы. Рассмотрение развития катастроф завязаных на антропогенном воздействии в городах, агломерации которых более 1млн человек....

Исследование взаимосвязи между плотностью омелы белой (Viscum album, Loranthaceae)и уровнем загрязнения атмосферного воздуха(на примере ЗАТО Александровск Мурманской области )

Исследование взаимосвязи между плотностью омелы белой (Viscum album, Loranthaceae)и уровнем загрязнения атмосферного воздуха(на примере ЗАТО Александровск Мурманской области )...