«Развитие познавательного интереса обучающихся через использование активных форм обучения на уроках химии»
статья по химии (8 класс)
Статья раскрывает значение использования активных форм обучения в развитии познавательной активности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_formy.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Бондарева В.И.,
Учитель химии
«Развитие познавательного интереса обучающихся через
использование активных форм обучения на уроках химии»
Учитель часто сталкивается с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся, нежеланием работать самостоятельно или просто учиться. Одной из причин снижения интереса учащихся является однообразие уроков, использование традиционных методов обучения. Творческий подход учителя к уроку, разнообразие приёмов могут обеспечить его эффективность. Поэтому в современной школе традиционные методы обучения теряют свою актуальность и на первый план выдвигаются активные формы обучения.
Формы организации обучения (организационные формы) рассматриваются как виды согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Пробудить познавательную активность – это значит воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании. Использование активных форм обучения на уроках химии способствует развитию познавательных способностей, воспитанию творческой и самостоятельной в решении жизненных проблем личности. К познавательным способностям относятся: эмоционально-образные, логические, смысловое видение, способности задавать вопросы, высказывать прогнозы, формулировать гипотезы, конструировать правила. Главный принцип развития познавательных способностей — первичность познания реальности, а не изучение готовых «знаний» о ней. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.
Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения.
Для создания интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности учителю необходимо искать дополнительные средства, стимулирующие развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.
Активизация учения - организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем. Одним из направлений развития личности ученика является формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний.
Активными методами обучения следует называть те, которые позволяют сделать химию более доступной и увлекательной, максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
В работе используются такие нетрадиционные формы уроков как: урок – конференция, урок – игра, урок – викторина, урок – турнир, урок – путешествие, урок – экскурсия и др. Такие формы и методы повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика.
Роль учителя при использовании активных форм обучения в основном сопровождающая, он вооружает учеников технологией деятельности и соответствующими способами работы.
С целью формирования научно – исследовательской деятельности, при написании исследовательской работы по теме «Определение содержания примесей в снеговой воде», учитель ставит перед учащимися следующие исследовательские задачи. 1. Продумать ход эксперимента, составить план работы. 2. Распределить обязанности внутри группы (руководитель, лаборанты и т.д.) 3. Составить список и приготовить все необходимое оборудование. 4. Заполнить лабораторный журнал. 5. Сформулировать цель вашего эксперимента 6. Оформить отчет 7. Подготовить сообщение для выступления на итоговой конференции.
Задания для 1 группы. «Исследования снеговой воды, взятой рядом со школой». Задания 2 группы. «Исследование снеговой воды, взятой в парке». Задания для 3 группы «Исследование снеговой воды, взятой у проезжей части дороги».
Таким образом, технология активного обучения предполагает такую организацию учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе, каждый участник либо имеет определенное задание, либо от его деятельности зависит качество выполнения познавательной задачи.
С целью решения проблемы самореализации учеников при изучении химии, ученикам предлагаются задания не только репродуктивного характера, но и продуктивной деятельности. Такие задания не имеют правильных ответов и результат, который получает ученик в ходе их выполнения, является личностно-креативным, поскольку выступает своеобразным продуктом его творческого самовыражения. То, что такие задач имеют связь с жизнью, межпредметные связи вызывают интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, побуждают использовать дополнительную литературу, способствуют повышению интереса к учебе в целом.
Ребятам нравятся различные командные химические соревнования, которые кроме активизации работы учащихся, несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам своих товарищей. Из таких активных форм используется викторина.
В начале урока викторину можно провести для активизации знаний и отработки навыков, в середине урока – для проверки усвоения нового материала, в конце урока - при проверке знаний и умений учащихся. Вопросы викторины можно заранее записать на листах бумаги или на закрытой доске. Ответ на вопрос учащиеся дают сразу. При оценке учитывается не только правильность, но и быстрота ответа. Отвечают ученики поочередно из каждой команды. В конце викторины подводятся итоги.
Одно из заданий викторины для 8 класса – распределить вещества по классам. На слайде показаны формулы веществ, командам выдаются таблицы, на которые они переносят эти вещества согласно их классификации. За правильное распределение веществ -1 балл. На конкурс отводится 5-7 минут. Вещества: CaSO4, HCl, N2O, Cr2O3, NaNO3, KOH, H2SiO3, Cu(OH)2, Cl2O7, HNO3, NaOH, CO2, H3PO4, Cu(NO3)2, CaCl2, Al2O3, Zn3(PO4)2, Al2S3, Na2O, Ni(OH)3, HI. Соли Основания Кислоты Оксиды
При проведении химических турниров, класс разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз, капитана. Дается творческое домашнее задание: составить задачу для команды соперников, чтобы она отражала основные вопросы изучаемой темы.
С целью обеспечения объективной оценки знаний и умений учащихся, эффективной обратной связи в учебном процессе, для получения реальной картины того, что уже сделано в ходе учебного процесса и что предстоит сделать, проводится тестирование.
Если использование нестандартных форм уроков носит систематический характер, тесно связанный с изучаемым материалом, то на фоне такой деятельности ученики легче будут понимать изучаемый теоретический материал.
Полученные учениками теоретические знания на уроках помогает лучше понять и усвоить такой метод как - химический эксперимент. Систематическое проведение химических экспериментов способствует как повышению успеваемости по химии, так и организует навык самостоятельного и активного овладения знаниями, т.к. в проведении химического эксперимента необходимым элементом является живая деятельность ученика или его личное участие в проведение эксперимента, или наблюдение, выдвижение теорий, обоснование выводов.
Ученические эксперименты делятся на лабораторные опыты и практические работы. Приобретение новых знаний и изучение нового материала является целью лабораторных опытов. Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков являются целью практических занятий.
Экспериментальная химическая задача рассматривается как пример проблемной ситуации, решение которой просит от ученика не только теоретических, но и практических действий на основании знаний теорий, законов и методов химии. Решение этих задач идет на закрепление и увеличение знаний, расширение химического кругозора. Это определяет не только наличие у учащихся теоретических знаний, но и применением соответствующих навыков проведения химического эксперимента.
Практические занятия делятся на два вида:
⮚ практические работы;
⮚ экспериментальное решение задач.
Экспериментальные задачи классифицируются:
● получение и свойства веществ;
● получение веществ в чистом виде – одна из основных задач химического эксперимента.
По способу получения вещества этот тип экспериментальных задач подразделяют на варианты:
⮚ получение веществ химическим путем;
⮚ получение веществ выделением их из смесей.
В ходе этого эксперимента решаются разные варианты задач:
1. задачи по приготовлению растворов - требует от ученика знаний по теоретическому расчету количества растворителя и растворенного вещества, а так же и специальных навыков работы с реактивами, весами, химической посудой и оборудованием;
2. задачи на распознавание и идентификацию ионов, веществ, функциональных групп, смесей -подразумевают применение знаний и навыков по распознаванию веществ.
3. задачи на выполнение определенных химических реакций -наблюдение, описание и объяснение данных химических явлений.
4. комбинированные задачи - включают несколько заданий (пример: необходимо получить данное вещество, опознать его и проделать специальные химические реакции).
Ученики применяют правила нахождения в химической лаборатории, приемы работы, совершенствуют навыки обращения с реактивами, химической посудой, приборами. От учеников требуется тщательный и постоянный учет проведенных работ, наблюдений. Всю проделанную работу ученики должны записать в рабочую тетрадь по форме, разработанной учителем. В отчет должны входить условия выполнения реакций, уравнения проведенных химических реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном видах, для окислительно-восстановительных реакций — схемы электронно-ионного баланса. В отчетах должны быть указаны наблюдения и выводы учеников. В описание работ по количественному анализу включают химическую сущность метода, краткий ход анализа, расчеты. Учитель проверяет правильность оформления записей в рабочих тетрадях и отчетах по выполнению индивидуальных контрольных заданий, разбирает ошибки.
Литература: 1. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист. 1992. — № 2. С. 5-6. 2. Педагогическое творчество в школе./под ред. В.Ф. Кривошеева. — М. 1992 3. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. — Краснодар, 2000. 352 с. 4. Гин А. Приемы педагогической техники. — «Вита-Пресс». М. — 1999. 5. Данилова А.Г. Как организовать и провести урок-исследование. / Химия в школе. — 1999, № 7. — С. 21-24. 6. Штемплер Г.И. Химия на досуге. — М.: Просвещение, 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных интересов обучающихся через проблемное обучение.
Методическая статья по приемам применения проблемного обучения на уроках физики....
ПРОЕКТ профессиональной деятельности учителя химии Дудник Светланы Евгеньевны "Развитие информационных и коммуникативных компетенций обучающихся через использование технологии аргументированного суждения на уроках химии"
Технология аргументированного суждения - приём, направленный на рефлексию учащихся (создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР) [1]. По-английски он пишется следующим образом: PRE...
Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие познавательных интересов учащихся через деятельностный подход в обучении математике».
Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательнойдеятельности является мощным двигателем в обучении. Это один из самых значимых мотивов учения. Развитие познавательного интереса способствует ро...
Развитие познавательных интересов учащихся через использование учебно-речевых ситуаций
Современный процесс обучения иностранному языку через использование учебно-речевых ситуаций,формирует у школьников широкий гуманистический взгляд на мир ....
Развитие познавательного интереса обучающихся, через внеурочную деятельнсть
В статье даётся оценка значения внеурочных занятий, проведён анализ работы по данной программе. Предлагается календарно - тематическое планирование....
«Развитие творческих качеств ребенка через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности, как системообразующая составляющая воспитательного процесса в условиях ФГОС».
В соответствии с концепцией духовно-нравственного воспитания учащихся в школе создана и реализуется модель воспитательной системы рационально-познавательной ориентации, которая предполагает взаимодейс...