Развитие познавательного интереса обучающихся, через внеурочную деятельнсть
статья по географии (6 класс) на тему
В статье даётся оценка значения внеурочных занятий, проведён анализ работы по данной программе. Предлагается календарно - тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
№ 3
Тема: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Обсуждено на заседании МО
учителей естественного цикла,
согласовано для публикации
Руководитель МО: Цепилова Н.А.
ст.Абадзехская – 2017 г
Н.Н. Сергеева
учитель географии МБОУ СОШ № 3
Майкопского района
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
С введением новых государственных стандартов не малое количество учебного времени отводится на внеурочную деятельность. Это новшество требует другого подхода к учебной деятельности. Проводя занятия по данному направлению, у меня сложилось впечатление, и это является проблемой, что большинство обучающихся относятся не совсем ответственно и можно сказать серьёзно к такого рода занятиям. Одной из причин я думаю, является то, что они носят без оценочный характер. Конечно, педагоги, применяя разнообразные педагогические технологии, мотивируют детей, но не все обучающиеся с интересом посещают данные занятия.
Я поставила своей целью выбрать такой курс, который был бы интересен детям среднего школьного возраста. Современных детей, которые владеют большим количеством гаджетов, трудно чем-то привлечь. Я, решила вспомнить старые добрые времена, когда в школьной программе отводилось большее место для экскурсий и практических работ на местности, составила авторскую программу «Изучая природу – сохраняем здоровье» (см приложение 1 календарно-тематическое планирование) в которой львиная доля часов отводится на внеаудиторные занятия. Эта программа по моему мнению должна привлечь детей к данному курсу и через него к предмету география, в первую очередь потому, что современное поколение ведёт «домашний» образ жизни, даже в нашей сельской местности. Практически все занятия в школе проводятся в помещении, а смена рода деятельности привлекает детей хотя бы своей не традиционностью. Проводя занятия на местности, вне аудитории мы не только разнообразим занятия, но и укрепляем здоровье растущего поколения, а это согласитесь, играет большую роль в педагогической деятельности.
Современная школа требует применение педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы, навыка самостоятельности. А это легче реализовать так, сказать вне формальной обстановке, когда не сковывают временные рамки и рамки официального общения. Реализуя данную программу третий год, уже прослеживается динамика по повышению познавательного интереса. Особенно радует, что на таких занятиях раскрываются дети, которые не являются лидерами в учёбе. Но при подготовке к работе некоторые из них являются незаменимыми помощниками и проявляют инициативу (чего не наблюдается за ними в урочное время ). Кто-то раскрылся как хороший мастер по изготовлению пусть и примитивного оборудования. Кто - то выступал в роли фотографа и довольно не плохого, ловил как рабочие моменты, так и моменты общения в процессе работы. При анализе успеваемости по своему предмету отмечается пусть и не большая, но положительная динамика увеличения качества знаний.
Нужно сказать, что отчёты по внеурочной деятельности было делать легко в форме презентаций, которые тоже выполнялись обучающимися , тем самым продолжалось формирование навыков информационно-коммуникативных компетенций. ( Ведь погодные условия не позволяют круглый год проводить занятия вне аудитории). Приятно видеть, с каким увлечением дети отбирали фотографии для презентаций и обрабатывали данные полученные при проведении практических занятий на местности.
Учебная деятельность школьника должна быть освоена им , со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. В процессе реализации всех этих компонентов, происходит формирование универсальных учебных действий, которые предъявляются в связи с внедрением ФГОС ООО: коммуникативные, регулятивные, личностные, предметные и метапредметные и не так важно сформированы эти универсальные учебные действия на уроке или во внеурочное время. Я считаю, что одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности, проведение практических работ на местности, изучение окружающей природы и её влияния на жизнь и здоровье человека. Ученики приобретая навыки выполнения практических работ на местности, которые требуют от обучающегося направленность на постановку целей, подготовки необходимого оборудования для проведения работы (следовательно предварительно необходимо познакомиться с методикой выполнения работы, получить консультацию у преподавателя ), получение какого-то результата, формируют навыки и умения, которые дают возможность самостоятельно и довольно успешно приобретать знания . это играет не последнюю роль в организации собственной учебной деятельности.
Нужно отметить, что, реализация данной программы внеурочной деятельности это в первую очередь исследовательская деятельность обучающихся, а не просто прогулки на природу. Поэтому необходимо планировать деятельность как обучающихся, так и педагога. Реализация работы включает в себя несколько этапов. 1 Ориентационный, цель которого осознание детьми замысла работы и мотива предстоящей деятельности. На этом этапе планируется деятельность, которая реально может быть воплощена в жизнь. т.е имеется ли в наличии оборудование для проведения работы, безопасно ли это для жизни и здоровья. По какой методике будет проводится работа. 2. Практический этап на котором при консультационной помощи учителя проводится работа на местности. Обучающиеся выступают в роли исследователей тех объектов и процессов, на которые они ране не обращали внимания. Ведь многие из них неоднократно бывали в этих местах, н не задумывались, что эти повседневные объекты можно изучать. Происходит некоторое переосмысление и формируется друге отношение к окружающему миру. 3. Оценочный самый по моему мнению самый важный, на котором проводится самооценка деятельности. Здесь дети учатся анализировать свою деятельность и деятельность своих одноклассников, выявлять плюсы и минусы в работе. Результаты работы анализируются, оформляются и готовятся к презентации. Выбирается форма презентации результатов работы 4. Презентативный этап – представление результатов работы. В нашем случае это были картосхемы, фотоотчёты, представление изготовленных простейших приборов (невелир, осадкомер, ветровой детектор) макеты, зарисовки, гербарии, доклады, образцы почв и т.п.
Выводы. Сделав анализ успеваемости по итогам первой четверти и на конец года видна некоторая положительная динамика в результатах обучения.
2014-2015 учебный год.
Средний балл | % качества | % СОУ | ||
6 а | 1четв | 3,53 | 47,37 | 51,16 |
год | 3,84 | 68,42 | 60,84 | |
6 б | 1 четв | 3,55 | 50 | 52,6 |
год | 3,55 | 45 | 53 |
2015- 2016 учебный год.
Средний балл | % качества | % СОУ | ||
6 а | 1четв | 3,5 | 41,67 | 51,33 |
год | 3,54 | 45,83 | 51,83 | |
6 б | 1 четв | 3,16 | 21,05 | 40,84 |
год | 3,33 | 33,33 | 45,33 |
И пусть увеличение качества знаний и степени обученности небольшое, но оно есть. Но самый главный результат - детям было интересно посещать данное внеурочное занятие. Если с утра намечалось изменение погоды, они, опасаясь, что отменятся занятия на местности, спрашивали: «Ну, мы же сегодня пойдём….?»
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Наименование раздела и темы | Ко-во часов | Форма занятия | Дата по плану | Дата по факту |
Введение | 1 | ||||
1 | Цели и задачи курса. Инструктаж по ТБ. | 1 | беседа | ||
Изучение географического положения | 6 | ||||
2 | Определение географического положения ст. Абадзехской. | 1 | Практическая работа | ||
3 | Способы ориентирования в природе. Уметь ориентироваться — значит выжить | 1 | Учебное исследование | ||
4 | Практическая работа на местности «Ориентирование на местности по компасу и местным признакам » | 1 | Практическая работа | ||
5,6 | Практическая работа на местности «Маршрутная съемка экологической тропы» | 2 | Практическая работа | ||
7 | Обработка материалов экскурсии | 1 | Составление плана-схемы | ||
Изучение рельефа | 6 | ||||
8 | Определение форм рельефа в окрестностях ст. Абадзехской. | 1 | Учебное исследование | ||
9 | Влияние рельефа на здоровье и хозяйственную деятельность человека | 1 | Учебное исследование | ||
10,11 | Практическая работа на местности «Определение крутизны склона. Работа с невелиром» | 2 | Практическая работа | ||
01.12.13 | Практическая работа на местности «Описание геологического обнажения» | 2 | Практическая работа | ||
Воды | 6 | ||||
14 | Виды водоёмов в окрестностях ст. Абадзехской | 1 | Учебное исследование | ||
15,16 | Практическая работа на местности «Простейшие гидрологические измерения р. Фьюнт» | 2 | Практическая работа | ||
17,18 | Практическа работа на местности «Комплексная характеристика родника» | 2 | Практическая работа | ||
19 | Качество воды и здоровье человека | 1 | Эвристическая беседа | ||
Почвы ст.Абадзехской | 3 | ||||
20 | Виды почв и особенности их образования | 1 | Эвристическая беседа | ||
21 | Практическая работа в аудитории «Изучение видов почв по образцам» | 1 | Практическая работа | ||
22 | Значении почв в хозяйственной деятельности человека и сохранении его здоровья | 1 | Эвристическая беседа | ||
Погода и здоровье | 3 | ||||
23 | Влияние погоды на здоровье человека | 1 | Эвристическая беседа | ||
24.11.17 | Практическая работа «Изготовление простейших приборов для проведения наблюдений за явлениями погоды» | 1 | Практическая работа | ||
25 | Практическая работа на местности « Определение типов облаков. Проведение инструментальных наблюдений.» | 1 | Практическая работа | ||
Флора и фауна | 7 | ||||
26,27 | Экскурсия в лес «Изучение видового состава растительности» | 2 | экскурсия | ||
28,29 | Практическая работа на местности «Геоботаническое описание луга» | 2 | Практическая работа | ||
30 | Лекарственные растения нашей мнстности | 1 | Эвристическая беседа | ||
31 | Обитатели наших лесов и лугов | 1 | Эвристическая беседа | ||
32 | Практическая работа в аудитории «Изготовления гербария из образцов, собранных во время экскурсий» | 1 | Практическая работа | ||
33 | Биологические ресурсы. Влияние качества пищи на здоровье человека | 1 | Эвристическая беседа | ||
Заключение | 2 | ||||
34,35 | Зашита проектов | 2 | Групповая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов обучающихся через проблемное обучение.
Методическая статья по приемам применения проблемного обучения на уроках физики....

Повышение познавательного интереса обучающихся через развитие творческого мышления на уроках химии
материал содержит рекомендации по проведению уроков, направленных на развитие творческих способностей детей, на воспитание личности, способной самостоятельно синтезировать и анализировать предлагаемый...

Развитие познавательного интереса школьников через систему заданий исследовательского характера на уроках математики и во внеурочной деятельности
Развитие познавательного интереса школьников через систему заданий исследовательского характера на уроках математики и во внеурочной деятельности...

«Развитие познавательного интереса школьников через нетрадиционные формы работы в урочной и внеурочной деятельности».
В данной статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы...

«Развитие учебно-познавательного интереса обучающихся через организацию практической деятельности»
Из опыта работы...

« Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках физической культуры через использование информационно-коммуникационных технологий"
Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках физической культуры через использование информационно-коммуникационных технологий...

«Развитие познавательного интереса обучающихся через использование активных форм обучения на уроках химии»
Статья раскрывает значение использования активных форм обучения в развитии познавательной активности обучающихся....