внеклассное мероприятие
учебно-методический материал по химии (8 класс)
развивает познавательный интерес, можно использовать как проверку знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_himii_puteshestvie_po_tablitse_d.docx | 22.92 КБ |
viktorina.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка внеклассного мероприятия по химии «Путешествие по таблице Д.И.Менделеева» для обучающихся 8 класса
Подготовила:
учитель химии МКОУ СОШ № 14
пос. Приэтокского Покровская Е.В.
2019 год
Внеклассное мероприятие по химии Путешествие по таблице Д.И.Менделеева.
8 класс
Цели: 1) Повторить и систематизировать знания о химических элементах, основных классах неорганических соединений, типах химических реакций. Закрепить умения составлять уравнения химических реакций. Продолжить развитие логического мышления, умения использовать теоретические знания в новых ситуациях. 2) Закрепить умения сравнивать, сопоставлять, анализировать; создать условия для развития умений работать в группе. Воспитать интерес к изучению химии.
Оборудование и оформление: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, интерактивная доска.
Ход мероприятия:
- Историческая справка (1875 год)
Триумфом Периодического закона и Периодической системы явилось
открытие трёх предсказанных Д.И.Менделеевым элементов – галлия, скандия и германия. Химический элемент – галлий был открыт французом де
Буабодраном. Д.И. Менделеев, владевший французским языком, прочитал
статью об открытии галлия, а затем написал письмо, которое адресовал первооткрывателю этого элемента, и указал не только ошибку Буабодрана
(тот определил неверно плотность галлия), но и назвал причину этой ошибки
(образец галлия был недостаточно очищен).
Видный философ Б.М.Кедров писал: «Можно представить первоначальное изумление, а возможно, даже негодование любого строгого химика – аналитика, если бы он получил подобный совет. Как?! Он в Париже держит в руках новое, открытое им вещество, никому дотоле неизвестное, видит и осязает его, измеряет и определяет его свойства на аналитических весах, словом, является единственным в мире исследователем, имеющим дело с этим веществом как с реальным телом. И вдруг кто-то, находящийся в России, на расстоянии тысячи километров от его лаборатории, не видевший в глаза ни крупинки нового вещества, сомневается в том. Хорошо ли оно очищено, и, не смущаясь, высказывает свои советы, как это сделать».
Д.И.Менделеев оказался прав. Буабодран внял его совету и сообщил об этом научному миру.
Шведский ученый Ф.Нильсон, открывший скандий, предсказанный Менделеевым, прислал ему в подарок немного этого металла.
А немецкий ученый К.А.Винклер, открывший предсказанный Д.И.Менделеевым германий (экасилициум), восторженно писал:
«… периодичность элементов тем самым уже не гипотеза она стала фактом, и химическое исследование сделало новый неисчислимо важный шаг в царство познания».
Русский ученый, открыл периодический закон химических элементов, который служит ключом к открытию новых элементов.
В 1955 г. американские физики во главе с Г.Сиборгом синтезировали химический элемент, которому дали название Менделевий – в знак признания заслуг выдающегося русского ученого.
- Разгадывание метаграмм
Уважаемые ребята, мы уже знаем с вами особенности построения периодической таблицы, умеем давать характеристику химическому элементу по его положению в ней и можем предсказывать свойства элементов по их положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева. а сейчас я предлагаю нам немного поиграть: разгадать метаграммы и загадки о химических элементах, проявив при этом эрудицию и логику, а также знания из предметов других областей знаний. Посмотрите на слайд. Вам предложены метаграммы.
метаграмма - буквенная задача, в которой, заменяя одну из букв слова, получают новое слово
Попробуем их разгадать. За каждый отгаданный вопрос вы получаете 1 балл (или жетон).
1. Корабли меня обходят,
Лоцман знает наизусть.
Если Л на Д заменят,
То металлом окажусь.
(Ме л ь - Ме д ь)
2. Элемент четвёртой группы
Перед вами на виду.
Если Т на Р исправить,
Будет деспот вами править.
(Ти т ан - Ти р ан)
Слайд 2
3. С КА - активный я металл,
С ГЕ - я очень лёгкий газ.
Чтобы ты нас разгадал,
Глянь в систему ещё раз.
( ка лий - ге лий)
4. Два элемента химических
Я в метаграмме вам задам:
С X - элемент металлический,
Ну а с Б - уже неметалл.
( Х ром – Б ром)
Слайд 3
1. Ты меня услышать можешь, В небе летнею порой. Г на Х смени – и что же? Элемент перед тобой .
( Г ром – Х ром)
2. С буквой З меня ты ценишь, Я известный элемент, Лишь на Д её заменишь Я – столярный инструмент.
( З олото – Д олото)
Слайд 4
3. Имя женское возьми, Букву В на С смени. Химию не зря учил – Элемент ты получил.
( В ера – С ера)
4. Метаграмма интересна, Но проста, наверняка: С Р я – элемент известный, С Н – во Франции река.
(Се р а – Се н а)
Слайд 5
- загадки
об элементах металлах
1. Прославлен всеми тот металл,
Испытанный огнём.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил в мечте о нём.
(Золото)
2. Серебристо-белый и активный очень, Горит под водой он, между прочим. Сверканье бенгальским огням придает, И в Новый год детям радость несёт.
(Магний)
3. Я «крылатый» элемент, В небеса лечу на керосине, Провожу тепло и ток, Нахожусь в природе в глине.
(Алюминий)
4. Меня в составе мрамора найди, Я твёрдость придаю кости, В составе извести ещё меня найдёшь, Теперь меня ты верно назовёшь.
(Кальций)
5. Этому металлу хвала и честь, С ним получается «Белая жесть» Покрывают им сталь слегка, Тогда для консервов посуда годна.
(Олово)
Слайд 6
- Название, какого химического элемента происходит от названия страны, занимающей 2-е место по численности населения в мире?
(индий)
- Мой первый слог найдёте в сере,
А два других есть в нашем теле,
А в целом в кольцах я, в серёжках,
Цепочках, вилках, даже в ложках.
(серебро)
- Ведро этого металла поднять под силу разве что только штангисту. Его ещё называют «металл-вертун».
(ртуть)
- Этот металл был известен человеку еще за 3-4 тыс. лет до н.э. Одно из «семи чудес света» - висячие сады Семирамиды - орошались водой через сложную систему колодцев, трубопроводов, сделанных их этого металла. Этот металл используется для получения типографских сплавов, а так же для изготовления пуль и дроби.
Слайд 7
«Угадай газ»
- Вы со мною уже встречались-
Я космический скиталец,
Элементов прародитель
И отважный предводитель.
Я любитель кислорода,
Вместе с ним даю я воду.
(водород)
- Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня - огонь потух.
(кислород)
- Какой газ в переводе с латинского языка означает «безжизненный»? Содержание этого газа в воздухе составляет 78% по объёму.
(азот)
- Я - газ, простое вещество,
Двузначен номер мой.
Слог первый - это божество,
Река - вот слог второй.
(ра дон )
Слайд 8
Итак, вы поупражнялись в разгадываниях загадок, метаграмм, а теперь давайте ответим на вопросы викторины и продолжим зарабатывать баллы.
4. Викторина
- Какой элемент был открыт раньше на Солнце, а потом на земле? (Гелий )
-В организме взрослого человека его содержится более 1,5 кг. Поэтому его называют самым живым металлом? (Кальций)
-Он не боится самых жарких объятий пламени? (Вольфрам)
-Король твердости среди металлов? (Хром)
-Чемпион среди металлов-тяжеловесов? (Осмий)
-Какой элемент называют по имени одной части света? (Европий)
-Металл, который не тонет в воде, а может бегать по ней? (Натрий)
-Какие простые вещества находятся при обычных условиях в жидком состоянии? (Бром, ртуть)
-«Золотой призер» электропроводности (Серебро)
-Название какого элемента состоит из названий двух млекопитающих животных? (Мышьяк)
- металл является настоящим «гигантом»? (Титан)
-Металл, за получение которого Мария Склодовская – Кюри получила Нобелевскую премию? (Радий)
Вопросы о великих ученых:
- Выдающийся русский учёный, педагог и общественный деятель. В 35 лет совершил он своё величайшее открытие, которое позволило навести строгий порядок в мире химических элементов и прогнозировать открытие новых.
- А.С. Пушкин писал о нём: «Историк, ритор, химик, минеролог, художник и стихотворец; он всё испытал и всё постиг». Ему принадлежит крылатая фраза: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие». Открыл закон сохранения массы веществ.
Слайд 9-11
Молодцы!
Давайте подведем итоги, посчитаем баллы (жетоны) и поаплодируем победителям!
Предварительный просмотр:
ВИКТОРИНА №1 «Химические элементы»
- Какой из химических элементов был сначала открыт на Солнце, а потом на Земле? (Гелий)
- Какой элемент носит имя героя древнегреческой мифологии? (Тантал)
- Какой элемент может быть твердым, как алмаз, и мягким, как сажа? (Углерод. Алмаз и Сажа – аллотропные видоизменения элемента углерода).
- Какой цвет имеет йод? (Чистый йод представляет собой кристаллическое вещество серого цвета.)
- Лития или свинца содержится больше в земной коре? (Лития больше в земной коре, чем свинца, но он очень распылен.)
- Название, какого элемента одинаково с названием планеты?
- (Уран).
- Название, какого элемента в переводе означает «зловонный» (Бром).
- Название, какого элемента состоит из названий двух млекопитающих животных? (Мышьяк).
- Какой химический элемент пахнет чесноком? (Белый фосфор в присутствии влажного воздуха издает чесночный запах).
- Как превратить олово в порошок, не прибегая ни каким инструментам? (Если олово подержать на морозе, то оно увеличится в объеме и рассыплется в серый порошок. Это аллотропное видоизменение олова, так называемое серое олово).
- При недостатке какого элемента в почве на листьях у растений появляются белые пятна, останавливает их рост, затормаживает развитие колоса у зерновых культур? (Медь).
- С каким элементом кроме кислорода дышит все живое? (Азот, это выдающиеся открытие сделал профессор М.И. Волский).
- Назовите металл, который первым стал известен человеку? (Золото).
- Назовите самый распространенный на земле металл? (Алюминий)
- Назовите самый древний сплав. Виды его (Бронза- сплав на основе меди, легирующими компонентами являются олово, алюминий, бериллий, хром и др.
- Какой металл, ныне широко применяемый в технике и быту, а в конце 19 века стоил дороже серебра в 300 раз? (Алюминий).
- Назовите металл, который входит в состав нержавеющих и жаропрочных сталей? (Хром).
- Какие металлы плавятся от тепла ладоней? (Галлий, Цезий)
- Самый твердый металл? (Хром).
- Самый тугоплавкий металл? (Вольфрам).
- Почему разрезанное яблоко на воздухе желтеет, темнеет? (Ион двухвалентного железа окисляется в ион трехвалентного железа).
- Назовите первый искусственно полученный металл? (Технеций)
- Какой химический элемент назван в честь России? (44-й элемент, открытый русским химиком Карлом Карловичем Клаусом, был назван рутений (от латинского слова «Россия»).
- Какой элемент 3-й группы добавляют к золоту, чтобы получить сплав, применяемый в ювелирном и зубопротезном деле? (Галлий)
Викторина №2 «Знаете ли вы биографию Д.И. Менделеева»
1.Где и когда родился Д.И.Менделеев?
Ответ: Д.И.Менделеев родился 27.01.(08.02)1834г. В г.Тобольске.
2.Что вы знаете о семье Д.И. Менделеева?
Ответ: Д.И.Менделеев был 14-м ребенком в семье директора Тобольской гимназии. Отец еще до рождения ослеп и ушел в отставку. В 1847г.он умер, оставив семье скудную пенсию. Мать, Мария Дмитриевна, женщина образованная полностью взяла на себя заботу семье и по руководству стекольным заводом в селе Аремзянка (25км от Тобольска).
3.Где учился Д.И.Менделеев?
Ответ: В 1849 г. Д.И.Менделеев окончил Тобольскую гимназию. В 1850 г. поступил на физико-математический факультет Главного педагогического института в Петербурге, который окончил в 1855 г.
4.Назовите любимых учителей Д.И. Менделеева?
Ответ: Профессор Степан Семенович Куторга привил Д.И.Менделееву любовь к минералогии. Под руководствам профессора Ф.Барндта, Д.И.Менделеев изучал флору и фауну и написал первую научную работу по биологии «Описание грызунов С.-Путербургской губернии». Но наибольшее влияние на него имел «дедушка русских химиков» Александр Абрамович Воскресенский.
5.В качестве кого и где начал педагогическую деятельность Д.И.Менделеев?
Ответ: После окончания института он работал учителем гимназии сначала в Симферополе, а потом в Одессе.
6.Назовите первую научную работу Д.И. Менделеева по химии?
Ответ: «Химический анализ ортита из Финляндии». Опубликована она в 1854г.
7.Когда Д.И.Менделеев защитил магистерскую диссертацию?
Ответ: В сентябре 1856 г., когда ему было 23года, после блестящий защиты магистерской диссертации на тему: «Об удельных объемах» Д.И.Менделеев стал приват - доцентом в Петербурском университете, где читал лекции по теоретической химии.
8.Куда и когда был направлен Д.И.Менделеев в научную командировку за границу?
Ответ: В 1859 г. Д.И.Менделеев отправляется в Германию в Гейдельсбергский университет.
9.Кто из русских ученых вместе с Д.И.Менделеевым участвовал в работе конгресса. Проходившего в 1861г. в Карлсруе?
Ответ: В августе 1861г. Д.И.Менделеев вместе с А.П.Бородиным после путешествия по Югославии прибыл на конгресс в Карлсруе, где были также русские химики Н.Н.Зинин, Л.Н.Шишков, Н.И.Савич, Я.Натонсон и польский химик Т.Лесинский.
10. Когда Д.И.Менделеев защитил докторскую диссертацию?
Ответ: В 1865г. Д.И.Менделеев защитил докторскую диссертацию на тему «О соединениях спирта с водой» и стал профессором кафедры химии Петербурского университета.
11. В каких учебных заведениях (кроме Петербурского университета) работал Д.И.Менделеев?
Ответ: Д.И.Менделеев с 1863 г. Преподавал химию Петербурском технологическом институте на Владимирских женских курсах. Он участвовал в создании Бестужевских женских курсов.
12. Когда Д.И.Менделеевым был открыт периодический закон?
Ответ: в 1869г.
13. Когда Д.И.Менделеев был избран членом – корреспондентом Петербурской Академии наук?
Ответ: в 1876г. был избран членом-корреспондентом Петербурской Академии наук.
14. Почетным и действительным членом, каких иностранных академий, научных обществ и университетов был Д.И.Менделеев?
Ответ: Д.И.Менделеев был избран почетным членом Американской, Ирландской, Югославской, Римской, Бельгийской, Датской, Ческой, Краковской и других академий, а также действительным членом Дублинского, Лондонского и Эдинбурского королевского общества; почетным доктором Кембриджского. Оксфордского, Геттингенского и других университетов.
15.Когда и с какой целью Д.И.Менделеев совершил полёт на аэростате?
Ответ: в 1887 г. для изучения солнечного затмения Д.И.Менделеев один без пилота поднялся на аэростате и успешно совершил этот полёт.
16. Когда Д.И.Менделеев был в Англии и что вы знаете о его научных связях с английскими учёными?
Ответ: в 1888 г. Д.И.Менделеев прочитал так называемую фарадеевскую лекцию, за что ему в качестве ценного подарка преподнесли кубок из алюминия.
17. При каких обстоятельствах Д.И.Менделеев оставил педагогическую работу в университете?
Ответ: студенческая молодёжь выступила против усиления реакции в 80-х годах. На одной студенческой сходке было принято специальное обращение министру просвещения. Д.И.Менделеева попросили вручить это письмо, что он и сделал, но ответ министра был таков, что Д.И.Менделеев был вынужден уйти в отставку.
18. Где работал Д.И.Менделеев после ухода из университета?
Ответ: с 1892 г. Д.И.Менделеев был ученым-хранителем Депо образцовых гирь и весов, которое по его инициативе было преобразовано в 1893 г. в Главную палату мер и весов(ныне Российский институт метрологии имени Д.И.Менделеева).Здесь он работал до самой смерти.
19.У Д.И. Менделеева и у Л.Н.Толстого было одно и то же любимое стихотворение. Кто его написал и как она называется?
Ответ: Ф.И.Тютчев «Молчание!».
20. Где установлены памятники Д.И. Менделееву?
Ответ: В г.Тобольске, на родине Д.И. Менделеева, и в Петербурге около института метрологии.
21. Назовите двух известных художников, которые писали портрет Д.И. Менделеева одновременно. Где находятся эти портреты?
Ответ: И.Е.Репин и Н.Я.Ярошенко. Портреты находятся в Третьяковской галерее.
22. Где находится кратер Менделеева?
Ответ: кратер Менделеева расположен на Луне, вблизи моря Москвы.
23. Где находится вулкан Д.И.Менделеева?
Ответ: вулкан имени Д.И.Менделеева - действующий вулкан- находится в южной части о. Кунашир(Курильские острова).
24.Какие работы Д.И.Менделеева посвящены проблеме нефти?
Ответ: в 1877г. Д.И.Менделеев создает химическую теорию происхождения нефти. Посвящая ряд работ рациональному методу переработки нефти. Им предложен принцип непрерывной дробной перегонки нефти.
25. Когда умер Д.И.Менделеев?
Ответ:20 января (2 февраля)1807г.
ВИКТОРИНА №3: Знаете ли вы «Периодический закон и периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева»
1.Как сформулировал Д.И.Менделеев периодический закон?
Ответ: «Свойства простых веществ, а также формы и свойства соединений химических элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов».
2.Какова современная формулировка периодического закона?
Ответ: «Свойства элементов находятся в периодической зависимости от величины зарядов ядер их атомов»
3. Существование каких одиннадцати химических элементов предвидел Д.И.Менделеев?
Ответ: Галлий, Скандий, Германий, Рений, Полоний, Протактиний, Радий, Актиний, Технеций, Франций, Астат.
4.Какие химические элементы из предвиденных Д.И.Менделеевым были открыты еще при его жизни?
Ответ: Галлий(французским химиком Лекок де Буадодраном; Скандий(шведским химиком Л.Нильсом); Германий(немецким химиком К.Винклером); Радий и Полоний(супругами Кюри).
5.У каких 9 химических элементов Д.И.Менделеев исправил атомные массы?
Ответ: У бериллия, лантана, дидима (он оказался смесью неодима и празеодима), иттрия, европия, индия, церия, тория, урана.
6.Для какого из предвиденных химических элементов Д.И.Менделеев указал и метод открытия?
Ответ: Д.И.Менделеев указал, что галлий будет открыт методом спектрального анализа.
7.Сколько всего химических элементов известно теперь?
Ответ:118 из них 4химических элемента, полученные в России и США официально пока не утверждены они имеют временные систематические название :113-унутрий,115-унунпентий,117-унунсептий, 118-унуноктий.
8.Назовите 3 пары химических элементов, поставленных в таблице Д.И.Менделеева не в порядке возрастания, а в порядке уменьшения атомных масс?
Ответ: Аргон и Калий; Кобальт и Никель; Теллур и Йод.
9.Кто и когда открыл предсказанные Д.И.Менделеевым химические элементы: экаалюминий, экабор, и экацилиций?
Ответ: Экаалюминий был открыт в 1875 г. французским ученым Лекоком де Буадодраном и назван им в честь своей родины Франции - галлием.
Экабор был открыт шведским химиком Ларсом Нильсоном в 1979г. и назван им честь своей родины – скандием.
Экацилиций был открыт в 1886 г. немецким химиком К.Винклером и назван им в честь своей родины - германием.
10.Кем было введено в науку понятие «период полураспада»?
Ответ: Резерфордо1904г., период полураспада колеблется от долей секунды до миллиарда лет.
Высказывания - Менделеева Дмитрия Ивановича
- Наука давно перестала чуждаться жизни и написала на своем знамени: "посев научный взойдет для жатвы народной".
- Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно.
- Люди, постепенно изучая вещество, им овладевают, точнее и точнее делают в отношении к нему предсказания, оправдываемые действительностью, шире и чаще пользуются им для своих потребностей, и нет повода видеть где-либо грань познанию и обладанию веществом.
- Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни Гениев.
- Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев.
- Все дается только труду. Все — труду людскому, таков лозунг истории.
- Человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных.
- Всего более четыре предмета составили моё имя, периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциации и „Основы химии". Тут моё богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...