Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: «Общая характеристика элементов IА- группы».
методическая разработка по химии (9 класс)

Солтанова Виктория Казбековна

 Цель данной разработки — дать общую характеристику щелочным металлам на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; охарактеризовать строение, физические и химические свойства щелочных металлов в свете общего, особенного и единичного; закрепить умение предсказывать физические и химические свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов на основе их состава и строения; подтверждать прогнозы уравнениями соответствующих реакций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shchm.docx41.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: «Общая характеристика элементов IА- группы».

Дата______________

Класс  9.

Учитель: Солтанова В.К.

1.Тема урока: «Общая характеристика элементов IА- группы».

2. Цель урока: Опираясь на знания учащихся об общих свойствах металлов, конкретизировать знания учащихся о свойствах металлов IА группы. Познакомить учащихся со способом качественного распознавания ионов щелочных металлов и их соединений, с применением соединений щелочных металлов.

 3.Задачи урока: 

1. Образовательные

•        Рассмотреть общую характеристику щелочных металлов на основании положения  в периодической таблице и строения атомов;         

•        Расширить знания о щелочных металлах в свете общего, особенного и единичного по трём формам существования химических элементов: атомов, простых и сложных веществ.

•        Повторить основные закономерности изменения свойств элементов в Периодической системе химических элементов (в группе), металлическую связь; физические и химические свойства; Отработать умения записывать уравнения реакций, характеризующие свойства щелочных металлов  с точки зрения ОВР и ТЭД;

•        Познакомить со способами качественного распознавания щелочных металлов в соединениях;

•        Познакомить учащихся  с историей открытия, распространением в природе и использованием  соединений щелочных металлов.

•        Совершенствование наблюдательной деятельности, умения применять полученные знания на практике.

2. Развивающие

  • Развивать у учащихся такие интеллектуальные умения и навыки, как анализ и синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы;
  • Развивать самостоятельность, творческие способности учеников, используя для этого ситуации интеллектуального затруднения, экспериментальные результаты;
  • Развивать эмоции учащихся, создавать на уроке ситуации занимательности, используя интегрированный подход к объяснению изучаемых явлений;
  • Развивать познавательный интерес учащихся, используя связи изучаемых явлений с явлениями и предметами окружающей жизни.

3. Воспитательные

  • Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих идей: идеи материальности, познаваемости мира, развития в природе и обществе, причинно-следственных связей между явлениями;
  • Обеспечить целостное восприятие мира, способствовать ликвидации разрыва между теорией изучаемых явлений в различных дисциплинах школьного курса.
  • Воспитание дисциплины, ответственного отношения к делу.
  • Создать условия для воспитания активности и самостоятельности при выполнении разноуровневых заданий;
  • Содействовать воспитанию коммуникативных качеств;
  • Выработка положительной мотивации учения, с интересом, без принуждения и перегрузок;

Планируемые результаты:

Предметные: создать условия для изучения щелочных металлов и их свойств; уметь составлять  уравнения

химических реакций.

Метапредметные:

регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение письменной речью;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

 

Личностные: формировать основы экологической культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание необходимости грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.

4. Тип урока: Урок открытия новых знаний (изучения нового материала).

5. Формы проведения урока:   фронтальная , индивидуальная, групповая, работа в парах , создание проблемной ситуации.

 6. Методы обучения: словесные, наглядные, практические.                                                                                                                                                                                                                                

7. Основные понятия: металлическая связь, металлическая кристаллическая  решетка, восстановительные свойства, ионы, индикатор, качественные реакции и др.

8. Оборудование и реактивы:  ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация в формате Pover Point “Щелочные металлы», раздаточный материал для работы в группах, индивидуальные  задания; металлический натрий, вода, соляная кислота, растворы хлоридов  натрия и калия, фторида лития , фенолфталеин, спиртовка, чашка Петри, нож для разрезания ЩМ, фильтровальная бумага, штатив с пробирками.

9. Образовательные ресурсы: Учебник Химия. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян., И.Г.Остроумов, С.А.Сладков, М:,Просвещение, 2020.

10.Структура урока

I. Организационный момент .

II. Актуализация знаний.

III. Мотивация к изучению нового материала.                                                                                                                                                                                                                                                                                IV. Усвоение новых знаний .

V. Первичное закрепление.

VI. Физминутка.                                                                                                                                                                                                                                          

VII. Рефлексия учебной деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                        

VIII. Подведение итогов урока.

Ход урока

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Текущий контроль

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

                                                                                                                                                                                                                                                                          

Приветствует учащихся. Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность. Эмоциональный настрой. Отмечает отсутствующих.

Осуществляемые действия

Формируемые     умения

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

Формирование и развитие умений оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

 2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.

Фронтальная, индивидуальная

Проводит фронтальную проверку домашнего задания. Организует  повторение базового теоретического материала и актуализацию  мыслительных операций, достаточных для построения нового материала.

Шесть человек работают  самостоятельно (Тест «Металлы», приложение 1)

Два человека работают у доска, решают цепочки превращений (Приложение 2).

Вопросы для беседы с учащимися:

1.Где находятся металлы в ПСХЭ Д.И.Менделеева?

2.Сколько электронов содержат атомы металлов на внешнем энергетическом уровне?

3.Какая связь  и какая кристаллическая решетка характерны для металлов?

4.Какие физические свойства характерны для  металлов?

5.Что собой представляет  ряд активности  металлов  и какие правила вытекают из  него?

6.Как меняются свойства металлов, их оксидов и гидроксидов в зависимости от положения элементов-  металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева?

7.Какие химические  свойства характерны для  металлов?

Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания,  слушают вопросы учителя и отвечают на них. Слушают ответы одноклассников.

Фронтальная работа.

Учащиеся соглашаются или не соглашаются с предлагаемыми утверждениями.

Анализируют и сравнивают ответы одноклассников.

Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Участвуют в беседе.

 

Вопросы учителя.

Ответы учащихся.

3.Мотивация к изучению нового материала. Целепологание.

4.Усвоение новых знаний

Беседа. Постановка проб-лемы.

Записи в тетрадях.

Учитель создает  проблемную ситуацию и предлагает послушать историю из жизни ученого Роберта Вуда  (Приложение 3).

Учитель предлагает сформулировать  самостоятельно тему урока  и  учебные цели,вопросы, которые необходимо рассмотреть при  изучении данной темы, выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и тему урока.

Наблюдает, консультирует, выступает в роли организатора, помогает при выполнении эксперимента.

Учитель задает следующие вопросы:

1.Почему данные элементы  объединены в одну группу?

2.В чем сходство и в чем отличие атомов этой группы элементов?

3.Атомы, каких элементов  будут легче отдавать электроны?

4.Как изменяется радиус?

5.Как изменяется восстановительная способность элементов?

6.Как изменяется активность этих элементов?

7.Какой можно сформулировать вывод?

Формулируют тему урока  и учебную цель. Учащиеся разбиваются на группы.

Записывают тему урока.

Формулируют вопросы, которые необходимо рассмотреть. (Слайд 2)

1) Положение щелочных металлов  в ПСХЭ.  (Слайд 3)

2) Строение их атомов. (Слайд 4)

3) Физические свойства. (Слайд 5)

4) Химические свойства. (Химический эксперимент- проводит учитель).

5) Соединения ЩМ.

6) Распространение соединений ЩМ в природе.

7)Практическое значение.

8)Получение.(Видеоролик)

9) Качественные реакции на катионы ЩМ. (Лабораторный опыт- проводят учащиеся -  работа в группах.)

Самоопределяются,  развивают мыслительные операции, самостоятельно выделяют и формируют цели ,

умение вести диалог, формулировать и высказывать своё мнение.

2)Учащиеся делают вывод, о том, что у всех элементов одинаковое количество электронов на внешнем уровне, и они проявляют одинаковую степень окисления.

3) Обучающиеся делают вывод о том, что у всех элементов одинаковое количество электронов на внешнем уровне, и они проявляют одинаковую степень окисления +1.

  Радиус атома увеличивается с увеличением заряда ядра атома. Чем больше радиус атома, тем легче отдаются электроны с последнего энергетического уровня. Среди первых химических элементов с наиболее ярко выраженными восстановительными свойствами будет калий.      

Вопросы учителя.

Ответы учащихся.

5.Физминутка.

Усвоение новых знаний (продолжение)

Работа с учебником.

Предлагает открыть  учебник на стр. 154 и прочитать  «Щелочные металлы как простые вещества».  Обращает внимание на слайд 5.

Задает вопросы:

1. Как изменяется плотность металлов сверху вниз?

2. Как изменяется температуры кипения и плавления сверху вниз?

Ставит проблемный вопрос. В лаборатории ЩМ хранятся в запаянных ампулах, под слоем керосина, а вот литий под слоем вазелина, почему?  Дать объяснение.

 

Предлагает отдохнуть и послушать сказку о жизни ЩМ.  (Приложение 5)

Задает вопросы:

1.Какие химические свойства будут характерны для металлов с такой высокой активностью?

2.Как будут реагировать ЩМ со сложными веществами?

 Учитель демонстрирует опыты:  

1.Отрезает небольшой кусочек натрия и показывает блестящий срез, который быстро тускнеет на свету. Почему?

2. Взаимодействие натрия с водой. В воду предварительно капнуть несколько капель индикатора  фенолфталеин.

Задает следующие вопросы:

1.Почему фенолфталеин изменил свой цвет?

2.В какой среде он будет малиновым?

3.Почему же эти металлы называются щелочными?

4.Какой из щелочных металлов активнее реагирует с водой?

Учитель ставит проблемный вопрос:

Почему появляются искры при реакции?

Задает следующие вопросы:

1.Как изменяется активность щелочных металлов с увеличением радиуса атомов, с увеличением зарядов ядер атомов?

2. Как определить наличие этих металлов в соединениях?

На основании таблицы  делают  вывод.

Дают объяснение.

 

Отвечают  на вопросы, записывают  уравнения реакций, наблюдают, делают  выводы.

Учащиеся проводят лабораторный опыт  (работа в группах).

«Качественное определение щелочных металлов: горение солей лития, натрия, калия».

Работают в группах, распределяют обязанности, находят общее решение, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Развивают навыки экспериментальной работы, развивают умение наблюдать и выделять главное, применять знания для объяснения результатов опыта, устанавливают  причинно-следственные связи.

 Формируют  позитивную самооценку на основе успешной деятельности.

Рассказывают о проделанной работе, наблюдениях и выводах.

 Отбирают  и структурируют информацию из текста, формулируют отчёт о работе.

Делают вывод, что  ЩМ активно взаимодействуют почти со всеми

неметалламинеметнеметаллами.

Делают вывод, что  натрий как все щелочные металлы окисляется, т.е. взаимодействует с кислородом воздуха.

Делают вывод, что активность щелочных металлов возрастает с увеличением радиуса атомов и  с увеличением зарядов ядер атомов.

Вопросы учителя.

Ответы учащихся.

6.  Первичное закрепление

Учитель раздаёт тестовые задания для парной  работы групп, определяет регламент работы и сообщает о последующем отчёте групп.

(Приложение 6).

Выполнение заданий по изученной теме.

Самоконтроль, взаимоконтроль.

Правильность выполнения заданий.

7.Рефлексия учебной деятельности

В заключении я предлагаю осмыслить пройденный путь, свою деятельность на уроке. Каков результат?

Как вы к нему пришли?

Если вы столкнетесь с проблемами, что вы будете делать?

Довольны ли вы сегодня своей работой?

 Что в следующий раз будете делать по-другому?

Развитие речевой культуры, умение слушать(К).

Приобретение новых знаний, формирование интереса к изучаемой теме (П).

Развитие стремления к самообразованию, тренировка внимания, памяти (Л).

Вопросы учителя. Ответы учащихся

7. Подведение итогов урока Домашнее задание

Анализирует работу класса, нацеливает на формулирование выводов по уроку. Выставляет оценки

Формулирует задание, комментируя его по необходимости.

§30,упр.3,4.

Подготовить сообщение об истории открытия одного из ЩМ,его свойствах и применении. ( для слабых  учащихся)

Задание для сильных учащихся  - Приложение 7.

Анализируют свои результаты. Проводят самооценку своей деятельности на уроке.

Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание.


Приложение1.

Для индивидуальной работы при опросе (тест).

Тест «Металлы»

1. Для металлов характерен вид связи:

а) ионная;

б) ковалентная;

в) металлическая.

2. В образовании металлической кристаллической решетки принимают участие:

а) ионы металлов;

б) атомы  и ионы металлов;

в) атомы, ионы металлов и свободные электроны.

3) Более ярко выраженными свойствами обладает:

а) калий;

б) натрий;

в) кальций.

4. Переменной степенью окисления обладает металл:

а) железо;

б) алюминий;

в) магний.

5. С соляной кислотой не будет реагировать:

а) железо;

б) алюминий;

в) ртуть.

6. Легче всего вытесняет водород:

а) магний;

б) калий;

в) алюминий.

7. Сумма коэффициентов при взаимодействии алюминия с соляной кислотой равна:

а) 12;

б) 13;

в) 14.

Приложение2.

Для работы у доски  при опросе.

Напишите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения.

1)  Mg → MgO → MgCO3 → Mg(OH)2 → Mg(NO3)2 → MgO

       ↓

     MgO

2)   CaO → CaSO4 → Ca(OH)2 → CaS → CaO → CaBr2

        ↓

   Ca(NO3)2

        Приложение  3.

        История из жизни учёного .

«Роберт Вуд (1868—1955), знаменитый американский физик и великий любитель всяческих проделок, направлялся из лаборатории домой на обед. Дорога шла через негритянский квартал, была зимняя оттепель, и огромная лужа распростерлась по мостовой между тротуарами, на которых сидя и стоя толпились негры, вышедшие погреться на солнышке. Проходя мимо них, Вуд громко закашлял и на виду у всех плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении специально прихваченный из лаборатории кусок  металла величиной с грецкий орех. Раздался страшный удар, полетели искры, и большое желтое пламя поднялось на поверхности воды. За ними разверзся ад: вопли, молитвы, перевернутые стулья, и один голос — громче, чем все остальные, вместе взятые: «Спасайся, кто может, негры! Этот человек плюнул огнем! На вид он молодой, но только сам Старый Дьявол, сам Старый Сатана умеет это делать!»

Вопрос учителя: 1. Какой «сатанинский» металл  мог вызвать такой переполох?

 2.Где в периодической системе химических элементов находятся эти элементы?

Ответ. Этот металл должен быть очень активным.

Самые активные металлы образуют 1 группу главную подгруппу ПСХЭ, т.е. это щелочные металлы.

Приложение  4.

Лабораторный опыт (групповая работа)

Опыт 1. Окраска пламени катионами Na^+ (первая группа)

Опыт 2. Окраска пламени катионами Li^+(вторая группа)

Опыт 3. Окраска пламени катионами K^+(третья группа)

Ответить на вопросы:

А) Какой становится окраска бесцветной части пламени в присутствии катионов натрия, калия, лития?

Б) Почему в качественном анализе для обнаружения катионов ЩМ нельзя использовать обычные качественные реакции?

Расчетная задача .

Сколько металлического натрия можно получить при электролизе расплава 6 г хлорида натрия, содержащего 2,5% посторонних примесей?

                               

 Приложение 5

Сказка "Про жизнь щелочных металлов".

 

В большом семиэтажном доме, в подъезде щелочных металлов жили Натрий и Калий. Они очень любили проводить время вместе, гулять, веселиться. Они, как и все щелочные металлы, чтобы защититься от Кислорода, носили керосиновую одежду. Когда они гуляли, Кислород не раз пытался с ними поиграть, но только почему каждый раз их обжигал, и из-за этого Натрий и Калий перестали с ним общаться.

Как-то раз, Натрий и Калий гуляли, пели песенки и вдруг попали в другой двор, Там их встретила Вода – сестра Кислорода. Но ребята об этом не знали, и поэтому стали играть вместе. Они играли в прятки, в салочки, но вдруг Калий нечаянно дотронулся до Воды и начал бегать из стороны в сторону и светиться фиолетовым пламенем. Ему это показалось веселым, поскольку он не почувствовал боли.

-Натрий, попробуй – это очень весело!!! – только и успел сказать мимо пробегающий Калий.

И Натрий подбежал к Воде, коснулся ее и тоже как угорелый начал носиться по двору. Начался большой шум и гам, что даже Кислоты и Соли выглянули из своих окон, посмотреть на причину шумихи. А Вода так и осталась стоять в сторонке. Она была очень расстроена тем, что мальчикам весело, а ей нет. Как только мальчики перестали носиться, они подошли к Воде, им захотелось еще повеселиться и они снова коснулись Воды, но ничего не произошло. Они не понимали в чем дело. Тут к ним подошел дяденька, очень похожий на Франция, живущего на самом верхнем этаже дома, и сказал:

-Мальчики, как вас зовут?

— Я — Натрий, а это мой друг — Калий.

-Так вот, мальчики, теперь вы не Натрий и Калий, а Гидроксид Натрия и Гидроксид Калия. Потому что при взаимодействии с водой металлов из вашего подъезда образуются гидроксиды.

— Дяденька, а вы откуда это знаете? – аккуратно спросил Калий.

— Я ведь сам Гидроксид Франция. Франций – мой брат.

Мальчики переглянулись. Стало понятно, почему он похож на их соседа.

— Ну что ж, идите, резвитесь дальше, и не забудьте взять с собой Воду, и не обижайте ее.

— Хорошо! – хором сказали мальчики, взяли за обе руки Воду и побежали играть дальше.

Приложение  6.

Тест по теме «Щелочные металлы и их соединения».

Вариант 1

Часть А (задание с выбором ответа)

А1. Элементы основной подгруппы 1 группы имеют названия

1.        Щелочные металлы

2.        Щелочноземельные металлы

3.        Галогены

4.        Переходные металлы.

А 2. Укажите верное суждение:

А) Щелочные металлы – это серебристо-белые мягкие вещества;

Б) Щелочные металлы - это легкие и легкоплавкие металлы.

1.        верно только А

2.        Верно только Б

3.        Верны оба суждения

4.        Оба суждения неверны.

А 3.Самый активный щелочной металл

1.        Na

2.        K

3.        Li

4.        Cs

А4. Наиболее легкоплавкий металл

1.        Rb

2.        Cs

3.        Li

4.        Na

А5. Металл, образующий оксид при взаимодействии с кислородом.

1.        Li

2.        K

3.        Na

4.        Rb

А 6. Определите вещество Х в схеме получения оксида натрия:

                                              Na + X =Na2O

1.        O2

2.        NaH

3.        NaOH

4.        Na2O2

А7.Раствор гидроксида натрия окрашивает метилоранж в следующий цвет

1.        желтый

2.        красный

3.        синий

4.        оранжевый

Часть В (задание с кратким ответом)

В1  Расположите щелочные металлы в порядке усиления восстановительной способности :

1)Rb  2)Cs  3) Li  4)K 5)Na

 Ответ дайте в виде последовательности цифр.

В2. Установите соответствие между щелочным металлом и соединением, полученным при взаимодействии этого металла с кислородом. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.

ЩЕЛОЧНОЙ МЕТАЛЛ                                              СОЕДИНЕНИЕ С

                                                                                      КИСЛОРОДОМ

А) К                                                                               1)оксид

Б) Na                                                                              2)пероксид

В) Li

Г) Cs

Вариант 2

                  Часть А (задание с выбором ответа)

А1. Элементы основной подгруппы 1 группы имеют названия

1.        Галогены

2.        Щелочноземельные металлы

3.        Щелочные металлы

4.        Переходные металлы.

А 2. Укажите верное суждение:

А) Щелочные металлы с характерным блеском на свежесрезанной поверхности;

 Б) Щелочные металлы – активно взаимодействуют со всеми неметаллами.

1.        верно только А

2.        Верно только Б

3.        Верны оба суждения

4.        Оба суждения неверны.

А 3.Самый активный щелочной металл

1.        K

2.        Na

3.        Fr

4.        Cs

А4. Обладает наибольшей плотностью

1.        Rb

2.        Cs

3.        Li

4.        Na

А5. Металл, образующий пероксид при взаимодействии с кислородом.

1.        Li

2.        K

3.        Na

4.        Rb

А 6. Определите вещество Х в схеме получения пероксида натрия:

                                              Na + X =Na2O2

1.        O2

2.        NaH

3.        NaOH

4.        Na2O2

А7. Раствор гидроксида натрия окрашивает фенолфталеиновый в следующий цвет

1.        желтый

2.        красный

3.        синий

4.        малиновый

Часть В (задание с кратким ответом)

В1  Расположите щелочные металлы в порядке ослабления металлических свойств :

1)Rb  2)Cs  3) Li  4)K 5)Na.

Ответ дайте в виде последовательности цифр.

В2. Установите соответствие между щелочным металлом и соединением, полученным при взаимодействии этого металла с кислородом.

Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.

ЩЕЛОЧНОЙ МЕТАЛЛ                                              СОЕДИНЕНИЕ С

                                                                                     КИСЛОРОДОМ

А) К                                                                               1)оксид

Б) Na                                                                              2)пероксид

В) Li

Г)Cs

Приложение  7.

«Беседа опасных друзей» 

Жили два соседа в доме щелочей, завели беседу: «Меня Натрия и моего друга Калия называют щелочными металлами, так как нашими важнейшими соединениями являются щелочи (гидроксиды натрия и калия)». И стали Калий перечислять свойства Натрия, а Натрий Калия, гордясь.

У натрия есть полный комплекс металлических свойств! – восклицал Калий. В кислороде, фторе и хлоре Натрий горит, с серой реагирует уже при растирании в ступке, серную кислоту восстанавливает до серы или даже до сульфида, а «сухой лёд» (твёрдый углекислый газ) при контакте с Натрием взрывается. Не взаимодействует Натрий только с азотом и с инертными газами. Каждый школьник знает, что произойдёт, если бросить кусочек Натрия в воду. Теплоты, которая выделяется в реакции Натрия с водой, достаточно чтобы расплавить Натрий. И вот бегает натриевый шарик, подгоняемый, выделяющимся водородом. Однако, реакция Натрия с водой довольно опасная забава, хотя часто бывает полезной. Натрием надёжно очищают от следов воды трансформаторное масло, спирты, эфиры и другие органические вещества.

Физические свойства Натрия тоже свойства типичного металла. Он весьма пластичен, даже мягок (легко режется ножом), свежий след Натрия блестит, Натрий проводит ток и теплоту.

У Калия химические свойства выражены сильнее, чем у меня – подхватил Натрий – Калий тоже режется ножом, плавает в воде, передвигаясь, так же как и я, вспыхивает в ней и горит, окрашивая пламя в фиолетовый цвет. Мало того, Калий воспламеняется от малейших следов воды. Работать с ним обязательно в резиновых перчатках и защитных очках, а лучше в маске, закрывающей всё лицо. С большим количеством Калия работают в специальных камерах, заполненных инертным газом. Тушат Калий не водой, а содой или поваренной солью.

Так беседуют друзья и по сей день, не решаясь, кто из них опаснее.

Задания к тексту «Беседа опасных друзей».

1.        Найдите в периодической системе элементов металлы, упомянутые в данном рассказе. Объясните, почему автор сравнивает именно эти металлы.

2.        Выделите в тексте отдельно физические и химические свойства натрия и калия.

3.        Сделайте выводы о химической активности описанных щелочных металлов.

4.        На основании положения металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева объясните причину химической активности натрия и калия.

5.        Составьте уравнения химических реакций, укажите условия их протекания на основании приведённых в тексте событий.

6.        Назовите соединения калия и натрия, которые образуются при их химических превращениях, подчеркните эти названия в тексте.

7.        Найдите описание правил техники безопасности при работе со щелочными металлами. Почему данные металлы нельзя тушить водой?

8.        В тексте дана информация о применении только натрия, найдите ее. А какие вы имеете сведения о применении калия и его соединений?

9.        Какому из описанных металлов вы отдадите первенство по химической активности и почему?

10.        Какие ещё щелочные металлы вам известны? Какой из них на ваш взгляд самый активный и опасный и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта урока по теме "Общая характеристика элементов 5А группы"

Этот материал поможет с методической точки зрения подготовиться к уроку по данной теме в 9 классе....

Модель урока химии в 9 кл по теме "Общая характеристика элементов 1 группы главной подгруппы, презентация к уроку

Цели урока:Образовательная: Сформировать знания об элементах 1 группы, главной подгруппы.Воспитательная: Продолжить формирование мировоззрения о химической составляющей естественно – научной картины м...

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химические свойства азота"

Приведена технологическая карта урока химии в 9 классе  по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. на тему  "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химически...

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

технологическая карта урока в 11 классе по теме "Основные характеристики, свойства и использование электромагнитных волн"

Данная разработка составлена с учетом требований ФГОС и с использованием регионального компонента....

Технологическая карта урока химии 8 класса по теме «Химические уравнения» в соответствии с требованиями ФГОС

В статье транслируется опыт проектирования технологической карты урока химии 8 класса по теме "Химические уравнения", соответствующего ФГОС ООО. Технологическая карта определяет главные цели...

Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение"

Данный урок направлен на применение на уроке технологии проблемного обучения...