Конспект урока по теме Бензол, 10 класс
план-конспект урока по химии (10 класс)

Орехова Виктория Владимировна

                     Тема урока: Ароматические углеводороды. Бензол 10 класс

                     Тип урока:

·                   по дидактической цели (урок изучения нового материала)

·                   по способу организации (урок-беседа)

                    Цель: изучить строение, гомологический ряд, изомерию и номенклатуру, получение и химические свойства аренов на примере бензола.

                    

                     Планируемые результаты:

                    Предметные: называть арены по тривиальной и международной номенклатуре; — объяснять электронное строение молекул изученных веществ; — обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств в                        гомологическом ряду аренов, характеризовать важнейшие химические свойства аренов;

                  Личностные: продолжить развивать умения учащихся логически рассуждать, наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать связь между строением и свойствами веществ

                  Метопредметные: выявлять причинно-следственные связи, способствовать формированию навыков поведения учащихся в коллективе

                    

                        Средства обучения: Учебник Габриелян О.С.  Химия. 10 класс. Профильный уровень, вопросы, упражнения, ТСО (презентация).

                           Методы обучения: Повествование, беседа,

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_benzol.docx720.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: Ароматические углеводороды. Бензол 10 класс

Тип урока:

·                   по дидактической цели (урок изучения нового материала)

·                   по способу организации (урок-беседа) 

Цель: изучить строение, гомологический ряд, изомерию и номенклатуру, получение и химические свойства аренов на примере бензола. 

Планируемые результаты:

Предметные: называть арены по тривиальной и международной номенклатуре; — объяснять электронное строение молекул изученных веществ; — обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств в гомологическом ряду аренов, характеризовать важнейшие химические свойства аренов;

Личностные: продолжить развивать умения учащихся логически рассуждать, наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать связь между строением и свойствами веществ

Метопредметные: выявлять причинно-следственные связи, способствовать формированию навыков поведения учащихся в коллективе

Средства обучения: Учебник Габриелян О.С.  Химия. 10 класс. Профильный уровень, вопросы, упражнения, ТСО (презентация).

         Методы обучения: Повествование, беседа,

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап организации начала урока

Приветствует  и определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, цель нашего сегодняшнего урока изучить строение, гомологический ряд, изомерию и номенклатуру аренов на примере бензола и его гомологов. 

Слушают.

Этап актуализации знаний

Какие соединения называются циклическими? Приведите примеры.

Что вы знаете о бензоле?

Органические соединения, молекулы которых содержат замкнутые цепи (циклы).

Один ученик выступает с презентацией «История открытия бензола»

Первичное усвоение новых знаний

В презентации.

1)Строение

Т.к. ненасыщенный у/в.

Какие качественные реакции характерны для ненасыщенных у\в?

Видео: “Взаимодействие бензола с перманганатом калия”

Проблема. Какие можно сделать предположения о строении молекулы?

-формулы бензола

-основные понятия

  • Цикл из шести атомов углерода, связанных шестью      сигма-связями и единым  

пи  - электронным облаком, называют бензольным кольцом или  бензольным ядром.

  • Ароматические углеводороды, или арены,- это органические соединения, в молекулах которых имеется одно или несколько бензольных колец.

2)изомерия и номенклатура гомологов бензола

3)получение

 Слушают. Работают в тетради.

-обесцвечивание бромной воды и перманганата.

Молекула не образует разветвленную цепь. Бензол циклического строения.

Этап первичного понимания

Назовите:

Составьте структурные формулы 3-х изомеров ряда бензола, отвечающих формуле С10Н14, и назовите их.

Углеводород С8Н8, содержащий бензольное кольцо, обесцвечивает бромную воду. При каталитическом гидрировании этого у/в образуется этилциклогексан. Определите строение этого у/в.

1-метил-5-пропил-2-этилбензол

Изобутилбензол (2-фенилбутан)

https://otvet.imgsmail.ru/download/234024361_6c1e48effdf57f2ce50eef5da9dd63b3_800.gif

Этап усвоение материала

С помощью учебника запишите основные способы получения бензола.

Составьте схему, отражающую химические свойства бензола.

Записывают способы получения бензола.(см. ниже в страничке ученика)

Составляют схему.(см. ниже в страничке ученика)

Этап закрепления знаний

Пройдите тест для закрепления знаний:

1. Тип гибридизации всех атомов углерода в молекуле бензола

а)sp

б)sp2

в) sp3

2. Хлорирование бензола на свету приводит к получению

а)Хлорбензола

б)Орто-хлортолуола

в) Гексахлорциклогексана

г) Пара-хлортолуола

3. Качественной реакцией на бензол является

а)Обесцвечивание бромной воды

б) Обесцвечивание раствора перманганата калия

в) Реакция с азотистой кислотой

г) Ничего из перечисленного

4. Бензол реагирует с каждым веществом из набора:

а) Br2, O2, KMnO4

б)H2O, HNO3, HCl

в)Cl2, H2, HNO3

5) Веществами А,В,С в цепочке превращений соответственно являются:

Выполняют тест в рабочих тетрадях, обмениваются тетрадями и выполняют взаимопроверку.

а) C2H6, C6H6, C6H6NO3

б)C2H2,C6H6, C6H5NO2

в)C2H2, C3H8, C3H9NO3

Этап информации о домашнем задании, инструкции по его выполнению;

Напишите применение аренов на примере бензола.

При сжигании 5,3 г гомолога бензола получили 8.96 л оксида углерода (IV). Определить формулу углеводорода и число  его изомеров. Представить их структурные формулы.

По предложенному алгоритму решают задачу. (см. ниже в страничке ученика)

Этап рефлексии

На листочках ответьте на вопросы:

1.        Было ли вам интересно?

2.          Было ли вам сложно?

3. Что у вас вызвало затруднения?

Учащиеся отвечают на вопросы

Страничка ученика

Тема урока: Ароматические углеводороды. Бензол

Арены - ароматические углеводороды, содержащие одно или несколько бензольных колец. Бензольное кольцо составляют 6 атомов углерода, между которыми чередуются двойные и одинарные связи.

Цикл из шести атомов углерода, связанных шестью      сигма-связями и единым   пи  - электронным облаком, называют бензольным кольцом или  бензольным ядром.

Первый член гомологического ряда - бензол - C6H6. Общая формула их гомологического ряда - CnH2n-6.

Долгое время структурная формула бензола оставалась тайной. Предложенная Кекуле формула с двумя тройными связями не могла объяснить то, что бензол не вступает в реакции присоединения. Как уже было сказано выше, по современным представлениям, двойные связи в молекуле постоянно перемещают, поэтому правильнее рисовать их в виде кольца.

Строение:

За счет чередования двойных связей в молекуле бензола формируется сопряжение. Все атомы углерода находятся в состоянии sp2 гибридизации. Валентный угол - 120°.

Номенклатура и изомерия аренов

Названия аренов формируются путем добавления названий заместителей к главной цепи - бензольному кольцу:        бензол, метилбензол (толуол), этилбензол, пропилбензол и т.д.

Заместители, как обычно, перечисляются в алфавитном порядке. Если в бензольном кольце несколько заместителей, то выбирают кратчайший путь между ними.

Задание 1. Назовите арены:

1-метил-5-пропил-2-этилбензол                   Изобутилбензол (2-фенилбутан)

Задание 2. Составьте структурные формулы 3-х изомеров ряда бензола, отвечающих формуле С10Н14, и назовите их.

Задание 3. Углеводород С8Н8, содержащий бензольное кольцо, обесцвечивает бромную воду. При каталитическом гидрировании этого у/в образуется этилциклогексан. Определите строение этого у/в.

https://otvet.imgsmail.ru/download/234024361_6c1e48effdf57f2ce50eef5da9dd63b3_800.gif

Способы получения:

  1. Реакция Зелинского (тримеризация ацетилена)

Данная реакция протекает при пропускании ацетилена над активированным углем при t = 400°C. В результате образуется ароматический углеводород - бензол.

  1. Дегидроциклизация алканов

В ходе таких реакций, протекающих при повышенной температуре и в присутствии катализатора - Cr2O3, линейная структура алкана замыкается в цикл, отщепляется водород.

  1. Дегидрирование циклоалканов

В результате дегидрирования уже "готовых" циклов - циклоалканов, отщепляются 3 моль водорода, и образуется соответствующий арен, с теми же заместителями, которые были у циклоалкана.

  1. Синтез Дюма

Синтез Дюма заключается в сплавлении солей карбоновых кислот с щелочами. В результате такой реакции возможно образование различных органических веществ, в том числе аренов.

Химические свойства аренов:

Арены - ароматические углеводороды, которые содержат бензольное кольцо с сопряженными двойными связями. Эта особенность делает реакции присоединения тяжело протекающими        (и тем не менее возможными!)

! Запомните, что, в отличие от других непредельных соединений, бензол и его гомологи не обесцвечивают бромную воду и раствор перманганата калия!

Тест: 1) б

2) в

3) г

4) в

  1. Б

Д/з: При сжигании 5,3 г гомолога бензола получили 8.96 л оксида углерода (IV). Определить формулу углеводорода и число  его изомеров. Представить их структурные формулы.

Последовательность действий

Примеры выполнения действий

1

Прочесть текст задачи

При сжигании 5,3 г гомолога бензола получили 8.96 л оксида углерода (IV). Определить формулу углеводорода и число  его изомеров. Представить их структурные формулы.

2

Запишите условия и требования задачи с помощью общепринятых обозначений

Дано:
m (
CnH2n-6) = 5,3 г
V (CO
2) = 8,96 л 

Вывести формулу соединения
CnH2n-6- ?

3

Составить уравнение реакции

CnH2n-6 + O2 -> nCO2 + (n-3)H2O

 1 моль                n моль

4

Найдите количество вещества углекислого газа и гомолога бензола исходя из их стехиометрических коэффициентов

n(CO2)=8,96 л /22,4 л/моль = 0,4 моль;

n(CnH2n-6) = 0,4/n  моль;

4

Найдите количество вещества атомов углерода и водорода исходя их молярной массы соединения

M(CnH2n-6)=5,3n/0,4=13,25n;

   12n+2n-6=13,25n

       0,75n=6

             n=8;

5

Запишите ответ

Ответ: истинная формула вещества C8Н10.

Применение бензола:

http://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%A5%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%8F_10_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%93%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BB%D1%8F%D0%BD/7.7.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «Пасха» Класс: «3» «Методы организации коллективной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока:Определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «Пасха», музыкальная фонетика, формирование навыков работы в группе, сообща, при распределении между...

Разработка конспекта урока по теме: Характеристика класса Однодольные . Изучение растении семейства Злаковые

Разработка конспекта урока по теме: Характеристика класса Однодольные . Изучение растении семейства  Злаковые.Викторина Двудольные растения .. Общая  характеристика однодольных.  Основн...

Конспект урока по теме 5 класс "Строение клетки"

Урок системно-деятельностного типа. Учащиеся самостоятельно раскрывают тему урока: работают с материалом учебника, заполняют таблицу и  оценивают свою работу. При выполнении лабораторной работы з...

План-конспект урока по теме «Основные классы неорганических соединений»

Тип урока: закрепление.Цель урока: обобщение, систематизация и совершенствование знаний по теме «ОКНС»....

Конспект урока по теме "Бензол"

Конспект урока по теме бензол для 10 классов. Урок соответсвует всем требованиям ФГОС....

Конспект урока «Ароматические углеводороды. Бензол»

Конспект урока по теме: ароматические углеводороды. Бензол. Материал предназначен для 10-го класса базовый уровень....

конспект урока "Строение молекулы бензола"

С использованием метода конфликтов сконструирована модель молекулы бензола, не противоречащая сведениям о его химических свойствах ( присоединение водорода превращает бензол в циклогексан) и спектрах ...