Конспект урока по химии "Периодический закон Д.И.Менделеева и строение атома"
план-конспект урока по химии (10, 11 класс)

Жироухова Галина Викторовна

Урок направлен на формирование у студентов целостного представления о взаимосвязи периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Разработан для студентов 1 курса специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnyy_urok_pz_d.i._mendeleeva.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Периодическая закон, Периодическая система Д.И.Менделеева и строение атома.

Цельсформировать у студентов целостное представление о взаимосвязи периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов.

Задачи:

обобщение, систематизация, закрепление знаний по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атомов»;

формирование умения применять теоретические знания в новой ситуации;

развивать способности учащегося самостоятельно и успешно осваивать новые знания, умения и компетентности через формирование универсальных учебных действий (УУД).

Формируемые УУД.

Познавательные: формировать умения анализировать различные классификации предшественников Д.И. Менделеева, построение логической цепочки рассуждений, осуществление сравнения на примере свойств химических элементов, проводить синтез, обобщение при работе с карточками химических элементов.

Регулятивные  : формирование умения устанавливать целеполагание, планировать деятельность, контролировать и выполнять действия.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Личностные: формирование нравственно-этического оценивания содержания: воспитание патриотизма, уважения к истории своей страны.

Учебный элемент

Задания

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ – 0 (интегрирующая цель)

Интегрирующая цель: в результате изучения этой темы Вы будете знать Периодический закон и его графическое изображение - Периодическую систему Д.И.Менделеева;

Запишите тему

урока в тетрадь,

внимательно прочитайте цель урока.

УЭ – 1 (входной контроль)

Цель: Выяснить имеющиеся знания по теме

I Выполните задания.

  1. Даны ключевые слова:

Противоположные свойства

Группы

Д.И. Менделеев

Атомная масса

Подвиг

По этим словам составьте небольшой рассказ и запишите его.

  1. Перечислите, какие свойства химического элемента можно предсказать по его положению в периодической системе. Правило – “Не повторяться”

(По положению элемента в периодической системе можно предсказать его металлические и неметаллические свойства: металлы расположены в левой преимущественно нижней части системы, а неметаллы – в ее правой преимущественно верхней части. Можно определить значения максимальной валентности элемента и степени окисления и определить его тип: кислотный, основный или амфотерный. Можно установить формулу основания, если это металл, и определить, к какому типу оно относится: типичное (если оксид обладает только основными свойствами) или амфотерное (если оксид амфотерный). Для неметаллов по формуле кислотного оксида можно написать формулы кислоты и ее солей.

II Оцените свою работу

За каждое правильное предложение – 1 балл (всего 4 балла)

За каждое перечисленное свойство – 1 балл (всего 3 балла)

Максимальное количество баллов – 7

УЭ – 2 (изучение нового материала с помощью анализа текста учебника)

Цель: выяснить предпосылки открытия Периодического закона Д.И.Менделеева

I Выполните задания.

1.Заполните таблицу - дайте характеристику различным классификациям предшественников Д.И.Менделеева:

Классификация

Характеристика

Прочитайте текст §5, стр. 30-34, запишите и дополните фразы:

  1. В основу своей работы по классификации химических элементов Д.И. Менделеев положил: ………………и …………
  2. Сопоставляя эти сведения, он составил ……… …….сходных по свойствам элементов.
  3. Объединив которые, он обнаружил, что ……….. элементов изменяются ………, а затем повторяются …………….
  4. Ученый выделил ………., в которых свойства химических элементов закономерно ………….
  5. Современная формулировка Периодического закона звучит так: …………………………………………………

II Оцените свою работу

Смотри учебник О.С. Габриелян, §5, с.26

Работайте индивидуально в тетради.

За правильный ответ 5 баллов.

Ответы у преподавателя

Смотри учебник О.С. Габриелян, §5, с.30-34

Работайте индивидуально в тетради.

За правильный ответ 10 баллов.

Ответы у преподавателя

Максимальное количество баллов – 15.

УЭ – 3 (изучение нового материала путем анализа текста учебника и таблицы)

Цель: продолжить изучение Периодического закона и строение атома

I Выполните задания.

Прочитайте текст §5, стр. 34-36, запишите и дополните фразы:

  1. Изотопы - …………………………………………………
  2. Массовое число – …………………………………………
  3. Химический элемент – ……………………………………..
  4. Порядковый номер химического элемента равен ………..

Проанализируйте таблицу № 5, выясните изотопы каких химических элементов самые распространенные в природе (50% и более), укажите их % состав.

II. Оцените свою работу.

Смотри учебник О.С. Габриелян, §5, с.34-36

Работа самостоятельно, в тетради.

За правильный ответ – 4 балла.

За правильный ответ –2 балла.

Максимальное количество баллов – 6

УЭ – 4 (изучение нового материала с помощью моделирования и анализа ПСХЭ)

Цель: продолжить изучение периодической системы и строение атома

I Выполните задания.

Выполнение лабораторного опыта «Моделирование Периодической системы»

Инструктивная карта для выполнения опыта

Перемешайте карточки, а затем расположите карточки 20 элементов в порядке возрастания атомной массы .

1 Как меняются свойства элементов при переходе от лития до фтора?

2.Найдите сходный по свойствам с литием элемент, расположите его под литием.

3.Расположите сходные элементы, начиная с 12-го друг под другом в порядке возрастания атомных масс.

4.Как меняются свойства элементов?

5.В каких местах можно ряд элементов разделять на отрезки? (резкое изменение свойств)

6.Что будет стоять после активного неметалла хлора?

7.Как изменяется высшая валентность   элементов в оксидах и их характер.

9.Как меняются свойства гидроксидов элементов II периода?

10.Как изменяются кислотно-основные свойства оксидов и гидроксидов элементов следующего периода?

11.Что происходит со свойствами при переходе от одного периода к другому?

Наблюдаемый характер изменения свойств элементов и их соединений при увеличении атомных масс является периодическим изменением. Это периодическое изменение свойств элементов и их соединений называется периодической зависимостью.

 Д.И. Менделеев обнаружил, что свойства элементов меняются линейно в пределах совокупностей-монотонно возрастают или убывают, а затем повторяются вновь.

На основании наблюдений Д.И. Менделеев сформулировал Периодический закон, который звучит .? (сформулировать самостоятельно)

«Свойства химических элементов и образованных ими веществ находятся в периодической зависимости от их относительных атомных масс»

Дата рождения великого закона 1.03.1869г.

Кроме рассмотренной горизонтальной периодичности есть еще и вертикальная

 Работа с карточками.

1.Расположите карточки элементов со сходными свойствами в порядке возрастания атомных масс в вертикальные столбцы.

2.Как меняются свойства элементов?

3.Как изменяются свойства соединений: оксидов, гидроксидов, прочность водородных соединений?

 (с ростом порядкового номера усиливаются металлические свойства, усиливается основный характер оксидов и гидроксидов, уменьшается прочность водородных соединений, увеличиваются их кислотные свойства)

В Периодической системе можно проследить еще диагональную зависимость.

II. Оцените свою работу.

Смотри учебник О.С. Габриелян, §5, с.36-42

Работа по парам.

За правильный ответ – 1 балл

Максимальное количество баллов – 14

УЭ-5 (выходной контроль -тестирование)

Цель: Выяснить, насколько расширился кругозор студентов по теме урока

I. Выполните тест:

1. У атома серы число электронов на внешнем уровне и заряд ядра равны соответственно

  1) 4 и +16         2) 6 и +32           3) 6 и +16             4) 4 и +32

2. Сходное строение внешнего электронного слоя имеют атомы мышьяка и

  1) фосфора         2) селена            3) германия         4) ванадия

3. В ряду химических элементов:

                           алюминий→кремний→фосфор→сера

   высшая степень окисления

    1) увеличивается                                          3) не изменяется

    2) уменьшается                                            4) сначала увеличивается, а потом уменьшается

4. Притяжение электронов внешнего слоя к ядру увеличивается в ряду

    1) Si-P-N            2) S-P-As             3) Na-K-Rb            4) Si-Ca-K

5. В ряду   Ве-В-С-N происходит

   1) увеличение радиуса атомов          

   2) увеличение силы притяжения валентных электронов к ядру

   3) уменьшение электроотрицательности

   4) уменьшение числа валентных электронов

6. В порядке усиления неметаллических свойств расположены

   1) S-Se          2) Se-Br           3) Br-I             4) I-Te

7. Наибольший радиус у атома

   1) брома             2) цинка             3) кальция               4) германия

8. Наибольшей восстановительной активностью обладает

   1) Si              2) Р            3) S             4) С1

9. Высший оксид состава ЭО образуют все элементы

   1) IV А группы        2) IIА группы        3) IV периода        4) II периода

10. По номеру периода можно определить

   1) количество электронов на внешнем уровне атома      3) заряд ядра атома

   2) количество всех электронов в атоме                             4) число энергетических уровней в атоме

11. Сколько энергетических уровней в атоме скандия?

   1) 1          2) 2          3) 3           4) 4

12. Оцените правильность суждений

   А. Металлические и восстановительные свойства элементов в главных подгруппах с ростом заряда ядра увеличиваются.

   Б. В периоде с ростом заряда ядра основные свойства оксидов и гидроксидов увеличиваются.

  1) верно только А             2) верно только Б        3) верны оба суждения       4) оба суждения неверны

13. Наиболее сильными основными свойствами обладает гидроксид

    1) КОН           2) NaOH             3) RbOH           4) CsOH

14. Кислотные свойства наиболее выражены у

    1) Br2O7           2) SeO3            3) As2O5            4) GeO2

II. Оцените свою работу

Максимальное количество баллов - 14

УЭ-6 (подведение итогов)

1. Прочитайте цель урока.

2. Достигли ли вы цели? В какой степени?

3. Оцените свою работу на уроке. Если по итогам работ вы набрали 56-53 балла – оценка «5», 52-50– оценка «4», 49-47 – оценка «3», менее 47 – оценка «2».

Индивидуально

Работа с классом.

Ваша оценка.

Сдать тетради учителю.

УЭ-7 Домашнее задание:

Если получили оценку «5» домашнее задание можете не выполнять, если были затруднения с ответами – прочитать учебник О.С. Габриелян, §5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии «Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, его значение»

коспект урока по теме :«Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, его значение»Цел     цель учебного материала  способствовать созданию условий  для...

конспект урока по химии 8 класс Основные сведения о строение атома

Конспект содержит полный пошаговый план изучения темы...

План-конспект урока химии в 9 классе по теме "характеристика химического элемента на основе ПСХЭ Д.И.Менделеева и строения атома"

План-конспект урока химии в 9 классе по теме "Характеристика химического элемента на основе ПСХЭ Д.И. Менделеева и строения атома"...

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

На примере открытия Периодического закона на уроке будут рассмотрены основные этапы становления научной теории вообще; предпосылки, формулирование обобщения, ее дальнейшее развитие. Повторим осн...