Методическая разработка урока по физике в 9 классе по теме "Строение атома и атомного ядра"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Обобщающий урок по теме "Строение атома и атомного ядра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_atoma_i_atomnogo_yadra.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Даниловская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка
урока физики в 9 классе
«Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»
Выполнила: учитель физики Вилкова Н.В.
2013 г.
Тема урока: Обобщающее повторение по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».
Цели урока:
- Создать условия для систематизации изученного материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
- Развивать умение применять знания в различных ситуациях, умение использовать справочники, умение управлять учебной деятельностью (планирование, самоконтроль), умение оценивать результаты выполненных действий.
- Воспитывать у учащихся ответственность, требовательность к себе и умение слушать друг друга.
Эпиграф к уроку:
«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле»
Аристотель.
Ход урока.
- Организационный момент.
Древнегреческий философ Аристотель сказал «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле». Пусть эти слова, сказанные еще в 4 веке до нашей эры, станут девизом нашего сегодняшнего урока, который будет посвящен повторению и обобщению знаний по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер». Итак, цель нашего урока систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы и подготовиться к контрольной работе.
Наш урок сегодня мы проведем в форме игры- соревнования «Знатоки физики атомного ядра». Для этого предлагаю вам разбиться на две команды, которые и будут принимать участие в игре.
Наша игра будет проходить в несколько этапов. На каждом этапе за правильные ответы вы будете получать жетоны, и по количеству их мы определим победителя.
Прежде чем, приступить к игре, мне хотелось бы, чтобы вы определили свое настроение одним из слов, записанных на доске: раздражен, встревожен, безразличен, спокоен, радостно восхищен. В конце урока выясним, изменится ли ваше настроение.
А теперь приступим к игре.
- Первый этап нашей игры называется «Разминка». В этом этапе каждой команде поочередно необходимо закончить мою фразу. Правильный ответ приносит команде 1 жетон. Если ответ дан неверный, возможность ответа имеют соперники.
- Радиоактивностью называется…
- В результате радиоактивного превращения ядро излучает …
- По своей природе α-лучи – это…., β – лучи - это …., γ – лучи – это….
- Атом любого химического элемента состоит из…
- Ядро любого химического элемента состоит из…
- Сумму протонов и нейтронов называют …, в периодической системе Д.И. Менделеева массовое число равно….
- В периодической системе Д.И. Менделеева число протонов в ядре равно …, и называется ….
- Число нейтронов в ядре равно … (разности массового и зарядового числа)
- Протоны и нейтроны удерживаются в ядре …. (ядерными силами)
- При α – распаде одного химического элемента образуется другой химический элемент, который расположен в таблице Д.И. Менделеева на … (две клетки ближе к ее началу, чем исходный).
- При β распаде одного химического элемента образуется другой химический элемент, который расположен в таблице Д.И. Менделеева на … (одну клетку ближе к концу таблице, чем исходный).
- Изотопы – это… (разновидности одного и того же химического элемента, различающиеся по массе атомных ядер).
- Энергия связи – это… (энергия, необходимая для расщепления ядра на отдельные нуклоны).
- Ядерной реакцией называется … (изменение атомных ядер при взаимодействии их с элементарными частицами или друг с другом).
- Следующий этап нашего соревнования называется «Физика в числах». Каждой команде я предлагаю решить задачи, представленные на карточке. На решение задач отводится 10 минут. Ваша цель решить как можно больше задач за это время. Цена каждой задачи отмечена звездочками.
Команда 1.
1. * Каков состав ядер менделевия , серебра .
2.* Найдите неизвестный элемент в ядерной реакции + → + Х .
3. *Для лечения некоторых болезней глаза используется изотоп стронция . Период полураспада этого изотопа 27,7 лет. Он β – радиоактивен. Запишите реакцию и определите элемент, образующийся при этом. (При β-распаде стронция – 90 образуется иттрий -90).
4. ** При обстреле ядер фтора протонами образуется кислород . Определите удельную энергию связи . Какие ядра образуются еще при данной реакции.
Команда 2.
1*. Каков состав ядер кюрия , ниобия .
2.* Найдите неизвестный элемент в ядерной реакции + → Х +
3.* Изотоп кальция биологи используют для изучения обмена веществ в организмах, а также для изучения питания растений при использовании различных удобрений. Ядро кальция – 45 β – радиоактивно. Напишите реакцию. ( При β-распаде кальция – 45 образуется скандий - 45).
4. ** При обстреле ядер бора протонами получается бериллий . Какие еще ядра образуются при этой реакции и сколько энергии освобождается?
(Решения команды записывают на доске. Провести проверку с комментарием к решению задач по допущенным ошибкам).
- Следующий этап нашего соревнования называется «Телеграмма». В этом конкурсе за 1 минуту вам необходимо написать на листочке ответ на вопрос: «Где и с какой целью человек использует энергию атомных ядер?»
- Переходим к следующему этапу нашего состязания под названием «Ты мне, я - тебе». Вашему вниманию я предлагаю отрывки из стихотворений русских поэтов. Ваша задача познакомится с их содержанием и сформулировать по одному вопросу команде – сопернику на тему «Проблемы использования энергии атомных ядер».
Отрывки для 1 команды:
… Как речки высохшей бороздка
Среди пустыни неживой.
Как тень сожженного подростка
На хиросимской мостовой.
(В. Кочетков. «Размышление на пороге 80-х годов»)
И куда нам теперь деваться,
Где нам спрятаться, где спастись?
Мы – заложники атомных станций,
Рваный рубль стоит наша жизнь…
(Ю. Друнина)
Отрывки для 2 команды:
Когда нажмет
На эту кнопку палец –
Сигнал к началу атомной войны, -
Конечно же земляне мы пропали,
Коль в списке избранных
Не внесены…
(Ю. Друнина)
… Есть время –
Пока что!
Но время не ждет…
Сегодня на Припяти
Тронулся лед.
Чернобыль, Чернобыль –
Вселенская боль!
Чернобыль –
За души ослепшие бой…
(Ю. Друнина «Полынь»)
- Заключительный конкурс нашей игры называется «Один за всех и все за одного». В этом конкурсе каждому из вас нужно ответить на вопросы теста. Каждое задание основной части весит 1 балл, задание дополнительной части 3 балла. При подведении итогов этого конкурса мы будет учитывать среднее количество набранных баллов.
(Учащиеся выполняют тестовое задание, затем они меняются тетрадями и осуществляют проверку по готовым ответам, представленным учителем. Около правильных ответом необходимо поставить «+», около неверных – «-». Подсчитать количество верных ответов, разделить на количество членов команды. Обратить внимание на допущенные ошибки).
- Итак, ребята наши конкурсы закончились, но прежде чем подвести их итоги, я попрошу вас вернуться к своим листочкам и еще раз оценить свое настроение. Рядом с первым словом запишите еще одно, которое, как вам кажется, определяет ваше теперешнее настроение (вернуться к доске со словами). И мне бы очень хотелось, чтобы кто-нибудь из вас поделился своими ощущениями. (Высказывания детей).
Теперь еще раз поработайте в своих командах и оцените работу каждого участника с вашей точки зрения по пятибалльной шкале. (Один из участников объявляет оценки с аргументацией).
- Ну, а теперь, давайте подсчитаем количество жетонов на ваших партах. (Объявляется команда – победитель- «Знаток физики атомного ядра»).
- Объявление оценок.
- Домашнее задание: повторить главу 4.
- Ребята, наш урок подошел к концу. Мне бы хотелось его закончить словами пословицы «Не стыдно не знать, стыдно не учиться!». А сколько еще непознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума. Так что запускайте свой «вечный двигатель», и вперед!
Отрывок для 1 команды:
… Как речки высохшей бороздка
Среди пустыни неживой.
Как тень сожженного подростка
На хиросимской мостовой.
(В. Кочетков.
«Размышление на пороге 80-х годов»)
________________________________________________________________
Отрывок для 1 команды:
И куда нам теперь деваться,
Где нам спрятаться, где спастись?
Мы – заложники атомных станций,
Рваный рубль стоит наша жизнь…
(Ю. Друнина)
________________________________________________________________
Отрывок для 2 команды:
Когда нажмет
На эту кнопку палец –
Сигнал к началу атомной войны, -
Конечно же земляне мы пропали,
Коль в списке избранных
Не внесены…
(Ю. Друнина)
________________________________________________________________
Отрывок для 2 команды:
… Есть время –
Пока что!
Но время не ждет…
Сегодня на Припяти
Тронулся лед.
Чернобыль, Чернобыль –
Вселенская боль!
Чернобыль –
За души ослепшие бой…
(Ю. Друнина «Полынь»)
Команда 1.
1. * Каков состав ядер менделевия , серебра .
2.* Найдите неизвестный элемент в ядерной реакции + → + Х .
3. *Для лечения некоторых болезней глаза используется изотоп стронция . Период полураспада этого изотопа 27,7 лет. Он β – радиоактивен. Запишите реакцию и определите элемент, образующийся при этом.
4. ** При обстреле ядер фтора протонами образуется кислород . Определите удельную энергию связи . Какие ядра образуются еще при данной реакции.
__________________________________________________________________
Команда 2.
1*. Каков состав ядер кюрия , ниобия .
2.* Найдите неизвестный элемент в ядерной реакции + → Х +
3.* Изотоп кальция биологи используют для изучения обмена веществ в организмах, а также для изучения питания растений при использовании различных удобрений. Ядро кальция – 45 β – радиоактивно. Напишите реакцию.
4. ** При обстреле ядер бора протонами получается бериллий . Какие еще ядра образуются при этой реакции и сколько энергии освобождается?
_____________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по физике 8 класс. Тема "Плавление и отвердевание кристаллических тел
Методическая разработка урока по физике 8 класс. Тема "Плавление и отвердевание кристаллических телс точки зрения молекулярно-кинетической теории". Приглашаем всех в путешествие вглубь ве...
Конспект урока по физике в 9 кл. "Строение атома и атомного ядра"
9 кл. Конспект урока№8 в теме "Строение атома и атомного ядра"...
Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"
О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположник...
Методическая разработка урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц»
Данный материал содержит методическую разработку урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц». Это интегрированный урок-л...
Методическая разработка урока по физике в 7 классе" Сложение сил, действующих по одной прямой и их графическое изображение. Центр тяжести тела." Урок интегрированный: физика и литература
Цели: 1)обучающая: изучение сил, действующих по одной прямой, изучение понятия центра тяжести;2) развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой сит...
Методическая разработка урока по физике (11 класс) по теме: «Явление резонанса в современной жизни»
Данный материал содержит методическую разработку урока по физике (11 класс) по теме:«Явление резонанса в современной жизни», а также самоанализ данного урока....
методическая разработка урока по физике 7 класс "Сообщающиеся сосуды"
открытый урок по физике 7 класс "Сообщающиеся сосуды". На уроке учащиеся знакомятся с сообщающимися сосудами, основными свойствами сообщающихся сосудов, применением сообщающ...