Методическая разработка открытого урока по химии «Химические свойства алкинов»
учебно-методический материал по химии (10 класс)
Для проведения открытого урока выбрана тема «Химические свойства алкинов» с целью формирования у обучающихся устанавливать связи между строением, физическими и химическими свойствами веществ, умения сравнивать предельные и непредельные углеводороды и распознавать вещества.
Для решения поставленной цели используются методы и приёмы : словесные, проблемный, ИТК, химический эксперимент, тестирование, а также средства обучения: мультимедийный проектор, модели молекул, прибор для получения газа; таблицы «Углеводороды», тесты и набор оборудования и реактивов для проведения демонстрационного опыта.
Все это позволяет вызывать интерес к уроку в течение всего времени; урок проводится в виде беседы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shilova_n.n._metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_himii_himicheskie_svoystva_alkinov.doc | 119 КБ |
himicheskie_svoystva_alkinov.ppt | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Пензенской области
Филиал Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Пензенской области «Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции» в р.п.Шемышейка
/ Филиал ГАПОУ ПО «ПКППиК» в р.п.Шемышейка
Методическая разработка
открытого урока по химии
«Химические свойства алкинов»
Подготовила:
Преподаватель химии
Шилова Н.Н.
2017 год
Содержание
- Введение ………………………………………………………………
- Основная часть: Методика ведения урока:
- а) План открытого урока и распределение времени на уроке ……
- б) Организация и методика проведения урока ……………………
- Заключение ……………………………………………………………
- Литература ……………………………………………………………
- Приложения …………………………………………………………..
Введение
В настоящее время перед педагогами возникает проблема организации информационного образования, необходимость которого диктует сама жизнь. Для решения проблемы повышения и поддержания уровня мотивации учения значительный эффект может быть достигнут благодаря использованию современных информационных технологий. Их применение при изучении химии даёт возможность решать следующие задачи:
а) шире использовать аудиовизуальные средства, что делает содержание изучаемого материала более наглядным, понятным, занимательным;
б) сопровождать учебный материал динамическими рисунками, т. с. рассматривать изучаемое явление с различных сторон и на различных уровнях:
в) воспроизводить сложные химические эксперименты (реакции с взрывчатыми или ядовитыми веществами, редкими или дорогостоящими реактивами, процессы, протекающие слишком медленно, и пр.);
г) моделировать и исследовать закономерности, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;
д) проводить быстрое и аффективное тестирование обучающихся;
е) организовать самостоятельную работу обучающихся, с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;
ж) научить их работать со справочным материалом;
з) создавать комфортные условия для обучающихся.
Задача преподавателя - подобрать средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями обучающихся.
Для проведения открытого урока выбрана тема «Химические свойства алкинов» с целью формирования у обучающихся устанавливать связи между строением и физическими свойствами веществ, умения сравнивать предельные и непредельные углеводороды и распознавать вещества.
Для решения поставленной цели используются методы и приёмы : словесные, проблемный, ИТК, химический эксперимент, тестирование, а также средства обучения: мультимедийный проектор, модели молекул, прибор для получения газа; таблицы «Углеводороды», тесты и набор оборудования и реактивов для проведения демонстрационного опыта.
Все это позволяет вызывать интерес к уроку в течение всего времени; урок проводится в виде беседы.
План открытого урока
Предмет: Химия
Преподаватель: Шилова Н.Н.
Группа 22 С
Время: 45 минут
Тема урока: «Химические свойства алкинов»
Цели урока:
Образовательная: Продолжить формирование у обучающихся умение устанавливать причинно-следственные связи между строением, химическими свойствами и формирование научного мировоззрения.
Развивающая: Совершенствовать навыки в составлении уравнений химических реакций. На основе повторения ранее изученного материала и в ходе изучения нового углубить умение высказывать свою точку зрения, делать выводы.
Воспитательная: Воспитание чувства уверенности в своих силах, способствовать развитию объективной самооценки.
Методическая цель: Использование современных информационных технологий.
Тип урока: Урок формирования и совершенствования знаний.
Вид урока: Урок – беседа
Методы и методические приёмы: Словесный, проблемный, использование ИКТ, химический эксперимент, тестирование.
Учебник О.С. Габриелян «Химия ». Дрофа 2013.
Средства обучения: компьютер, ММ – проектор, презентация по теме «Алкины», набор для моделирования, прибор для получения газов, этиловый спирт, серная кислота, песок, шпатель, спички, карточки самооценки учащихся, тесты, таблицы «Углеводороды».
Ход урока
№ п/п | Функции урока | Действия преподавателя | Метод | Действия учащихся | Вре мя, мин. |
1 | Организационный момент | Приветствует обучающихся. Отмечает отсутствующих. | Беседа | Отвечают на вопросы, слушают. | 2 |
2 | Целеполагание и мотивация | Даёт задания: 1. Прочитать тему урока. 2. Формулирует цели урока. | Беседа | Читают тему, слушают. | 2 |
3 | Актуализация знаний учащихся | Даёт задания:
| Индивидуальный. Фронтальный опрос. Беседа (презентация). | Отвечают и объясняют. Решают. Дают определения и названия, не вставая. | 5 |
4 | Формирование новых знаний | Предлагает рассмотреть химические свойства алкинов на примере ацетилена:
| Демонстрация слайдов Демонстрационный опыт | Слушают, наблюдают, записывают уравнения реакций и делают выводы | 22 |
5 | Воспроизведение обучающимися знаний и способов деятельности в новой ситуации | Предлагает выполнить задания:
дописать уравнения: 1 ряд: взаимодействие ацетилена с водородом; 2 ряд: пропина с водородом; 2 задание: Распознать газы: Этан и ацетилен 3 задание: Ответить на вопросы тестов. | Самостоятель-ная работа, беседа Беседа. Самостоятель-ная работа | Пишут уравнения реакций и отвечают на вопросы. Предлагают свои способы распознавания . Отвечают на вопросы.. | 10 |
6 | Домашнее задание | Демонстрирует задания:
| Объяснение | Слушают, записывают и уточняют. | 1 |
7 | Рефлексия. Анализ итогов и содержания работы, выводы. | Оказание помощи обучающимся в формулировании выводов, исходя из поставленной цели урока. Анализ работы группы по реализации поставленных задач. Как вы думаете, - раскрыта ли нами тема? - показалась ли интересной такая форма проведения урока? Оценка работы группы в целом и индивидуально: | Беседа | Формулирова-ние выводов, самоанализ, самооценка (заполнение карточек самооценки) | 3 |
- Организационный этап. Урок начинается со взаимного приветствия, определение отсутствующих, организация внимания обучающихся.
- Целеполагание и мотивация. Преподаватель предлагает обучающимся прочитать тему урока и формирует все цели. Раздает карточки для самооценки обучающихся, где в течение урока обучающиеся отмечают свою работу – ставят балла. (слайд 1)
- Актуализация знаний учащихся
Чтобы изучить особенности химических свойств алкинов преподаватель предлагает задание:
1 обучающийся у доски составляет уравнения реакций для этилена (алкена)
C2H4 + ? C2H6
C2H4 + НCl
Даёт названия реакциям
- обучающийся, используя модели молекул Этана и этилена и ацетилена, обращает внимание на особенности строения ацетилена (наличия тройной связи и причину её непрочности) в отличие от этана, где связи все одинарные (простые).
Остальные обучающиеся выполняют задания:
а) Выбрать гомологи ацетилена:
а) C4H10, б) C4H8, в) C5H10, г)C5H12, д)C15H28, е)C16H34, ж) C4H6, з) C6H10
(слайд 2)
Правильные ответы (слайд 3)
б) второе задание - дать названия изомерам:
1) CH=CH а) 1,2- дихлорэтан
│ │
Cl Cl б) 1,2- дихлорэтен
2) CH2 = C – CH2 - CH3
│
CH3
а) 2 – метилбутен -1;
б) 3 – метилбутен – 3. (слайд 4)
Правильные ответы (слайд 5)
- Затем преподаватель переходит к формированию новых знаний обучающихся:
- Вступительное слово преподавателя – из истории получения и применения ацетилена. (слайд 6,7)
- Преподаватель объясняет способы получения полимеров (бензола) из ацацетилена:
3С2 Н2 → С6 Н6
(слайд 8)
Обучающиеся записываю уравнение, что называется реакцией полимеризации. Вопрос обучающимся: К какому типу относится реакция? (слайд 9)
- Затем обучающимся предлагается реакция присоединения молекулы воды – гидратация ( реакция Кучерова) в развернутом и сокращенном виде, записывают определение в тетради.
(слайд 10)
Получается этиленгликоль
O
║
СНΞСН + Н2О → СН3-С -Н
Присоединение воды идет по правилу Марковникова
- Помимо гидратации к реакциям присоединения относится взаимодействие ацетилена с галогеноводородами –
Гидрогалогенирование – с HCl HBr (слайд 11)
С 4Н 6 + НBr → CН2=СBr -СН2-СН3
бутин -1 ( Н2О) 2-бромбутен-1
СН2=СBr-СН2-СН3 +НBr → CH3-CBr2-CH2-CH3
2,2 дибромбутан
- Как и алкены ацетилен взаимодействуют с галогенами, но реакции протекают ступенчато:
С 4Н 6 + Br2→CН Br =С Br -СН2-СН3
бутин -1 ( Н2О) 1,2-дибромбутен-1
СНBr=СBr-СН2-СН3 +Br2 → CHBr2-CBr2-CH2-CH3
1,1,2,2 тетрабромбутан
Обучающиеся сами дают объяснение.
( слайд 12)
Обесцвечивание бромной воды – качественная реакция на ацетилен и другие непредельные углеводороды.
(пояснение преподавателя и обучающиеся записывают в тетради)
- Существует еще качественная реакция ацетиленовые углеводороды – окисление (с раствором КМnO4) – обесцвечивание.
(слайд 13)
7.Атом водорода в ацетилене и его гомологах, содержащих тройную связь на конце молекулы, довольно подвижен. Он может замещаться на металл, связанный с органическим остатком ионной связью. Продукты замещения можно отнести к классу солей, они называются ацетиленидами.
С 2Н2 + 2 Na → C 2Na2 + H2 ( в присутствии NH3)
Реакция получения ацетиленидов серебра и меди (I) позволяет отличить алкины с концевой тройной связью от алканов, алкенов и алкинов с тройной связью в середине углеродной цепи.
С 2Н 2+ Ag2O → C 2Ag 2 + H2O
(хлопья серого осадка)
Во влажном состоянии ацетиленид серебра безопасен, а при высыхании сильно взрывается от удара или поджигания.
( слайд 14)
Обучающиеся также записывают в тетради.
8. Горение
2 С2Н2 + 5 О2 → 4 СО2 + 2 Н2О + Q
9.Опыты с бромной водой и раствором пергамента калия с ацетиленом.
Обучающиеся отвечают на вопрос « Почему ацетилен горит коптящим пламенем?» Делают запись в тетради.
Вывод: Для ацетилена и других непредельных соединений наиболее характерны реакции присоединения.
Приведенные упражнения реакций показывают, что из трёх химических связей между атомами углерода раскрывается только две. Разрыв третьей связи происходит только в экстремальных условиях, которые химики называют «жесткими», например, при горении веществ (преподаватель демонстрирует лабораторный опыт – горение ацетилена, получает его из карбида кальция).
V. Чтобы воспроизвести знания обучающихся преподаватель даёт следующие знания:
1. Допишите уравнения:
1 ряд: C 2H2 + H2→
2 ряд : CH ≡C-CH3 + H2 → (слайд 15)
а затем включает правильные ответы, кто правильно ответил, ставят себе в карточку самооценки балл. ( слайд 16)
2. Второе задание предлагается всем:
Вопрос: Как можно распознать химическим путем газы этен и ацетилен (учащиеся дают объяснение – кто первый.)
- Третье задание тестирование всех обучающихся. Два варианта, в каждом варианте – три вопроса. Эти вопросы охватывают, весь изученный материал урока. (Раздаются тесты обучающимся, которые они выполняют на время, а затем включается слайд с ответами и учащиеся отмечают баллы в карточках – самооценках).
(слайд 17)
- Проверьте ответы тестов:
- Вариант 1 Вариант 2
1 – в 1 - г
2 – г 2 - б
3 – а 3 -б
(слайд 18)
VI.С помощью слайдов преподаватель дает домашнее задание учащимся:
1. Выучить из параграфа 6 стр. 47-51
2. Решить упражнение №4 /а,б/ (на выбор).
(слайд 19)
VII. И заканчивается урок преподавателем обобщением, выводами, которые делают обучающиеся с помощью преподавателя и рефлексией:
а) раскрыта ли тема, по мнению обучающихся?
б) интересной ли была форма проведения урока?
Как вы думаете,
-раскрыта ли нами тема?
-показалась ли интересной такая форма проведения урока?
Преподаватель даёт анализ работе всех обучающихся на уроке, собирает карточки-самооценки для того, чтобы выставить оценки за урок.
(слайд 20)
Заключение
Методическая разработка, состоящая из введения, основной части (плана проведения открытого урока, его методики проведения и приложений) даёт возможность показать применение ИТО на различных этапах урока, применение мультимедиапрезентацию, т.к. требуется представить большой объём разной информации. Слайдовая раскадровка материала позволяет сэкономить время, оптимизировать процесс обучения, структурировать материал, а использование анимации делает его более доступным восприятию и пониманию обучающихся.
YIII. Используемая литература
- О.С. Габриэлен, «Химия» учебник. М., базовый уровень Дрофа. Москва, 2013г.
- О.С. Габриэлен, Г.Г.Лысова «Химия для преподавателя» Учебно-методическое пособие. М.: АСАДЕМА, 2006 г.
- О.С. Габриэлен, Г.Г.Лысова Учебное пособие. «Химия в тестах», задачах и упражнениях»М.: АСАДЕМА, 2010 г.
- О.С. Габриэлен, Г.Г.Лысова «Химия» учебник, М., профильный уровень. Дрофа., 2013 г.
.
Приложение №1
Сомооценка обучающегося_________________________________
( Ф.И.О.обучающегося)
№ | Задания | Максимальный балл | Количество баллов |
1 | Выбрать гомологи ацетилена | 3 | |
2 | Дать названия изомерам | 2 | |
3 | Химические свойства алкинов | 1 | |
4 | Дописать уравнения реакций | 1 | |
5 | Тестирование | 3 | |
Сумма баллов |
Приложение №2
Вариант I
1. Для алкинов характерны реакции:
а) замещения;
б) разложения;
в) присоединения;
г) обмена.
2. Алкины и алканы взаимодействуют:
а) с водой;
б) водородом:
в) хлороводородом;
г) кислородом.
3. Алкины не реагируют:
а) с азотом;
б) хлopoм;
в) водородом:
г) перманганатом калия в растворе
Вариант 2
1. При гидратации ацетилена образуется:
а) этан;
б) хлорэтан в) этиловый спирт;
г) этиленгликоль.
2. Алкины взаимодействуют с каждым веществом пары:
а) вода и азот;
б) водород и кислород;
в) метан и бром;
г) углерод и хлороводород.
3. Бутан и бутин можно распознать с помощью.
а) реакции горения;
б) раствора перманганата калия.
в) бромоводорода;
г) раствора гидроксида натрия
;
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Химические свойства алкинов» Цели урока : Продолжить формирование у обучающихся умение устанавливать причинно-следственные связи между строением, химическими свойствами, формирование научного мировоззрения .
Выбрать гомологи ацетилена а) C 4 H 10 , б) C 4 H 8 , в) C 5 H 10 , г) C 5 H 12 , д) C 15 H 28 , е) C 16 H 34 , ж) C 4 H 6 , з) C 6 H 10
Правильные ответы д) C 15 H 28 , ж) C 4 H 6 , з) C 6 H 10
Второе задание : Дать названия изомерам C 1) CH = CH а) 1,2- дихлорэтан │ │ Cl Cl б) 1,2- дихлорэтен 2) CH 2 = C – CH 2 - CH 3 │ CH 3 а) 2 – метилбутен -1; б) 3 – метилбутен – 3 .
Правильные ответы: 1) CH = CH │ │ Cl Cl б) 1,2- дихлорэтен 2) CH 2 = C – CH 2 - CH 3 │ CH 3 а) 2 – метилбутен -1;
Способы получения алкинов . Пиролиз метана (метановый способ) .В 1868 г. М. Бертло, пропуская через метан электрический разряд, обнаружил в смеси образующихся газов ацетилен. 2СН 4 →С 2 Н 2 + 3Н 2 Дегидрогалогенирование дигалогеналканов В 60-х гг. XIX в. Молодым русским ученым М. Мясникову и В. Савичу удалось получить ацетилен взаимодействием 1,2-дибромэтана с кипящим спиртовым раствором гидроксида калия СН 2 Br-CH 2 Br +KOH ( спирт. р-р) →CH 2 =CHBr +KBr +H 2 O CH 2 =CHBr + KOH ( спирт.р-р) →С 2 Н 2 +KBr + H 2 O Карбидный способ В 1836г. английский химик Э.Дэви получил бесцветный газ, горящий красноватым коптящим пламенем при действии воды на карбид кальция CaC 2 + 2 H 2 O → Ca(OH) 2 +C 2 H 2 ( ацетилен)
Применение ацетилена 11/14/21 Губчук Д.П.
Реакция полимеризации Очень длинные цепи молекулы ацетилена образуют с трудом, а вот несколько молекул (от двух до пяти ) соединяются друг с другом относительно легко. Впервые подобную реакцию в 1866г. Осуществил М. Бертло. При нагревании ацетилена до 600 градусов С ему удалось получить небольшое количество бензола. Спустя 60 лет русский химик Николай Дмитриевич Зелинский обнаружил, что катализатором данной реакции является углерод (активированный уголь). С тех пор эта реакция носит имя Н.Д.Зелинского. 3С 2 Н 2 → С 6 Н 6 бензол Поливинилхлорид ( - СН2 – СН – )n │ С l
Реакция гидратации (реакция Кучерова) СН Ξ СН + Н 2 О СН 3 -С При взаимодействии гомологов ацетилена образуются кетоны Hg 2 + H 2 SO 4 уксусный альдегид Присоединение воды ( гидратация ) О Н 11/14/21 .
4.Присоединение галогеноводородов На I ступени образуются дигалогеналкены, на II- тетрагалогеналканы: С 4 Н 6 + Н Br→ C Н 2 =С Br –СН 2 -СН 3 бутин -1 2-бромбутен-1 СН 2 =С Br -СН 2 -СН 3 +Н Br → CH 3 -CBr 2 -CH 2 -CH 3 2,2-дибромбутан
5.Присоединение галогенов ( галогенирование ) На I ступени образуются дигалогеналкены, на II- тетрагалогеналканы: С 4 Н 6 + Br 2 →C Н Br =С Br –СН 2 -СН 3 бутин -1 ( Н2О ) 1 ,2-дибромбутен-1 СН Br =С Br -СН 2 -СН 3 + Br 2 → CHBr 2 -CBr 2 -CH 2 -CH 3 ( Н2О) 1,1,2,2-тетрабромбутан Реакция алкинов с бромной водой – качественная реакция на алкины.
Качественная реакция на алкины с КМ nO4 Раствор перманганата калия обесцвечивается. Горение ацетилена . Температура пламени горения ацетилена в чистом кислороде достигает 3200оС . Таким пламенем можно резать и сваривать металлы 2 С 2 Н 2 + 5 О 2 → 4 СО 2 + 2 Н 2 О + Q
Кислотные свойства ацетиленовых углеводородов. Атом водорода в ацетилене и его гомологах, содержащих тройную связь на конце молекулы, довольно подвижен. Он может замещаться на металл, связанный с органическим остатком ионной связью. Продукты замещения можно отнести к классу солей, они называются ацетиленидами . С 2 Н 2 + 2 Na → C 2 Na 2 + H 2 ( в присутствии NH3) ( хлопья серого осадка) Реакция получения ацетиленидов серебра и меди ( I) позволяет отличить алкины с концевой тройной связью от алканов, алкенов и алкинов с тройной связью в середине углеродной цепи. С 2 Н 2 + Ag 2 O → C 2 Ag 2 + H 2 O Во влажном состоянии ацетиленид серебра безопасен, а при высыхании сильно взрывается от удара или поджигания
Допишите уравнения реакций: 1 ряд. С 2 H 2 + Н 2 → 2 ряд. СН ≡ С – СН 3 + Н 2 →
Правильные ответы Присоединение водорода ( гидрирование ) 1 ряд. На I ступени образуются алкены, на II c тупени-алканы: С 2 H 2 + Н 2 → СН 2 =СН 2 C Н 2 =СН 2 +Н 2 →СН 3 -СН 3 2 ряд. СН ≡ С – СН 3 + Н 2 → СН 2 = СН – СН 3 СН 2 = СН – СН 3 + Н 2 → СН 3 – СН 2 – СН 3
Ответьте на вопросы: Вариант 1 Для алкинов характерны реакции: а)замещения; б)разложения; в)присоединения; г)обмена. 2. Алкины и алканы взаимодействуют: а) с водой; б) водородом: в)хлороводородом; г)кислородом. 3. Алкины не реагируют: а)с азотом; б)хлopoм; в)водородом: г) перманганатом калия в растворе Вариант 2 1. При гидратации ацетилена образуется : а ) этан; б)хлорэтан в)этиловый спирт; г)этиленгликоль. 2. Алкины взаимодействуют с каждым веществом пары: а ) вода и азот; б) водород и кислород; в) метан и бром; г) углерод и хлороводород. 3. Бутан и бутин можно распознать с помощью. а)реакции горения; б)раствора перманганата калия. в)бромоводорода; г) раствора гидроксида натрия
Правильные ответы: 1 вариант 2 вариант 1-в 1-г 2-г 2-б 3-а 3-б
Домашнее задание : Выучить из параграфа №6 стр. 47-51 Решить упражнение №4 (а,б) на выбор
Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: «Химические свойства алкинов. Применение»
Урок изучения нового материала. на основе предыдущих знаний, содержащих похожую структуру....
Разработка открытого урока по химии на тему: "Амины.Строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин как представитель ароматических аминов"
Урок нацелен на развитие и обобщение знаний учащихся об органических веществах, углублении представлений учащихся о важнейших теоретических понятиях органической химии. На уроке формируются представле...
Методическая разработка открытого урока по химии тема: «Оксиды» 8 класс
Работа представляет собой методические рекомендации к уроку по химии для 8 класса по теме "Оксиды" (программа Гара Н. Н. , 2 часа в неделю).при создании работы использованы программы: Power Point, Wor...
Разработка открытого урока по химии 9 класс " Непредельные углеводороды ( алкины, алкадиены) "
разработка открытого урока химии в 9 классе " Непредельные углеводороды ( алкины, алкадиены) "...
Разработка урока по химии «Химические свойства кислорода»
Разработка урока по химии "Химические свойства кислорода"...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине БОД.06 Химия на тему: «Формирование понятия композиционных материалов на примере композитов, используемых в авиастроении: изучение их свойств, применения».
Предмет: ХимияДата проведения: 10 мая 2016 годаТема: Формирование понятия композиционных материалов на примере композитов, используемых в авиастроении: изучение их свойств, применения.Тип заняти...
Методическая разработка открытого урока "Скорость химических реакций. Химическое равновесие.".
Методическая разработка содержит цели и задачи занятия, план занятия, ход занятия. Содержит конспект урока и презентацию по этой теме. Также приводится тест для закрепления изученного материала....