Разработка урока по химии «Химические свойства кислорода»
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему

Родина Людмила Николаевна

Разработка урока по химии "Химические свойства кислорода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodina_l.n._tema_kislorod.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по химии «Химические свойства кислорода»

Автор: Родина Людмила Николаевна, учитель химии

Класс: 8

  1. Класс: 8
  2. Тема урока: Химические свойства кислорода.
  3. Базовый учебник (название, автор): «Химия. Неорганическая химия. 8 класс» Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман М., Просвещение 2009 г.
  4. Цель урока: создать условия для усвоения учащимися знаний понятий «оксиды», «окисление», «горение», умений называть оксиды, записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов, навыков составления формул по валентности; умений ставить цели, анализировать.
  5. Предполагаемые результаты обучения:

- личностные: формирование учебно-познавательного интереса к предмету, самооценки, выбора.

-метапредметные: целеполагание, наблюдение, анализ, рефлексия.

-предметные: знать понятия «оксиды», «окисление», «горение», уметь называть оксиды, записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов.

  1. УУД, формируемые (базовые) на уроке: личностные, познавательные, регулятивные.
  2. Тип урока: урок изучения нового материала.
  3. Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, коллективная.
  4.  Необходимое  оборудование (дидактическое, техническое, компьютерное): интерактивная доска, флипчарт, видеофрагмент «Горение железа в кислороде» (Единая коллекция ЦОР), колбы, горючее, спички, химические ложки для сжигания веществ, кислород, уголь, сера, фосфор красный, технологическая карта для учащихся.

Структура и ход урока

Этап урока

Основной вид деятельности со средствами ИКТ (название используемых ЭОР,  действий с ЭОР и интерактивной доской, с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность преподавателя (функции и виды: организация деятельности по постановке цели, система вопросов, организация урока в деятельностной парадигме, дифференцированный подход, индивидуальная помощь, система контроля, критериальное оценивание, рефлексия и т.д.)

Деятельность учащихся

(формы и виды)

Время

(в мин.)

1

Орг. момент.

-

Организация деятельности учащихся на уроке, психологический настрой. Критериальное оценивание.

Слушают учителя, настраиваются на деятельность на уроке.

2 мин.

2

Проверка домашнего задания.

1.Заполнение ЛСМ «Кислород»  (2 учащихся на интерактивной доске) (№1, слайд №2).

2. Выполнение заданий у доски на лабораторные способы получения кислорода (2 учащихся на меловой доске).

3. Химический диктант (остальные учащиеся) со взаимопроверкой.

Система заданий, индивидуальная помощь.

1. Индивидуальная, парная.

2. Выполнение заданий, взаимопроверка.

7 мин.

3

Целеполагание.

Система вопросов, коррекция темы урока и цели.

1. Парная.

2. Формулируют тему и цель урока.

2 мин.

4

Изучение нового материала.

1. Заполнение таблицы на интерактивной доске) (№1, слайд №6).

2. Демонстрация видеофрагмента ЦОР «Горение железа в кислороде»

(№2).

Демонстрация опытов, помощь в написании уравнений реакций, формулировании наблюдений, выводов, определений понятий.

1. Коллективная, индивидуальная.

2. Наблюдение, анализ информации, заполнение таблицы, составление химических уравнений, формулирование выводов, определений понятий.

20 мин.

5

Первичная проверка понимания материала.

 Выполнение заданий на интерактивной доске) (№1, слайды №10-13).

Организация работы по выполнению заданий.

1. Коллективная.

2. Выполнение заданий на анализ.

5 мин.

6

Закрепление материала.

Диффреренцированный подход.

1. Индивидуальная.

2. Решение дифференцированных заданий.

5 мин.

7

Рефлексия.

Система вопросов.

1.  Индивидуальная.

2. Фиксация личных результатов на уроке на «лестнице знаний».

2 мин.

8

Итог урока.

Оценка деятельности учащихся на уроке.

1.  Индивидуальная.

2. Самооценка деятельности  на уроке.

2 мин.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР:

Таблица2

Название

ресурса

Описание ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модели и д.р.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

 «Химические свойства кислорода».

флипчарт, содержащий 16 слайдов.

незаполненная  ЛСМ, таблица, интерактивные задания для учащихся.

Флипчарт «Химические свойства кислорода».

2

«Горение железа в кислороде».

видеофрагмент

видеофрагмент

Горение железа в кислороде.


Лист оценки работы на уроке.               Ф.И.

Вариант 1

Этапы урока

Выполнение заданий

Оценка

1

Цель: проверить уровень сформированности знаний о кислороде.

Задание 1. Выберите правильные утверждения:

  1. Содержание кислорода в земной коре составляет 89 %.
  2. Химическая формула кислорода O.
  3. Относительная атомная масса кислорода равна 16.
  4. Кислород в лаборатории получают разложением перманганата калия.
  5. Кислород собирают в перевернутый вверх дном сосуд.
  6. Жидкий кислород хранят и транспортируют в стальных баллонах голубого цвета.
  7. Кислород – бесцветный газ, тяжелее воздуха, малорастворим в воде.
  8. В промышленности кислород получают из воздуха.

Задание 2. Расставьте коэффициенты в  уравнения реакций, укажите их тип:                                                    

1)   H +  O2 →  HO        

2)   CH4 →  C +  H

Задание 3. Рассчитайте массовую долю кислорода в перманганате калия KMnO.

2

3

Тема урока:

Цель:

Взаимодействие кислорода с

Наблюдения

Уравнения реакций, названия продуктов

1. С углем С.

2. С серой.

3. С фосфором.

4. С железом.

Вывод: кислород поддерживает

Оксиды – это …………………. вещества, которые состоят из ………… элементов, одним из которых является …………………. .

Задание: Допишите уравнения реакций. Назовите продукты реакций.

II

Cu + O →

Al + O →

 

 I

Li + O →

Самостоятельная работа. Дифференцированное задание. Выбери одно из трех заданий и выполни его.

У р о в е н ь 1 (на «3»)

Из перечня веществ выберите оксиды и дайте им названия.

KS, NO, MgSO, KCl, CuS, FeO, NaOH, ClO, SO, PO.

У р о в е н ь 2 (на «4»)

Напишите уравнения химических реакций получения следующих оксидов и назовите их:

LiO, CaO, BO.

У р о в е н ь 3 (на «5»)

На основании данных значений валентности выберите из приведенного ниже перечня веществ формулы оксидов, которые составлены правильно. Напишите уравнения химических реакций получения этих оксидов и дайте им названия.

 III       II        II     I        III       VI

AlO, BaO, NO, KO, AuO, CrO.

                                                                                                                                                     

4

Рефлексия. «Лесенка знаний».

Запишите на ступеньках «лестницы знаний», что вы узнали сегодня на уроке нового, чему научились, на какую ступеньку «лестницы знаний» вы поднялись.

5

Домашнее задание: § 20, 21, упр. 12, 13 (с. 60) в рабочей тетради. По желанию подготовить презентацию по теме «Применение кислорода» или «Круговорот кислорода в природе».

Спасибо за работу!

Лист оценки работы на уроке.               Ф.И.

Вариант 2

Этапы урока

Выполнение заданий

Оценка

1

Цель: проверить уровень сформированности знаний о кислороде.

Задание 1. Выберите правильные утверждения:

  1. В атмосфере содержится 21 % кислорода.
  2. При Т= -1830С превращается в жидкость.
  3. Относительная молекулярная масса кислорода равна 16.
  4. Собирают вытеснением воды и воздуха.
  5. Валентность кислорода равна I.
  6. Катализаторы – это вещества, которые ускоряют химические реакции, расходуясь при этом.
  7. Проверяют наличие кислорода тлеющей лучинкой.
  8. Химический знак кислорода O.

Задание 2. Расставьте коэффициенты в  уравнения реакций, укажите их тип:                                                    

1)   Ca +  O2 →  CaO        

2)   AuO →  Au +  O

Задание 3. Вычислите, сколько моль кислорода можно получить при разложении 8 моль оксида ртути (II)  по уравнению реакции 2HgO = 2Hg + O↑.

2

3

Тема урока:

Цель:

Взаимодействие кислорода с

Наблюдения

Уравнения реакций, названия продуктов

1. С углем С.

2. С серой.

3. С фосфором.

4. С железом.

Вывод: кислород поддерживает

Оксиды – это …………………. вещества, которые состоят из ………… элементов, одним из которых является …………………. .

Задание: Допишите уравнения реакций. Назовите продукты реакций.

II

Cu + O →

Al + O →

 

 I

Li + O →

Самостоятельная работа. Дифференцированное задание. Выбери одно из трех заданий и выполни его.

У р о в е н ь 1 (на «3»)

Из перечня веществ выберите оксиды и дайте им названия.

Из перечня веществ выберите оксиды и дайте им названия.

BaO, CaS, NaCl, NaO, CO, HSO, NaOH, ClO, SO, PO.

У р о в е н ь 2 (на «4»)

Напишите уравнения химических реакций получения следующих оксидов и назовите их:

MgO, AlO, KO.

У р о в е н ь 3 (на «5»)

На основании данных значений валентности выберите из приведенного ниже перечня веществ формулы оксидов, которые составлены правильно. Напишите уравнения химических реакций получения этих оксидов и дайте им названия.

  II       III         I       II        I        IV                                                      

MgO, BO, NaO, ZnO, AgO, MnO.                                                

                                                                                                                                                         

4

Рефлексия. «Лесенка знаний».

Запишите на ступеньках «лестницы знаний», что вы узнали сегодня на уроке нового, чему научились, на какую ступеньку «лестницы знаний» вы поднялись.

5

Домашнее задание: § 20, 21, упр. 12, 13 (с. 60) в рабочей тетради. По желанию подготовить презентацию по теме «Применение кислорода» или «Круговорот кислорода в природе».

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по химии "Химические свойства металлов. Коррозия".

Ознакомление с общими химическими свойствами металлов, с процессом разрушения металлов под действием окружающей среды, с основными способами защиты металлов от коррозии....

Урок "Физические и химические свойства кислорода"

предоставлена разработка урока по химии в 7 классе  на белорусском языке...

Разработка урока по теме "Химические свойства кислорода.Применение кислорода" (по ФГОС нового поколения)

В работе представлены: цель урока, планируемые результаты и программа наблюдений для учащихся, которая включает задания для самостоятельной работы....

Разработка урока по химии "Получение, свойства и применение углеводородов"

Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. Устанавливаются связи между строением и свойствами органических веществ на примере углеводородов, выясняются причины многообразия органических в...

Методическая разработка урока по химии “Химические реакции” 8 класс с использованием ЭФУ (технологическая карта)

Использование ЭФУ позволяет сделать любой урок химии интерактивным и продуктивным....

Методическая разработка урока по химии “Химические реакции” 8 класс с использованием ЭФУ (технологическая карта)

Планируемые образовательные результатыПредметныеМетапредметныеЛичностныеНаучиться давать определения понятиям: химическая реакция, экзотермические и эндотермические реакции; наблюдать и описывать приз...

Методическая разработка открытого урока по химии «Химические свойства алкинов»

 Для проведения открытого урока выбрана тема «Химические свойства алкинов» с целью формирования у обучающихся устанавливать связи между строением, физическими и химическими сво...