Использование технологии смешанного обучения на примере модели «Station-Rotation» при изучении химии
методическая разработка по химии (9 класс)
В результате реализации методической разработки с применением технологии смешанного обучения была изучена возможность использования модели «Station-Rotation» при изучении химии в средней школе. Материал разработки был успешно реализован на уроке химии в 9-м классе при изучении темы: «Химические свойства солей в свете ТЭД». Во время апробации была установлена потенциальная возможность формирования мотивации обучающихся к саморазвитию за счет применения форм работы деятельностного типа, использования электронных образовательных ресурсов, появления поля самостоятельной деятельности и личной ответственности ученика за процесс обучения. Результаты эффективности предложенной методической разработки в отношении повышения уровня усвоения предметных результатов были подвергнуты экспериментальный проверке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primer_ispolzovaniya_praktiki._himicheskie_svoystva_soley.docx | 188.13 КБ |
vhodnoe_testirovanie_pri_pomoshchi_servisa_plikers.docx | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии смешанного обучения на примере модели «Station-Rotation» при изучении темы: «Химические свойства солей».
При разработке методической рекомендации по применению смешанного обучения была выбрана модель «Смена рабочих зон»/ (Station-Rotation). Суть данной модели заключается в чередовании деятельности групп учащихся в рамках одного урока. Учебный класс делится на 4 малых группы по результатам входного тестирования с использованием сервиса Plickers, который позволяет учителю мгновенно проверить работы учеников при помощи камеры своего смартфона. Ученикам для ответа на вопрос необходимо поднять свою индивидуальную карточку с нанесенным на нее qr-кодом. Каждая сторона кода соответствует определенному варианту ответа (a, b, c, d). Заранее подготовленное тестирование выводится учителем при помощи компьютера и проектора на экран. Ученик знакомится с заданием, выбирает вариант ответа и поднимает свою карту с qr-кодом таким образом, чтобы выбранный вариант ответа (a, b, c, d) был расположен сверху. Если ученик ответил верно, то учитель видит на экране его фамилию, выделенную зеленым цветом, а если допустил ошибку - красным. В группу 4 попадают ученики, у которых самые высокие результаты тестирования, а в группу 1 – ученики с самыми низкими баллам. При завершении тестирования ученики начинают движение по станциям. На каждой станции присутствует лимит по времени.
Карточка ученика для входного тестирования c использованием сервиса Plickers.
Как учитель видит результаты ответов учеников тестирования c использованием сервиса Plickers.
Данные отображаются на экране смартфона или планшете преподавателя, а также автоматически добавляются в личный кабинет Plickers где можно увидеть статистику по каждому ученику.
Станция 1 – работа с учителем. Применяется схема взаимодействия учитель ↔ ученик, осуществляется устранение пробелов в знаниях по изучаемой теме с непосредственным участием преподавателя. Каждая группа в зависимости от результатов тестирования получает дифференцированные задания. Учитель дополнительно раздает карточки с теорией по химическим свойствам солей для отстающих учеников. Каждый этап выполнения заданий контролируется учителем. Применяется фронтальная форма обучения.
Станция 2 – онлайн-обучение. Проводится выполнение практической работы с использованием виртуальной лаборатории «VirtuLab».
Станция 3 – проектная. Ученикам выдается адаптированный научный текст: «Применение неорганических соединений в художественной сфере». После изучения текста и анализа справочных данных, ученикам необходимо, работая в группах, предложить схемы (записать уравнения реакций) получения белого, голубого и красного пигмента для красок, используя качественные реакции.
Станция 4 – индивидуальная работа. На данной станции ученики индивидуально выполняют задания по теме урока, позволяющие подготовиться к тематическому контролю и сдаче ОГЭ.
Описание примеров применения на уроке
На этапе актуализации знаний обучающихся было проведено входное тестирование «Химические свойства солей в свете ТЭД» при помощи сервиса «Plikers» с целью разделения обучающихся на группы в соответствии с учетом индивидуального уровня знаний.
Разработанный тематический тест состоял из 5-ти вопросов разного уровня сложности.
Номер задания | Количество баллов за задание |
1 | 1 |
2-4 | 2 |
5 | 3 |
Максимально возможное количество баллов – 10 баллов |
Формирование групп
Количество набранных баллов | Номер команды ученика |
9-10 | 4 |
7-8 | 3 |
5-6 | 2 |
0-4 | 1 |
Таким образом было сформировано 4 команды. Рабочая зона класса была разделена на 4 зоны-станции. Каждая команда в обязательном порядке посещала все станции и выполняла предложенные задания. Максимальное время для посещения одной станции – 10 минут.
Порядок (маршрут) движения учеников
Номер команды | Станция 1. Работа с учителем. Фронтальная работа с каждым учеником. | Станция 2. Онлайн обучение. Выполнение практической работы. | Станция 3. Проектная. Групповая работа по решению поставленной задачи. | Станция 4. Контрольная. Индивидуальная работа ученика. |
1 | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | 2 | 1 | 4 | 3 |
3 | 3 | 4 | 1 | 2 |
4 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Станция 1. Работа с учителем.
Дифференцированные задания
Команда № 1.
1. Допишите уравнения реакций:
А) СuSO4 + KOH →
Б) CuSO4 + BaCl2 →
В) CuSO4 + Zn →
Г) CaCO3 + HCl →
2. Запишите полное и сокращенное ионное уравнение для молекулярных уравнений А и Б.
3. Осуществите превращения: Si → SiO2 → Na2SiO3
Команда № 2.
1. Допишите уравнения реакций:
А) Сульфат меди (II) + Гидроксид натрия →
Б) Карбонат кальция + Соляная кислота →
В) Хлорид кальция + Нитрат серебра →
Г) Иодид натрия + Калий →
2. Для каждого молекулярного уравнения запишите полное и сокращенное ионное уравнение.
3. Осуществите превращения: Сa → CaO → CaCl2 → Ca(OH)2 → CaSO4
Команда № 3.
1. Укажите с какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать хлорид железа (II): Au, NaOH, AgNO3, H3PO4, MgCl2, Ni, H2SO4.
Для каждого возможного уравнения запишите молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнение.
2. Укажите какие взаимодействие отвечают сокращенному ионному уравнению Ca2+ + 2F - = CaF2
1) Са и F2 4) Ca(NO3)2 и NaF
2) CaSO4 и NaF 5) CaCl2 и HF
3) CaO и КF 6) СаСО3 и КF
3. Осуществите превращения: S → X → K2SO3 → X → Ba(NO3)2
Команда № 4.
1. Запишите 4 уравнения реакции, которые иллюстрируют химические свойства солей.
2. Запишите сокращенное полное и ионное уравнение для обменной реакции. Укажите цвета образовавшихся осадков или охарактеризуйте другие признаки протекания реакции.
3. Осуществите превращения:
сульфид железа (II) → оксид железа (III) → X → хлорид железа (III)
Станция 2. Онлайн-обучение.
На данной станции осуществлялось выполнение практической работы: «Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария» при помощи виртуальной лаборатории VirtuLab. Виртуальная лаборатория
Станция 3. Проектная.
Ученики получали адаптированный научный текст: «Применение неорганических соединений в художественной сфере».
Задание: проанализируйте информацию, представленную в тексте, и предложите качественные реакции, которые могут быть использованы для производства пигментов, соответствующих цветам флага Российской Федерации.
После прочтения текста и анализа справочных данных размещенных в нем, обучающимся необходимо было записать качественные реакции с целью получения пигментов белого (BaSO4), голубого (Cu(OH)2) и красного цвета (K3[Fe(CN)6]).
Станция 4. Контрольная.
Обучающиеся выполняли индивидуальные задания.
1. Приведите по 3 примера слабых и сильных электролитов среди солей. Для сильных электролитов запишите уравнения диссоциации веществ.
2. Закончите уравнения возможных реакций:
А) KOH + CrCl3 →
Б) Fe + MgSO4 →
В) AgNO3 + HCl →
Г) CuSO4 + NaOH →
Д) NaCl + H2SO4 →
3. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции.
Реагирующие вещества Признак реакции
А) K2CO3 и HCl 1) образование осадка белого цвета;
Б) Na2SO4 и BaCl2 2) выделение газа;
В) СuCl2 и NaOH 3) видимые признаки реакции отсутствуют;
4) образование осадка голубого цвета.
А | Б | В |
Ответ:
Проверка результативности методической разработки: «Использование технологии смешанного обучения на примере модели «Station-Rotation» при изучении химии» осуществлялась на базе ГБОУ школы №543 Московского района Санкт-Петербурга. Для измерения эффективности разработанного образовательного продукта была сформирована контрольная и экспериментальная группа. В общей сложности, в педагогическом эксперименте приняло участие 58 человек.
В контрольной группе параллельного класса (27 человек) изучение темы: «Соли в свете ТЭД» проводилось без применения технологии смешанного обучения.
Основаня содержательная цель проведенного занятия – расширить и углубить знания обучающихся о химических свойствах солей в свете ТЭД.
Результаты эффективности предложенной методической разработки в отношении повышения уровня усвоения предметных результатов и навыков были получены путем анализа контрольных работ по теме: «Химические реакции в растворах электролитов». Для анализа использовались задания в которых отражались химические свойства солей в виде записи молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений, классификация электролитов в зависимости от их силы и признаки реакций.
Вычисление среднего коэффициента сформированности знаний (Ку) проводилось по формуле: Ку = n/N, где n – количество верно выполненных операций. N – количество всех операций деятельности. [Кыверялг А.А.]
Коэффициент усвоения знаний % | Уровень |
<50 | Низкий |
50-70 | Достаточный |
70-90 | Повышенный |
90-100 | Высокий |
Таким образом, можно прийти к выводу, что предложенная методическая разработка является эффективном средством обучения.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологий проблемного обучения для формирования у обучающихся мотивации к изучению литературы
Создание проблемной ситуации науроках литературы в старших классах, пошаговое разрешение ее .Формирование у учащихся:•Логического мышления;•Познавательной потребности;•Развитие творческих способностей...
Структура урока при использовании технологии "смешанное обучение"
представлен примерный образец структуры урока при использовании технологии "смешанное обучение" на примере урока - практикума по теме "медиана, биссектриса и высота треугольника"...
Использование технологии смешанного обучения на примере модели «Station-Rotation при изучении темы: "Гидролиз солей".
Использование технологии смешанного обучения на примере модели «Station-Rotation при изучении темы: "Гидролиз солей". Материал разработки был успешно реализован на уроке химии в ...
Технологическая карта урока математики в 6 классе с использованием технологии смешанного обучения
Модель смешанного обучения – ротация станций.Данная модель одна из востребованных моделей в современной школе. И вот как она выглядит&helli...
Конспект урока математики в 5 классе с использованием технологии смешанного обучения
Модель смешанного обучения – перевернутый класс.Данная модель одна из востребованных моделей в современной школе. И вот как она выглядит&helli...
Использование технологии смешанного обучения на уроке английского языка
laquo;Смешанное обучение – это образовательная технология, в которой сочетаются и взаимопроникают очное и электронное обучение с возможностью самостоятельного выбора учеником времени, места, те...
Технологическая карта урока информатики с использованием технологии смешанного обучения "Технология мультимедиа"
Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места...