Двери, которые открыли звери
план-конспект урока по химии (10 класс)
интегрированный урок по химии,физике и биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интегрированный урок | 216.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Двери, которые открыли звери
Интегрированный урок, который мы провели в нашей школе, назывался «Двери, которые открыли звери». Сама тема урока настраивала учащихся на творческую работу, на нестандартный взгляд на привычные явления. Урок готовили и провели вместе учителя химии, биологии, физики и ученики 9 классов.
Цели урока:
1. Обобщение и систематизация знаний по темам:
- биология – «Опорно-двигательная система»;
- физика – «Энергия, деформация, мощность, работа и тепловые двигатели»;
- химия – «Углеводы».
2. Выявление гуманитарного аспекта в материале естественно-научных дисциплин;
3. Формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, применять научные знания в конкретных жизненных ситуациях.
При подготовке к уроку дети были разбиты на 4 группы научных консультантов: химии, биологии и физике. Им были розданы задания, итогом выполнения которых стали наглядные пособия в виде плакатов по строению молекул глюкозы и фруктозы, уравнения аэробного и анаэробного гликолиза, выставка «Углеводы», видеоматериал легкоатлетических соревнований, фрагменты из фильмов «Зооолимпиада», «Животные саванны».
Для каждого учащегося были разработаны рабочие тетради с планом урока и заданиями по каждому предмету.
ХОД УРОКА
Учитель химии. Сегодня ребята у нас обобщающий урок и название его «Двери, которые открыли звери», но он будет не обычный. У вас есть возможность не только обобщить знания по химии, биологии и физике и получить дополнительную информацию по этим предметам, но и показать свои активность и смекалку, проявить чувство товарищества и взаимопомощи. В школу вчера пришло необычное письмо из царства нашего доброго друга из одной восточной страны.
Учитель биологии. Старинная легенда
В древние времена в одной восточной стране жил-был суровый хан. И было у владыки три сына. Старший и средний сыновья ратными подвигами радовали отца, а младший своей физической немощью приносил ему одни огорчения. И вот как-то разгневанный хан, дабы младший сын не компрометировал славный род, повелел сослать его в один из дальних уголков государства. Сыну пришлось исполнить волю отца. Но видно, в слабом юноше таилась крепкая воля: он решил во что бы то ни стало добиться расположения отца. Прибыв на место, он приказал построить высокую башню и установить наклонный трап от основания до вершины. Затем младший сын купил новорожденного теленка и стал ежедневно, держа его на плечах, подниматься на башню по трапу и спускаться с нее. Как-то грозный хан проезжал мимо места ссылки своего младшего сына и увидел странную картину: какой-то человек нес на плечах по наклонному трапу огромного быка на крышу высокой башни. Когда же хан узнал в этом человеке своего сына, радости его не было границ.
Так регулярные физические упражнения с систематическим увеличением нагрузки помогли юноше стать сильным и вернуть расположение отца.
Идет видеопоказ документального фильма о легкой атлетике.
Учитель физике. И так перед тем как мы с вами продолжим урок давайте все-таки определим тему нашего урока и что мы будем обобщать, а для этого мы вам предлагаем выполнить задание.
Игра «ВЕРНО-НЕВЕРНО»
Вам требуется выбрать верные утверждения и из букв собрать слово. Если вы согласны с утверждением и говорите «Верно», то обводите букву, а не согласны – «Неверно», то пропускаете.
№ | Утверждение | Буква |
1 | Фотосинтез –процесс, проходящий в хлоропластах под действием солнечного света, в результате которого из углекислого газа и воды образуются углеводы, и выделяется кислород | Д |
2 | Ревматизм –это заболевание суставов, обусловленное нарушением обмена мочевой кислоты в организме, причиной которого является молочная кислота | А |
3 | Брожение –расщепление моносахаридов под влиянием биологических катализаторов (вырабатываемых микроорганизмами). | В |
4 | Архимед - это изобретатель первой паровой машины, получившей широкое распространение. | Р |
5 | Мощность -величина характеризующая скорость выполнения работы | И |
6 | Привычное положение тела при ходьбе, сидении – это осанка | Ж |
7 | К моносахаридам относятся крахмал, целлюлоза | Х |
8 | Рычаг - это твѐрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры | Е |
9 | Остеобласты это клетки обеспечивают в кости обмен веществ | И |
10 | Формулы у глюкозы и фруктозы разные | М |
11 | Скелет туловища состоит из грудной клетки и позвоночника | Н |
12 | Кости бывают губчатые и кубовидные | Е |
13 | Целлюлоза используется в качестве топлива | И |
14 | Потенциальная работа - это энергия которая обладает тело вследствие своего движения | Д |
15 | Верхняя конечность состоит из плеча предплечья и стопы | И |
16 | Физическая величина, показывающая, какую работу сможет совершить тело называется энергия. | Е |
17 | В состав нуклеиновых кислот входят моносахариды: глюкоза и рибоза | Я |
Ответ: ДВИЖЕНИЕ
Учитель физики. Правильно тема нашего урока «Движение». И исходя из этого цель нашего урока обобщить все, что с ним связано. И давайте, послушаем консультантов биологов, что они могут сказать о движение с точки зрения биологии.
Фрагмент фильма «Животные саванны».
1-й консультант по биологии. Скорость бега «братьев» была измерена. И выяснилось, что афоризм «человек – венец природы» не относится к быстроте его передвижения: даже медлительные слоны способны бежать быстрее (40–42 км/ч), не говоря уже о газелях (96 км/ч) и гепардах (120 км/ч)… Это открытие отнюдь не обескуражило, а, напротив, окрылило человека: коль есть секреты скорости, их можно открыть (фрагмент фильма: бег слона, газели, гепарда). Функцию движения в организме человека, так же как и животных, выполняет опорно-двигательная система, которая представлена скелетом, мышцами и связками (ведущий демонстрирует опорно-двигательную систему на скелете и плакате «Мышцы человека»). Двигательная функция скелета обусловлена типом соединений костей:
а) полуподвижные – в позвоночнике;
б) подвижные или суставы – у конечностей, последние участвуют в движении в большей степени.
Сустав представлен, как правило, двумя костями. Конец одной кости выпуклый, а второй – вогнутый, суставные поверхности покрыты слоем стекловидного хряща, который снижает трение при движении. Концы сочленяющихся костей заключены в капсулу – суставную сумку. Суставная сумка состоит из волокнистой соединительной ткани, в которую вплетены вспомогательные соединительно-тканные связки. Связки укрепляют сустав и ограничивают его подвижность в направлениях, не имеющих физиологического значения. Полость сустава заполнена вязкой синовиальной жидкостью, облегчающей скольжение сочленяющихся концов костей.
2-й консультант по биологии. Но кости скелета – всего лишь рычаги, которые приводятся в движение посредством скелетных мышц, составляющих активную часть опорно-двигательного аппарата, прикрепленного к костям с помощью сухожилий. Сокращение скелетных мышц способствует крове- и лимфообращению, оказывает влияние на развитие формы костей. У человека около 400 мышц, они составляют 40% массы тела.
Ведущий демонстрирует строение скелетных мышц с помощью таблицы «Мышцы человека».
Мышцы состоят из поперечнополосатого мышечного волокна, обладающего сократимостью и собранного в пучки соединительной ткани, и нервных волокон (таблица «Строение ткани человека»). Когда мышца сокращается, в работу включается около трети мышечных волокон. Когда они утомляются, в работу включается вторая треть волокон, по мере утомления которой подключается последняя треть. Затем цикл повторяется. Окончательное утомление наступает тогда, когда каждая треть не успевает восстановиться к моменту начала работы. Мышцы вызывают движение при своем сокращении и дальнейшем расслаблении. Они работают попарно или в группе, ритмично сокращаясь и расслабляясь, образуя баланс сил. Даже при стоянии некоторые мышцы постоянно находятся в работе, обеспечивая равновесие тела и противодействуя силе тяжести. Мышца может действовать на один или два сустава, выполняя в них различную работу. Например, четырехглавая мышца бедра сгибает коленный сустав и разгибает тазобедренный – полусухожильная и двуглавая мышцы бедра разгибают тазобедренный сустав. Мышцы, работающие содружественно в одном суставе, называют синергистами. Мышцы, выполняющие в одном суставе противоположные действия, – антагонисты, например, бицепсы и трицепсы: бицепсы сгибают локтевой сустав, трицепсы разгибают его.
3-й консультант по биологии. В ходе эволюции человек растерял способность к быстрому передвижению, так как он перешел на прямо- и стопохождение. В связи с этим его скелет видоизменился – позвоночник приобрел S-образную форму, увеличились кости таза, грудная клетка уменьшилась в спинно-брюшном направлении, появился свод стопы, изменение скелета привело к прямо пропорциональному перераспределению мышечной массы. Такая особенность строения направлена на преодоление силы тяжести и поддержки тела в вертикальном положении. Все эти анатомические особенности снижают возможность быстрого передвижения человека. Но во время бега человек для увеличения скорости может использовать некоторые особенности быстрых движений животных.
Учитель биологии. При совершении движении в различных жизненных ситуациях встречается это «вдруг». Жизнь так полна внезапностей, именно внезапно происходят несчастные случаи, а если случилась беда как поступить? Вам сейчас будут предложены ситуации, в которых были получены повреждения, ваша задача определить характер повреждения и предложить первую медицинскую помощь.
Игра «СИТУАЦИЯ»
Ситуация 1. В многодневном туристическом походе в тайге турист подвернул ступню. Голеностопный сустав быстро распухает и острая боль не позволяет наступить на больную ногу. Укажите меры первой помощи.
Ситуация 2. В медицинский пункт “Скорой помощи” доставили пострадавшего с болью в локтевом суставе. Локтевой сустав у него имел непривычные контуры, рука несколько укорочена, каждое движение усиливало боль. Вам поручили определить вид повреждения и оказать первую помощь.
Ситуация 3. Пашка свалился с дерева. Но так как он был ещё маленький, то боли не выдержал и заплакал. Да, так громко, что сбежались все мальчишки. У Пашки сильно болело плечо. Никто из ребят не знал, что делать. Только мальчик, которого все называли «Мудрая голова», мрачно сказал «перелом». - Какую нужно оказать первую помощь мальчику?
Ситуация 4. Школьник во время игры во время игры в волейбол упал на ногу, жалобы на сильную боль и ограниченную подвижность. Укажите меры первой помощи.
Учитель физики. Мы продолжаем говорить про движение. При движение выполняется какая-то работа. РАБОТА — это процесс превращения одного вида энергии в другой; вообще нахождение в действии в движении. Как же это происходит. Давайте узнаем у консультантов физиков.
1-й консультант по физике. Подумаем, в чем же секреты увеличения скорости у спортсменов с точки зрения науки физики. Рассмотрим две причины. Одна из причин увеличения скорости заключается в возможности перехода потенциальной энергии в кинетическую энергию (Ер Ек).
Для этого мы на примере человека проследим все виды деформации:
И когда спортсмен, готовясь к бегу, принимает низкий старт, он будет использовать запас потенциальной энергии сжатых мышц бедер и спины. Мышцы, сжатые, как пружина, распрямляясь, дают атлету мощный стартовый импульс благодаря переходуЕр в Ек.
Формула Ер = , Ек =
Ер ––> Ек =>
Следовательно, стартовая скорость увеличивается по сравнению с высоким стартом.
2-й консультант по физике. Другой причиной увеличения скорости можно считать увеличение мощности, развиваемой человеком во время соревнований и в экстремальных ситуациях.
Предлагаю решить задачи.
Задача № 1. Определите мощность сердца спортсмена во время соревнования, если при одном ударе оно совершает работу 16 Дж, а ежеминутно делает 180 ударов. Ответ дать в л.с.
Справка: использовать одну «лошадиную силу» (1 л.с.) в качестве единицы мощности предложил в 1783 г. английский инженер Джеймс Уатт. Иногда ею пользуются и в наше время. 1 л.с. – средняя работа за 1 сек., которую могла совершить ломовая лошадь, равномерно работающая целый день. 1 л.с. = 746 Вт.
Методические рекомендации:
N = (N = 48 Вт ~ 0,064 лс)
Задача № 2. В 1936 г. на Олимпийских играх в Берлине негритянский спортсмен Джесси Оуэнс установил рекорд: 100 м пробежал за 10,2 сек., развивая скорость до 36 км/ч. Этот результат за полвека был улучшен меньше чем на 0,4 сек., т.е. на «мгновение ока». Масса спортсмена 60 кг. Определим мощность, развиваемую спортсменом в экстремальном случае.
Для человека возможна моментальная или взрывоподобная отдача внутренней энергии, особенно в таких видах спорта, как толкание ядра или прыжки в высоту. С одновременным отталкиванием обеими ногами некоторые мужчины развивают в течение 0,1 сек. среднюю мощность около 5,2 л.с., а женщины – 3,5 л.с.
Методические рекомендации: необходимо принять, что средняя сила толкания собственного тела примерно равна силе тяжести.
N = F·u (N = 6000 Вт ~ 8,043 л.с.)
В этих примерах мы видим, что деятельность спортсмена характеризуется физической величиной – мощностью. Этой же величиной характеризуется работа и ДВС.
Игра «ПАСЬЯНС»
Вам предложены карточки на которых написаны обозначения физических величин, их единицы измерения, их названия. Вам нужно их разложить в три столбика каждую физическую величину со своей единицей измерения и названием.
Время | работа | мощность | сила | энергия | путь |
t | А | N | F | Е | s |
с | Дж | Вт | Н | Дж | м |
Учитель биологии. Даже фараоны ещё тысячи лет тому назад считали, что заниматься зарядкой стоит! Труды древнеегипетского жреца и врачевателя Гермеса Трисмегиста, который разработал комбинированные физические и дыхательные упражнения, включённые в зарядку, поражают современных исследователей своей физиологической обоснованностью, а значит, и силой воздействия на организм. Люди, выполняющие эту зарядку, утверждают, что по силе восстанавливающего действия и оздоровительному эффекту она не имеет себе равных.
Физминутка «ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ»
Возьмите из конверта карточки у кого-то — это вопросы, а у кого-то ответы. Все встаем. И под музыку мы начинаем танцевать, как только музыка остановиться вам нужно встать в пару. И те, у кого на карточки вопрос, начинают читать первыми, потом другой отвечает. Если ответ будет правильный, то пара садится на свои места. (Учитель просит их прочитать вопрос и ответ для проверки)
Вопрос | Ответ |
С помощью чего мышцы прикрепляются к костям? | Сухожилия |
Как называется полное или частичное нарушение целостности кости? | Перелом |
Какая мышца относится к разгибателям? | трёхглавая мышца плеча |
Кто регулирует работу гладких мышц | вегетативный отдел нервной системы |
Продуктом брожения глюкозы является вещество, которое применяется как раздражающее средство для обтираний, компрессов. Какое это вещество? | этанол |
Какой из углеводов дает реакцию “серебряного зеркала”? | глюкоза |
В состав молекулы РНК входит какой углевод? | рибоза |
Белый порошок, нерастворимый в холодной воде. В горячей воде он набухает и образует клейстер? | крахмал |
Если её нет – работу не выполнить | Энергия |
Физическая величина, находится по формуле FS ? | Работа |
От каких величин зависит потенциальная энергия поднятого над землей тела? | масса |
Единица измерения энергии? | Джоуль |
Учитель химии. Человек работает только за счет своей внутренней энергии, а не за счет притока тепла извне. А внутренняя энергия создается благодаря химическим процессам, происходящим в нашем организме. Источниками такой энергии является пища, насыщенная углеводами. Углеводы играют роль основного источника энергии в клетке. В процессе окисления 1г углеводов освобождается 17,6 кДж. Крахмал у растений и гликоген у животных, откладываясь в клетках, служат энергетическим резервом. И поэтому мы уступаем место химикам.
1-й консультант по химии. Всякое движение рукой, ногой, пальцами – это химическая энергия нашей пищи, преобразованная в механическую работу мышцы, в ее сокращение. Важнейшим внутренним «горючим» человека являются углеводы, которые попадают к нам в организм вместе с продуктами питания. В бескрайнем мире органических веществ есть соединения, о которых можно сказать, что они состоят из углерода и воды.
Cn(H2O)m, m и n > 3
Многие углеводы имеют сладкий вкус, поэтому этот класс веществ еще именуют «сахара». Давайте познакомимся с наиболее важными представителями класса углеводов.
(Выставка «Углеводы». Дается классификация углеводов).
…Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что углеводы обеспечивают нас всем необходимым для жизни: пищей, одеждой, кровом.
2-й консультант по химии. По своему строению глюкоза представляет смешанное соединение альдегидоспирт, так как содержит две различные функциональные группы: гидроксил и карбонил. Наличие этих групп можно определить с помощью качественных реакций на функциональные группы, а качественным реагентом может служить свежеприготовленный гидроксид меди.
Консультант по химии № 3 демонстрирует опыт под названием «Медное зеркало».
Учащиеся записывают в рабочих тетрадях уравнения реакций и результаты опытов.
3-й консультант по химии. Фруктоза по строению относится к кетоноспиртам. Фруктоза и глюкоза – изомеры. Эти углеводы могут существовать в линейной и циклической формах, причем эти формы могут переходить друг в друга, но выделить их в индивидуальном виде нельзя – такое явление называется таутомерией. Сахар в обычных условиях не горит, он плавится (можно получить карамель) и обугливается. Загорается он только в присутствии карбоната лития, который выступает в роли катализатора реакции, – сахар горит синевато-желтым пламенем. В человеческом организме сахар также «сгорает», но без пламени и при низкой температуре, это происходит под действием особых катализаторов – ферментов. Этот процесс включает в себя очень сложные промежуточные стадии (цикл Кребса).
Игра «ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Учитель химии. Углеводы – это органические вещества, значит, они находятся в живых организмах. В животной клетке углеводы находятся в количестве, не превышающем 1 – 2 %, иногда и 5% массы сухого вещества. Наиболее богаты углеводами растительные клетки, где их содержание доходит до 90% массы сухого вещества клетки (картофель, семена…) Сегодня мы определим, находятся ли в наших пищевых продуктах углеводы.
1 группа. Обнаружение углеводов в мороженом. А) В пробирку наливаю 1 мл. растаявшего мороженого и добавляют 5-6 мл. воды, закрывают пробкой и встряхивают. Фильтруют полученную смесь. Данную смесь поделить на 2 пробирки. К 2 мл. фильтрата первой пробирки добавляют 1 мл. гидрооксида натрия (NaOH) и 2-3 капли раствора CuSO4. Пробирку встряхивают. Обращают внимание на изменившуюся окраску раствора. О чем говорит эта реакция? Б) Во вторую пробирку добавляем 1-2 капли спиртового раствора йода. Что происходит с окраской раствора? Обращают внимание на изменение окраске. Какой вывод о составе мороженого можно сделать?
2 группа. Обнаружение крахмала в вафельном стаканчике. А) Берем вафельный стаканчик и капаем на него 1-2 капли спиртового раствора йода. Что происходит с окраской раствора? Б) Разжуйте небольшое количество вафли, поместите кусочек в пробирку, добавьте воды, закройте и встряхните. К полученному раствору добавьте 1 мл. гидрооксида натрия (NaOH), а затем 1-2 капли сульфата меди (II) (CuSO4). Обратите внимание на изменение окраски раствора. Сделайте вывод о составе вафельного стаканчика.
3 группа. Обнаружение углеводов в шоколаде. А) Насыпьте в пробирку измельченный шоколад (1 см) и добавьте (2см) воды. Содержимое пробирки несколько раз встряхнуть, профильтровать и разделить на 2 пробирки. Добавить к фильтрату первой пробирки 1 мл. раствора едкого натра (NaOH) и 1-2 капли раствора сульфата меди (II) (CuSO4). Пробирку встряхивают. Как изменилась окраска раствора? Затем к полученному раствору прилейте раствор молочного шоколада. Б) Во вторую пробирку добавляем 1-2 капли спиртового раствора йода. Что происходит с окраской раствора? Обратите внимание на изменение, происходящее в пробирке. Сделайте вывод о составе молочного шоколада.
4 группа. Обнаружение углеводов в жевательной резинке. 1.Поместить в пробирку одну пластинку (две «подушечки») жевательной резинки. Прилить воды. Подождать 1-2 минуты. Тем временем приготовить Cu(OH)2, для этого к 1-2 мл NaOH прилить 1-2 капли CuSO4. К полученному голубому студенистому осадку осторожно, не встряхивая содержимого, перелить раствор из первой пробирки. Б) Во вторую пробирку добавляем 1-2 капли спиртового раствора йода. Что происходит с окраской раствора? Обратите внимание на изменение, происходящее в пробирке. Сделайте вывод о составе жевательной резинки.
4-й консультант по биологии. Процесс расщепления глюкозы называют гликолизом.
В клетках эукариот этот процесс представлен анаэробным и аэробным гликолизом (дается подробное описание этих процессов, их отличия друг от друга). При сгорании в «пожарном режиме» (при гипоксии) глюкоза успевает окислиться лишь до молочной кислоты, которая накапливается в мышцах в больших количествах: чем ее больше, тем сильнее наши мышцы «чувствуют усталость». В конце концов, наступает такой момент, когда мышцы уже не в состоянии работать. Следовательно, в них много молочной кислоты, она снижает рН крови (норма рН = 7,4), нарушаются условия работы гормонов. В организме наступает разлад, выражением которого и становится быстрая утомляемость – это сигнал организму, что нужен отдых. «Отдыхая», мышцы набирают кислород и с его помощью избавляются от молочной кислоты. Такая кислородная недостаточность проходит не сразу, вот почему после бега какое-то время человек продолжает тяжело дышать: необходимо время, чтобы организм насытился кислородом. Во время сильных нагрузок и после соревнований спортсменам дают углеводную диету.
Детям, участникам урока и гостям учителя раздают сувениры урока – шоколад.
Учитель химии. Углеводы нам нужны не только для мышечной деятельности, но и для мозговой. Поэтому мы предлагаем вам выполнить ряд интересных заданий в рабочей тетради.
Билетик на выход
1. К неподвижному массивному телу массой 100 кг приложена сила 200 Н. При этом положение тела не изменилось. Чему равна работа силы?
А) 20000 Дж, Б) 200 Дж, В) 0 Дж, Г) 20 Дж, Д) 0,2 Дж.
2. Какая из перечисленных ниже величин принята за единицу мощности?
А) Дж, Б) Н, В) кг, Г) Вт, Д) Па.
3. От каких величин зависит кинетическая энергия тела?
А) от массы тела, Б) от скорости,
В) от массы и скорости, Г) от массы и высоты
4. К разгибателям относится
а) трёхглавая мышца плеча б) двуглавая мышца плеча в) большая грудная мышца
5. Работу скелетных мышц регулирует
а) соматический отдел нервной системы
б) вегетативный отдел нервной системы
в) импульс, возникающий в самой мышце
6. Нарушение целостности кости – это
А – перелом Б – ушиб В – вывих Г – растяжение
- Продуктом каталитического гидрирования глюкозы является:
- ксилит 2) сорбит 3) глюкозид 4) глюконовая кислота
- Сумма коэффициентов в уравнении реакции молочнокислого брожения глюкозы равна:
- 2 2) 3 3) 4 4) 5
- В состав нуклеиновых кислот входят моносахариды:
- глюкоза и рибоза 3) рибоза и дезоксирибоза
- глюкоза и фруктоза 4) фруктоза и рибоза
VI. Рефлексия: определение психологического состояния, уровня комфортности учащихся ( рисунок и стихотворение на интерактивной доске).
Учитель: Выберете значок, который, на ваш взгляд, соответствует вашему состоянию. Пока вы думаете над этим, я прочитаю вам замечательное стихотворение
«Итак, друзья мои, пора Коль удался урок на славу,
Нам оценивать самих себя, Пусть наш биолог улыбнется,
А также в целом весь урок, Ведь тот, кто весел, тот смеется.
Чтоб это сделать каждый смог Коль не понравился урок,
В портрете важную деталь Улыбку прочь – рот на замок».
Дорисовать необходимо.
Давай те друзья мы наполним сосуды.
Для этого нужно всего-то немножко
Взять колбу с водой и добавить в сосуд.
По нраву урок тебе был то в мензурку один добавь ты воды,
А коли не очень и чего-то не понял сосуд номер два ждет тебя
Ну если вообще не по нраву урок мензуркою три ты воспользуйся друг.
Домашнее задание. А так как урок подходит к концу пришло время записать домашнее задание:
- составить комплекс упражнений зарядки, направленный на предупреждение неправильной осанки (не менее 5 упражнений);
- Составить синквейн по физике со словом «Бег»;
- Составить кроссворд по теме «Углеводы»
Ф.И.____________________________________________
Билетик на выход
1. К неподвижному массивному телу массой 100 кг приложена сила 200 Н. При этом положение тела не изменилось. Чему равна работа силы?
А) 20000 Дж, Б) 200 Дж, В) 0 Дж, Г) 20 Дж, Д) 0,2 Дж.
2. Какая из перечисленных ниже величин принята за единицу мощности?
А) Дж, Б) Н, В) кг, Г) Вт, Д) Па.
3. От каких величин зависит кинетическая энергия тела?
А) от массы тела, Б) от скорости,
В) от массы и скорости, Г) от массы и высоты
4. К разгибателям относится
а) трёхглавая мышца плеча б) двуглавая мышца плеча в) большая грудная мышца
5. Работу скелетных мышц регулирует
а) соматический отдел нервной системы
б) вегетативный отдел нервной системы
в) импульс, возникающий в самой мышце
6. Нарушение целостности кости – это
А – перелом Б – ушиб В – вывих Г – растяжение
7.Продуктом каталитического гидрирования глюкозы является:
- ксилит 2) сорбит 3) глюкозид 4) глюконовая кислота
8.Сумма коэффициентов в уравнении реакции молочнокислого брожения глюкозы равна:
- 2 2) 3 3) 4 4) 5
9.В состав нуклеиновых кислот входят моносахариды:
- глюкоза и рибоза 3) рибоза и дезоксирибоза
- глюкоза и фруктоза 4) фруктоза и рибоза
Ф.И.____________________________________________
Билетик на выход
1. К неподвижному массивному телу массой 100 кг приложена сила 200 Н. При этом положение тела не изменилось. Чему равна работа силы?
А) 20000 Дж, Б) 200 Дж, В) 0 Дж, Г) 20 Дж, Д) 0,2 Дж.
2. Какая из перечисленных ниже величин принята за единицу мощности?
А) Дж, Б) Н, В) кг, Г) Вт, Д) Па.
3. От каких величин зависит кинетическая энергия тела?
А) от массы тела, Б) от скорости,
В) от массы и скорости, Г) от массы и высоты
4. К разгибателям относится
а) трёхглавая мышца плеча б) двуглавая мышца плеча в) большая грудная мышца
5. Работу скелетных мышц регулирует
а) соматический отдел нервной системы
б) вегетативный отдел нервной системы
в) импульс, возникающий в самой мышце
6. Нарушение целостности кости – это
А – перелом Б – ушиб В – вывих Г – растяжение
7.Продуктом каталитического гидрирования глюкозы является:
- ксилит 2) сорбит 3) глюкозид 4) глюконовая кислота
8.Сумма коэффициентов в уравнении реакции молочнокислого брожения глюкозы равна:
- 2 2) 3 3) 4 4) 5
9.В состав нуклеиновых кислот входят моносахариды:
- глюкоза и рибоза 3) рибоза и дезоксирибоза
- глюкоза и фруктоза 4) фруктоза и рибоза
Старинная легенда
В древние времена в одной восточной стране жил-был суровый хан. И было у владыки три сына. Старший и средний сыновья ратными подвигами радовали отца, а младший своей физической немощью приносил ему одни огорчения. И вот как-то разгневанный хан, дабы младший сын не компрометировал славный род, повелел сослать его в один из дальних уголков государства. Сыну пришлось исполнить волю отца. Но видно, в слабом юноше таилась крепкая воля: он решил во что бы то ни стало добиться расположения отца. Прибыв на место, он приказал построить высокую башню и установить наклонный трап от основания до вершины. Затем младший сын купил новорожденного теленка и стал ежедневно, держа его на плечах, подниматься на башню по трапу и спускаться с нее. Как-то грозный хан проезжал мимо места ссылки своего младшего сына и увидел странную картину: какой-то человек нес на плечах по наклонному трапу огромного быка на крышу высокой башни. Когда же хан узнал в этом человеке своего сына, радости его не было границ.
Так регулярные физические упражнения с систематическим увеличением нагрузки помогли юноше стать сильным и вернуть расположение отца.
С помощью чего мышцы прикрепляются к костям? | Сухожилия |
Как называется полное или частичное нарушение целостности кости? | Перелом |
Какая мышца относится к разгибателям? | трёхглавая мышца плеча |
Кто регулирует работу гладких мышц | вегетативный отдел нервной системы |
Продуктом брожения глюкозы является вещество, которое применяется как раздражающее средство для обтираний, компрессов. Какое это вещество? | этанол |
Какой из углеводов дает реакцию “серебряного зеркала”? | глюкоза |
В состав молекулы РНК входит какой углевод? | рибоза |
Белый порошок, нерастворимый в холодной воде. В горячей воде он набухает и образует клейстер? | крахмал |
Если её нет – работу не выполнить | Энергия |
Физическая величина, находится по формуле FS ? | Работа |
От каких величин зависит потенциальная энергия поднятого над землей тела? | масса |
Единица измерения энергии? | Джоуль |
Время | работа | мощность |
t | А | N |
c | Дж | Вт |
Сила | энергия | путь |
F | Е | s |
Н | Дж | м |
Игра «ВЕРНО-НЕВЕРНО»
№ | Утверждение | Буква |
1 | Фотосинтез –процесс, проходящий в хлоропластах под действием солнечного света, в результате которого из углекислого газа и воды образуются углеводы, и выделяется кислород | Д |
2 | Ревматизм –это заболевание суставов, обусловленное нарушением обмена мочевой кислоты в организме, причиной которого является молочная кислота | А |
3 | Брожение –расщепление моносахаридов под влиянием биологических катализаторов (вырабатываемых микроорганизмами). | В |
4 | Архимед - это изобретатель первой паровой машины, получившей широкое распространение. | Р |
5 | Мощность -величина характеризующая скорость выполнения работы | И |
6 | Привычное положение тела при ходьбе, сидении – это осанка | Ж |
7 | К моносахаридам относятся крахмал, целлюлоза | Х |
8 | Рычаг - это твѐрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры | Е |
9 | Остеобласты это клетки обеспечивают в кости обмен веществ | И |
10 | Формулы у глюкозы и фруктозы разные | М |
11 | Скелет туловища состоит из грудной клетки и позвоночника | Н |
12 | Кости бывают губчатые и кубовидные | Е |
13 | Целлюлоза используется в качестве топлива | И |
14 | Потенциальная работа - это энергия которая обладает тело вследствисвоего движения | Д |
15 | Верхняя конечность состоит из плеча предплечья и стопы | И |
16 | Физическая величина, показывающая, какую работу сможет совершить тело называется энергия. | Е |
17 | В состав нуклеиновых кислот входят моносахариды: глюкоза и рибоза | Я |
Игра «СИТУАЦИЯ»
Ситуация 1. В многодневном туристическом походе в тайге турист подвернул ступню. Голеностопный сустав быстро распухает и острая боль не позволяет наступить на больную ногу. Укажите меры первой помощи.
Игра «СИТУАЦИЯ»
Ситуация 4. Школьник во время игры во время игры в волейбол упал на ногу, жалобы на сильную боль и ограниченную подвижность. Укажите меры первой помощи.
Игра «СИТУАЦИЯ»
Ситуация 2. В медицинский пункт “Скорой помощи” доставили пострадавшего с болью в локтевом суставе. Локтевой сустав у него имел непривычные контуры, рука несколько укорочена, каждое движение усиливало боль. Вам поручили определить вид повреждения и оказать первую помощь.
Игра «СИТУАЦИЯ»
Ситуация 3. Пашка свалился с дерева. Но так как он был ещё маленький, то боли не выдержал и заплакал. Да, так громко, что сбежались все мальчишки. У Пашки сильно болело плечо. Никто из ребят не знал, что делать. Только мальчик, которого все называли «Мудрая голова», мрачно сказал «перелом». - Какую нужно оказать первую помощь мальчику?
Игра «ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
1 группа. Обнаружение углеводов в мороженом. А) В пробирку наливаю 1 мл. растаявшего мороженого и добавляют 5-6 мл. воды, закрывают пробкой и встряхивают. Фильтруют полученную смесь. Данную смесь поделить на 2 пробирки. К 2 мл. фильтрата первой пробирки добавляют 1 мл. гидрооксида натрия (NaOH) и 2-3 капли раствора CuSO4. Пробирку встряхивают. Обращают внимание на изменившуюся окраску раствора. О чем говорит эта реакция? Б) Во вторую пробирку добавляем 1-2 капли спиртового раствора йода. Что происходит с окраской раствора? Обращают внимание на изменение окраске. Какой вывод о составе мороженого можно сделать?
Игра «ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
2 группа. Обнаружение крахмала в вафельном стаканчике. А) Берем вафельный стаканчик и капаем на него 1-2 капли спиртового раствора йода. Что происходит с окраской раствора? Б) Разжуйте небольшое количество вафли, поместите кусочек в пробирку, добавьте воды, закройте и встряхните. К полученному раствору добавьте 1 мл. гидрооксида натрия (NaOH), а затем 1-2 капли сульфата меди (II) (CuSO4). Обратите внимание на изменение окраски раствора. Сделайте вывод о составе вафельного стаканчика.
Игра «ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
3 группа. Обнаружение углеводов в шоколаде. А) Насыпьте в пробирку измельченный шоколад (1 см) и добавьте (2см) воды. Содержимое пробирки несколько раз встряхнуть, профильтровать и разделить на 2 пробирки. Добавить к фильтрату первой пробирки 1 мл. раствора едкого натра (NaOH) и 1-2 капли раствора сульфата меди (II) (CuSO4). Пробирку встряхивают. Как изменилась окраска раствора? Затем к полученному раствору прилейте раствор молочного шоколада. Б) Во вторую пробирку добавляем 1-2 капли спиртового раствора йода. Что происходит с окраской раствора? Обратите внимание на изменение, происходящее в пробирке. Сделайте вывод о составе молочного шоколада.
Игра «ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
4 группа. Обнаружение углеводов в жевательной резинке. 1.Поместить в пробирку одну пластинку (две «подушечки») жевательной резинки. Прилить воды. Подождать 1-2 минуты. Тем временем приготовить Cu(OH)2, для этого к 1-2 мл NaOH прилить 1-2 капли CuSO4. К полученному голубому студенистому осадку осторожно, не встряхивая содержимого, перелить раствор из первой пробирки. Б) Во вторую пробирку добавляем 1-2 капли спиртового раствора йода. Что происходит с окраской раствора? Обратите внимание на изменение, происходящее в пробирке. Сделайте вывод о составе жевательной резинки.
Ф.И._________________________
Билетик на выход
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Ф.И._________________________
Билетик на выход
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Ф.И._________________________
Билетик на выход
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Ф.И._________________________
Билетик на выход
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Ф.И._________________________
Билетик на выход
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Билетик на выход
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Билетик на выход
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Билетик на выход
ПАСЬЯНС | ПАСЬЯНС |
ПАСЬЯНС | ПАСЬЯНС |
ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ | ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ |
ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ | ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ |
ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ | ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ |
РЕФЛЕКСИЯ | РЕФЛЕКСИЯ |
РЕФЛЕКСИЯ | РЕФЛЕКСИЯ |
РЕФЛЕКСИЯ |
1Учитель химии. Сегодня ребята у нас обобщающий урок и название его «Двери, которые открыли звери», но он будет не обычный. У вас есть возможность не только обобщить знания по химии, биологии и физике и получить дополнительную информацию по этим предметам, но и показать свои активность и смекалку, проявить чувство товарищества и взаимопомощи. В школу вчера пришло необычное письмо из царства нашего доброго друга из одной восточной страны. | 2.Игра «ПАСЬЯНС» Вам предложены карточки на которых написаны обозначения физических величин, их единицы измерения, их названия. Вам нужно их разложить в три столбика каждую физическую величину со своей единицей измерения и названием. |
3. Учитель химии. Человек работает только за счет своей внутренней энергии, а не за счет притока тепла извне. А внутренняя энергия создается благодаря химическим процессам, происходящим в нашем организме. Источниками такой энергии является пища, насыщенная углеводами. Углеводы играют роль основного источника энергии в клетке. В процессе окисления 1г углеводов освобождается 17,6 кДж. Крахмал у растений и гликоген у животных, откладываясь в клетках, служат энергетическим резервом. И поэтому мы уступаем место химикам. | 4. Игра «ИССЛЕДОВАТЕЛИ» Учитель химии. Углеводы – это органические вещества, значит, они находятся в живых организмах. В животной клетке углеводы находятся в количестве, не превышающем 1 – 2 %, иногда и 5% массы сухого вещества. Наиболее богаты углеводами растительные клетки, где их содержание доходит до 90% массы сухого вещества клетки (картофель, семена…) Сегодня мы определим, находятся ли в наших пищевых продуктах углеводы. |
5. Давай те друзья мы наполним сосуды. Для этого нужно всего-то немножко Взять колбу с водой и добавить в сосуд. По нраву урок тебе был то в мензурку один добавь ты воды, А коли не очень и чего-то не понял сосуд номер два ждет тебя Ну если вообще не по нраву урок мензуркою три ты воспользуйся друг | 6. Ребята, спасибо за урок. Сдайте билетик на выход. |
12.04.16. Тема ____________________________________
Цели урока: Обобщение и систематизация знаний по темам: биология – «Опорно-двигательная система»; физика – «Энергия, деформация, мощность, работа и тепловые двигатели»; химия – «Углеводы».
Ход урока
- Тип соединения костей
Соединение костей
______________ ________________________
2.Мышцы состоят из __________________________ .
Скелетные мышцы составляют активную часть опорно-двигательного аппарата, прикрепленного к костям с помощью _____________________________ .
Мышцы сгибающие локтевой сустав _____________ , разгибающие его ________________________________
3.Игра «Ситуация»
А) Характер повреждение_________________________
Б) Оказание первой медицинской помощи. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица «Виды деформации»
4.Формулы Работы. Мощности.
Ер = , Ек = Ер ––> Ек => N = (N = 48 Вт ~ 0,064 лс), N = F·u (N = 6000 Вт ~ 8,043л.с.
5.Дано Решение
S=100 м
t=10,2 с
V=36 км/ч
m() = кг
Найти
N-?
- Классификация
Углеводы
_________________ _________________
____________________
- Реакция «Медного зеркала»
СH2OH(CHOH)4-COH + 2Cu(OH)2 t → СH2OH(CHOH)4-COOH + Cu2O + 2H2O
8 Исследование
Вывод ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Открой дверь в сказку"
Социальный проект, разработанный младшими школьниками совместнос классным руководителем, направленный на создание кукольного таетра...
Прости, поверь и я тебе открою дверь
разработка классного часа в 7 классе...
Мир профессий или какую дверь открыть
Мир профессий или какую дверь открыть...
Сценарий классного часа Мир профессий, или какую дверь открыть?
Как найти себя? На чем остановиться? Какой выбор сделать? Для того, чтобы помочь вам, ребята, выбрать профессию по душе, не ошибиться в ее выборе, надо расширить кругозор по отношению к миру професс...
Презентация к устному журналу "Мир профессий, или Какую дверь открыть?"
Приложение к одноимённой работе по профориентации....
Устный журнал "Мир профессий, или Какую дверь открыть?"
Кем быть? Возможные перспективы профессионального самоопределения учащихся....
«Мир профессий, или какую дверь открыть?»
Материал знакомит родителей с основными принципами выбора профессии подростками...