ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В КОЛЛЕДЖЕ.
статья по химии
В данной статье рассматривается проблема мотивации на уроках химии в среднем профессиональном образовательном учреждении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Богданова О.В., учитель, преподаватель химии и биологии
СПбГБПОУ «Автодорожный колледж»
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В КОЛЛЕДЖЕ.
Одной из важнейших проблем в обучении является проблема мотивации. В учебный процесс в среднем профессиональном учебном заведении вовлечены молодые люди, у которых продолжается формирование личности, поэтому проблема состоит в том, чтобы найти методы и средства повышения мотивации обучения, способствующие максимальному развитию личностных качеств учащихся, необходимых для их успешной профессиональной деятельности. Преподавателям и учителям нередко приходится сталкиваться с проблемой непонимания учащимися необходимости изучения тех или иных дисциплин. Например, у учащихся нашего колледжа часто возникает вопрос: «Зачем будущему автомеханику или крановщику изучать химию?». Причины отсутствия у учащихся интереса к занятиям химии различны. Если будущая профессия выбрана неосознанно, случайно, то у учащихся, как правило, слабая мотивация к обучению; при осознанном выборе для учащегося характерна сильная мотивация. Наличие профессиональной мотивации, активности обучаемых способствуют повышению качества полученных ими знаний, умений, навыков. Кроме того, первокурсники имеют различную базовую подготовку по химии. Учащиеся, слабо освоившие школьный курс химии, испытывают большие трудности по преодолению отставания. Это приводит к потере интереса к предмету, а в дальнейшем появляются трудности в усвоении специальных дисциплин. Для того чтобы процесс обучения был более эффективным, преподаватель химии должен учитывать аспекты, связанные со спецификой специальных дисциплин и психологией учащихся в среднем профессиональном учреждении. Кроме того, учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно, как эта деятельность осуществляется.
Основными условиями повышения мотивации учащихся к изучению химии в колледже являются следующие. Демонстрация необходимости химических знаний для будущей профессиональной деятельности. На первом же занятии по химии преподаватель должен объяснить первокурсникам необходимость, полезность и значимость химии в их будущей профессии. Далее, в процессе изложения каждой темы, необходимо уделять внимание прикладным задачам. Акцентировать внимание учащихся на применении веществ в быту и их профессиональной деятельности.
Организация учебного процесса. Как известно, учебный материал усваивается лучше, если учащихся заинтересовать изучаемой темой и поддерживать этот познавательный интерес в течение всего занятия. Лекция не должна быть перегружена второстепенными сведениями, поэтому необходим строгий отбор материала. Целесообразно использование слайд-лекций. Они эффективно дополняют имеющиеся материалы учебно-методического комплекса, и порой, успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям. Под слайд-лекциями понимается такая форма обучения, которая позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой преподавателем информации, используя наглядные эффектные образы в виде схем, формул и других изображений с краткими текстовыми комментариями, анимационных и видео роликов. К достоинствам применения слайд–лекций в процессе обучения можно отнести следующие: – слайд-лекции концентрируют внимание учащихся на основных моментах учебного материала; – сочетание теоретического материала с изображением, иллюстраций, видео и звуковой информацией, делает занятие интересным, наглядным и убедительным.
На практических занятиях следует отводить не менее половины времени на самостоятельную работу по заданию преподавателя с обязательным обсуждением её в аудитории. В этом контексте интересно применение, набирающей популярность в последнее время, сингапурской методики. Приемы сингапурской методики таковы: коллектив разбивается на группы или пары и изучает небольшую долю материала самостоятельно или выполняет задание преподавателя. Каждый учащийся периодически примеряет на себя роль преподавателя, объясняя своими словами соседу суть вопроса, и наоборот. А педагог осуществляет так называемый «включенный контроль»: слушая по очереди одного из представителей микро группы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.
Самостоятельная работа учащихся. Самостоятельная работа учащихся над учебным материалом – это неотъемлемая составляющая образовательного процесса. Активная самостоятельная работа учащихся возможна только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Цель самостоятельной работы – усвоение знаний, формирование умений, навыков, но главное, развитие личностных качеств учащихся, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности. К организации внеаудиторной самостоятельной работы учащихся следует применять дифференцированный подход. Учащимся с низким уровнем познавательной самостоятельности даются задания репродуктивного характера: выполнить указанные задания по образцу, сделать расчёты по заданному алгоритму, самостоятельно изучить какую-то тему. Для учащихся с более высоким уровнем познавательной активности необходимо предусмотреть задания репродуктивно-творческого характера: решение задач повышенного уровня сложности, подготовка доклада по заданной теме, составление презентаций. Для стимулирования познавательных интересов в учебном процессе необходимо, чтобы задания имели профессионально-ориентированный характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных УУД у обучающихся на уроках химии
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский В современных условиях развитие ...
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихсяна уроках химии».
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихсяна уроках химии»....
«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»
В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики....
Использование инновационных технологий обучения для формирования учебной мотивации обучающихся - инвалидов на уроках истории и обществознания
Для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья – инвалидов, образование жизненно важно, поскольку является одним из наиболее эффективных механизмов развити...
«Формирование умения поисково-исследовательской деятельности у обучающихся на уроках химии через применение технологии развивающего обучения»
Приводится выступление на методическом объединении...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках химии
Работа выполнена в рамках КПК "Современный урок химии в контексте реализации ФГОС". В статье приводятся примеры заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий у...
Инновационные приемы и методы формирования учебной и познавательной мотивации на уроке математики
В статье рассмотрены некоторые средства обеспечивающие формирование мотивации к учебной и познавательной деятельности в процессе обучения математики....