Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках химии
учебно-методический материал по теме

Шило Светлана Анатольевна

Работа выполнена в рамках КПК  "Современный урок химии в контексте реализации ФГОС". В статье приводятся примеры заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧОУ ДПО ПКиПП,  Современный урок химии в контексте реализации ФГОС

Светлана Анатольевна Шило

Учитель химии и биологии, первая квалификационная категория,

МОУ «Коршуновская СОШ», с. Коршуновка.

Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках химии

1. Универсальные учебные действия

Под универсальными учебными действиями (УУД) понимают обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которые формируются и в отдельном учебном предмете, и всей их совокупностью.

УУД модно сгруппировать в четыре основных блока:

Познавательные - включающие действия поиска, отбора, исследования и структурирования нужной информации, а также моделирование изучаемого содержания.

Личностные - позволяют сделать учение более осмысленным, связывая его  с реальными жизненными целями и ситуациями.

Регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью путем  постановки целей, контроля, коррекции своих действий, а также оценки успешности усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, четко  выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и сотрудничать как с учителем, так и друг с другом.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные УУД обеспечивают обучающимся  организацию своей учебной деятельности через:

- целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекцию — внесение необходимых  дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценку — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

- саморегуляцию - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

В блоке познавательных универсальных действий выделяют:

- общеучебные действия, включая знаково-символические;

- логические

- действия постановки и решения проблем.

3.  Формирование у обучающихся общеучебных действий и знаково-символических

В число общеучебных действий входят:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- знаково-символические действия, включая моделирование;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной  информации;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- умение передавать содержание текста.

Пример 1.Используя текст параграфа «Виды химической связи», составьте таблицу:

Вид химической связи

Характеристика вида связи

Характеристика частиц, участвующих в образовании связи

Характерные свойства веществ с данным видом связи

Примеры веществ

Пример 2. Объясняя потребителям высокую стоимость посуды "Цептер", реклама убеждает, что при приготовлении пищи в этой посуде полностью сохраняются все витамины и минеральные соли благодаря применению "благородной стали Cr/Ni 18/10, номер материала 1.4301".

Согласны ли вы с утверждением рекламы о полном сохранении витаминов и минеральных солей? Ответ поясните.

4. Формирование у обучающихся универсальных  логических действий:

Особое значение среди многих учебных умений имеют следующие: умение проводить анализ и синтез; осуществлять сравнение и обобщать изученное; классифицировать объекты; устанавливать причинно-следственные связи; умение выдвигать и обосновывать гипотезы. Все эти умения необходимы для формирования знаний не только по химии, но и по другим предметам. Однако для понимания химии они особенно важны.

Пример 1.   Прочитав текст параграфа «Сера. Аллотропия. Физические свойства», сравните свойства кристаллической и пластической серы. Чем обусловлены различия в свойствах аллотропных модификаций серы?

Пример 2. Лабораторный опыт «Отношение кислот к металлам»

Цель опыта: выяснить, как реагируют кислоты с металлами, отличающиеся по активности.

У вас на столах три пробирки. В первую пробирку поместите две гранулы цинка, во вторую – немного железных опилок, в третью – две гранулы меди. В каждую пробирку прилейте по 1 мл соляной кислоты. Наблюдайте за происходящим.

Задание:

  1. Найдите цинк, железо и медь в ряду Н.Н. Бекетова. На основании каких свойств составлен этот ряд?
  2. Напишите уравнения химических реакций, которые наблюдались в этом опыте. К какому типу относятся эти реакции?    

5. Формирование у обучающихся действий постановки и решения проблем.

Пример задания на формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Урок в 8  классе по теме «Реакции обмена»

На доске написаны уравнения химических реакций:

1. 2H2 + O2 → 2H2O

2. 2HgO → 2Hg + O2

3. Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2

4. ZnO + 2HCl → ZnCl2 + H2O

Учитель: Определите типы химических реакций.

Ученики определяют тип первой, второй, третьей реакции

Учитель: Определите тип четвёртой химической реакции.

Ученики испытывают затруднение (проблемная ситуация)

Учитель: Смогли ли вы выполнить задание? В чем затруднение?

Ученики: Нет, не смогли. Мы такие реакции не изучали (осознание проблемы)

Учитель: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

Ученики: Что это за новый тип реакции? (учебная проблема как вопрос)

Заключение

1. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций.

2. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.

Список использованных источников и литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  2. Шалашова М.М. К методике оценивания химических компетенций // Химия в школе.-2010.- № 8.-  с.11-15.
  3. Шамова Т.И, Ильина И.В. Педагогическая рабочая матрица проекта «Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу» //Журнал для администрации школ Практика .-2006.-№2.- с.112-119.
  4. http://www.mediaeducation.ru/publ/jurin4.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.

Красноперова Л.А., учитель математики МБОУ «Гимназия №22»г. Белгорода Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельно...

Применение информационно-коммуникативные технологии на уроках химии для формирования познавательных универсальных учебных действий

профессиональная  проблема-слабо сформированы познавательные УУД-активности на уроках химии.Решение этой проблемы носит комплексный характер. Одно из них - внедрение в учебный процесс инфор...

Система заданий для самостоятельной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках химии.

Система  заданий для самостоятельной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках химии....

Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий на различных этапах урока обществознания в рамках реализации ФГОС ООО

Актуальной сегодня является проблема организации самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. В первую очередь это относится к предмету «об...