Презентация "Роль химического эксперимента в подготовке к экзаменам"
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (9 класс)

Вдовина Алевтина Максимовна

Значение химического эксперимента в подготовке к экзамену ОГЭ по новому.

Включена практическая чась, гле учащиеся должны самостоятельно выполнить опыт, учитывая технику безопасности.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Дуденевская школа» Роль химического эксперимента в подготовке к экзаменам Иван Выполнила учитель биологии и химии Вдовина Алевтина Максимовна 2019

Слайд 2

Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции. М.В. Ломоносов

Слайд 3

Познавательная – для усвоения основ химии, постановки и решения практических проблем, выявления значения химии в современной жизни. Воспитывающая – для формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Развивающая – для приобретения и совершенствования общенаучных и практических умений и навыков. Функции химического эксперимента:

Слайд 4

Формы школьного эксперимента: Демонстрационный. Лабораторные опыты. Практические работы. Экспериментальные задачи. Проблемный практикум. Научный эксперимент. Домашний эксперимент

Слайд 5

23 задание . В трех колбах находятся растворы веществ: хлорида железа(II), хлорида магния и сульфата магния. Из одной колбы было отобрано небольшое количество раствора. Подтвердите, что отобранное вещество является раствором сульфата магния. Для этого: 1) назовите два реактива необходимые для подтверждения наличия в растворе именно сульфата магния. Сформулируйте обоснование своего выбора. 2) составьте уравнения реакций, которые позволяют подтвердить наличие каждого из ионов в составе раствора сульфата магния. 24 задание . Проведите необходимые опыты, подтверждающие, что в выданной вам пробирке находится именно раствор сульфата магния. Практическая часть ОГЭ

Слайд 6

изучаемый объект (вещества и химические реакции) – химический эксперимент и наблюдение – его осмысление – материальная модель – знаковая модель . Учебный процесс, его направления :

Слайд 7

- определить исходные вещества; -установить возможность реакции между данными веществами (указать какое свойство веществ проявляется, или указать причину реакции); -предсказать продукты реакции; -составить формулы исходных веществ и продуктов реакции ; -обосновать и расставить коэффициенты Действия учащегося

Слайд 8

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Роль химического эксперимента в подготовке к ОГЭ

  «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции.» (М.В. Ломоносов)

     В системе современного обучения особенно велика роль химического эксперимента, если он используется не только в качестве иллюстрации, но и как средство познания. Справедливо отмечено: «…умение выполнять практическую работу, провести лабораторный опыт или решить задачу экспериментально, применяя в различных связях знания и практические умения, а также выполнить наблюдения в ходе эксперимента, получить нужный результат, выполнить правила техники безопасности, обобщать экспериментальные данные и т.п. – все это воспитывает самостоятельность действий учащихся».

       Химический эксперимент выполняет роль источника знаний, средством закрепления знаний и умений, методом контроля усвоения учебного материала и сформированности умений и навыков.

       Химический эксперимент в средней школе — уникальная возможность развития в мышлении учащегося способностей к анализу, синтезу, конкретизации, обобщению и систематизации нового учебного материала и, как следствие, формирования в сознании субъекта учебно-познавательной деятельности осмысленной им стройной конструкции химической картины мира.

         Только включение учащихся в активную экспериментальную познавательную деятельность дает им возможность проникнуть в суть химического явления, освоить его на уровне общих закономерностей курса химии, использовать усвоенный материал в качестве способа дальнейшего познания. Процесс развивающего обучения с использованием эксперимента порождает внутренние стимулы учения, способствует переходу знаний в убеждения, развитию познавательной самостоятельности в деятельности учащихся. Таким образом, все это вносит существенный вклад в формирование у учащихся основ научного мировоззрения.

        Учебный эксперимент, как правило, должен длиться несколько минут и ограничен рамками урока .

Функции химического эксперимента:

  1. Познавательная – для усвоения основ химии, постановки и решения практических проблем, выявления значения химии в современной жизни.
  2. Воспитывающая – для формирования диалектико-материалистического мировоззрения.
  3. Развивающая – для приобретения и совершенствования общенаучных и практических умений и навыков.

Формы школьного эксперимента:

  1. Демонстрационный.
  2. Лабораторные опыты.
  3. Практические работы.
  4. Экспериментальные задачи.
  5. Домашний эксперимент.

   Так как основой курса химии является химический эксперимент. На каждом уроке в 8 -9 классах ищу возможность использовать эксперимент (лабораторные опыты или демонстрационный эксперимент), подтверждающий то или иное утверждение.  Учебник  и программа под редакцией Габриеляна включает  34 лабораторных опыта в 8 классе и 45 в 9 классе. Например тема (2 урока)Оксиды, их классификация, свойства 

Л.О.№27 Взаимодействие основных оксидов с кислотами.

Л.О.№28  Взаимодействие основных оксидов с водой.

Л.О.№29 Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами.

 Л.О.№30  Взаимодействие кислотных оксидов с водой

      Эвристическая функция школьного химического эксперимента в развитии учебной деятельности связана, прежде всего, с установлением новых фактов.

Например, добавляя к раствору фенолфталеина несколько капель раствора щелочи, учащийся убеждается в том, что данный индикатор под воздействием щелочи изменяет свою окраску. Приведенный пример – простейший случай установления факта на основе опыта.

В реальных условиях, возникающих на уроках, как правило, имеют место значительно более сложные ситуации, включающие установление сразу нескольких фактов. Так, опуская гранулу цинка в раствор серной кислоты, учащийся выясняет: цинк реагирует с раствором серной кислоты; в результате этой реакции выделяется водород. Если выпарить капельку раствора на часовом стекле, то будет очевиден еще один факт: в результате данной реакции образовалось другое, новое вещество – сульфат цинка.

В учебной деятельности химический эксперимент не только позволяет устанавливать факты, но и служит активным средством формирования многих химических понятий. Например, первоначальное формирование понятия «катализатор» базируется на простом химическом опыте разложения пероксида водорода в присутствии оксида марганца (IV).

В пробирку с 2 мл 10%-го раствора пероксида водорода опускают пять гранул оксида марганца (IV). Начинается интенсивное выделение кислорода, наличие которого проверяют с помощью тлеющей лучинки. Как только тлеющая лучинка перестала воспламеняться, осторожно сливают жидкость из пробирки и вновь добавляют в нее 2 мл исходного раствора пероксида водорода. Снова доказывают наличие кислорода. Опыт повторяют в третий раз.

На основании наблюдений учащиеся приходят к выводу, что оксид марганца (IV) в ходе реакции не расходуется. Затем они самостоятельно формируют определение понятия «катализатор» (вещество, которое изменяет скорость химической реакции, но не расходуется при ее осуществлении).

     В этом году экзамен по химии по новому, включая практическую часть, где учащиеся должны провести самостоятельно опыты, учитывая технику безопасности. 

Пример

23 задание. В  трех  колбах  находятся  растворы  веществ:  хлорида  железа(II), хлорида магния  и  сульфата  магния.  Из  одной  колбы  было  отобрано  небольшое количество  раствора.  Подтвердите,  что  отобранное  вещество  является раствором сульфата магния. Для этого:

1) назовите  два  реактива  необходимые  для  подтверждения  наличия  в растворе именно сульфата магния. Сформулируйте обоснование своего выбора.

2) составьте уравнения реакций, которые позволяют подтвердить наличие каждого из ионов в составе раствора сульфата магния.

24 задание. Проведите  необходимые  опыты,  подтверждающие,  что  в  выданной  вам пробирке находится именно раствор сульфата магния.

для выполнения этого эксперимента  можно воспользоваться лабораторным опытом №34 9 класс учебник Габриелян.(качественная реакция на сульфат-ион)

11 класс ЕГЭ Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми

возможна  реакция  ионного  обмена.  Запишите  молекулярное,  полное  и

сокращённое ионное уравнения этой реакции.

На своих уроках использую некоторые способы организации химического эксперимента:

  • демонстрационный эксперимент как иллюстрация к объяснению;
  • выполняю опыт, а учащиеся либо делают выводы из него, либо объясняют полученные результаты;
  • учащиеся предсказывают результаты опыта (такой тип химического эксперимента рождает дух соревнования, стимулирует познавательную активность, побуждает к сознательному совершенствованию своих знаний);

ставлю перед учениками вопрос и предлагаю найти ответ на него экспериментально

   Структура эксперимента  ориентирована не на запоминание, а на понимание принципиальных вопросов изучаемого предмета (состав вещества, химическая структура или химический процесс). Только при таком подходе учащийся будет способен выявлять взаимосвязь строения и свойств вещества

Химический эксперимент, применяемый в школьной практике, чаще всего служит подтверждением определенных теоретических положений. Такой иллюстративный эксперимент важен и нужен. Учебный процесс строю в следующем направлении: изучаемый объект (вещества и химические реакции) – химический эксперимент и наблюдение – его осмысление – мысленный образ – материальная модель – знаковая модель. Такой путь познания развивает у школьников определенное мировоззрение и понимание природы человеческого познания.

Для того, чтобы ученик смог понять сущность осуществляющегося химического процесса, а затем зашифровать его в знаках, состав действий должен быть адекватным процессу познания сущности реакции: определить исходные вещества; установить возможность реакции между данными веществами (указать какое свойство веществ проявляется, или указать причину реакции); предсказать продукты реакции; составить формулы исходных веществ и продуктов реакцииобосновать и расставить коэффициенты.

Хорошее подспорье к подготовке к экзамену  по химии в новой форме  является проведение муниципального конкурса « Решение экспериментальных задач по химии», где участниками конкурса выступают учащиеся 9 класса. Этот конкурс их организует , дает возможность работать в новых условиях, не бояться высказывать свое мнение группе. А это способствует раскрыться учащемуся при проведении опыта и продемонстрировать свои знания и умения, соблюдая технику безопасности, что учитывается при проведении практической части  на ОГЭ.

Учитель при этом является организатором целенаправленной познавательной деятельности ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Использование физического практикума и эксперимента для подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену (Элективный курс- Механика).

Использование физического практикума  и эксперимента для подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену(Элективный курс- Механика)....

Методика химического эксперимента проблемного обучения в системе подготовки к ЕГЭ

В системе подготовки учащихся к ЕГЭ (тестированию) большую роль отводится проблемному обучению и химическим экспериментам....

Статья: «Реализация межпредметных связей и роль химического эксперимента при изучении химического равновесия в 11 классе»

Как показывает практика, межпредметные связи в обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышен...

Подготовка бакалавров к организации и проведению химического эксперимента в школе

Статья  была подготовлена совместно с научным руководителем магистерской диссертации, доцентом кафедры методики обучения химии, Злотниковым Э.Г....

Мастер-класс "Методика подготовки учащихся к выполнению заданий С2 ЕГЭ по химии с помощью химического эксперимента"

Данная методика позволяет учащимся осознать сущность химических операций (действий) и учит ориентироваться в физических свойствах веществ....

Использование игровых технологий в образовательном процессе для подготовки учащихся к химическому эксперименту

Аннотация: игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой ...