Разработка урока "Кислородсодержащие кислоты"
план-конспект урока по химии (11 класс)
Урок разработан для обучающихся 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по теме "Кислородсодержащие кислоты" | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16
р.п. Приютово Муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
Тема урока:
«Кислородсодержащие кислоты»
Составила:
учитель химии Низамова Альбина Рашитовна
2020 г
Цели урока: образовательная – повторить и систематизировать основные понятия темы, включить новые знания в систему изученных; развивающая – научить умению выделять главное, объяснять происходящие явления в ходе демонстрационных опытов, развивать умение логически мыслить; воспитательная – воспитание интереса у учащихся к научному познанию.
Оборудование и реактивы: пробирки, химический стакан, стеклянная палочка; цинк гранулированный, серная кислота (разбавленная и концентрированная), сахар, вода, гидроокись натрия, фенолфталеин, хлорид бария.
План урока:
- Организационный момент.
- Немного истории: первые способы получения серной и азотной кислот.
- Особенности строения серной и азотной кислот.
- Химические свойства кислот. Взаимодействие их с металлами.
- Закрепление.
- Подведение итогов.
Ход урока:
- Организационный момент.
Вступительное слово Учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок по теме «Кислородсодержащие кислоты».
Отгадаем загадку. О каком веществе идет речь?
Я растворю любой металл.
Меня алхимик получал
В реторте глиняной простой.
Слыву я главной кислотой…
Когда сама я растворяюсь
В воде, то сильно нагреваюсь.
(Серная кислота).
Из кислот наибольшее народнохозяйственное значение имеют серная и азотная. На уроке мы повторим особенности строения этих кислот, узнаем их первые способы получения, рассмотрим свойства кислот и их взаимодействие с металлами.
- Немного истории: первые способы получения серной и азотной кислот.
Серная кислота – тяжелая жидкость, похожая на масло. Неудивительно, что в России XVII века ее называли «купоросным маслом», «серным маслом», либо по-другому – «купоросной кислотой» или «купоросным спиртом».
Способ получения «главной кислоты» из железного купороса разработал немецкий аптекарь-алхимик Глаубер. Чтобы получить из «зеленого витриола» (железного купороса) серную кислоту («ацидум олеум витриоли»), светло-зеленые кристаллы FeSO4 * 7H2O, помещенные в реторту, нагревали и в результате получали едкую маслянистую жидкость. При этом протекала следующая химическая реакция:
FeSO4 * 7H2O = H2SO4 + FeO + 6H2O
Азотная кислота впервые была получена Глаубером нагреванием смеси калиевой селитры и серной кислоты :
H2SO4 + 2KNO3 = 2HNO3 + K2SO4
Азотную кислоту, получаемую по этому способу, Глаубер называл «спиритус нитри» - «дух селитры».
- Особенности строения серной и азотной кислот.
Двое учащихся на доске рассматривают особенности строения серной и азотной кислот.
- Химические свойства кислот. Взаимодействие их с металлами.
Занимательный опыт. Обугливание сахара.
Сахарную пудру помещают в химический стакан. Смачивают пудру водой и приливают немного концентрированной серной кислоты. Перемешивают стеклянной палочкой сахар и кислоту в кашеобразную массу. Через некоторое время смесь чернеет и разогревается, и вскоре из стакана начинает выползать пористая угольная масса. Происходит следующая химическая реакция:
C12H22O11 + 2 H2SO4 (конц.) = 11C + CO2 + 13H2O + 2SO2
Общие свойства кислот:
а) кислота + основание = соль + вода (опыт)
H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O
б) кислота + основной оксид = соль
H2SO4 + CuO = CuSO4 + H2O
в) кислота + соль = кислота* + соль* (опыт)
H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2HCl
г) кислота + металл = ?
Особенности серной кислоты.
На доске:
Ме + H2SO4 (конц.) = МеSO4 + (H2S, S, SO2) + H2O
(до Н)
Ме + H2SO4 (конц.) = МеSO4 + SO2 + H2O (кроме Au, Pt)
(после Н)
Ме + H2SO4 (разб.) = МеSO4 + H2 (опыт с цинком)
(до Н)
Ме + H2SO4 (разб.) = реакция не идет
(после Н)
Особенности азотной кислоты.
Металлы | HNO3 (конц.) | HNO3 (разб.) |
Активные (IА группа, Ca, Sr, Ba) | N2O + соль + вода | (NH4NO3, NH3, N2 ) + соль + вода |
Остальные (кроме Fe, Cr, Au, Pt) | NO2 + соль + вода | NO + соль + вода |
- Закрепление.
Классу дается задание: дописать уравнения реакций магния с азотной кислотой различной концентрации, расставить коэффициенты методом электронного баланса (часть уравнений реакций останется на дом):
Mg + HNO3 (60%) = …
Mg + HNO3 (30%) = …
Mg + HNO3 (20%) = …
Mg + HNO3 (10%) = …
Mg + HNO3 (3%) = …
Чем кислота концентрированнее, тем выше степень окисления азота, чем разбавленнее – тем ниже степень окисления азота.
- Подведение итогов.
Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки в журнал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."
«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...
Разработка урока по химии в 8 ом классе по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот"
1. Методическая разработка урока по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот".2. Приложение №1.3. Презентация....
Разработка урока по химии в 8 ом классе по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот"
1. Методическая разработка урока по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот".2. Приложение №1.3. Презентация....
Разработка урока "Кислоты. Состав и классификация"
Дидактическая цель: познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями кислот. Тип урока: изучение нового материала и закрепление полученных знаний. Задачи урока: 1. Продолжить обучение...
Методическая разработка урока "Кислоты"
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока химии в 8 классе по теме "Кислоты" с использованием электронных образовательных ресурсов....
Разработка урока. "Кислоты. Общие свойства кислот"
Методическая разработка урока....
Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств
Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему: «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...