Разработка урока "Кислородсодержащие кислоты"
план-конспект урока по химии (11 класс)

Урок разработан для обучающихся 11 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16

р.п. Приютово Муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

Тема урока: 
«Кислородсодержащие кислоты»

Составила:

 учитель химии Низамова Альбина Рашитовна

2020 г

Цели урока: образовательная – повторить и систематизировать основные понятия темы, включить новые знания в систему изученных; развивающая – научить умению выделять главное, объяснять происходящие явления в ходе демонстрационных опытов, развивать умение логически мыслить; воспитательная – воспитание интереса у учащихся к научному познанию.

Оборудование и реактивы: пробирки, химический стакан, стеклянная палочка; цинк гранулированный, серная кислота (разбавленная и концентрированная), сахар, вода, гидроокись натрия, фенолфталеин, хлорид бария.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Немного истории: первые способы получения серной и азотной кислот.
  3. Особенности строения серной и азотной кислот.
  4. Химические свойства кислот. Взаимодействие их с металлами.
  5. Закрепление.
  6. Подведение итогов.

Ход урока:

  1. Организационный момент. 

Вступительное слово Учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок по теме «Кислородсодержащие кислоты».

Отгадаем загадку. О каком веществе идет речь?

Я растворю любой металл.

Меня алхимик получал

В реторте глиняной простой.

Слыву я главной кислотой

Когда сама я растворяюсь

В воде, то сильно нагреваюсь.

                                (Серная кислота).

Из кислот наибольшее народнохозяйственное значение имеют серная и азотная. На уроке мы повторим особенности строения этих кислот, узнаем их первые способы получения, рассмотрим свойства кислот и их взаимодействие с металлами.

  1. Немного истории: первые способы получения серной и азотной кислот. 

Серная кислота – тяжелая жидкость, похожая на масло. Неудивительно, что в России XVII века ее называли «купоросным маслом», «серным маслом», либо по-другому – «купоросной кислотой» или «купоросным спиртом».

Способ получения «главной кислоты» из железного купороса разработал немецкий аптекарь-алхимик Глаубер. Чтобы получить из «зеленого витриола» (железного купороса) серную кислоту («ацидум олеум витриоли»), светло-зеленые кристаллы FeSO4 * 7H2O, помещенные в реторту, нагревали и в результате получали едкую маслянистую жидкость. При этом протекала следующая химическая реакция:

FeSO4 * 7H2O = H2SO4 + FeO + 6H2O

Азотная кислота впервые была получена Глаубером нагреванием смеси калиевой селитры и серной кислоты :

H2SO4 + 2KNO3 = 2HNO3 + K2SO4

Азотную кислоту, получаемую по этому способу, Глаубер называл «спиритус нитри» - «дух селитры».

  1. Особенности строения серной и азотной кислот. 

Двое учащихся на доске рассматривают особенности строения серной и азотной кислот.

  1. Химические свойства кислот. Взаимодействие их с металлами.

Занимательный опыт. Обугливание сахара.

Сахарную пудру помещают в химический стакан. Смачивают пудру водой и приливают немного концентрированной серной кислоты. Перемешивают стеклянной палочкой сахар и кислоту в кашеобразную массу. Через некоторое время смесь чернеет и разогревается, и вскоре из стакана начинает выползать пористая угольная масса. Происходит следующая химическая реакция:

C12H22O11 + 2 H2SO4 (конц.) = 11C + CO2 + 13H2O + 2SO2

Общие свойства кислот:

а) кислота + основание = соль + вода  (опыт)

H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O

б) кислота + основной оксид = соль

H2SO4 + CuO = CuSO4 + H2O

в) кислота  + соль = кислота* + соль* (опыт)

H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2HCl

г) кислота + металл = ?

Особенности серной кислоты.

На доске:

Ме + H2SO4 (конц.) = МеSO4 + (H2S, S, SO2) + H2O

(до Н)

Ме + H2SO4 (конц.) = МеSO4 + SO2 + H2O (кроме Au, Pt)

(после Н)

Ме + H2SO4 (разб.) = МеSO4 + H2  (опыт с цинком)

(до Н)

Ме + H2SO4 (разб.) = реакция не идет

(после Н)

Особенности азотной кислоты.

Металлы

HNO3 (конц.)

HNO3 (разб.)

Активные

(IА группа, Ca, Sr, Ba)

N2O

+ соль + вода

(NH4NO3, NH3, N2 )

+ соль + вода

Остальные

(кроме Fe, Cr, Au, Pt)

NO2

+ соль + вода

NO

+ соль + вода

  1. Закрепление.

Классу дается задание: дописать уравнения реакций магния с азотной кислотой различной концентрации, расставить коэффициенты методом электронного баланса (часть уравнений реакций останется на дом):

Mg + HNO3 (60%) = …

Mg + HNO3 (30%) = …

Mg + HNO3 (20%) = …

Mg + HNO3 (10%) = …

Mg + HNO3 (3%) = …

        Чем кислота концентрированнее, тем выше степень окисления азота, чем разбавленнее – тем ниже степень окисления азота.

  1. Подведение итогов.

Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки в журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."

«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.  Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...

Разработка урока по химии в 8 ом классе по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот"

1. Методическая разработка урока по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот".2. Приложение №1.3. Презентация....

Разработка урока по химии в 8 ом классе по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот"

1. Методическая разработка урока по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот".2. Приложение №1.3. Презентация....

Разработка урока "Кислоты. Состав и классификация"

Дидактическая цель: познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями кислот. Тип урока: изучение нового материала и закрепление полученных знаний. Задачи урока: 1. Продолжить обучение...

Методическая разработка урока "Кислоты"

Данная методическая разработка  предназначена для проведения урока химии в 8 классе по теме "Кислоты" с использованием электронных образовательных ресурсов....

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему:  «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...