Методическая разработка "Ионные уравнения химических реакций"
методическая разработка по химии (8 класс)

Кузина Юлия Алексеевна

Цель урока:изучить ионные уравнения реакций.

Задачи урока:

  1. Образовательные: сформировать представление о реакциях ионного обмена между растворами электролитов, знания о протекании реакций ионного обмена до конца.
  2. Развивающие: развивать навыки составления уравнений ионного обмена в молекулярном, общем ионном и сокращённом ионном виде.
  3. Воспитательные: воспитывать ответственность за выполняемую работу, проявлять интерес в работе с группой, выработать самостоятельный подход при выполнении и решении задач.

Оборудование: карточки с заданиями; растворы веществ для проведения опытов, рабочая тетрадь, учебник.

Тип урока:комбинированный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_himiya_8_kl.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Ионные уравнения реакций"

Цель урока:изучить ионные уравнения реакций.

Задачи урока:

  1. Образовательные: сформировать представление о реакциях ионного обмена между растворами электролитов, знания о протекании реакций ионного обмена до конца.
  2. Развивающие: развивать навыки составления уравнений ионного обмена в молекулярном, общем ионном и сокращённом ионном виде.
  3. Воспитательные: воспитывать ответственность за выполняемую работу, проявлять интерес в работе с группой, выработать самостоятельный подход при выполнении и решении задач.

Оборудование: карточки с заданиями; растворы веществ для проведения опытов, рабочая тетрадь, учебник.

Тип урока:комбинированный урок.

Ход урока

1.Организационный момент.

Дорогие ребята! Сегодня на нашем уроке  присутствуют гости. Надеюсь, что  урок будет интересным и познавательным не только для нас с вами, но и для тех, кто присутствует на нём. Прежде чем, мы начнём изучать новую тему, предлагаю трём желающим выйти к доске и выполнить задания по ранее изученной теме. (Работа письменно у доски).

2. Проверка знаний.

Пожалуйста, обратите внимание на слайд, который перед вашими глазами. (читаем вслух стихотворение).

Истина всегда проста:
Щелочь, соль и кислота
Пропускают ток всегда,
Если их раствор – вода.
Почему же кислород,
Спирт, глюкоза и азот,
Растворенные в воде,
Не пропустят ток нигде?
Потому что вещества –
Неживые существа,
И зависят свойства их,
Сложных и совсем простых,
От строения частиц,
Микромира без границ.
А раствор, где ток бурлит,
Назван был?...(дети хором: электролит)
(Слайд 1).

Напомните, пожалуйста, что такое электролит? (вещества, растворы которых проводят электрический ток).

Ребята, а как тогда называются вещества, растворы которых не проводят электрический ток? (неэлектролиты).

Какие бывают электролиты? (сильные и слабые)

Прочтите еще раз стихотворение и приведете пример, какие классы органических соединений будут являться сильными электролитами? (щёлочи, соли и кислоты)

А какие слабыми? (спирты, глюкоза – сахара, простые вещества).

Ну а что же такое раствор, из каких компонентов он состоит? (раствор – это смесь, ктр. состоит из растворителя, растворённого вещества и продуктов их взаимодействия). (Слайд 2).

Ни к чему овации -
   Для диссоциации.
   Так процесс был назван тот,
   Где распад произойдет.
(Слайд 3).

Ребята, скажите, пожалуйста, какой процесс,связанный с раствором и растворением веществ мы ещё изучили? (процесс диссоциации). Обратите внимание на примеры электролитической диссоциации основных классов неорганических соединений. (ответ учеников у доски).

3.Изучение новой темы.

На слайде записи одного и того же химического процесса. (Слайд 4). Какая из записей нам знакома? Как называется такое уравнение? (молекулярное).

Посмотрите на вторую запись. Какие частицы участвуют в реакции? (ионы). Причина их образования? (диссоциация). Какие вещества будут диссоциировать? (электролиты). Какие вещества не будут диссоциировать на ионы? (нерастворимые вещества, вода и газы). Как называются реакции между ионами? (ионными).

Вы определили тему нашего урока - «Ионные уравнения». Давайте попробуем дать определение ионным уравнениям. Определение ионных уравнений. (Слайд 5).

Стр. уч. 204, рис. 129. Ионные уравнения могут быть полными и сокращенными. Давайте попробуем составить алгоритм, по которому будем действовать при записи ионных уравнений.

Прежде чем записать ионное уравнение, с записи какого уравнения мы должны начать? (с молекулярного).

  1. Записать молекулярное уравнение реакции.

Эти вещества находят в растворе, поэтому они подвергаются диссоциации, сильные электролиты диссоциируют на ионы, которые при записи полного ионного уравнения соединяются знаком плюс.

  1. Сильные  электролиты  записывают  в  виде ионов.
  2. Формулы  слабых  электролитов  (в  том  числе и  воды), нерастворимых  и  газообразных  веществ  записываются  в  молекулярной  форме. Если перед веществом в молекулярном уравнении стоит коэффициент, то число ионов увеличивается в это количество.
  3. Для составления сокращённого ионного уравнения необходимо найти одинаковые ионы и сократить их слева и справа. (Слайд 6, 7).

4. Закрепление изученного материала. Работа в группах.Практическая работа в виде проведения опыта и заполнения таблицы на бланках. (Слайд 8)

Ребята, сейчас вам надо поделится на группы по 4 человека, для этого развернитесь на стульях к вашим соседям. Для работы вам будет предложен поднос с реактивами (при работе с химическими реагентами соблюдайте ТБ) и бланк, на котором вам надо подписать свою фамилию и заполните таблицупо ионным уравнениям. В колонке №1 вы пишете название вашего опыта, во 2-ой – ваши действия при выполнении опыта, в 3-й – свои наблюдения, в 4-ой – молекулярную, полную и сокращённую ионную форму уравнения.

Опыт

Что делал

Что наблюдал

Выводы

1.

К раствору FeCl3приливаем раствор NaOH

Выпадение бурого осадка

FeCl3  + 3NaOH = Fe(OH)3↓+ 3NaCl

Реакция ионного обмена между растворами хлорида железа (III) и гидроксидом натрия идёт до конца, т.к. наблюдается связывание гидроксид-анионов с катионами железа с образованием осадка – гидроксида железа (III)

2.

В пробирку аккуратно нальём NaOH и добавим несколько капель ф/ф. В пробирку прильём раствор HNO3

Ф/ф изменил цвет на малиновый, при добавлении кислоты постепенно вернул свой цвет.

NaOH + HNO3 =  NaNO3+Н2О

Реакция ионного обмена между р-ром NaOH и HNO3идёт до конца, т.к. наблюдается связывание гидроксид-ионов с катионами водорода с образованием воды.

3.

В пробирку наливаем раствор Na2СO3 и добавляем р-р HCL

Бурное выделение газа без запаха.

Na2СO3 + 2HCL = 2NaCl + 2Н2О + СО2

Реакция ионного обмена между р-ром Na2СO3 иHCL идёт до конца, т.к. наблюдается связывание карбонат-анионов с катионами водорода с образованием газа – оксида углерода (IV).

Прошу предствителя каждый группы заполнить таблицу у доски, назвать признаки уравнения химической реакции и записать ионные уравнения. (заслушиваем выводы о проделанных опытах). По ходу выступления, проверьте правильность написания ионных уравнений и заполните таблицу до конца, с помощью других уравнений реакций.

С чем сегодня на уроке вы познакомились? (с ионными уравнениями). Что научились делать? (записывать ионные уравнения). Прошу вас в бланках, напротив своей фамилии, оценить свою работу в группе и поставить себе соответствующую отметку. Пожалуйста, сдайте заполненный бланк.

 

  1. Итоги урока. Выставление оценок за урок. Заключительное слово.

Ребята, наш урок подходит к концу! Итак, мы рассмотрели реакции, протекающие в растворах электролитов с образованием осадка, газа или воды;  растворы электролитов содержат ионы, следовательно, реакции в растворах электролитов сводятся к реакциям между ионами и это ИОННЫЕ РЕАКЦИИ. Научились работать по алгоритму, который составили для записи молекулярного, полного ионного и сокращённого вида уравнений ионных реакций.

Ребята! Мы изучаем химию для применения полученных знаний в жизни, на практике. Давайте и сегодня послушаем на уроке сообщения о значении и роли ионных уравнений в жизни человека. (Найдите материал о роли и значении ИУ в жизни человека – дополнительное ДЗ, по желанию).

  1. Рефлексия.

Ребята, а сейчас попробуйте, пожалуйста, оценить свою деятельность на уроке! Если вы добились всех поставленных перед собой целей, и не было никаких трудностей при решении поставленных задач – поднимите зелёный кружок; если какие-то вопросы давались вам с небольшим затруднением – то жёлтый, если вы чувствовали неуверенность по многим вопросам – красный. Спасибо за работу на уроке! (Слайд 9).

Общий вывод учителя. Дом.задание. (Д/з.: П. 37, упр.5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии в 8 классе. Тема: Закон сохранения массы веществ. Уравнения химической реакции.

Традиционный урок с использованием магнитной доски и демонстрационного эксперимента, доказывающего Закон сохранения массы веществ....

к уроку "Уравнения химических реакций"

Презентация с небольшими комментарии поможет создать свой великолепный урок!...

Учебно-методическое пособие по химии на тему: "Решение задач по уравнениям химических реакций с использованием логических схем.

В  данном учебно - методическом пособии приведены примеры решения задач при помощи логических схем. Пособие могут использовать как ученики,так и учителя ....

Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение

Конспект урока химии в 8 классе по теме "Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение" с целью обобщения и систематизации знаний о типах химических реакций и закрепления ...

Карточка "План составления ионных уравнений по молекулярному уравнению химической реакции"

Раздаточный материал, полезный как при изучении темы в 8 классе, так и при повторении в непрофильном 11 классе....