Учебно-методическое пособие по химии на тему: "Решение задач по уравнениям химических реакций с использованием логических схем.
учебно-методическое пособие по химии (8 класс) по теме
В данном учебно - методическом пособии приведены примеры решения задач при помощи логических схем. Пособие могут использовать как ученики,так и учителя .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metodicheskoe_posobie.docx | 74.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно – методическое пособие по химии (8-9 класс) на тему:
Решение задач по уравнениям химических реакций с использованием логических схем.
Автор: Руснак А.П.
ГБОУ школа № 181 Центрального района Санкт - Петербурга
Решить задачу, как в жизни, так и на уроках химии – достаточно непросто. Необходимо разобраться в сущности этой задачи, проанализировать её, составить план решения задачи, выполнить определённые действия и получить желаемый результат. Решение задачи – это маленькое исследование, которое требует и химической логики и не всегда стандартного решения. Каждый раз надо спрашивать, почему я поступил именно так, а не иначе? Решение задач на уроках химии способствует развитию как предметных так метапредметных действий:
Регулятивные УУД
1.самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
2.выдвигать версии решения проблемы, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели
3.составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
Познавательные УУД
1.анализировать
2.строить логическое рассуждение
3.преобразовывать информацию из одного вида в другой
Все задачи, решаемые с использованием уравнений химических реакций, основываются на основе закона сохранения массы веществ: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате реакции.
Схема решения задач:
Условие задачи → Запись уравнения → Расчеты по уравнению→ Ответ
ХР ХР
Порядок решения задач:
- Краткая запись условия задачи.
- Запись уравнения химической реакции.
- Запись известных и неизвестных величин над формулами веществ.
- Запись под формулами веществ количества вещества, молярные массы и массы (или молярные объемы и объемы) веществ.
- Составление и решение пропорции.
6.Запись ответа задачи
В решении задачи выделяют две части: химическую и математическую.
Химическая часть задачи включает действия:
чтение текста;
запись условия задачи;
исследование задачи – определение типа задачи;
анализ задачи – составление плана решения.
Математическая часть задачи включает действия:
выбор способа решения;
решение (расчеты);
запись ответа;
анализ (проверка) решения;
Образец решения задачи:
Задача: Вычислите количества вещества и массу оксида меди, полученного при окислении 6,4 г. меди.
Дано: Решение
m(Cu) = 6,4 г Составим схему решения задачи:
Найти:m(CuO)-?
n (CuO)-? m(Cu) → n (Cu) → n(CuO) → m(CuO)
∕ ∕
M(Cu) M(CuO)
- =0,1 моль
0,1 моль n
2Cu + O2 = 2CuO
n = 2моль n = 2 моль
или n(CuO)=n(Cu)=0,1 моль.
2) =8г.
Ответ: 8 г CuO;0,1моль CuO.
Задача: По уравнению реакции KClO3→KCl+O2 рассчитай количество вещества и массу KClO3 , необходимое для получения кислорода объёмом 67,2 литра.
Дано: Решение
V(O2 ) = 67,2л Составим схему решения задачи: Найти:m(KClO3),
n (KClO3)-? V(O2) → n (O2) → n(KClO3) → m(KClO3)
∕ ∕
Vm=22,4 л/моль M(KClO3)
1) =3 моль
n 3моль
2 KClO3 → 2KCl+3O2
n = 2моль n = 3 моль
2)или n(KClO3)= n (O2)=*3моль=2моль
3) M=39+35,5+3*16=122,5
4) =245г.
Ответ: 245 г KClO3;2 моль KClO3.
Вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ содержит примеси.
Абсолютно чистого вещества в природе не бывает, поэтому в химических производствах вынуждены использовать исходные вещества, содержащие примеси.
Содержание примеси обычно выражают в долях от единицы (или выражают в %).
Для вычисления массы основного вещества, содержащегося в смеси, используют формулу 2.
1) (1)
2)ω(в-ва) (2)
3)m(технич.) = m(осн.в.) + m(прим.) (3)
Решение задачи следует начать с расчета массовой доли основного вещества.
Далее необходимо определить его массу и количество вещества.
Записать уравнение нужной реакции со всеми коэффициентами.
По уравнению реакции определить количество вещества
Далее рассчитываются масса или объем требуемого вещества.
Задача: Какой объем углекислого газа (н. у) выделится при прокаливании 5 кг. известняка, в котором массовая доля некарбонатных примесей равна 20%.
Дано: Решение задачи:
mтех(CaCO3) = 5кг.
ω (примесей) =20% Составим схему решения задачи :
_________________
Найти:V (CO2)-?
mтех(CaCO3) → m (CaCO3) → n(CaCO3) → n(CO2) → V(CO2)
∕ ∕
↑ M(CaCO3) Vm=22,4 л/моль
ω (примесей) → ω(CaCO3)
1)
2) 100%
ω(в-ва)
80%=4000г. M=40+12+3*16=100
3) =40 моль
4) Запишем уравнение реакции и найдем n(CO2):
CaCO3 → CaO + CO2
n(CO2)=n(CaCO3) = 40 моль.
5)
=896 л.
Ответ: 896 л. CO2.
Вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке.
Если в условии задачи есть числовые данные (массы или объемы) по обоим веществам, участвующим в реакции, то, возможно, одно из них находится в избытке.
Поэтому решение задачи следует начать с расчета количеств этих веществ.
Далее необходимо записать уравнение нужной реакции со всеми коэффициентами.
По коэффициентам в уравнении и найденным количествам веществ, следует определить, какое из веществ находится в избытке, а какое – в недостатке.
В уравнении реакции над формулой вещества, находящегося в недостатке, записываем его количество и с учетом коэффициентов находим количества остальных веществ, участвующих в реакции.
Далее рассчитываются массы или объемы остальных веществ.
Задача: К раствору, содержащему соляную кислоту массой 36,5 г. прибавили оксид меди (II) массой 8 г. Вычисли количества вещества полученной соли.
Д а н о: Решение задачи:
m (HСl)=36,5г Составим схему решения задачи:
m (CuO) = 8г
n(CuCl2)-?
m (HСl) n (HСl)
M (HСl) n (CuCl2)-?
m (CuO) n (CuO)
M (CuO)
CuO+ 2HСl = CuCl2+ H2 O
1 моль 2 моль
М(HCl) = 36,5г/моль; n(HCl) =36,5г: 36,5г/моль = 0,1 моль
М(CuO) = 80г/моль; n(CuO) = 8 г: 80г/моль = 0,1 моль
0,1моль 0,1моль x
CuO + 2 HCl = CuCl2 + H2 O
2) 1 моль 2 моль 1моль
0,1 > 0,1
1 2
Вещество CuO– в избытке, расчёт по веществу HCl.
3) n(CuСl2)= * n(HCl)= 0,05 моль.
Ответ: 0,05 моль CuСl2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по математике и физике в 7 классе по теме:«Решение физических задач с помощью линейных уравнений»
Математика настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке математике можно найти связь, с какой либо дисциплиной.Общие задачи интеграции выстроил...
Открытый (интегрированный) урок по физике и математике в 7 классе по теме: «Решение физических задач с помощью линейных уравнений»
Данный урок "Решение физических задач с помощью линейных уравнений" был проведен в рамках городского семинара для учителей физики и математики «Интеграция уроков физики и математики ка...
Учебно-методическая разработка по теме "Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики"
Учебно-методическая разработка по теме "Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики". Презентация ко второму уроку по теме вероятность с подбором задач....
Педагогический проект по теме «Решение математических задач с химическим содержанием»
Предметная область: математика, химия. Участники: учащиеся 9-11 классов, учителя математики, химии. В проекте заложены цели: выработать у учащихся понимание связей между математикой и химией и науч...
Методическая разработка дистанционного урока в 7 классе на тему "Решение текстовых задач алгебраическим способом с помощью уравнения с двумя переменными.
Тип урока: урок открытия новых знанийЦель: пополнение знаний учащихся о решении задач с помощью уравнений, научить подбирать арифметическое или алгебраическое решение задачи.Задачи:Отрабатывать знания...
Карточка-консультант по теме "Решение текстовых задач с помощью уравнений"
Карточка-консультант по теме "Решение текстовых задач с помощью уравнений"...
Урок в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» по ФГ
Содержание урока в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» направлено на формирование у обучающихся понятия расходы, п...