Рабочая программа по химии 8-9 класс УМК Сладкова С,А., Габриеляна О.С.изд. Просвещение 2019-2020г.
рабочая программа по химии (8, 9 класс)
- Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии и авторской программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений(базовый уровень) О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова. 8—9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков — М.: Просвещение, 2019-2021г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по химии 8-9 класс С.А Сладков, О.С. Габриелян 2020 -2021г.г. | 392.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жирновская средняя общеобразовательная школа
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы
____________ /Т.В.Волкова/ ____________/Е.Н.Лебедева/ ___________/С.Я.Шкодин/
Протокол от _______2021г. №1 «____»__________2021г. Приказ от______2021г. №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курдубиной Галины Николаевны
(ФИО автора)
учителя химии и биологии высшей квалификационной категории
(квалификационная категория)
по химии, 8-9 класс, линия О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова
67ч+ 67ч
(предмет, класс, состав УМК, количество часов)
2021 - 2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 8-9 классов разработана на основе нормативных документов и учебно-методического обеспечения реализации программы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 № 254«Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Жирновской СОШ;
- Учебный план МБОУ Жирновской СОШ;
- Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ Жирновской СОШ.
- Примерные программы основного общего образования по химии и авторской программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений(базовый уровень) О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова. 8—9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков — М.: Просвещение, 2019-2021г.
Цели:
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Формирование у учащихся химической картины мира, как органической части его целостной естественно-научной картины.
-Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения ими химической науки и её вклада в современный научно-технический прогресс; формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ.
- Воспитание убеждённости в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве.
- Проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения.
- Овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.
Основные задачи изучения химии в школе:
- формировать у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;
- формировать представления о химической составляющей естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности, используя для этого химические знания;
- овладевать методами научного познания для объяснения химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- воспитывать убежденность в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применять полученные знаний для безопасного использования веществ и материалов
в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной
жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе изучения ими химической науки и ее вклада в современный научно-технический прогресс;
-формировать важнейшие логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ;
- овладевать ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными).
Рабочая программа для 8-9 класса разработана в соответствии с учебным планом
МБОУ Жирновская СОШ основного общего образования.
Изучение курса химии в основной школе является составной частью предметной области «Естественно-научные предметы». Предлагаемый курс носит общекультурный характер и не ставит задачу профессиональной подготовки обучающихся, тем не менее позволяет им определиться с выбором профиля обучения в старшей школе
Курс рассчитан на обязательное изучение предмета в объёме 134 учебных часов по 2 часа в неделю в 8—9 классах.
.
Используемые учебно-методические пособия и электронные ресурсы:
УМК «Химия. 8 класс»
- Габриелян O. C. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М.: Просвещение, 2019
- Габриелян O. C. Химия. Методическое пособие для 8 класса учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. В. Аксёнова, И. Г. Остроумов. — М.: Просвещение, 2019
- Габриелян O. C. Химия. Сборник задач и упражнений. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О. С. Габриелян, И. В. Тригубчак М.: Просвещение, 2019
- Габриелян O. C. Химия. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / С. Габриелян, И. В. Аксёнова, И. Г. Остроумов. — М.: Просвещение, 2019
- Габриелян O. C. Химия. Рабочая тетрадь. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков, И. Г. Остроумов. — М.: Просвещение, 2019
УМК «Химия. 9 класс»
- Габриелян O. C. Химия. 9 класс : учебник для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М.: Просвещение, 2019
- Габриелян O. C. Химия. Методическое пособие для 9 класса: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. В. Аксёнова, И. Г. Остроумов. — М.: Просвещение, 2019
- Габриелян O. C. Химия. Сборник задач и упражнений. 9 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О. С. Габриелян, И. В. Тригубчак. М.: Просвещение, 2019
- Габриелян O. C. Химия. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 9 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций /О. С. Габриелян, И. В. Аксёнова, И. Г. Остроумов. — М.: Просвещение, 2019
- Габриелян O. C. Химия. Рабочая тетрадь. 9 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков, И. Г. Остроумов. — М.: Просвещение, 2019
Информационные средства
Интернет-ресурсы
1. http://www.alhimik.ru Представлены рубрики: советы абитуриенту, учителю химии, справочник (очень большая подборка таблиц и справочных материалов), веселая химия, новости, олимпиады, кунсткамера (масса интересных исторических сведений).
2. http://www.hij.ru Журнал «Химия и жизнь» понятно и занимательно рассказывает обо всем интересном, что происходит в науке и в мире, в котором мы живем.
3. http://chemistry-chemists.com/index.html Электронный журнал «Химики и химия», в котором представлено множество опытов по химии, занимательной информации, позволяющей увлечь учеников экспериментальной частью предмета.
4. http://c-books.narod.ru Всевозможная литература по химии.
5. http://www.drofa-ventana.ru Известное издательство учебной литературы. Новинки научно-популярных и занимательных книг по химии.
6. http://1september.ru Журнал для учителей и не только. Большое количество работ учеников, в том числе и исследовательского характера.
7. http://schoolbase.ru/articles/items/ximiya Всероссийский школьный портал со ссылками на образовательные сайты по химии.
8. www.periodictable.ru Сборник статей о химических элементах, иллюстрированный экспериментом.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса химии
1. Личностные результаты:
1) осознание своей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада российской химической науки в мировую химию;
2) формирование ответственного отношения к познанию химии; готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и построение индивидуальной образовательной траектории;
3) формирование целостной естественно-научной картины мира, неотъемлемой частью которой является химическая картина мира;
4) овладение современным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики, в том числе и химическим;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, связанных с химией.
2. Метапредметные результаты:
1) определение целей собственного обучения, постановка и формулирование для себя новых задач;
2) планирование путей достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера;
3) соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий при выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники безопасности;
4) определение источников химической информации, получение и анализ её, создание информационного продукта и его презентация;
5) использование основных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и систематизации, обобщения и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и построение логического рассуждения и умозаключения (индуктивного, дедуктивного и по аналогии) на материале естественно-научного содержания;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
8) генерирование идей и определение средств, необходимых для их реализации.
3. Предметные результаты:
1) умение обозначать химические элементы, называть их и характеризовать на основе положения в периодической системе Д. И. Менделеева;
2) формулирование изученных понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое и сложное вещество, химическая реакция, виды химических реакций и т. п.;
3) определение по формулам состава неорганических и органических веществ, валентности атомов химических элементов или степени их окисления;
4) понимание информации, которую несут химические знаки, формулы и уравнения;
5) умение классифицировать простые (металлы, неметаллы, благородные газы) и сложные (бинарные соединения, в том числе и оксиды, а также гидроксиды — кислоты, основания, амфотерные гидроксиды — и соли) вещества;
6) формулирование периодического закона, объяснение структуры и информации, которую несёт периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, раскрытие значения периодического закона;
7) умение характеризовать строение вещества — виды химических связей и типы кристаллических решёток;
8) описание строения атомов химических элементов с порядковыми номерами 1—20 и 26, отображение их с помощью схем;
9) составление формул оксидов химических элементов и соответствующих им гидроксидов;
10) написание структурных формул молекулярных соединений и формульных единиц ионных соединений по валентности, степени окисления или заряду ионов;
11) умение формулировать основные законы химии: постоянства состава веществ молекулярного строения, сохранения массы веществ, закон Авогадро;
12) умение формулировать основные положения атомно-молекулярного учения и теории электролитической диссоциации;
13) определение признаков, условий протекания и прекращения химических реакций;
14) составление молекулярных уравнений химических реакций, подтверждающих общие химические свойства основных классов неорганических веществ и отражающих связи между классами соединений;
15) составление уравнений реакций с участием электролитов также в ионной форме;
16) определение по химическим уравнениям принадлежности реакций к определённому типу или виду;
17) составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса;
18) применение понятий «окисление» и «восстановление» для характеристики химических свойств веществ;
19) определение с помощью качественных реакций хлорид-, сульфат- и карбонат-анионов и катиона аммония в растворе;
20) объяснение влияния различных факторов на скорость химических реакций;
21) умение характеризовать положение металлов и неметаллов в периодической системе элементов, строение их атомов и кристаллов, общие физические и химические свойства;
22) объяснение многообразия простых веществ явлением аллотропии с указанием её причин;
23) установление различий гидро-, пиро- и электрометаллургии и иллюстрирование этих различий примерами промышленных способов получения металлов;
24) умение давать общую характеристику элементов I, II, VIIА групп, а также водорода, кислорода, азота, серы, фосфора, углерода, кремния и образованных ими простых веществ и важнейших соединений (строение, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства, применение);
25) умение описывать коррозию металлов и способы защиты от неё;
26) умение производить химические расчёты с использованием понятий «массовая доля вещества в смеси», «количество вещества», «молярный объём» по формулам и уравнениям реакций;
27) описание свойств и практического значения изученных органических веществ;
28) выполнение обозначенных в программе экспериментов, распознавание неорганических веществ по соответствующим признакам;
29) соблюдение правил безопасной работы в химическом кабинете (лаборатории).
Содержание курса химии
8 КЛАСС
Тема №1 Начальные понятия и законы химии. 21 ч.
Тела и вещества. Свойства веществ. Эталонные физические свойства веществ. Материалы и материаловедение. Роль химии в жизни современного общества. Отношение общества к химии: хемофилия и хемофобия.
Методы изучения химии. Наблюдение. Эксперимент Моделирование. Модели материальные и знаковые или символьные.
Газы. Жидкости. Твёрдые вещества. Взаимные переходы между агрегатными состояниями вещества: возгонка (сублимация) и десублимация, конденсация и испарение, кристаллизация и плавление.
Физические явления. Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Смеси газообразные, жидкие и твёрдые. Способы разделения смесей: перегонка, или дистилляция, отстаивание, фильтрование, кристаллизация или выпаривание. Хроматография. Применение этих способов в лабораторной практике, на производстве и в быту.
Химические элементы. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Аллотропия на примере кислорода. Основные положения атомно-молекулярного учения. Ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Знаки (символы) химических элементов. Информация, которую несут знаки химических элементов. Этимология названий некоторых химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева: короткопериодный и длиннопериодный варианты. Периоды и группы. Главная и побочная подгруппы, или А- и Б-группы. Относительная атомная масса.
Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении. Информация, которую несут химические формулы.
Валентность. Структурные формулы. Химические элементы с постоянной и переменной валентностью. Вывод формулы соединения по валентности. Определение валентности химического элемента по формуле вещества. Составление названий соединений, состоящих из двух химических элементов, по валентности. Закон постоянства состава веществ.
Химические реакции. Реагенты и продукты реакции. Признаки химических реакций. Условия их протекания и прекращения. Реакции горения. Экзотермические и эндотермические реакции.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Составление химических уравнений. Информация, которую несёт химическое уравнение.
Классификация химических реакций по составу и числу реагентов и продуктов. Типы химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена. Катализаторы и катализ.
Демонстрации
- Коллекция материалов и изделий из них.
- Модели, используемые на уроках физики, биологии и географии.
- Объёмные и шаростержневые модели некоторых химических веществ.
- Модели кристаллических решёток.
- Собирание прибора для получения газа и проверка его герметичности.
- Возгонка сухого льда, иода или нафталина.
- Агрегатные состояния воды.
- Разделение двух несмешивающихся жидкостей с помощью делительной воронки.
- Дистиллятор и его работа.
- Установка для фильтрования и её работа.
- Установка для выпаривания и её работа.
- Коллекция бытовых приборов для фильтрования воздуха.
- Разделение красящего вещества фломастера с помощью метода бумажной хроматографии.
- Модели аллотропных модификаций углерода и серы.
- Получение озона.
- Портреты Й. Я. Берцелиуса и Д. И. Менделеева.
- Короткопериодный и длиннопериодный варианты периодической системы Д. И. Менделеева.
- Конструирование шаростержневых моделей молекул.
- Аппарат Киппа.
- Разложение бихромата аммония.
- Горение серы и магниевой ленты.
- Портреты М. В. Ломоносова и А. Л. Лавуазье.
- Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ.
- Горение фосфора, растворение продукта горения в воде и исследование полученного раствора лакмусом.
- Взаимодействие соляной кислоты с цинком.
- Получение гидроксида меди(II) и его разложение при нагревании.
Лабораторные опыты
• Ознакомление с коллекцией лабораторной посуды.
• Проверка герметичности прибора для получения газов.
• Ознакомление с минералами, образующими гранит.
• Приготовление гетерогенной смеси порошков серы с железом и их разделение.
• Взаимодействие растворов хлоридов и иодидов калия с раствором нитрата серебра.
• Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с серной кислотой.
• Взаимодействие раствора соды с кислотой.
• Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щёлочи с кислотой.
• Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щёлочи с солью железа(III).
• Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV). 11. Замещение железом меди в медном купоросе.
Практические работы
1. Правила техники безопасности и некоторые виды работ в химической лаборатории (кабинете химии).
2. Наблюдение за горящей свечой.
3. Анализ почвы (аналог работы «Очистка поваренной соли»).
Тема №2
Важнейшие представители неорганических. Количественные отношения в химии. 18ч.
Состав воздуха. Понятие об объёмной доле (ϕ) компонента природной газовой смеси — воздуха. Расчёт объёма компонента газовой смеси по его объёмной доле и наоборот.
Кислород. Озон. Получение кислорода. Собирание и распознавание кислорода. Химические свойства кислорода: взаимодействие с металлами, неметаллами и сложными веществами. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.
Оксиды. Образование названий оксидов по их формулам. Составление формул оксидов по их названиям. Представители оксидов: вода и углекислый газ, негашёная известь.
Водород в природе. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Кислоты, их состав и их классификация. Индикаторы. Таблица растворимости. Серная и соляная кислоты, их свойства и применение.
Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат натрия, фосфат кальция.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества.
Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро».
Закон Авогадро. Молярный объём газообразных веществ. Относительная плотность газа по другому газу.
Кратные единицы измерения — миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём газов», «число Авогадро».
Гидросфера. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды: взаимодействие с оксидами.
Основания, их состав. Растворимость оснований в воде. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция.
Растворитель и растворённое вещество. Растворы. Растворение. Гидраты. Массовая доля растворённого вещества. Расчёты, связанные с использованием понятия «массовая доля растворённого вещества».
Демонстрации
- Определение содержания кислорода в воздухе.
- Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода.
- Собирание методом вытеснения воздуха и воды.
- Распознавание кислорода.
- Горение магния, железа, угля, серы и фосфора в кислороде.
- Коллекция оксидов.
- Получение, собирание и распознавание водорода.
- Горение водорода.
- Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).
- Коллекция минеральных кислот.
- Правило разбавления серой кислоты.
- Коллекция солей.
- Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.
- Некоторые металлы, неметаллы и соединения с количеством вещества, равным 1 моль.
- Модель молярного объёма газообразных веществ.
- Коллекция оснований.
Лабораторные опыты
• Помутнение известковой воды при пропускании углекислого газа.
• Получение водорода взаимодействием цинка с соляной кислотой.
• Распознавание кислот с помощью индикаторов.
• Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
• Ознакомление с препаратами домашней или школьной аптечки: растворами пероксида водорода, спиртовой настойки иода, аммиака.
Практические работы
4. Получение, собирание и распознавание кислорода.
5. Получение, собирание и распознавание водорода.
6. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества.
Тема №3 Основные классы неорганических соединений.10ч
Обобщение сведений об оксидах, их классификации, названиях и свойствах. Способы получения оксидов
Основания, их классификация, названия и свойства. Взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Способы получения оснований.
Кислоты, их классификация и названия. Общие химические свойства кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Получение бескислородных и кислородсодержащих кислот.
Соли, их классификация и свойства. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями.
Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Лабораторные опыты
• Взаимодействие оксида кальция с водой.
• Помутнение известковой воды.
• Реакция нейтрализации.
• Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с кислотой.
• Разложение гидроксида меди(II) при нагревании.
• Взаимодействие кислот с металлами.
• Взаимодействие кислот с солями.
• Ознакомление с коллекцией солей.
• Взаимодействие сульфата меди(II) с железом.
• Взаимодействие солей с солями.
• Генетическая связь между классами неорганических веществ на примере соединений меди.
Практические работы
7. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Тема №4 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. 8ч.
Естественные семейства химических элементов: щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные (благородные) газы. Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Комплексные соли.
Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона и создание им периодической системы химических элементов.
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Микромир. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов 1—20. Понятие о завершённом электронном уровне.
Изотопы. Физический смысл символики Периодической системы. Современная формулировка периодического закона. Изменения свойств элементов в периодах и группах как функция строения электронных оболочек атомов.
Характеристика элемента-металла и элемента-неметалла по их положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Демонстрации
- Различные формы таблиц периодической системы.
- Моделирование построения периодической системы Д. И. Менделеева.
- Модели атомов химических элементов.
- Модели атомов элементов 1—3-го периодов.
Лабораторные опыты
• Получение амфотерного гидроксида и исследование его свойств.
Тема №5 Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции. 10ч
Ионная химическая связь. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Схемы образования ионной связи для бинарных соединений. Ионные кристаллические решётки и физические свойства веществ с этим типом решёток. Понятие о формульной единице вещества.
Ковалентная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Понятие о валентности. Ковалентная неполярная связь. Схемы образования ковалентной связи для бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решётки и свойства веществ с этим типом решёток.
Электроотрицательность. Ряд электроотрицательности. Ковалентная полярная химическая связь. Диполь. Схемы образования ковалентной полярной связи для бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решётки и свойства веществ с этим типом решёток.
Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Свойства веществ с этим типом решёток. Единая природа химических связей.
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Правила расчёта степеней окисления по формулам химических соединений.
Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Демонстрации
- Видеофрагменты и слайды «Ионная химическая связь».
- Коллекция веществ с ионной химической связью.
- Модели ионных кристаллических решёток.
- Видеофрагменты и слайды «Ковалентная химическая связь».
- Коллекция веществ молекулярного и атомного строения.
- Модели молекулярных и атомных кристаллических решёток.
- Видеофрагменты и слайды «Металлическая химическая связь».
- Коллекция «Металлы и сплавы».
- Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II).
- Горение магния.
- Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты
• Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи
Содержание курса химии
9 КЛАССА
(67 часов, 2 часа в неделю)
Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса
Бинарные соединения. Оксиды солеобразующие и несолеобразующие. Гидроксиды: основания, амфотерные, кислоты. Средние, кислые, основные соли.
Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным основаниям: составу и числу реагирующих и образующихся веществ, тепловому эффекту, направлению, изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества, фазе, использованию катализатора.
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, их концентрация, температура, площадь соприкосновения, наличие катализатора. Катализ.
Демонстрации
- Ознакомление с коллекциями металлов и неметаллов.
- Ознакомление с коллекциями оксидов, кислот и солей.
- Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ.
- Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.
- Зависимость скорости химической реакции от площади
соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»).
- Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ.
Лабораторные опыты
- Взаимодействие аммиака и хлороводорода.
- Реакция нейтрализации.
- Наблюдение теплового эффекта реакции нейтрализации.
- Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди (II).
- Разложение пероксида водорода с помощью каталазы картофеля
- Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия растворов тиосульфата натрия и хлорида бария, тиосульфата натрия и соляной кислоты.
- Зависимость скорости химической реакции от природы металлов при их взаимодействии с соляной кислотой.
- Зависимость скорости химической реакции от природы кислот при взаимодействии их с железом.
- Зависимость скорости химической реакции от температуры.
- Зависимость скорости химической реакции от концентрации.
- Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ.
- Зависимость скорости химической реакции от катализатора.
Химические реакции в растворах электролитов
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, основания и соли как электролиты. Их классификация и диссоциация.
Общие химические свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами и гидроксидами металлов и солями. Молекулярные и ионные (полные и сокращённые) уравнения реакций.
Химический смысл сокращённых уравнений. Условия протекания реакций между электролитами до конца. Ряд активности металлов.
Общие химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, солями. Общие химические свойства нерастворимых оснований: взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании.
Общие химические свойства средних солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и металлами. Взаимодействие кислых солей со щелочами.
Гидролиз, как обменное взаимодействие солей с водой. Гидролиз соли сильного основания и слабой кислоты. Гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты. Шкала pH.
Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций.
Демонстрации.
- Испытание веществ и их растворов на электропроводность.
- Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.
- Движение окрашенных ионов в электрическом поле.
- Определение характера среды в растворах солей.
Лабораторные опыты.
- Диссоциация слабых электролитов на примере уксусной кислоты.
- Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
- Реакция нейтрализации раствора щёлочи различными кислотами.
- Получение гидроксида меди (II).и его взаимодействие с различными кислотами.
- Взаимодействие сильных кислот с оксидом меди (II).
18-20. Взаимодействие кислот с металлами.
- Качественная реакция на карбонат-ион.
- Получение студня кремниевой кислоты.
- Качественная реакция на хлорид - или сульфат-ионы
- Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
- Взаимодействие щелочей с углекислым газом.
- Качественная реакция на катион аммония.
- Получение гидроксида меди (II) и его разложение.
- Взаимодействие карбонатов с кислотами.
- Получение гидроксида железа(III).
- Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II)
Практические работы
- Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и окислительно -восстановительных реакций
Неметаллы и их соединения
Строение атомов неметаллов и их положение в Периодической системе. Ряд электроотрицательности. Кристаллические решётки неметаллов — простых веществ. Аллотропия и её причины. Физические свойства неметаллов. Общие химические свойства неметаллов: окислительные и восстановительные.
Галогены, строение их атомов и молекул. Физические и химические свойства галогенов. Закономерности изменения свойств галогенов в зависимости от их положения в Периодической системе. Нахождение галогенов в природе и их получение. Значение и применение галогенов.
Галогеноводороды и соответствующие им кислоты: плавиковая, соляная, бромоводородная, иодоводородная. Галогениды. Качественные реакции на галогенид-ионы. Применение соединений галогенов и их биологическая роль.
Общая характеристика элементов VIA-группы. Сера в природе и её получение. Аллотропные модификации серы и их свойства. Химические свойства серы и её применение.
Сероводород: строение молекулы, физические и химические свойства, получение и значение. Сероводородная кислота. Сульфиды и их значение. Люминофоры.
Оксид серы (IV), сернистая кислота, сульфиты. Качественная реакция на сульфит-ион.
Оксид серы (VI), серная кислота, сульфаты. Кристаллогидраты. Качественная реакция на сульфат-ион.
Серная кислота - сильный электролит. Свойства разбавленной серной кислоты, как типичной кислоты: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями и амфотерными гидроксидами, солями. Качественная реакция на сульфат-ион.
Общая характеристика элементов VA-группы. Азот, строение атома и молекулы. Физические и химические свойства и применение азота. Азот в природе и его биологическая роль.
Аммиак, строение молекулы и физические свойства. Аммиачная вода, нашатырный спирт, гидрат аммиака. Донорно -акцепторный механизм образования катиона аммония. Восстановительные свойства аммиака. Соли аммония и их применение. Качественная реакция на катион аммония.
Оксиды азота: несолеобразующие и кислотные. Азотистая кислота и нитриты. Азотная кислота, её получение и свойства. Нитраты.
Фосфор, строение атома и аллотропия. Фосфиды. Фосфин. Оксид фосфора(V) и ортофосфорная кислота. Фосфаты. Фосфорные удобрения. Инсектициды.
Общая характеристика элементов IV A-группы: особенности строения атомов, простых веществ и соединений в зависимости от положения элементов в Периодической системе. Углерод. Аллотропные модификации: алмаз, графит. Аморфный углерод и его сорта: сажа, активированный уголь. Адсорбция. Химические свойства углерода. Коксохимическое производство и его продукция. Карбиды.
Оксид углерода(II): строение молекулы, получение и его свойства. Оксид углерода(IV): строение молекулы, получение и его свойства. Угольная кислота. Соли угольной кислоты: карбонаты и гидрокарбонаты. Техническая и пищевая сода.
Неорганические и органические вещества. Углеводороды. Химическое строение органических веществ, как порядок соединения атомов в молекуле по валентности.
Метан, этан, как предельные углеводороды. Этилен и ацетилен, как непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Горение углеводородов. Качественные реакции на непредельные соединения.
Этиловый спирт, его получение, применение и физиологическое действие. Трёхатомный спирт глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Уксусная - представитель класса карбоновых кислот.
Кремний, строение его атома и свойства. Кремний в природе. Силициды и силан. Оксид кремния(1У). Кремниевая кислота и её соли.
Производство стекла и цемента. Продукция силикатной промышленности: оптическое волокно, керамика, фарфор, фаянс.
Оптическое волокно.
Неметаллы в природе. Фракционная перегонка жидкого воздуха как способ получения кислорода, азота, аргона. Получение фосфора, кремния, хлора, йода. Электролиз растворов.
Получение серной кислоты: сырьё, химизм, технологическая схема, метод кипящего слоя, принципы теплообмена, противотока и циркуляции. Олеум. Производство аммиака: сырьё, химизм, технологическая схема.
Демонстрации
- Коллекция неметаллов.
- Модели кристаллических решёток неметаллов: атомные и молекулярные.
- Озонатор и принципы его работы.
- Горение неметаллов - простых веществ: серы, фосфора, древесного угля.
- Образцы галогенов - простых веществ.
- Взаимодействие галогенов с металлами.
- Вытеснение хлора бромом или йода из растворов их солей
- Коллекция природных соединений хлора.
- Взаимодействие серы с металлами.
- Горение серы в кислороде
- Коллекция сульфидных руд.
- Качественная реакция на сульфид-ион
- Обесцвечивание окрашенных тканей и цветов сернистым газом.
- Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью.
- Обугливание органических веществ концентрированной серной кислотой.
- Диаграмма «Состав воздуха».
- Видеофрагменты и слайды «Птичьи базары».
- Получение, собирание и распознавание аммиака.
- Разложение бихромата аммония.
- Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
- Горение черного пороха
- Разложение нитрата калия и горение древесного уголька в нём
- Образцы природных соединений фосфора.
- Горение фосфора на воздухе и в кислороде.
- Получение белого фосфора и испытание его свойств
- Коллекция «Образцы природных соединений углерода»
- Портрет Н. Д. Зелинского. Поглощение активированным углём растворённых веществ или газов.
- Устройство противогаза.
- Модели молекул метана, этана, этилена и ацетилена.
- Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.
- Общие химические свойства кислот на примере уксусной кислоты.
- Качественная реакция на многоатомные спирты.
- Коллекция «Образцы природных соединений кремния».
- Коллекция стекла, керамики, цемента и изделий из них.
- Коллекция продукции силикатной промышленности.
- Видеофрагменты и слайды «Производство стекла и цемента».
- Коллекция «Природные соединения неметаллов».
- Видеофрагменты и слайды «Фракционная перегонка жидкого воздуха»
- Видеофрагменты и слайды «Получение водорода, кислорода и галогенов электролитическим способом».
- Модели аппаратов для производства серной кислоты.
- Модель кипящего слоя.
- Модель колонны синтеза аммиака.
- Видеофрагменты и слайды «Производство серной кислоты».
- Видеофрагменты и слайды «Производство аммиака».
- Коллекция «Сырьё для получения серной кислоты».
Лабораторные опыты
- Распознавание галогенид-ионов.
- Качественные реакции на сульфат-ионы.
- Качественная реакция на катион аммония.
- Химические свойства азотной кислоты, как электролита.
- Качественные реакции на фосфат-ион.
- Получение и свойства угольной кислоты.
- Качественная реакция на карбонат-ион.
- Пропускание углекислого газа через раствор силиката натрия.
Практические работы
- Изучение свойств соляной кислоты.
- Изучение свойств серной кислоты.
- Получение аммиака и изучение его свойств.
- Получение углекислого газа и изучение его свойств.
Металлы и их соединения
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов и кристаллов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Физические свойства металлов: электро- и теплопроводность, отражающая способность, пластичность. Сплавы чёрные и цветные.
Металлы как восстановители. Электрохимический ряд напряжений. Взаимодействие металлов с неметаллами, оксидами, кислотами, солями. Алюминотермия.
Строение атомов и простых веществ щелочных металлов. Зависимость физических и химических свойств щелочных металлов от зарядов ядер их атомов. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов, их получение, свойства, применение. Важнейшие соли щелочных металлов, их значение в живой и неживой природе и в жизни человека.
Строение атомов и простых веществ щелочноземельных металлов. Зависимость физических и химических свойств щелочноземельных металлов от зарядов ядер их атомов. Оксиды и гидроксиды щелочноземельных металлов, их получение, свойства и применение. Важнейшие соли щёлочно - земельных металлов, их значение в природе и жизни человека. Карбонаты и гидрокарбонаты кальция.
Жёсткость воды: временная и постоянная. Способы устранения временной жёсткости. Способы устранения постоянной жёсткости. Иониты. Соединения алюминия в природе. Химические свойства алюминия. Особенности оксида и гидроксида алюминия как амфотерных соединений. Важнейшие соли алюминия (хлорид, сульфат).
Особенности строения атома железа. Железо в природе. Важнейшие руды железа. Оксиды и гидроксиды железа(II) и железа(III). Соли железа(II) и железа(III). Обнаружение ионов катионов железа в растворе. Значение соединений железа.
Коррозия химическая и электрохимическая. Защита металлов от коррозии. Металлы в природе: в свободном виде и в виде соединений. Понятие о металлургии. Чёрная и цветная металлургия. Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия. Доменный процесс. Переработка чугуна в сталь. Электролиз расплавов.
Демонстрации
- Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.
- Горение натрия, магния и железа в кислороде.
- Вспышка термитной смеси.
- Взаимодействие смеси порошков серы и железа, цинка и серы.
- Взаимодействие алюминия с кислотами, щелочами и водой.
- Взаимодействие железа и меди с хлором.
- Взаимодействие меди с концентрированной серной кислотой и азотной кислотой (разбавленной и концентрированной).
- Окраска пламени соединениями щелочных металлов.
- Окраска пламени соединениями щёлочноземельных металлов .
- Гашение извести водой.
- Получение жёсткой воды взаимодействием углекислого газа с известковой водой.
- Устранение временной жёсткости кипячением и добавкой соды.
- Устранение постоянной жёсткости добавкой соды.
- Иониты и принцип их действия (видеофрагмент).
- Коллекция природных соединений алюминия.
- Видеофрагменты и слайды «Оксид алюминия и его модификации».
- Получение амфотерного гидроксида алюминия и исследование его свойств.
- Коллекция «Химические источники тока».
- Результаты длительного эксперимента по изучению коррозии стальных изделий в зависимости от условий процессов.
- Восстановление меди из оксида меди(II) водородом.
- Видеофрагменты и слайды «Производство чугуна и стали».
- Видеофрагменты и слайды «Изделия из чугуна и стали».
- Видеофрагменты и слайды «Производство алюминия».
Лабораторные опыты
- Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II).
- Получение известковой воды и опыты с ней.
- Получение гидроксидов железа(II) и (III).
- Качественные реакции на катионы железа
Практические работы:
- Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
Химия и окружающая среда.
Строение Земли: ядро, мантия, земная кора, их химический состав. Литосфера и её химический состав. Минералы. Руды. Осадочные породы. Полезные ископаемые. Химический состав гидросферы. Химический состав атмосферы.
Источники химического загрязнения окружающей среды. Глобальные экологические проблемы человечества: парниковый эффект, кислотные дожди, озоновые дыры. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды от химического загрязнения. «Зелёная химия».
Демонстрации
- Видеофрагменты и слайды «Строение Земли и её химический состав».
- Коллекция минералов и горных пород.
- Коллекция «Руды металлов».
- Видеофрагменты и слайды «Глобальные экологические проблемы человечества».
Лабораторные опыты
- Изучение гранита.
Обобщение знаний по химии за курс основной школы.
Подготовка к Основному государственному экзамену
Строение атома в соответствии с положением химического элемента в Периодической системе. Строение вещества: химическая связь и кристаллические решётки. Зависимость свойств образованных элементами простых веществ (металлов, неметаллов, благородных газов) от положения элементов в Периодической системе. Типология неорганических веществ, деление их на классы и группы. Представители.
Признаки и условия протекания химических реакций. Типология химических реакций по различным основаниям. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.
Химические свойства простых веществ. Характерные химические свойства солеобразующих оксидов, гидроксидов (оснований, кислот и амфотерных гидроксидов), солей.
Тематическое планирование химии
8 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности | В том числе | В том числе |
Контрольные работы /тесты | Практические работы | ||||
1 | Начальные понятия и законы химии | 21 | Объясняют, что предметом изучения химии являются вещества, их свойства и их превращения. Различают тела и вещества, вещества и материалы. Устанавливают причинно-следственные связи между свойствами веществ и их применением. Различают три агрегатных состояния вещества. Устанавливают взаимосвязи между ними на основе взаимных переходов. Должны знать определения понятий «химические явления», «физические явления»; Наблюдают за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами. Делают выводы по результатам проведённого эксперимента. Отображают состав веществ с помощью химических формул. Различают индексы и коэффициенты Находят относительную молекулярную массу вещества и массовую долю химического элемента в соединении. Формулируют закон сохранения массы веществ. Составляют на его основе химические уравнения. Транслируют информацию, которую несут химические уравнения .Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | К.р.№ 1 «Начальные понятия и законы химии» | П.р № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила ТБ при работе в кабинете химии. Наблюдение за горящей свечой. П.р.№ 2.«Анализ почвы»» |
2 | Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии | 18 | Характеризуют объёмную долю компонента такой природной газовой смеси, как воздух, и рассчитывают её по объёму этой смеси. Описывают объёмный состав атмосферного воздуха и понимают значение постоянства этого состава для здоровья. Характеризуют озон, как аллотропную модификацию кислорода. Проводят химический эксперимент по получению, собиранию и распознаванию кислорода с соблюдением правил техники безопасности Выполнять простейшие приёмы обращения с лабораторным оборудованием: собирать прибор для получения газов . Собирать кислород методом вытеснения воздуха и распознавать кислород. Наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами. Описывать химический эксперимент с помощью русского (родного) языка и языка химии. Составлять отчёт по результатам проведённого эксперимента. Объяснять понятия «количество вещества», «моль», «число Авогадро», «молярная масса». Решать задачи с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «число Авогадро». Готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества | К.р.№2 по теме: «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии» | П. р.№3 «Получение, собирание и распознавание кислорода» . П.р. №4 «Получение, собирание и распознавание водорода». П.р. № 5 «Приготовление растворов солей с их заданной массовой долей» |
3 | Основные классы неорганических соединений | 10 | Объяснять понятия «несолеобразующие оксиды», «солеобразующие оксиды», «основные оксиды», «кислотные оксиды». Характеризовать общие химические свойства солеобразующих оксидов (кислотных и основных) кислот ,оснований и солей. Составлять уравнения реакций с участием оксидов, кислот , оснований и солей. Наблюдать и описывать реакции с участием оксидов, кислот, оснований и солей с помощью русского (родного) языка и языка химии. Проводить опыты, подтверждающие химические свойства оксидов, оснований и кислот с соблюдением правил техники безопасности Проводить опыты, подтверждающие химические свойства кислот, с соблюдением правил техники безопасности Различать понятия «средние соли», «кислые соли», «основные соли». Характеризовать понятие «генетический ряд». Иллюстрировать генетическую связь между веществами: простое вещество — оксид — гидроксид — соль. Записывать уравнения реакций, соответствующих последовательности (цепочке) превращений неорганических веществ различных классов . | К.р. №3 по теме: «Основные классы неорганических соединений» | П.р. № 6 «Решение экспериментальных задач» |
4 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома | 8 | Объяснять признаки, позволяющие объединять группы химических элементов в естественные семейства. Раскрывать химический смысл (этимологию) названий естественных семейств. Аргументировать относительность названия «инертные газы». Объяснять, понятие «амфотерные соединения». Наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью русского (родного) языка и языка химии. Характеризовать двойственный характер свойств амфотерных оксидов и гидроксидов. Проводить опыты по получению и подтверждению химических свойств амфотерных оксидов и гидроксидов с соблюдением правил техники безопасности. Объяснять, что такое «протон», «нейтрон», «электрон», «химический элемент», «массовой число». Описывать строение ядра атома используя периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева. Получать информацию по химии из различных источников, анализировать её. Раскрывать физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода и номера группы. Объяснять закономерности изменения металлических и неметаллических свойств химических элементов и их соединений в периодах и группах. Характеризовать химические элементы 1—3 периодов по их положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Аргументировать свойства оксидов и гидроксидов металлов и неметаллов посредством уравнений реакций. | К.р. №4 по теме Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома. | |
5 | Химическая связь. Окислительно -восстановительные реакции | 10 | Объяснять, что такое ионная связь, ионы. Характеризовать механизм образования ионной связи. Составлять схемы образования ионной связи. Использовать знаковое моделирование. Определять тип химической связи по формуле вещества. Приводить примеры веществ с ионной связью. Устанавливать причинно-следственные связи между составом вещества и видом химической связи, между ионной связью и кристаллическим строением вещества, между кристаллическим строением вещества и его физическими свойствами. Объяснять понятия «ковалентная связь», «валентность». Составлять схемы образования ковалентной неполярной химической связи. Использовать знаковое моделирование. Объяснять, что такое металлическая связь. Составлять схемы образования металлической химической связи. Использовать знаковое моделирование. Характеризовать механизм образования металлической связи Определение степеней окисления элементов, образующих вещества разных классов Объяснять понятия «окислительно- восстановительные реакции», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Классифицировать химические реакций по признаку изменения степеней окисления элементов. Определять окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления. Использовать знаковое моделирование | Итоговая контрольная работа. | |
Всего: | 67ч | 5 | 6 |
Тематическое планирование химии
9 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности | В том числе | |
Контрольные работы/тесты | Практи- ческие работы
| ||||
1 | Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции | 5 | Характеризовать оксиды, гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды, кислородсодержащие кислоты) и соли по плану: состав, способы образования названий, характерные свойства и получение. Классифицировать оксиды, гидроксиды ,кислоты и соли по различным признакам. Уметь подтверждать характеристику отдельных представителей классов неорганических веществ уравнениями соответствующих реакций. Раскрывать генетическую связь между классами неорганических соединений. Объяснять понятия «химическая реакция», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «окислительно-восстановительные реакции», «гомогенные реакции», «гетерогенные реакции», «каталитические реакции», «некаталитические реакции», «тепловой эффект химической реакции». Классифицировать химические реакции по различным основаниям. Наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью русского (родного) языка и языка химии. Проводить опыты, подтверждающие зависимость скорости химической реакции от различных факторов | Входная контрольная работа. | |
2 | Химические реакции в растворах | 10 | Характеризовать понятия «электролитическая диссоциация», «электролиты», «неэлектролиты». Устанавливать причинно-следственные связи между природой электролита и степенью его диссоциации. Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований и солей. Характеризовать общие химические свойства кислот, оснований и солей с позиций теории электролитической диссоциации. Составлять молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций . Проводить опыты, подтверждающие химические свойства солей, кислот и оснований с соблюдением правил техники безопасности. Наблюдать и описывать реакции с участием солей, кислот и оснований с помощью русского (родного) языка и языка химии. Уметь обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. | Контрольная работа № 1 по теме «Химические реакции в растворах электролитов» | Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация». |
3 | Неметаллы и их соединения | 25 | использовать при характеристике неметаллов и их соединений понятия: «неметаллы», «галогены», «аллотропные видоизменения», «жесткость воды», «временная жесткость воды», «постоянная жесткость воды», давать характеристику химических элементов-неметаллов (водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева) и строению атома; называть соединения неметаллов и составлять их формулы по названию; характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-неметаллов; объяснять зависимость свойств химических элементов-неметаллов составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства неметаллов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления-восстановления; уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов . Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. | Контрольная работа 2 по теме «Неметаллы и их соединения». | Практическая работа 2. Изучение свойств соляной кислоты Практическая работа 3. Изучение свойств серной кислоты Практическая работа 4. Получение аммиака и изучение его свойств Практическая работа 5. Получение углекислого газа и изучение его свойств. |
4 | Металлы и их соединения | 17 | Использовать при характеристике металлов и их соединений понятия: «металлы», «ряд активности металлов», «щелочные металлы», «щелочноземельные металлы»,; давать характеристику химических элементов-металлов (щелочных металлов, магния, кальция, алюминия, железа) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева . Называть соединения металлов и составлять их формулы по названию; характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-металлов; объяснять зависимость свойств химических элементов-металлов и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; описывать общие химические свойства металлов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления-восстановления; уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов; описывать химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов, а также алюминия и железа и их соединений с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию важнейших катионов металлов, гидроксид-ионов; экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Металлы»; описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием металлов и их соединений. сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ; | Контрольная работ № 3 по теме «Металлы» | Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме :«Металлы». |
5 | Химия и окружающая среда | 3 | Интегрировать сведения по физической географии в знания о химической организации планеты Характеризовать химический состав геологических оболочек Земли. Различать минералы и горные породы. Характеризовать источники химического загрязнения окружающей среды. Описывать глобальные экологические проблемы, связанные с химическим загрязнением. Предлагать пути минимизации воздействия химического загрязнения на окружающую среду. Приводить примеры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды от химического загрязнения. | №4 Итоговая контрольная работа за курс основной школы. | |
6 | Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к Основному государственному экзамену (ОГЭ) | 7 | Представлять информацию по теме «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева в свете теории строения атома» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. Выполнять тестовые задания по теме. Представлять информацию по теме «Виды химической связи и типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. Выполнять тестовые задания по теме. Характеризовать окислительно-восстановительные реакции, окислитель и восстановитель. Отличать окислительно-восстановительные реакции от реакций обмена. Записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса. Выполнять тесты и упражнения, решать задачи по теме. Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы. Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом. | ||
Всего: | 67ч | 5 | 6 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жирновская средняя общеобразовательная школа
Календарно-тематическое планирование
по учебному курсу «Химия»
для 8 класса по УМК О.С. Габриеляна и др.
(приложение к рабочей программе по учебному курсу «Химия»
для 8- 9 классов по УМК О.С. Габриеляна и др.
Составила: учитель химии высшей категории
Курдубина Галина Николаевна
2021 – 2022 учебный год
Календарно - тематическое планирование
Химия. 8 класс
Годовой календарный график составляет 34 учебных недели. Курс рассчитан на 2 часа в неделю, общее количество учебных часов в год – 68 часа.
Согласно утвержденному расписанию количество часов уменьшено ) на 1 часа, поэтому общее количество часов в год - 67 .
Уплотнение материала на 1 час в разделе «Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции».
Календарно – тематическое планирование химия
8 класс
№ уро ка | Дата проведения урока | Тема урока | |
по ктп | по факту | ||
Глава I.(21 ч) | |||
1 | 02.09 | Предмет химии. Роль химии в жизни человека. | |
2 | 06.09 | Методы изучения химии. | |
3 | 09.09 | Агрегатные состояния веществ | |
4 | 13.09 | П.р № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила ТБ при работе в кабинете химии. Наблюдение за горящей свечой.» | |
5 | 16.09 | Физические явления в химии | |
6 | 20.09 | П.р.№ 2«Анализ почвы» | |
7 | 23.09 | Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева | |
8 | 27.9 | Знаки химических элементов. | |
9 | 30.09 | Относительная атомная масса | |
10 | 04.10 | Химические элементы. Химические формулы. | |
11 | 07.10 | Химические формулы. | |
12 | 11.10 | Массовая доля элемента в сложном веществе. | |
13 | 14.10 | Валентность. | |
14 | 18.10 | Бинарные соединения. | |
15 | 21.10 | Химические реакции и их признаки. | |
16 | 25.10 | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. | |
17 | 28.10 | Химические уравнения. | |
18 | 08.11 | Типы химических реакций. Соединения и разложения. | |
19 | 11.11 | Типы химических реакций. Замещения и обмена. | |
20 | 15.11 | Повторение и обобщение темы «Начальные понятия и законы химии» | |
21 | 18.11 | К.р.№ 1 «Начальные понятия и законы химии» | |
Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии (18 ч) | |||
22 | 22.11 | Воздух и его состав | |
23 | 25.11 | Кислород | |
24 | 29.11 | П. р.№3 «Получение, собирание и распознавание кислорода» | |
25 | 02.12 | Оксиды | |
26 | 06.12 | Водород | |
27 | 09.12 | П.р. №4 «Получение, собирание и распознавание водорода» | |
28 | 13.12 | Кислоты | |
29 | 16.12 | Соли | |
30 | 20.12 | Количество вещества | |
31 | 23.12 | Решение расчетных задач | |
32 | 27.12 | Молярный объем газообразных веществ | |
33 | 30.12 | Расчёты по химическим уравнениям | |
34 | 13.01 | Расчёты по химическим уравнениям | |
35 | 17.01 | Вода. Основания | |
36 | 20.01 | Растворы. Массовая доля растворённого вещества | |
37 | 24.01 | П.р. № 5 «Приготовление растворов солей с их заданной массовой долей» | |
38 | 27.01 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии» | |
39 | 31.01 | К.р.№2 по теме: «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии» | |
Основные классы неорганических соединений (10 ч) | |||
40 | 03.02 | Оксиды: классификация и свойства | |
41 | 07.02 | Основания: классификация и свойства | |
42 | 10.02 | Кислоты. Классификация кислот | |
43 | 14.02 | Свойства кислот | |
44 | 17.02 | Классификация солей | |
45 | 21.02 | Свойства солей | |
46 | 24.02 | Генетическая связь между классами неорганических веществ | |
47 | 28.02 | П.р. № 6 «Решение экспериментальных задач» | |
48 | 03.03 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Основные классы неорганических соединений» | |
49 | 07.03 | К.р. №3 по теме: «Основные классы неорганических соединений» | |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома (8 ч) | |||
50 | 14.03 | Естественные семейства химических элементов. Амфотерность | |
51 | 17.03 | Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона | |
52 | 21.03 | Основные сведения о строении атомов. | |
53 | 04.04 | Строение электронных уровней атомов химических элементов №«№1-20 в таблице Д. И. Менделеева. | |
54 | 07.04 | Периодический закон Д. И. Менделеева и строение атома | |
55 | 11.04 | Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе. | |
56 | 14.04 | Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе. | |
57 | 18.04 | К.р. №4 по теме Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома. | |
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции (10 ч) | |||
58 | 21.04 | Ионная химическая связь. | |
59 | 25.04 | Ковалентная химическая связь. | |
60 | 28.04 | Ковалентная полярная и неполярная химическая связь. | |
61 | 02.05 | Металлическая химическая связь. | |
62 | 05.05 | Степень окисления. | |
63 | 12.05 | Урок упражнения – составляем формулы веществ. | |
64 | 16.05 | Окислительно- восстановительные реакции. | |
65 | 19.05 | Окислительно-восстановительные реакции. | |
66 | 23.05 | Итоговая контрольная работа. | |
67 | 26.05 | Обобщение и систематизация знаний по темам: «ПЗ и ПСХЭ» и «Строение вещества. ОВР» |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жирновская средняя общеобразовательная школа
Календарно-тематическое планирование
по учебному курсу «Химия»
для 9 класса по УМК О.С. Габриеляна и др.
(приложение к рабочей программе по учебному курсу «Химия»
для 8- 9 классов по УМК О.С. Габриеляна и др.
Составила: учитель химии высшей категории
Курдубина Галина Николаевна
2021 – 2022 учебный год
Календарно - тематическое планирование
Химия. 9 класс
Годовой календарный график составляет 34 учебных недели. Курс рассчитан на 2 часа в неделю, общее количество учебных часов в год – 68 часа.Согласно утвержденному расписанию количество часов уменьшено на 1 час, поэтому общее количество часов в год - 67 . Уплотнение материала в разделе Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к Основному государственному экзамену (ОГЭ).7
Календарно – тематическое планирование химии
9 класс
№ уро ка | Дата проведения урока | Тема урока | |
по календар но-темати ческому планиро ванию | по факту | ||
Глава I.(ч) Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции. 5ч. | |||
1 | 02.09 | Основные классы неорганических соединений. | |
2 | 07.09 | Классификация химических соединений | |
3 | 09.09 | Классификация химических реакций | |
4 | 14.09 | Входная контрольная работа | |
5 | 16.09 | Скорость химических реакций. Катализ. | |
Глава II. Химические реакции в растворах. 10 ч. | |||
6 | 21.09 | Электролитическая диссоциация | |
7 | 23.09 | Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД | |
8 | 28.09 | Химические свойства кислот как электролитов | |
9 | 30.09 | Химические свойства кислот как электролитов | |
10 | 05.10 | Химические свойства оснований как электролитов | |
11 | 07.10 | Химические свойства солей как электролитов | |
12 | 12.10 | Понятие о гидролизе солей | |
13 | 14.10 | Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация» | |
14 | 19.10 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции в растворах электролитов» | |
15 | 21.10 | Контрольная работа 1 по теме «Химические реакции в растворах электролитов» | |
Глава III. Неметаллы и их соединения. 25ч | |||
16 | 26.10 | Общая характеристика неметаллов | |
17 | 28.10 | Общая характеристика элементов VIIA-группы — галогенов | |
18 | 09.11 | Соединения галогенов | |
19 | 11.11 | Практическая работа 2. Изучение свойств соляной кислоты | |
20 | 16.11 | Общая характеристика элементов VIА-группы —халькогенов. Сера | |
21 | 18.11 | Сероводород и сульфиды | |
22 | 23.11 | Кислородные соединения серы | |
23 | 25.11 | Практическая работа 3. Изучение свойств серной кислоты | |
24 | 30.11 | Общая характеристика химических элементов VA-группы. Азот | |
25 | 02.12 | Аммиак. Соли аммония | |
26 | 07.12 | Практическая работа 4. Получение аммиака и изучение его свойств | |
27 | 09.12 | Кислородные соединения азота | |
28 | 14.12 | Кислородные соединения азота | |
29 | 16.12 | Фосфор и его соединения | |
30 | 21.12 | Общая характеристика элементов IVА- группы. Углерод | |
31 | 23.12 | Кислородные соединения углерода | |
32 | 28.12 | Углеводороды | |
33 | 30.12 | Кислородсодержащие органические соединения | |
34 | 13.01 | Практическая работа 5. Получение углекислого газа и изучение его свойств | |
35 | 18.01 | Кремний и его соединения | |
36 | 20.01 | Силикатная промышленность | |
37 | 25.01 | Получение неметаллов | |
38 | 27.01 | Получение важнейших химических соединений неметаллов | |
39 | 01.02 | Обобщение по теме «Неметаллы и их соединения» | |
40 | 03.02 | Контрольная работа 2 по теме «Неметаллы и их соединения» | |
Глава VI.Металлы и их соединения. 17ч. | |||
41 | 08.02 | Общая характеристика металлов | |
42 | 10.02 | Химические свойства металлов | |
43 | 15.02 | Общая характеристика элементов IA-группы | |
44 | 17.02 | Общая характеристика элементов IA-группы | |
45 | 22.02 | Общая характеристика IIA-группы | |
46 | 24.02 | Общая характеристика IIA-группы | |
47 | 01.03 | Жёсткость воды и способы её устранения | |
48 | 03.03 | Урок –путешествие в страну металлов. | |
49 | 10.03 | Алюминий и его соединения | |
50 | 15.03 | Железо и его соединения | |
51 | 17.03 | Железо и его соединения | |
52 | 22.03 | Коррозия металлов и способы защиты от неё | |
53 | 05.04 | Металлы в природе. | |
54 | 07.04 | Понятие о металлургии. | |
55 | 12.04 | Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» | |
56 | 14.04 | Обобщение знаний по теме «Металлы» | |
57 | 19.04 | Контрольная работ 3 по теме «Металлы» | |
Глава 5. Химия и окружающая среда. 2ч. | |||
58 | 21.04 | Химический состав планеты Земля | |
59 | 26.04 | Охрана окружающей среды от химического загрязнения | |
60 | 28.04 | Контрольная работа 4 (итоговая по курсу основной школы) | |
Глава VI. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к Основному государственному экзамену (ОГЭ).7 | |||
61 | 03.05 | Вещества. | |
62 | 05.05 | Химические реакции | |
63 | 10.05 | Основы неорганической химии | |
64 | 12.05 | Основы неорганической химии | |
65 | 17.05 | Решение расчетных задач | |
66 | 19.05 | Решение задач промышленной направленности | |
67 | 24.05 | Выполнение заданий в виде тестов ОГЭ | |
Итого 67 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по химии для 9 класса по учебнику О.С.Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе авторской программы О.С.Габриеляна содержит кодификаторы ГИА...
Рабочая программа по химии для 8 класса по учебнику О.С.Габриеляна
Рабочая программа разработана на основе авторской программы основного общего образования по химии О.С.Габриеляна, есть незначительные изменения....
Рабочая программа по химии 8-9 классы по учебнику О.С.Габриеляна
календарно-тематическое планирование по химии 8-9 классы по учебнику О.С.Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 8 класса к учебнику О.С.Габриеляна
Рабочая программа по химии8 класс (базовый уровень)Составитель: Мизерина Ирина Валерьевна,учитель химиивысшей квалификационной категорииУМК для реализации рабочей учебной программы.Авторской про...
Рабочая программа по химии для 9 класса к учебнику О.С.Габриеляна
Рабочая программа по химии9 класс (базовый уровень)Составитель: Мизерина Ирина Валерьевна,учитель химиивысшей квалификационной категорииУМК для реализации рабочей учебной программы.Авторской про...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебнику О. С. Габриеляна
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебнику О. С. Габриеляна. Включает пояснительную записку, содержание тем учебного курса химии 8-9 класса, тематическое планирование, список используемых учебных...
Рабочая программа по химии 10-11 класс к учебнику О. С. Габриеляна
Рабочая программа по химии 10-11 класс к учебнику О. С. Габриеляна. Включает пояснительную записку, содержание тем учебного курса химии 10-11 класса, тематическое планирование, список используемых уче...