Игровые технологии в преподавании химии
методическая разработка по химии
Харченко Т. А., учитель химии
ГБОУ СОШ № 683 Приморского района
Санкт-Петербурга
Тема выступления
Игровые технологии в преподавании химии
Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
Игра это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.
Она учит самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.
Игре приписывают самые разные разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ученика и найти ее место в системе образования и воспитания. Наиболее точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребенка, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности.
Игровая деятельность выполняет следующие функции:
- развлекательную;
- коммуникативную;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую;
- диагностическую;
- функцию коррекции;
- социализации.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
- Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата.
- Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (поле творчества).
- Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.
- Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
- Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Основные направления реализации игровых приемов:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве средства: в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Классификация уроков-игр:
В качестве примера можно привести следующие виды игр:
Уроки упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.
Игры путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Сюжетная (ролевая) игра. Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями.
Преимущества ролевой игры (по Чеслеру и Фоксу)
- Помогает ученику выразить скрытые чувства.
- Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.
- Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.
- Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал.
- Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.
- Обеспечивает обратную связь, как ученику, так и наставнику.
- Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.
- Учит контролировать чувства и эмоции.
Игра – соревнование может включать в себя все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.
По характеру игровой методики игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
По форме деятельности игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные.
По образовательным задачам на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, много игр обобщающего характера, повторения и контроля знаний
По форме проведения: игры – аукционы, защиты. Путешествие по станциям, пресс – конференции, игры – исследования.
Цели игровых технологий:
- Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практический деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.
- Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогию, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
- Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия.
- Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни. Формировать цели и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке, самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Можно выделить четыре организационные формы игровой деятельности: индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую.
- К индивидуальным формам можно отнести игру одного человека с самим собой или с различными предметами и знаками.
- Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.
- Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования или соперничества.
- Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.
- Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.
- Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют много людей
Место игросистемы в курсе химии
Игра занимает 1/5 часть времени, не вытесняя практической деятельности. Обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа (в памяти остается 90% сделанного самим).
Игра предполагает участие всех участников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащегося носит творческий характер. Происходит 100% активизация деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре.
Психолого-педагогические задачи игросистемы
- Изучение нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний.
- Раскрытие творческих возможностей учащихся.
- Воспитание коллективизма и взаимовыручка в решении трудных проблем.
- Взаимообучение. Многие игры предполагают совещательный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые ученики, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями.
- Воспитание чувства сопереживания друг другу.
- Формирование практических навыков.
Критерии игр
- Игра должна быть рассчитана на один урок.
- Игра не должна быть сложной для понимания их правил.
- Игра не должна морально устаревать.
- Игра должна быть массовой, охватывающей всей учеников.
- Оценки должны выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка.
- Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.
Положительные эмоции, которые возникают у учащихся в процессе игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Игра хорошее средство для воспитания у учащихся ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организаторских и других способностей.
Требования к проведению дидактических игр
- Соответствие темы игры теме и цели урока
- Четкость и определенность цели и направленности игры.
- Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.
- Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи.
- Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности. Понятность и доступность замысла участника игры, простота игрового сюжета.
- Стимулирующий характер игры.
- Точность и однозначность игровых правил и ограничений.
- Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности школьников.
- Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.
- Благоприятный психологический климат отношений
- Простор для личной активности и творчества.
- Обязательный элемент соревновательности между участниками игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_v_prepodavanii_himii.docx | 31.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Харченко Т. А., учитель химии
ГБОУ СОШ № 683 Приморского района
Санкт-Петербурга
Тема выступления
Игровые технологии в преподавании химии
Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
Игра это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.
Она учит самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.
Игре приписывают самые разные разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ученика и найти ее место в системе образования и воспитания. Наиболее точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребенка, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности.
Игровая деятельность выполняет следующие функции:
- развлекательную;
- коммуникативную;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую;
- диагностическую;
- функцию коррекции;
- социализации.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
- Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата.
- Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (поле творчества).
- Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.
- Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
- Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Основные направления реализации игровых приемов:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве средства: в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Классификация уроков-игр:
В качестве примера можно привести следующие виды игр:
Уроки упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.
Игры путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Сюжетная (ролевая) игра. Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями.
Преимущества ролевой игры (по Чеслеру и Фоксу)
- Помогает ученику выразить скрытые чувства.
- Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.
- Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.
- Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал.
- Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.
- Обеспечивает обратную связь, как ученику, так и наставнику.
- Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.
- Учит контролировать чувства и эмоции.
Игра – соревнование может включать в себя все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.
По характеру игровой методики игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
По форме деятельности игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные.
По образовательным задачам на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, много игр обобщающего характера, повторения и контроля знаний
По форме проведения: игры – аукционы, защиты. Путешествие по станциям, пресс – конференции, игры – исследования.
Цели игровых технологий:
- Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практический деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.
- Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогию, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
- Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия.
- Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни. Формировать цели и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке, самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Можно выделить четыре организационные формы игровой деятельности: индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую.
- К индивидуальным формам можно отнести игру одного человека с самим собой или с различными предметами и знаками.
- Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.
- Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования или соперничества.
- Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.
- Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.
- Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют много людей
Место игросистемы в курсе химии
Игра занимает 1/5 часть времени, не вытесняя практической деятельности. Обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа (в памяти остается 90% сделанного самим).
Игра предполагает участие всех участников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащегося носит творческий характер. Происходит 100% активизация деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре.
Психолого-педагогические задачи игросистемы
- Изучение нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний.
- Раскрытие творческих возможностей учащихся.
- Воспитание коллективизма и взаимовыручка в решении трудных проблем.
- Взаимообучение. Многие игры предполагают совещательный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые ученики, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями.
- Воспитание чувства сопереживания друг другу.
- Формирование практических навыков.
Критерии игр
- Игра должна быть рассчитана на один урок.
- Игра не должна быть сложной для понимания их правил.
- Игра не должна морально устаревать.
- Игра должна быть массовой, охватывающей всей учеников.
- Оценки должны выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка.
- Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.
Положительные эмоции, которые возникают у учащихся в процессе игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Игра хорошее средство для воспитания у учащихся ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организаторских и других способностей.
Требования к проведению дидактических игр
- Соответствие темы игры теме и цели урока
- Четкость и определенность цели и направленности игры.
- Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.
- Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи.
- Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности. Понятность и доступность замысла участника игры, простота игрового сюжета.
- Стимулирующий характер игры.
- Точность и однозначность игровых правил и ограничений.
- Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности школьников.
- Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.
- Благоприятный психологический климат отношений
- Простор для личной активности и творчества.
- Обязательный элемент соревновательности между участниками игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"
Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...
Игровые технологии в преподавании физики
В презентации дана методика создания игры...
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Данная статья рассказывает о том, что и в старшей школе удобно использовать игровую технологию...
Личностно - ориентированные педагогические технологии преподавания химии. Адаптивная система обучения.
Адаптивная система обученияМетодическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Количество вещества (обобщающий урок)Методическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Степень окисления (изучение нового...
Игровые технологии в преподавании химии
Игра наряду с трудом и ученьем один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.Среди различных способов активизации познавательной деятельности определенное мес...
Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка.
Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка....
Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Применение игровых технологий на уроках химии» Разработка дидактической игры по химии по теме: «Строение и классификация органических соединений».
Приведена разработка дидактической игры по химии по теме: "Строение с классификация органических соединений"....