Рабочие программы по химии для 7 класса
рабочая программа по химии (7 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
(пропедевтический курс)
срок реализации 1 год
Рабочая программа для 7 класса составлена на основе программы пропедевтического курса химии для учащихся 7 класса основной школы О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_dlya_7_klassa.docx | 43.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БАШКИРСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМ. Я. ХАММАТОВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛОРЕЦКИЙ РАЙОН
СОГЛАСОВАНО: Руководитель МО __________ А.Ф. Тагирова Протокол № ____ от «_____»_____________2021 г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора ____________________ по УВР Мустафина Р.З. «____»____________2021 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор___________ З.Р. Мингереева «_____»______________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
(пропедевтический курс)
срок реализации 1 год
Классы: 7кл.
Учитель: Тагирова Альмира Фуатовна
Данная программа рассчитана на 1 год (34 учебных недели)
Общее число учебных часов в 7-м классе – 34 (1 час в неделю)
Рабочая программа для 7 класса составлена на основе программы пропедевтического курса химии для учащихся 7 класса основной школы О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова.
2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 7 класса составлена на основе программы пропедевтического курса химии для учащихся 7 класса основной школы О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю. Плановых контрольных уроков - 2 , практических работ - 6
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий: учебник: О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин, «Химия. Вводный курс» 7 класс, Москва, Дрофа, 2014, рабочую тетрадь к учебному пособию О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова, А.К.Ахлебинина, «Химия. Вводный курс» 7 класс.
Основные цели курса:
• подготовить учащихся к изучению серьёзного учебного предмета;
• разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы;
• сформировать устойчивый познавательный интерес к химии;
• отработать те предметные знания, умения и навыки (в первую очередь для проведения эксперимента, а также для решения расчётных задач по химии), на которые не хватает времени при изучении химии в 8 и 9 классах;
• показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии, которые учитель почти не может себе позволить в вечном цейтноте учебного времени;
• интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».
Для достижения этих целей авторам пришлось ориентироваться на то, что курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базовым учебным Планом и изучение его в школе – исключительно инициатива руководства. Поэтому ученики, которые приступают к обязательному изучению химии в 8 классе, окажутся в неравных условиях: одни вообще не изучали пропедевтику, другие изучали её из расчёта 1 часа в неделю, третьи – из расчёта 2 часа в неделю. Такое положение некорректно в свете закона о защите ребёнка. Следовательно, авторы не имели права при конструировании своего курса включать в него системные знания основного курса химии, предусмотренного стандартом химического образования для основной школы.
Основные задачи курса:
1.Дать учащимся представление о химии, о ее первоначальных понятиях на экспериментальном и атомно-молекулярном уровне (молекула, атом, чистое вещество и смесь, химический элемент, простые и сложные вещества, знаки химических элементов);
2.Сформировать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;
3.Сформировать умение безопасной работы с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
4.Воспитывать элементы экологической культуры;
5.Развивать логику химического мышления.
6.Формировать у учащихся умение применять полученные знания к решению практических задач.
7.Решать задачи на вычисление массовой доли элемента в веществе, массовой доли растворенного вещества, на смешивание, разбавление и концентрирование растворов.
Исходя из задач обучения, специфика курса в том, что он с одной стороны должен способствовать формированию химической культуры, с другой стороны – заложить фундамент для дальнейшего изучения химия в системном курсе 8-11 классов, не зависимо от выбранной школой программы. С учетом возрастных психологических особенностей учащихся курс насыщен действиями, работой с различными объектами, предметами: он строится на основе простейших экспериментов и наблюдений.
Данная дисциплина, наряду с биологией, экологией, физикой и т.п., входит в образовательную область «Естествознание».
Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики класса, биологии, экологии, математики.
По окончанию изучения пропедевтического курса обучающийся должен применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Курс состоит из четырёх частей – тем.
Первая тема курса «Химия в центре естествознания» - позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Такой подход позволяет уменьшить психологическую нагрузку на учащихся, связанную с появлением «нового» предмета, сменить тревожные ожидания на положительные эмоции «встречи со старыми знакомыми». Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных предметов. В конечном счете, такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественно – научной картины мира уже на начальном этапе обучения химии.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчёркивается, что химия – наука экспериментальная. Поэтому в 7 классе рассматриваются понятия, как «эксперимент», «наблюдение», «измерение», «описание», «моделирование», «гипотеза», «вывод».
Для отработки практических умений и навыков авторы отобрали несложные и психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы, знакомые им по начальному курсу естествознания и по другим естественным дисциплинам: знакомство с несложным лабораторным оборудованием (устройство физического штатива, нагревательных приборов, элементарной химической посуды, которую они применяли на более ранних этапах обучения), проведение простейших операций обращения с таким оборудованием и химическими веществами ( правила нагревания, соблюдение несложных правил техники безопасности, фиксирование результатов наблюдения, их анализ и т.д.). Этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний химический эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности при его выполнении и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы продолжительного по времени характера («Выращивание кристаллов», «Наблюдение за коррозией металлов»).
Вторая тема – «Математика в химии» - позволяет отработать расчётные умения и навыки, столь необходимые при решении химических задач, для которых катастрофически не хватает времени в основной школе, в первую очередь задач на часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объёмная доли компонентов в смеси, в том числе и доли примесей). Как видно, отрабатывается не столько химия, сколько математика.
Третья тема – «Явления, происходящие с веществами» - актуализирует сведения учащихся по другим предметам о физических и химических явлениях, готовит их к изучению химического процесса на более старшей ступени обучения.
Четвёртая тема – «Рассказы по химии» - призвана показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии. Она содержит занимательные и интересные этюды о великих химиках, об отдельных химических веществах и некоторых химических процессах.
Изучение предлагаемого курса предусматривает и более широкое использование активных форм и методов обучения: повышение удельного веса самостоятельной работы в обучении ( например, при проведении домашнего химического эксперимента), в том числе при подготовке сообщений на ученические конференции, защиты проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента, выбор объекта для подготовки сообщения или проекта и др.
Предлагаемый курс предусматривает широкое развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение на основе анализа и синтеза, обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т.д.
Авторы почти не затронули требований стандарта химического образования для основной школы, например, знаки химических элементов и формулы веществ семиклассники выучивают только по желанию, сами же формулы веществ не выводятся, равно как и уравнения химических реакций, которые являются материалом для изучения в обязательном курсе химии.
Содержание тем учебного курса
Химия в центре естествознания (11 часов)
Химия как часть естествознания. Предмет химии.
Методы изучения естествознания.
Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете».
Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечей. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами».
Моделирование
Химическая символика
Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории.
Химия и физика. Агрегатные состояния вещества.
Химия и география.
Химия и биология.
Качественные реакции в химии.
Математика в химии (10 часов)
Относительные атомная и молекулярная массы.
Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Чистые вещества и смеси.
Объемная доля компонента газовой смеси.
Массовая доля вещества в растворе.
Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества».
Массовая доля примесей.
Явления, происходящие с веществами (9 часов)
Разделение смесей.
Фильтрование.
Адсорбция.
Дистилляция.
Практическая работа № 4 «Разделение смесей» Химические реакции.
Практическая работа №5 «Очистка поваренной соли».
Химические реакции.
Признаки химических реакций.
Практическая работа № 6 «Коррозия металлов»
Рассказы по химии ( 4 часа)
Выдающиеся русские ученые-химики
Мое любимое химическое вещество
Основные изучаемые вопросы:
Химия как часть естествознания. Предмет химии. Методы изучения естествознания. Моделирование. Химическая символика. Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Химия и физика. Агрегатные состояния вещества. Химия и география. Химия и биология. Качественные реакции в химии. Относительные атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Чистые вещества и смеси. Объемная доля компонента газовой смеси. Массовая доля вещества в растворе. Массовая доля примесей. Разделение смесей. Фильтрование. Адсорбция. Дистилляция. Химические реакции. Признаки химических реакций.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории)».
Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечей. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами».
Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества».
Практическая работы №4 «Выращивание кристаллов соли».
Практическая работа №5 «Очистка поваренной соли».
Практическая работа №6 «Коррозия металлов».
Программа предусматривает как устные так и письменные формы контроля знании, а так же практические работы и домашние эксперименты, такие как:
Продолжительность горения свечи в зависимости от объема воздуха.
Диффузия ионов перманганата калия в воде. Изучение скорости диффузии аэрозолей. Диффузия сахара в воде.
Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы. 2. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | Химия в центре естествознания | 11 |
2 | Математика в химии | 10 |
3 | Явления, происходящие с веществами | 9 |
4 | Рассказы по химии | 4 |
5 | Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
№ п/п | Название раздела, тема урока | Количество часов | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||
Химия в центре естествознания (11ч.) | |||||
1. | Инструктаж по ТБ. Химия как часть естествознания. Предмет химии | 1 | сообщение | 03.09 | |
2. | Методы изучения естествознания. Лабораторная работа №1 «Методы изучения естествознания» | 1 | Сам.раб. | 10.09 | |
3. | Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете» | 1 | Пр. раб. №1 | 17.09 | |
4. | Анализ практической работы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2 «Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки». | 1 | Пр. раб. №2 | 24.09 | |
5. | Анализ практической работы. Моделирование | 1 | модель | 01.10 | |
6. | Химические знаки и формулы | 1 | знаки | 07.10 | |
7. | Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно – кинетической теории. | 1 | сообщение | 14.10 | |
8. | Агрегатные состояния веществ | 1 | Оформить работу | 21.10 | |
9. | Химия и география | 1 | Тесты | 28.10 | |
10. | Химия и биология. Лабораторная работа №2 «Определение содержания различных веществ в растительных и животных клетках». | 1 | Оформить работу | 04.11 | |
11. | Качественные реакции в химии | 1 | Знаки | 11.11 | |
Математические расчёты в химии (10 ч.) | |||||
12. | Относительные атомная и молекулярная массы | 1 | Задача | 18.11 | |
13. | Массовая доля химического элемента в сложном веществе | 1 | Задача | 25.11 | |
14. | Решение задач на вычисление массовой доли элемента в веществе. | 1 | тест | 02.12 | |
15. | Чистые вещества и смеси | 1 | Оформить работу | 09.12 | |
16. | Объёмная доля компонента газовой смеси | 1 | Задача | 16.12 | |
17. | Массовая доля вещества в растворе. Решение расчётных задач. | 1 | Задача | 23.12 | |
18. | Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества» | 1 | повторение | 13.01 | |
19. | Анализ практической работы. Массовая доля примесей. | 1 | Задача | 20.01 | |
20. | Решение задач и упражнений по теме «Математические расчёты в химии» | 1 | тесты | 27.01 | |
21 | Контрольная работа №1 «Математические расчёты в химии» | 1 | Задача | 03.02 | |
Явления, происходящие с веществами (9 ч.) | |||||
22. | Анализ контрольной работы. Разделение смесей | 1 | Сообщение | 10.02 | |
23. | Фильтрование | 1 | Опыт | 17.02 | |
24. | Адсорбция. Дистилляция | 1 | Сообщение | 25.02 | |
25. | Обсуждение результатов домашнего эксперимента – практической работы №4 «Выращивание кристаллов соли». Подведение итогов конкурса на лучший выращенный кристалл. | 1 | Оформить работу | 04.03 | |
26. | Инструктаж по ТБ. Практическая работа №5 «Очистка поваренной соли» | 1 | Ответы на вопросы | 11.03 | |
27. | Анализ практической работы. Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций. | 1 | Тесты | 18.03 | |
28. | Признаки химических реакций | 1 | Знать формулы | 07.04 | |
29. | Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления, происходящие с веществами» | 1 | Составить формулы | 14.04 | |
30. | Контрольная работа №2 «Явления, происходящие с веществами» | 1 | Тесты | 21.04 | |
Рассказы по химии (4 ч. ) | |||||
31. | Анализ контрольной работы. Ученическая конференция «Выдающиеся русские учёные – химики». О жизни и деятельности М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева, А.М.Бутлерова. | 1 | тесты | 28.04 | |
32. | Конкурс сообщений учащихся «Моё любимое химическое вещество» об открытии, получении и значении выбранного химического вещества | 1 | Сообщение | 05.05 | |
33. | Конкурс ученических проектов | 1 | Проект | 12.05 | |
34. | Защита проектов учащихся | 1 | Проект | 19.05 |
Планируемые результаты обучения
Личностные:
- в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
знать / понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- основные химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, вещество, массовая и объемная доли, химическая реакция;
уметь
- называть: химические элементы;
- определять: состав веществ по их формулам,;
- обращатьсяс химической посудой и лабораторным оборудованием;
- вычислять:атомную и молекулярную массы; производить расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Перечень учебно – методического обеспечения
- Авторская программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному Государственному образовательному стандарту основного общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации
- О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин, Химия. Вводный курс 7 класс, Москва: Дрофа, 2014. – 160 с.
- Рабочая тетрадь к учебному пособию О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова, А.К.Ахлебинина, Химия. Вводный курс 7 класс, Москва: Дрофа, 2014. – 107 с.
- Габриелян О.С., Шипарева Г, А. Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова, А.К.Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс», М: Дрофа, 2007. – 205 с.
5) .Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010г
6) Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2009г.
7) Журналы «Химия в школе»
Натуральные объекты: коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон.
Химические реактивы, химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы
Модели кристаллических решёток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода(1У), поваренной соли, льда, йода, железа, меди, магния, наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул.
Учебные пособия на печатной основе
В процессе обучения химии используются следующие таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»
пояснительная записка, тематическое планирование....
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....
Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...
Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...
Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.
В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....