Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
В работе приводится тематическое ланирование учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novoshinskiy_9_klass.doc | 248 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Аллабердинская средняя общеобразовательная школа»
села Аллабердино Тюльганского района Оренбургской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО «Краевед» ___________________________ Протокол №____ от «___» ____________ 20 ___г | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР __________ /С.Р.Бикинеева/ «___» ____________ 20 ___г | «Утверждено» Директор школы ___________ /С.С.Кузбаева / Приказ № ______ от «___» ____________ 20 ___г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
9 КЛАСС (уровень – базовый)
Программа Авторы:И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская
Учебник: Химия: Учебник для 9 класса общеобр. учреждений. И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. – М. «Русское слово – РС», 2010
Количество часов: 68 ч
Составил: учитель химии Алибаева Гуляйша Аскатовна
2014 -2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (2004) и примерной программы основного общего образования, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (2012г), авторской программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская (2012 г.)).
В 9 классе продолжается развитие системы знаний по курсу химии: изучаются окислительно-восстановительные реакции, периодический закон, газовые законы, основы неорганической химии (химии элементов и их соединений), формируются представления об органических веществах, что придает курсу логическую завершенность.
В основе программы лежит идея зависимости свойств веществ от их состава и строения.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем используется не только демонстрационная его функция, но и стимулирующая, проблемная. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения. Опыты, включенные в практические работы, выполняются с учетом возможностей химического кабинета (наличия вытяжных шкафов, реактивов и оборудования) и особенностей класса.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, т. е. 2 часа в неделю.
Из них контрольных работ – 4; практических работ – 7.
Цели
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Место предмета в базисном учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов. В том числе по 68 часов в VIII и IX классах, из расчета – 2 учебных часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа
жизни.
Результаты обучения
Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Содержание
9 класс
(2 ч в неделю; всего 70 часов)
Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса (2 ч)
Свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации.
Практическая работа 1
Решение экспериментальных задач по темам «Важнейшие классы неорганических соединений» и «Реакции ионного обмена».
Тема 1
Окислительно-восстановительные реакции (3 ч)
Определение окислительно-восстановительных реакций. Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительная двойственность. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Демонстрации
1. Взаимодействие соляной кислоты с цинком и оксидом кальция.
2. Горение серы (угля) и взаимодействие оксида серы(1V) с водой.
Лабораторный опыт 1
Окислительно-восстановительные реакции.
Тема 2
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений (4 ч)
Первые попытки классификации химических элементов. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Предсказательная роль этого открытия. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете современных представлений. Периодическое изменение свойств атомов, простых и сложных веществ (оксидов, гидроксидов). Современная формулировка периодического закона. Причины периодичности свойств элементов и образованных ими веществ. Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения элемента в Периодической системе. Значение периодического закона для развития науки и техники. Роль периодического закона в создании научной картины мира. Научный подвиг Д. И. Менделеева.
Демонстрации
1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Лабораторный опыт 2
Сущность явления периодичности.
Тема 3
Водород и его важнейшие соединения (7 ч)
Водород — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Положение водорода в Периодической системе. Водород — простое вещество. Молекула водорода. Нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) водорода: взаимодействие с неметаллами, активными металлами и оксидами металлов. Водород — экологически чистое топливо. Применение водорода. Меры предосторожности при работе с водородом.
Молярный объем газа. Закон Авогадро.
Относительная плотность газов.
Оксид водорода — вода. Состав, строение.
Химические свойства воды: взаимодействие с активными металлами (щелочными и щелочно-земельными) и оксидами этих металлов, с кислотными оксидами. Кислотно-основные свойства воды. Круговорот воды в природе. Вода и здоровье. Охрана водных ресурсов. Очистка воды.
Демонстрации
1. Получение водорода и ознакомление с его физическими и химическими свойствами.
2. Модель молекулы воды.
3. Очистка воды перегонкой.
4. Взаимодействие воды с натрием, оксидом фосфора(V) и оксидом кальция, испытание полученных растворов гидроксидов индикаторами.
Расчетные задачи
1. Расчеты с использованием физической величины «молярный объем газа».
2. Определение относительной плотности газов.
3. Вычисление по уравнениям химических реакций объемов газов по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию или образующихся в результате реакции веществ
Тема 4
Галогены (6 ч)
Общая характеристика галогенов на основе положения химических элементов в Периодической системе. Сходства и различия в строении атомов элементов подгруппы. Молекулы простых веществ и галогеноводородов. Физические и химические свойства галогенов.
Хлор — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степень окисления. Хлор — простое вещество. Нахождение в природе. Получение хлора и его физические свойства, растворимость в воде (хлорная вода), действие на организм. Химические (окислительные) свойства хлора: взаимодействие с металлами и водородом.
Применение хлора.
Хлороводород и соляная кислота: получение, свойства. Качественная реакция на хлорид-ион.
Фтор, бром, иод. Сравнительная характеристика окислительных свойств галогенов. Качественные реакции на бромид-, иодид-ионы и иод.
Применение галогенов и их соединений.
Демонстрации
1. Образцы галогенов — простых веществ.
2. Получение хлорной воды.
3. Обесцвечивание хлорной водой красящих веществ.
4. Сравнение растворимости иода в воде, водном растворе иодида калия и органических растворителях (спирте).
5. Получение хлороводорода и соляной кислоты.
Лабораторный опыт 3
Вытеснение одних галогенов другими из соединений (галогенидов).
Лабораторный опыт 4
Растворимость брома и иода в органических растворителях.
Лабораторный опыт 5
Распознавание иода.
Лабораторный опыт 6
Распознавание хлорид-, бромид-, иодид-ионов в растворах.
Практическая работа 2
Галогены.
Расчетные задачи
- Решение задач Вычислениеи массы я(обёма, количеств вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке
Тема 5
Скорость химических реакций (3 ч)
Понятие о скорости химической реакции. Реакции гомогенные и гетерогенные. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа, концентрация веществ, площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ, температура и катализатор.
Необратимые и обратимые реакции. Классификация химических реакций.
Демонстрации
Опыты, показывающие зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ (взаимодействие алюминия и железа с соляной кислотой или взаимодействие цинка с уксусной и соляной кислотами), концентрации и температуры (взаимодействие цинка или оксида меди(II) с серной кислотой различной концентрации при различных температурах), катализатора (разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца(IV)).
Лабораторный опыт 7
Влияние площади поверхности твердого вещества на скорость растворения мела в соляной кислоте.
Тема 6
Подгруппа кислорода (9ч)
Кислород — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Кислород — простое вещество. Нахождение в природе. Получение кислорода, его физические и химические (окислительные) свойства: взаимодействие с металлами и неметаллами. Роль кислорода в природе и его применение.
Аллотропные видоизменения кислорода. Озон. Получение, свойства и применение. Действие озона на организм. Озоновый щит Земли.
Сера. Строение атома, степени окисления, аллотропия. Сера в природе. Физические и химические (окислительно-восстановительная двойственность) свойства серы: взаимодействие с металлами, водородом и кислородом. Применение серы.
Сероводород. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Действие сероводорода на организм. Сероводородная кислота. Сульфиды. Качественная реакция на сульфид-ион. Применение сероводорода и сульфидов.
Оксид серы(1У). Получение, свойства и применение. Сернистая кислота. Качественная реакция на сульфит-ион.
Оксид серы(У1). Получение и свойства.
Серная кислота, ее физические и химические свойства. Свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Действие концентрированной серной кислоты на организм. Сульфаты. Качественная реакция на сульфат-ион. Значение серной кислоты в народном хозяйстве.
Демонстрации
1. Получение кислорода и ознакомление с его физическими и химическими свойствами.
2. Взаимодействие серы с металлами и кислородом.
3. Распознавание сульфид- и сульфит-ионов в растворе.
Лабораторный опыт 8
Качественная реакция на сульфат-ион.
Практическая работа 3
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
Расчетные задачи
Тема 7
Подгруппа азота (8ч)
Азот — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Азот — простое вещество. Нахождение в природе, получение и физические свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) азота: взаимодействие с металлами, водородом и кислородом. Применение азота.
Аммиак. Соли аммония. Строение молекулы, получение, физические и химические свойства: горение, взаимодействие с водой, кислотами и оксидами металлов. Соли аммония, их получение и свойства. Качественная реакция на ион аммония. Применение аммиака и солей аммония.
Оксиды азота. Получение, свойства, действие на организм и окружающую среду оксидов азота(П) и (IV).
Азотная кислота, ее получение, физические и химические (окислительные) свойства: взаимодействие с металлами, стоящими в ряду активности после водорода. Применение. Нитраты. Качественная реакция на нитрат-ион.
Фосфор. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Аллотропия (белый, красный, черный фосфор). Химические свойства фосфора: взаимодействие с металлами и кислородом. Важнейшие соединения фосфора: оксид фосфора(V) и ортофосфорная кислота, фосфаты и гидрофосфаты. Качественная реакция на фосфат-ион.
Применение фосфора и его соединений.
Демонстрации
1. Растворение аммиака в воде.
2. Горение аммиака в кислороде.
3. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
4. Образцы азотных, калийных и фосфорных удобрений.
Лабораторный опыт 9
Качественная реакция на соли аммония.
Лабораторный опыт 10
Качественная реакция на фосфат-ион.
Практическая работа 4
Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония.
Расчетные задачи
Решение задач
Тема 8
Подгруппа углерода (6ч)
Углерод — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Углерод — простое вещество. Аллотропные модификации (алмаз, графит) и их свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) углерода: горение, восстановление оксидов металлов, взаимодействие с металлами и водородом. Оксиды углерода(П) и (IV), получение, свойства и применение. Действие оксида углерода(П) на организм. Угольная кислота, карбонаты и гидрокарбонаты. Качественная реакция на карбонаты и гидрокарбонаты. Углерод — основа живой (органической) природы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений. Парниковый эффект. Круговорот углерода в природе.
Кремний — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Кремний — простое вещество. Нахождение в природе, получение и физические свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) кремния: взаимодействие с неметаллами и металлами. Оксид кремния(ГУ) и кремниевая кислота, силикаты. Кремний — основа неживой (неорганической) природы. Применение кремния.
Понятие о силикатной промышленности (производство керамики, стекла, цемента, бетона, железобетона)
Демонстрации
1. Образцы природных соединений углерода и кремния.
2. Отношение карбонатов и гидрокарбонатов к кислотам.
3. Получение кремниевой кислоты.
Лабораторный опыт 11
Адсорбционные свойства угля.
Лабораторный опыт 12
Распознавание карбонатов.
Лабораторный опыт 13
Свойства водных растворов водородных соединений неметаллов.
Практическая работа 5
Получение оксида углерода(1У) и изучение его свойств. Свойства карбонатов.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
Тема 9
Металлы и их соединения (9 ч)
Металлы и их важнейшие химические соединения (обзор) (3 ч)
Положение элементов, образующих простые вещества — металлы, в Периодической системе, особенности строения их атомов, радиусы атомов, электроотрицательность, степени окисления.
Простые вещества — металлы. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Характерные физические свойства металлов.
Металлы в природе. Общие способы получения металлов (пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия). Химические (восстановительные) свойства металлов. Ряд активности металлов. Отношение металлов к неметаллам, растворам солей, кислот и воде.
Алюминий (1 ч)
Строение атома алюминия. Его природные соединения, получение, физические и химические свойства. Взаимодействие с неметаллами, оксидами металлов, растворами кислот и щелочей, водой. Соединения алюминия, амфотерностъ его оксида и гидроксида. Качественная реакция на ион алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Магний и кальций (2 ч)
Общая характеристика химических элементов главной подгруппы II группы.
Строение атомов магния и кальция. Магний и кальций в природе, способы их получения, физические и химические свойства.
Важнейшие соединения магния и кальция (оксиды, ги-дроксиды и соли), их свойства и применение. Качественная реакция на ион кальция. Биологическая роль и применение соединений магния и кальция. Жесткость воды и способы ее устранения. Превращения карбонатов в природе.
Щелочные металлы (2 ч)
Общая характеристика химических элементов главной подгруппы I группы.
Строение атомов щелочных металлов. Распространение щелочных металлов в природе и способы их получения. Физические и химические свойства простых веществ и важнейших соединений (оксидов, гидроксидов, солей). Биологическая роль и применение соединений натрия и калия. Калийные удобрения.
Железо (2 ч)
Особенности строения атома железа, степени окисления. Природные соединения железа, его получение, физические и химические свойства. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и (III). Качественные реакции на ионы Fе2+ и Fе3+. Сплавы железа — чугун, сталь. Значение железа и его соединений в жизненных процессах и в народном хозяйстве.
Демонстрации
1. Образцы минералов, металлов и сплавов.
2. Опыты, показывающие восстановительные свойства металлов.
3. Взаимодействие натрия и кальция с водой.
4. Окрашивание пламени ионами натрия, калия и кальция.
5. Получение и исследование свойств гидроксидов железа(II) и (III).
Лабораторный опыт 14
Жесткость воды и ее устранение.
Лабораторный опыт 15
Качественные реакции на ионы железа.
Практическая работа 6
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Расчетные задачи
- Решение задач по материалу темы.
Те м а 10
Органические соединения (9 ч)
Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических веществ.
Предельные углеводороды — алканы. Общая характеристика предельных углеводородов. Нахождение в природе, физические и химические свойства: горение, реакция замещения (на примере метана). Применение алканов.
Непредельные углеводороды — алкены. Состав и физические свойства алкенов. Химические свойства: горение, реакции присоединения водорода, галогенов и полимеризации (на примере этилена). Представление о полимерах. Применение этилена в быту и народном хозяйстве.
Природные источники углеводородов. Природные и попутные нефтяные газы, их состав и использование. Нефть. Каменный уголь.
Функциональные группы (гидроксильная, карбоксильная группы, аминогруппа).
Спирты. Общая характеристика спиртов. Метиловый и этиловый спирты. Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с кислотами. Действие спиртов на организм. Трехатомный спирт глицерин. Применение спиртов.
Карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Реакция этерификации. Понятие о сложных эфирах.
Жиры — сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Физические свойства, применение и биологическая роль жиров.
Понятие об углеводах. Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, их нахождение в природе и биологическая роль.
Азотсодержащие соединения. Понятие об аминокислотах. Белки, их биологическая роль. Качественные реакции на белки.
Демонстрации
1. Отношение углеводородов к кислороду и бромной воде.
2. Образцы полимеров.
3. Горение спирта.
4. Образцы жиров и углеводов.
Лабораторный опыт 16
Свойства уксусной кислоты.
Лабораторный опыт 17
Качественная реакция на белки.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы
Тематическое планирование уроков химии в 9 классе по программе Новошинского И.И.Новошинскрй Н.С. Химия. 9.
68 часов (2 часа в неделю) | |||||||||
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Термины и понятия | Основное содержание | Химический эксперимент | Домашнее задание | |||
Введение | Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса | 2 часа | |||||||
1 | 1 | Важнейшие классы неорганических веществ в свете теории электролитической диссоциации | Вводный инструктаж по ТБ Свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации. Р 1 3-5, 4-5, 6-5 | Повт Х - 8 § 45 – 49 | |||||
2 | 2 | Практическая работа 1 Решение экспериментальных задач «Важнейшие классы неорганических веществ», «Реакции ионного обмена» | Первичный инструктаж по ТБ Решение экспериментальных задач. Р 1 7-5, 8-5, 9-5, 10-5, 13-5 | Пр 1 Важнейшие классы неорганических соединений. Реакции ионного обмена | Повт классификацию ХР, ЭО, СО, строение атома, типы ХС | ||||
ТЕМА 1 | Окислительно-восстановительные реакции | 3 часа | |||||||
3 | 1 | Основные положения теории окислительно-восстановительных реакций | ОВР Неокислительно-восстановительные реакции Окисление Восстановление Окислитель восстановитель | Окислительно-восстановительные и неокислительно-восстановительные реакции. Восстановители и окислители. Р 1 21-5 | Д 1 Сравнение взаимодействия HCl c Zn и взаимодействия HCl c CaO Д 2 Сравнение горения серы (угля) и взаимодействия СО2 с NaOH | § 1 В 1-2 | |||
4 | 2 | Окислители и восстановители. Окислительно – восстановительная двойственность. | Минимальная СО Максимальная СО Промежуточная СО Окислительно-восстановительная двойственность | Минимальная, максимальная и промежуточная степень окисления. Окислительно-восстановительная двойственность. Р 1 7-4 | § 2 В 1-2 | ||||
5 | 3 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций | Метод электронного баланса | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Р 1 1-1, 25-5 | Л.Р.№1 «Окислительно – восстановительные реакции» | § 3 В 1
| |||
ТЕМА 2 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений | 4 часа | |||||||
6 | 1 | Открытие периодического закона | Естественные группы Щелочные металлы Галогены Периодический закон Периодическая система ХЭ | Первые попытки классификации химических элементов. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. Р 1 5-1, 6-1 | § 4
| ||||
7 | 2 | Периодический закон и Периодическая система в свете современных представлений | Заряд ядра Физический смысл порядкового номера Современная формулировка Периодического закона | Современная формулировка периодического закона. Причины периодичности свойств атомов элементов и их соединений. Периодический закон и Периодическая система в свете современных представлений. | Л р №2 Сущность явления периодичности (отношение Mg(OH)2 и Ca(OH)2 к растворам HCl и NaOH) | § 4 В 1-3 | |||
8 | 3 | Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в Периодической системе и строения атома | Периодическое изменение свойств атомов, простых и сложных веществ (оксидов и гидроксидов). Определение исходя из положения ХЭ в ПС и строения его атома: - в какой роли: окислителя или восстановителя элемент может выступать в ОВР или обладает окислительно-восстановительной двойственностью; - его минимальной и максимальной СО. Определение по максимальной СО: - формулы высшего оксида и гидроксида элемента; - свойств (основные, кислотные или амфотерные) его оксида и гидроксида. Сравнение характеристик атомов элемента и его соединений с характеристиками соседних (по периоду и подгруппе) элементов и их соединений. Значение ПЗ для развития науки и техники, в создании научной картины мира. Научный подвиг Д.И.Менделеева. Р 1 6-2 | § 5
В 1-2 | |||||
9 | 4 | Значение Периодического закона. Итоговый урок | Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся по темам «Окислительно-восстановительные реакции» и «Периодический закон. Периодическая система химических элементов». Контроль знаний. Р 1 1-2, 25-2 | § 6 сообщено жизни идеят-ти Д.И.Мен делеева
| |||||
ТЕМА 3 | Водород и его важнейшие соединения | 7 часов | |||||||
10 | 1 | Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение | Водород – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Положение водорода в ПСХЭ. Водород – простое вещество. Молекула водорода. Нахождение в природе, получение водорода. | § 7 В 1, 2, 6, 7 после | |||||
11 | 2 | Свойства и применение водорода | Гремучий газ | Физические и химические свойства водорода (взаимодействие с неметаллами и оксидами металлов). Окислительно-восстановительная двойственность, взаимодействие с активными металлами. Меры предосторожности с водородом. Водород – экологически чистое топливо. Применение водорода. | Д 3 Получение водорода и ознакомление с его физическими и химическими свойствами | § 8 В 3-5 повт колич-во вещ-ва моль молярн масса | |||
12 | 3 | Молярный объем газов. Закон Авогадро. | Нормальные условия Молярный объем газа Закон Авогадро Плотность газа по водороду Плотность газа по воздуху | Молярный объем газов. Закон Авогадро. Относительная плотность газов. РРЗ Расчеты с использованием физической величины «молярный объем газа» и закона Авогадро. Определение относительной плотности газов. | § 9,10 В 2, 3а, 5а, 6б | ||||
13 | 4 | Относительная плотность газов. Объемные отношения газов. | Закон объемных отношений | РРЗ Алгоритм вычислений по химическим уравнениям с использованием физической величины «молярный объем газа». Закон объемных отношений. | §11 В 1, 2, 4 | ||||
14 | 5 | Оксид водорода - вода | Дистилляция Диполь Ассоциация Тяжелая вода | Вода в природе. Получение чистой воды. Охрана водных ресурсов. Физические свойства воды. Особенности (аномальные свойства) воды. Структура молекулы воды. Химические свойства воды: взаимодействие с активными металлами (щелочными и щелочноземельными) и оксидами этих металлов, с кислотными оксидами. | Д 4 Модель молекулы воды Д 5 Очистка воды перегонкой Д 6 Взаимодействие воды с натрием, оксидом фосфора (Y) и оксидом кальция, испытание полученных растворов гидроксидов индикаторами | § 12 В 3, 8, 9 сообщ-я круговорот воды охрана воды очистка воды | |||
15 | 6 | Решение задач с использованием физических величин «Молярный объем газов», «Объемные отношения газов» | Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Водород и его важнейшие соединения». Выполнение упражнений и решение расчетных задач. Р 1 2, 10 | подгот к контролю знаний | |||||
16 | 7 | Урок контроля знаний и навыков учащихся 1 «ОВР. Водород, Объемные отношения газов» | Контроль знаний, умений и навыков учащихся. Р 1 18 (кроме 4) | индивид задания положение Г в ПСХЭ история открытия | |||||
ТЕМА 4 | Галогены | 6 часов | |||||||
17 | 1 | Галогены | Галогены Возгонка | Общая характеристика галогенов на основе их положения в Периодической системе элементов. Общность и различие в строении атомов. Молекулы простых веществ и галогенидов. Физические и химические свойства галогенов. Р 1 21-3 | Л 3 Вытеснение одних галогенов другими из их соединений (галогенидов). Л 4 Растворимость брома и иода в органических растворителях | § 13 В 1, 2 | |||
18 | 2 | Хлор | Хлорная вода Хлорная известь | Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства хлора, растворимость в воде, окислительные свойства взаимодействие с металлами, водородом. Взаимодействие с водой. Понятие о хлорной извести. Применение хлора. Действие хлора на организм. | § 14 В 1-4
| ||||
19 | 3 | Хлороводород и соляная кислота | Качественная реакция | Получение хлороводорода и соляной кислоты. Физические и химические свойства, применение соляной кислоты. Качественные реакции на хлорид-, бромид-, иодид- ионы. | § 15 В 2, 4, 5 | ||||
20 | 4 | Фтор, бром,иод. | Л 5 Распознавание иода Л 6 Распознавание хлорид-, бромид-, иодид-ионов в растворах | § 16 | |||||
21 | 5 | Практическая работа 2 Изучение свойств соляной кислоты. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены» | Практическая работа 2 Изучение свойств соляной кислоты. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены» Р 1 12-4, 15-3, 15-5, 25-3 | Пр 2 Изучение свойств соляной кислоты. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены» | |||||
22 | 6 | Решение расчетных задач на избыток (недостаток) реагентов | Алгоритм решения расчетных задач на избыток (недостаток) реагентов. РРЗ Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. | § 17 В 1-4 | |||||
ТЕМА 5 | Скорость химических реакций и их классификация | 3 часа | |||||||
23 | 1 | Скорость химических реакций | Концентрация вещества Скорость химических реакций Гомогенные реакции Гетерогенные реакции | Понятие о скорости химической реакции. Единицы скорости химической реакции. Реакции гомогенные и гетерогенные. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ на скорость гетерогенной реакции. Р 2 1-3, 2-3, 3-5, 5-4 | Л 7 Влияние площади поверхности твердого вещества на скорость растворения мела в соляной кислоте | § 18 В 1-2 § 19 | |||
24 | 2 | Условия, влияющие на скорость химических реакций | Катализаторы положительные и отрицательные (ингибиторы) Каталитические реакции Биологические катализаторы (ферменты) | Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ и их концентрации, от температуры и катализатора. Понятие об ингибиторах. | Д 6 Взаимодействие Zn с HCl и CH3COOH Д 7 Взаимодействие CuO с H2SO4 различной концентрации Д 8 Разложение H2O2 в присутствии MnO2 | § 18 В 1, 2, 5 | |||
25 | 3 | Классификация химических реакций. | Обратимые реакции Необратимые реакции Прямая реакция Обратная реакция | Понятие об обратимости химических реакций. Обобщение знаний о классификации химических реакций. Контроль знаний. | § 19 В 1-3 Сообщ положение в ПСХЭ халькогенов История открытия | ||||
ТЕМА 6 | Подгруппа кислорода | 9 часов | |||||||
26 | 1 | Кислород. Озон. Аллотропия. | Халькогены Аллотропия | Общая характеристика элементов подгуппы кислорода. Общность и различие в строении атомов элементов подгруппы. Положение кислорода в ПС. Кислород – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Кислород – простое вещество. Распространение в природе. Получение кислорода, его физические и химические (окислительные) свойства. Роль кислорода в природе и его применение. Аллотропные видоизменения кислорода. Озон: получение, свойства и применение. Озоновый «щит» Земли. | Д 9 Получение кислорода и ознакомление с его физическими и химическими свойствами | § 20, § 21 В 1, 3-5 Сообщен Озоновый слой, его роль Озоновые дыры | |||
27 | 2 | Сера | Сера. Строение атома, степени окисления. Нахождение в природе. Физические и химические свойства серы: взаимодействие с металлами, кислородом и водородом, окислительно-восстановительная двойственность. Сероводород. Сульфиды. Применение серы, сероводорода и сульфидов. | Д 10 Взаимодействие серы с металлами и кислородом | § 22 В 2, 3
| ||||
28 | 3 | Оксид серы (IV). Сернистая кислота | Оксид серы (IY) и сернистая кислота, их получение, свойства и применение. Качественная реакция на сульфит-ион | Д.11 Распознавание сульфид и сульфит – ионов в растворе | § 24 В 1-3 | ||||
29 | 4 | Оксид серы (YI). Серная кислота и ее соли | Олеум | Физические и химические свойства оксида серы (YI) и серной кислоты. Различие свойств разбавленной и концентрированной серной кислоты. Сульфаты. Качественная реакция на сульфат-ион. | Л.Р. 8 Качественная реакция на сульфат – ион. | § 25 В 1-4 Сообщ Производство и значение серной кислоты в н/х | |||
30 | 5 | Химизм промышленного способа получения серной кислоты | Химические реакции, лежащие в основе промышленного получения серной кислоты. Охрана окружающей среды от загрязнений отходами сернокислого производства. Значение серы, ее соединений, в том числе серной кислоты в народном хозяйстве. Р 2 18-4, 18-5 | 22-25 В 1, 2 | |||||
31 | 6 | Проведение химических расчетов, связанных с участием веществ, содержащих примеси | Технические вещества | Алгоритм решения расчетных задач, связанных с участием веществ, содержащих примеси. РРЗ Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего определенную массовую долю примесей. | § 26 В 1-3 | ||||
32 | 7 | Практическая работа 3 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» | Практическая работа 3 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». Р 2 6, 20 | Пр 3 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» | |||||
33 | 8 | Решение задач. Итоговый урок | Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по темам «Галогены», «Скорость химических реакций» и «Подгруппа кислорода». Выполнение упражнений и решение расчетных задач. Р 2 21, 23 | Подгот к контролю знаний | |||||
34 | 9 | Урок контроля знаний и навыков учащихся 2 | Контроль знаний, умений и навыков учащихся. Р 1 17-1, 17-2, 24-4 | Сообщ положение в ПСХЭ подгр азота История открытия ХЭ | |||||
ТЕМА 7 | Подгруппа азота | 8 часов | |||||||
35 | 1 | Азот | Общая характеристика элементов подгруппы азота. Положение азота в ПС. Азот – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Азот – простое вещество. Молекула азота, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства азота (взаимодействие с металлами, водородом и кислородом), окислительно-восстановительная двойственность. Применение азота. Р 3 1-4 | § 27
В 1, 2 | |||||
36 | 2 | Аммиак . Соли аммония. | Аммиачная вода | Получение и физические свойства аммиака. Строение молекулы аммиака и его химические свойства (горение, взаимодействие с водой и кислотами). Аммиачная вода. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония. Применение аммиака и солей аммония. | Л 9 Качественная реакция на ион аммония Д 12 Растворение аммиака в воде Д 13 Горение аммиака в кислороде | § 28 В 2 | |||
37 | 3 | Практическая работа 4 Получение аммиака и изучение его свойств | Практическая работа 4 Получение аммиака и изучение его свойств. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака. Возгонка хлорида аммония. Р 3 2 | Пр 4 Получение аммиака и изучение его свойств | Сообщ Производство и значение азотной кислоты в н/х | ||||
38 | 4 | Оксиды азота . Азотная кислота и ее соли | Химизм промышленного и лабораторного способов получения азотной кислоты, ее физические и химические (окислительные) свойства: взаимодействие с металлами, неметаллами. Нитраты. Качественная реакция на нитрат-ион. Применение азотной кислоты и нитратов. | Д 14 Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью | §29В 1-4 Азотные удобрения Калийные удобрения | ||||
39 | 5 | Круговорот азота в природе | Макроэлементы микроэлементы | Источники пополнения азотом почвы. Процессы, приводящие к удалению азота из почвы. Азотные и калийные удобрения. | Д 15 Образцы азотных и калийных удобрений | § 30 - 31 В 1, 2 § 36 ч 1 В 2 Сообщ Фосфорные удобрения | |||
40 | 6 | Фосфор и его соединения | Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Природные соединения фосфора. Аллотропные модификации фосфора. Основные химические свойства фосфора (взаимодействие с кислородом), оксида фосфора (Y) и ортофосфорной кислоты. Фосфаты и гидрофосфаты. Качественная реакция на фосфат-ион. Фосфорные удобрения. Круговорот фосфора в природе. | Л 10 Качественная реакция на фосфат-ион | § 32 В 4 ч 2 | ||||
41 | 7 | Практическая работа 5 Ознакомление с минеральными удобрениями и их распознавание | Практическая работа 5 Ознакомление с минеральными удобрениями и их распознавание Свойства азотных, фосфорных и калийных удобрений. Распознавание образцов этих удобрений. Р 3 20 | Пр.5 | Подготовка к контролю знаний | ||||
42 | 8 | Решение задач. Итоговый урок | Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся по теме «Подгруппа азота». Решение задач и упражнений. Контроль знаний. Р 3 11-1, 11-2, 11-3 | Сообщ положение в ПСХЭ подгр углерода История открытия ХЭ | |||||
ТЕМА 8 | Подгруппа углерода | 6 часов | |||||||
43 | 1 | Углерод | Пиролиз | Общая характеристика подгруппы углерода. Положение углерода в ПС. Углерод – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Углерод – простое вещество. Нахождение углерода в природе. Аллотропные модификации углерода. Кристаллические решетки, физические свойства, применение алмаза и графита. Химические свойства (восстановительные) углерода (горение, восстановление оксидов металлов). | Л 11 Адсорбционные свойства углерода Д 16 Образцы природных соединений углерода | § 33
В 2, 4, 5 Сообщ Круговор углерода Парниковый эффект | |||
44 | 2 | Кислородные соединения углерода Круговорот углерода в природе. | Оксиды углерода (II) и (IY), получение, свойства и применение. Свойства угольной кислоты. Карбонаты и гидрокарбонаты. Качественные реакции на карбонаты и гидрокарбонаты. Применение солей угольной кислоты. Углерод – основа живой природы. Круговорот углерода в природе. «Парниковый эффект» | Д 17 Отношение карбонатов и гидрокарбонатов к действию кислот Л 12Распознавание карбонатов | § 34-35 В 3
В 2 | ||||
45 | 3 | Практическая работа 6 Получение оксида углерода (IY) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. | Практическая работа 6 Получение оксида углерода (IY) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. Р 3 22-1, 22-2, 24-4 | Пр 6 Получение оксида углерода (IY) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. | Сообщ Силикатная промышл | ||||
46 | 4 | Кремний и его соединения | Строение атома. Кремний и его соединения в природе. Свойства, применение кремния и оксида кремния (IY). Кремниевая кислота. Силикаты, их применение. | Д 18 Образцы природных соединений кремния Д 19 Получение кремниевой кислоты | § 36 В 2 Подгот к контролю знаний | ||||
47 | 5 | Водородные соединения неметаллов IV – YII групп | Состав и свойства водородных соединений неметаллов IY – YI групп. Закономерности изменения кислотно-основных свойств водных растворов этих соединений в периодах и главных подгруппах ПС | Л 13 Свойства водных растворов водородных соединений неметаллов | § 37 В 1 | ||||
48 | 6 | Урок контроля знаний и навыков учащихся 3 | Контроль знаний, умений и навыков учащихся. Р 3 18 | Положен металлов в ПС, история открытия ХЭ | |||||
ТЕМА 9 | Металлы и их соединения | 11 часов | |||||||
49 | 1 | Общая характеристика металлов Получение и физические свойства металлов. | Пирометаллургия Гидрометаллургия Электрометаллургия Металлическая связь | Положение металлов в Периодической системе, особенности строения их атомов, радиусы атомов, электроотрицательность, степени окисления. Простые вещества – металлы. Металлы в природе. Способы их получения. Металлический тип связи и металлическая кристаллическая решетка. Характерные физические свойства металлов. Р 4 2-1, 3-4, 4-1 | Д 20 Образцы минералов и металлов | § 38 ч 1 В 1, 6 | |||
50 | 2 | Химические свойства металлов. Сплавы металлов. | Сплавы Твердые растворы Интерметаллические соединения | Химические (восстановительные) свойства металлов. Ряд активности металлов. Отношение металлов к неметаллам, воде, растворам кислот и солей. Сплавы металлов, их свойства и применение. | Д 21 Опыты, показывающие восстановительные свойства металлов Д 22 Образцы сплавов | § 39 В 2, 4, 6
В 2 | |||
51 | 3 | Вычисление массы (объема) компонентов в смеси | Алгоритм расчетных задач по определению состава смеси. РРЗ Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами. | § 40 В 1, 2 | |||||
52 | 4 | Алюминий и его соединения | Общая характеристика элементов главной подгруппы III группы. Строение атома. Природные соединения алюминия, его получение, физические и химические свойства. Соединения алюминия, амфотерность его оксида и гидроксида. Качественная реакция на ион Al3+. Применение алюминия и его соединений. | Л 14 Получение гидроксида алюминия и исследование его кислотно-основных свойств | § 41 В 4, 5 | ||||
53 | 5 | Магний и кальций | Магний и кальций. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Соединения магния и кальция: оксиды, гидроксиды, соли - (получение, свойства). Качественная реакция на ион Са2+. Биологическая роль и применение соединений магния и кальция. | Д 23 Взаимодействие кальция с водой Д 24 Окрашивание пламени ионами кальция | § 42 ч 1 В 2, 6 | ||||
54 | 6 | Жесткость воды и способы ее устранения | Жесткость воды Временная жесткость Постоянная жесткость | Карбонатная (временная) и некарбонатная (постоянная) жесткость воды. Устранение жесткости воды. Превращение карбонатов в природе. | Л 15 Жесткость воды и ее устранение | § 43 В 4, 5 С 202 домашний опыт | |||
55 | 7 | Щелочные металлы | Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы. Строение атомов. Натрий и калий. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Соединения натрия и калия, их свойства и применение. Биологическая роль соединений натрия и калия. Калийные удобрения. | Д 25 Окрашивание пламени ионами натрия и калия. Д 26 Взаимодействие натрия с водой | § 44 В 2, 4, 5 | ||||
56 | 8 | Железо и его соединения Коррозия металлов | легирование, антикоррозионные покрытия, ингибирование, протекторный метод. | Особенности строения электронной оболочки атома железа. Природные соединения железа, его получение и физические свойства, химические свойства железа, оксидов железа FeO и Fe2O3 гидроксидов Fe(OH)2 и Fe(OH)3. качественная реакция на ионы железа Fe2+ и Fe3+. Сплавы железа. Применение железа, его сплавов и соединений. Биологическая роль железа. | Л 16 Качественные реакции на ионы железа Д 27 Получение и исследование свойств гидроксидов железа (II) и (III) | § 45 - 47 В 5, 6 | |||
57 | 9 | Практическая работа 7 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения» | Практическая работа 7 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» Р 4 22, 23 | Пр 7 Решение экспериментальных задач | |||||
58 | 10 | Решение задач Итоговый урок | Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Металлы и их соединения». Р 4 9, 10 | Подготовка к контролю знаний | |||||
59 | 11 | Урок контроля знаний и навыков учащихся 4 | Контроль знаний, умений и навыков учащихся. Р 4 11 | ||||||
ТЕМА 10 | Органические соединения | 9 часов | |||||||
60 | 1 | Взаимосвязь неорганических и органических веществ. | Органические вещества | Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических веществ. Многообразие органических веществ. | § 48 | ||||
61 | 2 | Предельные углеводороды (алканы) | Углеводороды Предельные углеводороды (алканы) | Предельные углеводороды (на примере метана). Нахождение в природе, физические и химические свойства (горение, реакции замещения), практическое значение. | Д 27 Отношение метана к кислороду и бромной воде. | § 49 В 1, 4, 6 | |||
62 | 3 | Непредельные углеводороды (алкены и алкины) Природные источники углеводородов | Непредельные углеводороды (алкены, алкины) Полиэтилен | Непредельные углеводороды (на примере этилена и ацетилена). Физические и химические свойства (горение, реакция присоединения), практическое значение. Реакция полимеризации на примере этилена. Представление о полимерах (полиэтилен). | Д 28 Отношение этилена и ацетилена к кислороду и бромной воде Д 29 Образцы полимеров | § 50,51 В 1, 4 | |||
63 | 4 | Кислородсодержащие органические соединения. Спирты | Кислородсодержащие органические соединения Функциональные группы Спирты Многоатомные спирты | Понятие о функциональных группах. Спирты (на примерах метанола и этанола). Физические и химические свойства (горение, взаимодействие с кислотами). Физиологическое действие спиртов на организм. Глицерин. Применение спиртов. | Д 30 Горение спиртов | § 52 В 1, 2 | |||
64 | 5 | Уксусная кислота. Карбоновые кислоты | Карбоновые кислоты Реакция этерификации | Карбоновые кислоты (на примере уксусной кислоты). Физические и химические свойства, применение. Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. | Л 17 Свойства уксусной кислоты | § 53 В 1-3 | |||
65 | 6 | Жиры | Жиры | Жиры – сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Физические свойства, применение и биологическая роль. | Д 31 Образцы жиров | § 54 В 1-3 | |||
66 | 7 | Углеводы | Углеводы Моносахариды дисахариды Полисахариды | Углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза (клетчатка)). Нахождение в природе, применение и биологическая роль. | Д 32 Образцы углеводов | § 55 В 2-4 | |||
67 | 8 | Азотсодержащие органические соединения | Аминокислоты Пептидная связь Белки | Понятие об аминокислотах. Белки – природные высокомолекулярные соединения (полипептиды), их биологическая роль, применение. Качественные реакции на белки. | Л 18 Качественная реакция на белок | § 56 В 1, 4 | |||
68 | 9 | Итоговый урок | Обобщение, систематизация и коррекция знаний по теме «Органические соединения» |
Требования к подготовке обучающихся за курс основной школы:
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
Уметь
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством, - экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Список литературы
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Химия. 9 кл.: Учебник.— М.: Русское слово, 2010.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Сборник самостоятельных работ 9 кл.:— М.: Русское слово, 2010.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Программа курса, тематическое и поурочное планирование. 9 класс:— М.: Русское слово, 2010.
- Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 класс. ООО «Издательство Оникс», 2008
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 9 кл. Тетрадь для практических работ. «ТИД «Русское слово» - РС», 2010.
- Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2006.- 560 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...
Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой, 10 класс
рабочая программа по русскому языку для 10 класса по программе Гольцовой...
Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс
Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс...
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочие программы для 7 класса (коррекционная программа VIII вида)
В папке собраны рабочие программы по математике, русскому языку, чтению и развитию речи, биологии, истории для 7 класса с тематическим планированием для надомного обучения....