Урок по теме Оксиды.
методическая разработка по химии (8 класс)
Урок по теме Оксиды.
закрепление знаний о классификации и номенклатуре оксидов; о химических свойствах оксидов; умения составлять уравнения реакций, подтверждающие эти свойства;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_oksidy.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Оксиды.
Цель урока:
- закрепить знания о классификации и номенклатуре оксидов;
- закрепить знания о химических свойствах оксидов;
- закрепить умения составлять уравнения реакций, подтверждающие эти свойства;
Основные понятия:
Солеобразующий, несолеобразующий оксид, основной, кислотный, амфотерный оксид.
Оборудование: таблица «Оксиды», блок-схема «Получение и химические свойства оксидов», ПК с медиапроектором, коллекция «Минералы»;
Лабораторное оборудование:
спиртовка, спички, пробиркодержатель, газоотводная трубка, пробирки, ложечка для сжигания веществ;
Вещества: CaO, CuO, ZnO, CaCO3, S
Ход урока
I. Организационный момент.
Постановка целей и задач урока.
План урока:
- Определение оксидов.
А) Классификация,
Б) Номенклатура,
В) Физические свойства оксидов,
Г) Химическая связь,
Д) Тип кристаллических решеток.
- Химические свойства:
А) Солеобразующих оксидов:
- Основных оксидов
- Кислотных оксидов
- Амфотерных оксидов
Б) Несолеобразующих оксидов
II. Фронтальная работа.
Работая со схемой 6 с.179 - учащиеся вспоминают определение оксидов, их классификацию, номенклатуру.
Дайте определение классу оксиды.
Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, со степенью окисления -2.
Оксиды: 1. Кислотные
2. Основные (солеобразующие)
3. Амфотерные
4. Безразличные (несолеобразующие)
Как определить характер оксида:
1. Определяем с.о. элемента, образующего оксид.
1) Если с.о. элемента = +4 или более, то оксид - кислотный
2) Если с.о. элемента = +3, и элемент – металл,- то оксид амфотерный
Если с.о. элемента = +3, и элемент – неметалл,- то оксид кислотный
3) Если с.о. элемента = +1 или +2 , и элемент – металл,- то оксид - основный
Если с.о. элемента = +1 или +2 , и элемент – неметалл,- то оксид безразличный (несолеобразующий)
( в каждом правиле есть свои исключения, например:
- ZnO, BeO – амфотерные оксиды,
- оксиды галогенов – кислотные,
- N2O – несолеобразующий)
Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствуют кислоты. Например: CO2 – H2CO3 ; SO3 – H2SO4; SO2 – H2SO3
Основные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания. Например: Na2O – NaOH; BaO – Ba(OH)2
Амфотерные оксиды – эти оксиды обладают двойственным характером (кислотных и основных оксидов). Им соответствуют амфотерные гидроксиды.
Например: Al2O3 – Al(OH)3; Fe2O3 – Fe(OH)3; ZnO – Zn(OH)2 ( тоже амфотерный, несмотря на то, что Zn – с.о. +2)
Несолеобразующие оксиды – оксиды, которым не соответствуют ни кислоты, ни основания.
Например: CO; N2O и др.
Задание 1. Из приведенных формул оксидов выписать оксиды:
А) Солеобразующие : основные, кислотные, амфотерные Б) Несолеобразующие.
Дать им названия.
Na2O, N2O5, NaOH, HNO3, FeO, SO2, CO, SCI2, CI2O5, Mn2O7, FeS, Fe2O3, Cu2O, P2O5, N2O, ZnCI2, MgO, Cr2O3, CrO3, ZnO
Солеобразующие | Несолеобразующие | ||
Основные | Кислотные | Амфотерные | |
Na2O | N2O5 | Fe2O3 | CO |
Cu2O | SO2 | Cr2O3 | N2O |
Fe2O3 | CI2O5 | ZnO | |
MgO | Mn2O7 | ||
FeO | P2O5 | ||
CrO3 |
Особенности физических свойств оксидов:
- Газообразные – SO2, CO N2O
- Жидкие – Mn2O7, CrO3
- Твердые - Fe2O3, CaO, P2O5
По строению виду химической связи:
- Ковалентная полярная связь – SO2, CO
- Ионная связь - Na2O, CuO
Типы кристаллической решетки
Ионными называют кристаллические решетки, в узлах которых находятся ионы. Их образуют вещества с ионной связью.
Na2O , CuO
Атомными называют кристаллические решётки, в узлах которых находятся отдельные атомы, которые соединены очень прочными ковалентными связями SiO2
Молекулярными называют кристаллические решётки, в узлах которых располагаются молекулы. Связи в молекулах прочные, но между молекулами связи не прочные. CО2 , Н2О
Особенности химических свойств оксидов.
Схема реакций | Примеры | |
1. Оксид основный | + кислота = соль (раств.)+ вода | CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O 3Na2O + 2H3PO4 = 2Na3PO4 + 3H2O |
+ вода = гидроксид (раств.) | ВaO + H2O = Вa(OH)2 Na2O + H2O = 2NaOH | |
+ вода ≠ гидроксид (нераств.) | FeO + H2O ≠ MgO + H2O ≠ | |
+ кислотный оксид = соль(раств.) | CaO + СO2 = CaCO3 FeO + SO3 = FeSO4 | |
разлагаются HgO, Ag2O | 2HgO 2Hg + O2 2 Ag2O 4Ag + O2 | |
2. Оксид амфотерный | + кислота = соль (раств.)+ вода | Al2O3 +3H2SО4 = Al2(SO4)3 + 3H2O |
+ щелочь = соль + вода | Al2O3 + 2NaOHH2O + 2NaAlO2 ZnO + 2NaOHH2O + Na2ZnO2 | |
+ вода ≠ | Al2O3 + H2O ≠ | |
3. Оксид кислотный | + щелочь = соль + вода | SO2 + 2KOH = K2SO3 + H2O P2O5 + 6NaOH = 2Na3PO4 + 3H2O |
+ вода = кислота, растворимая в воде | SO2 + H2O = H2SO3 P2O5 + 3H2O = 2H3PO4 | |
+ вода ≠ кислота, нераств. в воде | SiO2 + H2O ≠ | |
+ основной оксид = соль | 3CaO + P2O5 = Ca3(PO4)2 | |
+ соль = соль(раств.) + кислотный оксид | SiO2 + CaCO3 = CaSiO3 + CO2 |
III. Выполнений заданий.
Вариант 1
С какими из следующих веществ будет реагировать ВаО:
ВаО + SO3 → |
ВаО + P2O5 → |
ВаО + NaOH→ |
ВаО + Na2SO4 → |
ВаО + HNO3→ |
С какими из следующих веществ будет реагировать AI2О3:
AI2О3+ SO3 → |
AI2О3 + P2O5 → |
AI2О3 + NaOH→ |
AI2О3 + Na2SO4 → |
AI2О3 + HNO3→ |
С какими из следующих веществ будет реагировать N2О5:
N2О5 + SO3 → |
N2О5 + P2O5 → |
N2О5 + NaOH→ |
N2О5 + Na2SO4 → |
N2О5 + HNO3→ |
IV. Домашнее задание:
§18 с. 207 и §19 с. 238. Записи в тетради
Задание 1.
Составьте уравнения реакций, подтверждающие свойства оксидов Li2O, BeO, P2O5
Задание 2.
Вычислите массовую долю элемента, образовавшего оксиды: оксид марганца (II), оксид марганца (IV), оксид марганца (VII). В каком оксиде наибольшая массовая доля элемента (Mn)?
Задание 3.
При пропускании оксида углерода (IV) через раствор гидроксида кальция получили кислую соль – гидрокарбонат кальция массой 8,1 г. Определите объем оксида углерода(IV), который был пропущен через раствор.
.
Задание 1. Из приведенных формул оксидов выписать оксиды:
А) Солеобразующие : основные, кислотные, амфотерные Б) Несолеобразующие.
Дать им названия.
Na2O, N2O5, NaOH, HNO3, FeO, SO2, CO, SCI2, CI2O5, Mn2O7, FeS, Fe2O3, Cu2O, P2O5, N2O, ZnCI2, MgO, Cr2O3, CrO3, ZnO
Солеобразующие | Несолеобразующие | ||
Основные | Кислотные | Амфотерные | |
Задание 1. Из приведенных формул оксидов выписать оксиды:
А) Солеобразующие : основные, кислотные, амфотерные Б) Несолеобразующие.
Дать им названия.
Na2O, N2O5, NaOH, HNO3, FeO, SO2, CO, SCI2, CI2O5, Mn2O7, FeS, Fe2O3, Cu2O, P2O5, N2O, ZnCI2, MgO, Cr2O3, CrO3, ZnO
Солеобразующие | Несолеобразующие | ||
Основные | Кислотные | Амфотерные | |
Вариант 1
С какими из следующих веществ будет реагировать ВаО:
ВаО + SO3 → |
ВаО + P2O5 → |
ВаО + NaOH→ |
ВаО + Na2SO4 → |
ВаО + HNO3→ |
С какими из следующих веществ будет реагировать AI2О3:
AI2О3+ SO3 → |
AI2О3 + P2O5 → |
AI2О3 + NaOH→ |
AI2О3 + Na2SO4 → |
AI2О3 + HNO3→ |
С какими из следующих веществ будет реагировать N2О5:
N2О5 + SO3 → |
N2О5 + P2O5 → |
N2О5 + NaOH→ |
N2О5 + Na2SO4 → |
N2О5 + HNO3→ |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант 2
С какими из следующих веществ будет реагировать Na2О:
Na2О + SO3 → |
Na2О + P2O5 → |
Na2О + NaOH→ |
Na2О + Na2SO4 → |
Na2О + HNO3→ |
С какими из следующих веществ будет реагировать ZnO:
ZnO + SO3 → |
ZnO + P2O5 → |
ZnO + NaOH→ |
ZnO + Na2SO4 → |
ZnO + HNO3→ |
С какими из следующих веществ будет реагировать CO3:
CO3 + SO3 → |
CO3 + P2O5 → |
CO3 + NaOH→ |
CO3 + Na2SO4 → |
CO3 + HNO3→ |
Домашнее задание:
§18 с. 207 и §19 с. 238. Записи в тетради
Задание 1.
Составьте уравнения реакций, подтверждающие свойства оксидов Li2O, BeO, P2O5
Задание 2.
Вычислите массовую долю элемента, образовавшего оксиды: оксид марганца (II), оксид марганца (IV), оксид марганца (VII). В каком оксиде наибольшая массовая доля элемента (Mn)?
Задание 3.
При пропускании оксида углерода (IV) через раствор гидроксида кальция получили кислую соль – гидрокарбонат кальция массой 8,1 г. Определите объем оксида углерода(IV), который был пропущен через раствор.
Домашнее задание:
§18 с. 207 и §19 с. 238. Записи в тетради
Задание 1.
Составьте уравнения реакций, подтверждающие свойства оксидов Li2O, BeO, P2O5
Задание 2.
Вычислите массовую долю элемента, образовавшего оксиды: оксид марганца (II), оксид марганца (IV), оксид марганца (VII). В каком оксиде наибольшая массовая доля элемента (Mn)?
Задание 3.
При пропускании оксида углерода (IV) через раствор гидроксида кальция получили кислую соль – гидрокарбонат кальция массой 8,1 г. Определите объем оксида углерода(IV), который был пропущен через раствор.
Домашнее задание:
§18 с. 207 и §19 с. 238. Записи в тетради
Задание 1.
Составьте уравнения реакций, подтверждающие свойства оксидов Li2O, BeO, P2O5
Задание 2.
Вычислите массовую долю элемента, образовавшего оксиды: оксид марганца (II), оксид марганца (IV), оксид марганца (VII). В каком оксиде наибольшая массовая доля элемента (Mn)?
Задание 3.
При пропускании оксида углерода (IV) через раствор гидроксида кальция получили кислую соль – гидрокарбонат кальция массой 8,1 г. Определите объем оксида углерода(IV), который был пропущен через раствор.
Домашнее задание:
§18 с. 207 и §19 с. 238. Записи в тетради
Задание 1.
Составьте уравнения реакций, подтверждающие свойства оксидов Li2O, BeO, P2O5
Задание 2.
Вычислите массовую долю элемента, образовавшего оксиды: оксид марганца (II), оксид марганца (IV), оксид марганца (VII). В каком оксиде наибольшая массовая доля элемента (Mn)?
Задание 3.
При пропускании оксида углерода (IV) через раствор гидроксида кальция получили кислую соль – гидрокарбонат кальция массой 8,1 г. Определите объем оксида углерода(IV), который был пропущен через раствор.
Памятка для подготовки к ЕГЭ
Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, со степенью окисления -2.
Оксиды: 1. Кислотные
2. Основные (солеобразующие)
3. Амфотерные
4. Безразличные (несолеобразующие)
Как определить характер оксида:
1. Определяем с.о. элемента, образующего оксид.
1) Если с.о. элемента = +4 или более, то оксид - кислотный
2) Если с.о. элемента = +3, и элемент – металл,- то оксид амфотерный
Если с.о. элемента = +3, и элемент – неметалл,- то оксид кислотный
3) Если с.о. элемента = +1 или +2 , и элемент – металл,- то оксид - основный
Если с.о. элемента = +1 или +2 , и элемент – неметалл,- то оксид безразличный (несолеобразующий)
( в каждом правиле есть свои исключения, например:
- ZnO, BeO – амфотерные оксиды,
- оксиды галогенов – кислотные,
- N2O – несолеобразующий)
Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствуют кислоты.
Например: CO2 – H2CO3 ; SO3 – H2SO4; SO2 – H2SO3
Основные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания.
Например: Na2O – NaOH; BaO – Ba(OH)2
Амфотерные оксиды – эти оксиды обладают двойственным характером (кислотных и основных оксидов). Им соответствуют амфотерные гидроксиды.
Например: Al2O3 – Al(OH)3; Fe2O3 – Fe(OH)3; ZnO – Zn(OH)2 ( тоже амфотерный, несмотря на то, что Zn – с.о. +2)
Несолеобразующие оксиды – оксиды, которым не соответствуют ни кислоты, ни основания.
Например: CO; N2O и др.
________________________________________________________________________________
Памятка для подготовки к ЕГЭ
Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, со степенью окисления -2.
Оксиды: 1. Кислотные
2. Основные (солеобразующие)
3. Амфотерные
4. Безразличные (несолеобразующие)
Как определить характер оксида:
1. Определяем с.о. элемента, образующего оксид.
1) Если с.о. элемента = +4 или более, то оксид - кислотный
2) Если с.о. элемента = +3, и элемент – металл,- то оксид амфотерный
Если с.о. элемента = +3, и элемент – неметалл,- то оксид кислотный
3) Если с.о. элемента = +1 или +2 , и элемент – металл,- то оксид - основный
Если с.о. элемента = +1 или +2 , и элемент – неметалл,- то оксид безразличный (несолеобразующий)
( в каждом правиле есть свои исключения, например:
- ZnO, BeO – амфотерные оксиды,
- оксиды галогенов – кислотные,
- N2O – несолеобразующий)
Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствуют кислоты.
Например: CO2 – H2CO3 ; SO3 – H2SO4; SO2 – H2SO3
Основные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания.
Например: Na2O – NaOH; BaO – Ba(OH)2
Амфотерные оксиды – эти оксиды обладают двойственным характером (кислотных и основных оксидов). Им соответствуют амфотерные гидроксиды.
Например: Al2O3 – Al(OH)3; Fe2O3 – Fe(OH)3; ZnO – Zn(OH)2 ( тоже амфотерный, несмотря на то, что Zn – с.о. +2)
Несолеобразующие оксиды – оксиды, которым не соответствуют ни кислоты, ни основания.
Например: CO; N2O и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...