Урок по теме Оксиды.
методическая разработка по химии (8 класс)

Константин Евгеньевич Данилов

Урок по теме  Оксиды.

закрепление знаний о классификации и номенклатуре оксидов;  о химических свойствах оксидов;  умения составлять уравнения реакций, подтверждающие эти свойства;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_oksidy.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:                               Оксиды. 

Цель урока:  

  • закрепить знания о классификации и номенклатуре оксидов;
  • закрепить знания о химических свойствах оксидов;
  • закрепить умения составлять уравнения реакций, подтверждающие эти свойства;

Основные понятия:

Солеобразующий, несолеобразующий оксид, основной, кислотный, амфотерный оксид.

Оборудование: таблица «Оксиды», блок-схема «Получение и химические свойства оксидов», ПК с медиапроектором, коллекция «Минералы»;

Лабораторное оборудование: 

спиртовка, спички, пробиркодержатель, газоотводная трубка, пробирки, ложечка для сжигания веществ;

Вещества:          CaO, CuO, ZnO, CaCO3, S

Ход урока

I. Организационный момент.

Постановка целей и задач урока.

План урока:

  1. Определение оксидов.

А) Классификация,

Б)  Номенклатура,

В) Физические свойства оксидов,

Г) Химическая связь,

Д) Тип кристаллических решеток.

  1. Химические свойства:

А) Солеобразующих оксидов:

  • Основных оксидов
  • Кислотных оксидов
  • Амфотерных оксидов

      Б) Несолеобразующих оксидов

II.  Фронтальная работа.

Работая со схемой 6 с.179  - учащиеся вспоминают определение оксидов, их классификацию, номенклатуру.

Дайте определение классу оксиды.

Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, со степенью окисления  -2.

Оксиды: 1. Кислотные

                2. Основные                        (солеобразующие)

                3. Амфотерные

                4. Безразличные         (несолеобразующие)

Как определить характер оксида:  

1.  Определяем с.о. элемента, образующего оксид.

1) Если с.о. элемента = +4 или более, то оксид - кислотный

2) Если с.о. элемента = +3, и элемент – металл,- то оксид амфотерный

Если с.о. элемента = +3, и элемент – неметалл,- то оксид кислотный

3) Если с.о.  элемента = +1 или +2 , и элемент – металл,- то оксид - основный

    Если с.о.  элемента = +1 или +2 , и элемент – неметалл,- то оксид безразличный (несолеобразующий)

( в каждом правиле есть свои исключения, например: 

  • ZnO, BeO – амфотерные оксиды,
  • оксиды галогенов – кислотные,
  • N2O – несолеобразующий)

Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствуют кислоты. Например:        CO2 – H2CO3 ; SO3 – H2SO4; SO2 – H2SO3

Основные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания. Например:        Na2O – NaOH; BaO – Ba(OH)2

Амфотерные оксиды – эти оксиды обладают двойственным характером (кислотных и основных оксидов). Им соответствуют амфотерные гидроксиды.

Например: Al2O3 – Al(OH)3; Fe2O3 – Fe(OH)3; ZnO – Zn(OH)2 ( тоже амфотерный, несмотря на то, что Zn – с.о. +2)

Несолеобразующие  оксиды – оксиды, которым не соответствуют ни кислоты, ни основания.

Например: CO; N2O и др.

Задание 1. Из приведенных формул оксидов выписать оксиды:

А) Солеобразующие : основные, кислотные, амфотерные Б) Несолеобразующие.

Дать им названия.

Na2O, N2O5, NaOH, HNO3, FeO, SO2, CO, SCI2, CI2O5, Mn2O7, FeS, Fe2O3, Cu2O, P2O5, N2O, ZnCI2, MgO, Cr2O3, CrO3, ZnO

Солеобразующие

Несолеобразующие

Основные

Кислотные

Амфотерные

Na2O

N2O5

Fe2O3

CO

Cu2O

SO2

Cr2O3

N2O

Fe2O3

CI2O5

ZnO

MgO

Mn2O7

FeO

P2O5

CrO3

Особенности физических свойств оксидов:

  • Газообразные – SO2, CO N2O
  • Жидкие – Mn2O7, CrO3
  • Твердые - Fe2O3, CaO, P2O5

По строению виду химической связи:

  • Ковалентная полярная связь – SO2, CO
  • Ионная связь - Na2O, CuO

Типы кристаллической решетки

Ионными называют кристаллические решетки, в узлах которых находятся ионы. Их образуют вещества с ионной связью.

Na2O , CuO

Атомными называют кристаллические решётки, в узлах которых находятся отдельные атомы, которые соединены очень прочными ковалентными связями                        SiO2

Молекулярными называют кристаллические решётки, в узлах которых располагаются молекулы. Связи в молекулах прочные, но между молекулами связи не прочные.                2 ,  Н2О

Особенности химических свойств оксидов.

Схема реакций

Примеры

1. Оксид основный

+ кислота = соль (раств.)+ вода                

CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O  

3Na2O + 2H3PO4  = 2Na3PO4 + 3H2O

+ вода = гидроксид (раств.)

ВaO + H2O = Вa(OH)2 

Na2O + H2O = 2NaOH  

+ вода ≠ гидроксид (нераств.)

FeO + H2O ≠

MgO + H2O ≠  

+ кислотный оксид = соль(раств.)

CaO + СO2 = CaCO3

FeO + SO3   =  FeSO4

разлагаются HgO,  Ag2O

2HgO  2Hg + O2     

2 Ag2O 4Ag + O2    

2. Оксид амфотерный

+ кислота = соль (раств.)+ вода

Al2O3 +3H24 = Al2(SO4)3 + 3H2O    

+ щелочь = соль + вода

Al2O3 + 2NaOHH2O + 2NaAlO2 

ZnO + 2NaOHH2O + Na2ZnO2

+ вода ≠

Al2O3 + H2O ≠

3. Оксид кислотный

+ щелочь = соль + вода

SO2 + 2KOH  = K2SO3 + H2O       

P2O5 + 6NaOH  = 2Na3PO4 + 3H2O

+ вода = кислота, растворимая в воде

SO2 + H2O = H2SO3    

P2O5 + 3H2O = 2H3PO4

+ вода ≠ кислота, нераств. в воде

SiO2 + H2O ≠

+ основной оксид = соль

3CaO + P2O5 = Ca3(PO4)2         

+ соль = соль(раств.) + кислотный оксид

SiO2 + CaCO3 = CaSiO3 + CO2 

III. Выполнений заданий.

Вариант 1

С какими из следующих веществ будет  реагировать ВаО:

ВаО + SO3 →

ВаО + P2O5

ВаО +  NaOH→

ВаО + Na2SO4

ВаО + HNO3

С какими из следующих веществ будет  реагировать AI2О3:

AI2О3+ SO3 →

AI2О3 + P2O5

AI2О3 +  NaOH→

AI2О3 + Na2SO4

AI2О3 + HNO3

С какими из следующих веществ будет  реагировать N2О5:

N2О5 + SO3 →

N2О5 + P2O5

N2О5 + NaOH→

N2О5 + Na2SO4

N2О5 + HNO3

IV. Домашнее задание:

§18  с. 207 и §19 с. 238. Записи в тетради

Задание 1.

Составьте уравнения реакций, подтверждающие свойства оксидов Li2O, BeO, P2O5

Задание 2.

Вычислите массовую долю элемента, образовавшего оксиды: оксид марганца (II), оксид марганца (IV), оксид марганца (VII). В каком оксиде наибольшая массовая доля элемента (Mn)?

Задание 3.

При пропускании оксида углерода (IV) через раствор гидроксида кальция получили кислую соль – гидрокарбонат кальция массой 8,1 г. Определите объем оксида углерода(IV), который был пропущен через раствор.

.

Задание 1. Из приведенных формул оксидов выписать оксиды:

А) Солеобразующие : основные, кислотные, амфотерные Б) Несолеобразующие.

Дать им названия.

Na2O, N2O5, NaOH, HNO3, FeO, SO2, CO, SCI2, CI2O5, Mn2O7, FeS, Fe2O3, Cu2O, P2O5, N2O, ZnCI2, MgO, Cr2O3, CrO3, ZnO

Солеобразующие

Несолеобразующие

Основные

Кислотные

Амфотерные

Задание 1. Из приведенных формул оксидов выписать оксиды:

А) Солеобразующие : основные, кислотные, амфотерные Б) Несолеобразующие.

Дать им названия.

Na2O, N2O5, NaOH, HNO3, FeO, SO2, CO, SCI2, CI2O5, Mn2O7, FeS, Fe2O3, Cu2O, P2O5, N2O, ZnCI2, MgO, Cr2O3, CrO3, ZnO

Солеобразующие

Несолеобразующие

Основные

Кислотные

Амфотерные

Вариант 1

С какими из следующих веществ будет  реагировать ВаО:

ВаО + SO3 →

ВаО + P2O5

ВаО +  NaOH→

ВаО + Na2SO4

ВаО + HNO3

С какими из следующих веществ будет  реагировать AI2О3:

AI2О3+ SO3 →

AI2О3 + P2O5

AI2О3 +  NaOH→

AI2О3 + Na2SO4

AI2О3 + HNO3

С какими из следующих веществ будет  реагировать N2О5:

N2О5 + SO3 →

N2О5 + P2O5

N2О5 + NaOH→

N2О5 + Na2SO4

N2О5 + HNO3

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вариант 2

С какими из следующих веществ будет  реагировать Na2О:

Na2О + SO3 →

Na2О + P2O5

Na2О +  NaOH→

Na2О + Na2SO4

Na2О + HNO3

С какими из следующих веществ будет  реагировать ZnO:

ZnO + SO3 →

ZnO  + P2O5

ZnO +  NaOH→

ZnO + Na2SO4

ZnO + HNO3

С какими из следующих веществ будет  реагировать CO3:

CO3 + SO3 →

CO3 + P2O5

CO3 + NaOH→

CO3 + Na2SO4

CO3 + HNO3

Домашнее задание:

§18  с. 207 и §19 с. 238. Записи в тетради

Задание 1.

Составьте уравнения реакций, подтверждающие свойства оксидов Li2O, BeO, P2O5

Задание 2.

Вычислите массовую долю элемента, образовавшего оксиды: оксид марганца (II), оксид марганца (IV), оксид марганца (VII). В каком оксиде наибольшая массовая доля элемента (Mn)?

Задание 3.

При пропускании оксида углерода (IV) через раствор гидроксида кальция получили кислую соль – гидрокарбонат кальция массой 8,1 г. Определите объем оксида углерода(IV), который был пропущен через раствор.

Домашнее задание:

§18  с. 207 и §19 с. 238. Записи в тетради

Задание 1.

Составьте уравнения реакций, подтверждающие свойства оксидов Li2O, BeO, P2O5

Задание 2.

Вычислите массовую долю элемента, образовавшего оксиды: оксид марганца (II), оксид марганца (IV), оксид марганца (VII). В каком оксиде наибольшая массовая доля элемента (Mn)?

Задание 3.

При пропускании оксида углерода (IV) через раствор гидроксида кальция получили кислую соль – гидрокарбонат кальция массой 8,1 г. Определите объем оксида углерода(IV), который был пропущен через раствор.

Домашнее задание:

§18  с. 207 и §19 с. 238. Записи в тетради

Задание 1.

Составьте уравнения реакций, подтверждающие свойства оксидов Li2O, BeO, P2O5

Задание 2.

Вычислите массовую долю элемента, образовавшего оксиды: оксид марганца (II), оксид марганца (IV), оксид марганца (VII). В каком оксиде наибольшая массовая доля элемента (Mn)?

Задание 3.

При пропускании оксида углерода (IV) через раствор гидроксида кальция получили кислую соль – гидрокарбонат кальция массой 8,1 г. Определите объем оксида углерода(IV), который был пропущен через раствор.

Домашнее задание:

§18  с. 207 и §19 с. 238. Записи в тетради

Задание 1.

Составьте уравнения реакций, подтверждающие свойства оксидов Li2O, BeO, P2O5

Задание 2.

Вычислите массовую долю элемента, образовавшего оксиды: оксид марганца (II), оксид марганца (IV), оксид марганца (VII). В каком оксиде наибольшая массовая доля элемента (Mn)?

Задание 3.

При пропускании оксида углерода (IV) через раствор гидроксида кальция получили кислую соль – гидрокарбонат кальция массой 8,1 г. Определите объем оксида углерода(IV), который был пропущен через раствор.

Памятка для подготовки к ЕГЭ

Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, со степенью окисления  -2.

Оксиды: 1. Кислотные

                2. Основные         (солеобразующие)

                3. Амфотерные

                4. Безразличные            (несолеобразующие)

Как определить характер оксида:  

1.  Определяем с.о. элемента, образующего оксид.

1) Если с.о. элемента = +4 или более, то оксид - кислотный

2) Если с.о. элемента = +3, и элемент – металл,- то оксид амфотерный

Если с.о. элемента = +3, и элемент – неметалл,- то оксид кислотный

3) Если с.о.  элемента = +1 или +2 , и элемент – металл,- то оксид - основный

    Если с.о.  элемента = +1 или +2 , и элемент – неметалл,- то оксид безразличный (несолеобразующий)

( в каждом правиле есть свои исключения, например: 

  • ZnO, BeO – амфотерные оксиды,
  • оксиды галогенов – кислотные,
  • N2O – несолеобразующий)

Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствуют кислоты.

Например:        CO2 – H2CO3 ; SO3 – H2SO4; SO2 – H2SO3

Основные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания.

Например:        Na2O – NaOH; BaO – Ba(OH)2

Амфотерные оксиды – эти оксиды обладают двойственным характером (кислотных и основных оксидов). Им соответствуют амфотерные гидроксиды.

Например: Al2O3 – Al(OH)3; Fe2O3 – Fe(OH)3; ZnO – Zn(OH)2 ( тоже амфотерный, несмотря на то, что Zn – с.о. +2)

Несолеобразующие  оксиды – оксиды, которым не соответствуют ни кислоты, ни основания.

Например: CO; N2O и др.

________________________________________________________________________________

Памятка для подготовки к ЕГЭ

Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, со степенью окисления  -2.

Оксиды: 1. Кислотные

                2. Основные         (солеобразующие)

                3. Амфотерные

                4. Безразличные            (несолеобразующие)

Как определить характер оксида:  

1.  Определяем с.о. элемента, образующего оксид.

1) Если с.о. элемента = +4 или более, то оксид - кислотный

2) Если с.о. элемента = +3, и элемент – металл,- то оксид амфотерный

Если с.о. элемента = +3, и элемент – неметалл,- то оксид кислотный

3) Если с.о.  элемента = +1 или +2 , и элемент – металл,- то оксид - основный

    Если с.о.  элемента = +1 или +2 , и элемент – неметалл,- то оксид безразличный (несолеобразующий)

( в каждом правиле есть свои исключения, например: 

  • ZnO, BeO – амфотерные оксиды,
  • оксиды галогенов – кислотные,
  • N2O – несолеобразующий)

Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствуют кислоты.

Например:        CO2 – H2CO3 ; SO3 – H2SO4; SO2 – H2SO3

Основные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания.

Например:        Na2O – NaOH; BaO – Ba(OH)2

Амфотерные оксиды – эти оксиды обладают двойственным характером (кислотных и основных оксидов). Им соответствуют амфотерные гидроксиды.

Например: Al2O3 – Al(OH)3; Fe2O3 – Fe(OH)3; ZnO – Zn(OH)2 ( тоже амфотерный, несмотря на то, что Zn – с.о. +2)

Несолеобразующие  оксиды – оксиды, которым не соответствуют ни кислоты, ни основания.

Например: CO; N2O и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...