Кислород и его свойства.
презентация к уроку по химии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Положение кислорода в П.С.Х.Э. 2 период, Родоначальник 6-А группы «Халькогены» - рождающие руды ( O,S,Se,Te,Po) Строение атома P 1 1 = 8; n 0 1 = 8; ē = 8 валентность II , степень окисления -2 (редко +2; +1; -1).
Распространение кислорода в природе Кислород – самый распространенный элемент на нашей планете В воздухе 21% (по объему), в земной коре 49% (по массе), в гидросфере 89% (по массе), в живых организмах до 65% массы.
Физические свойства Агрегатное состояние - газ при обычных условиях. При очень низких температурах (-183°С) переходит в жидкое агрегатное состояние (голубая жидкость), а при еще более низких температурах (-219°С) становится твёрдым (синие снежные кристаллы). Цвет – бесцветный. Запах - без запаха. Растворимость в воде - плохо растворяется. Тяжелее воздуха ( М воздуха = 29 г/моль, а М О 2 = 32 г/моль.
Кислород входит в состав воды , которая составляет большую часть массы живых организмов и является внутренней средой жизнедеятельности клеток и тканей Кислород входит в состав биологически важных молекул , образующих живую материю (белки , углеводы , жиры , гормоны , ферменты и др . ) Кислород в виде простого вещества О 2 необходим как окислитель для протекания реакций , дающих клеткам необходимую для жизнедеятельности энергию Кислород - элемент жизни
Химические свойства Взаимодействие веществ с кислородом называется окислением. Реакции окисления, сопровождающиеся выделением теплоты и света, называются реакциями горения. Реакции горения веществ — это примеры быстрого окисления, а вот гниение, ржавление и т.п. — это примеры медленного окисления веществ кислородом. С кислородом реагируют все элементы, кроме Au, Pt, He, Ne и Ar Во всех реакциях (кроме взаимодействия со фтором ) кислород - окислитель
Реакции с металлами В результате реакции образуется оксид этого металла. Например, алюминий окисляется кислородом согласно уравнению: t° 4Al + 3O 2 → 2Al 2 O 3 Другой пример. При опускании раскалённой железной проволоки в склянку с кислородом, проволока сгорает, разбрызгивая в стороны снопы искр - раскалённых частичек железной окалины Fe3O4: t° 3Fe + 2O 2 → Fe 3 O 4
Реакции с неметаллами Образуется оксид неметалла Горение фосфора с образованием оксида фосфора (V): t° 4Р + 5О 2 → 2Р 2 О 5
Горение серы в кислороде с образованием сернистого газа SO 2 : t° S + O 2 → SO 2 Горение угля в кислороде с образованием углекислого газа: t° С + О 2 → СО 2
Реакции со сложными веществами В этом случае образуются оксиды элементов, из которых состоит молекула сложного вещества. Обжиг сульфида меди (II) t° 2CuS + 3O 2 → 2CuO + 2SO 2 образуются два оксида — оксид меди (II) и оксид серы (IV) . При обжиге сульфидов образуется всегда оксид серы, валентность серы в котором равна IV. Горение метана СН 4 Так как эта молекула состоит из атомов элементов углерода С и водорода Н, значит, образуется два оксида — оксид углерода (IV) СО 2 и оксид водорода, то есть вода - Н 2 О t° СН 4 + 2О 2 → СО 2 + 2Н 2 О
Промышленный способ (перегонка жидкого воздуха) Лабораторный способ (разложение некоторых кислородосодержащих веществ) 2KClO 3 – t ;MnO2 2KCl + 3O 2 2H 2 O 2 – MnO2 2H 2 O + O 2 Во время грозы (в природе), (в лаборатории) в озонаторе 3 O 2 2 O 3 05.10.21 6 Способы получения
Разложение перманганата калия при нагревании: 2KMnO 4 – t K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 Реакция идёт при нагревании выше 200 0 С Проверка собравшегося кислорода 05.10.21
Собирание кислорода
Открытие кислорода К. Шееле (1742-1786) Дж. Пристли (1733-1804) Эти два великих химика независимо друг от друга во второй половине XVIII века открыли кислород. Шееле первым (1772) «держал в руках» чистый кислород.
Повторив опыты Пристли, Лавуазье заключил, что атмосферный воздух состоит из смеси «жизненного» (кислород) и «удушливого» (азот) воздуха и объяснил процесс горения соединением веществ с кислородом. В начале 1775 г. Лавуазье сообщил, что газ, получаемый после нагревания красной окиси ртути, представляет собой «воздух как таковой без изменений (за исключением того, что)... он оказывается более чистым, более пригодным для дыхания». Антуан Лоран Лавуазье (Lavoisier, Antoine Laurent, 1743-1794)
ОЗОН Аллотропная модификация кислорода Озон О 3 - газ голубого цвета с резким запахом. Каждый, кто обратил внимание на то, как пахнет воздух после грозы или вблизи источника электрического разряда, знает запах этого газа очень хорошо. В природе озон образуется под действием ультрафиолетового излучения Солнца, а также получается при электрических разрядах в атмосфере:
Озон - очень сильный окислитель, поэтому его используют при обеззараживании питьевой воды. При контакте с большинством способных окисляться веществ происходит взрыв. Озон образуется в атмосфере Земли на высоте 25 км под действием солнечной радиации, он поглощает опасное излучение Солнца. Однако в озоновом "зонтике" Земли, толщиной всего около 30 метров, то и дело возникают "дыры". В воздух попадает все больше "вредных" для озона газов, вроде монооксида азота NO или тех веществ, которые используются для наполнения холодильных установок и аэрозольных баллончиков. Даже частичное исчезновение озонового слоя над Землей грозит всему живому гибелью... ОЗОН
Приложение 1 «Вопросник к теме «Кислород» Назовите восьмой элемент «Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева» Кем и когда был открыт кислород? 3. Почему элемент № 8 был назван кислородом ? 4. Где и в каком виде (свободном или связанном) кислород встречается в природе ? 5. Каков состав атмосферного воздуха? 6. Каков состав выдыхаемого человеком воздуха? 7. Перечислите известные вам загрязнители воздуха? 8. Дайте характеристику кислороду как химическому элементу 9. Какие аллотропные модификации кислорода вам известны? 10. Какими примечательными свойствами обладает озон в отличие от кислорода? Какие свойства озона использует человек в своей практической деятельности ? 11. На каких физических свойствах кислорода основаны способы собирания его ? Как можно обнаружить кислород?
Приложение 1 «Вопросник к теме «Кислород» ( продолжение) 12 . Как кислород получают в лаборатории ? 13 . Как кислород получают в промышленности ? 14 . Перечислите важнейшие химические свойства кислорода . Что такое окисление ? Какие продукты , как правило , получаются в реакциях окисления веществ кислородом? 15 . Что понимается под окислительно – восстановительными способностями кислорода? Какие функции преобладают у него ? Приведите примеры 16 . Какие условия способствуют возникновению и прекращению горения? Почему скорость горения веществ в кислороде выше , чем на воздухе ? 17 . Чем отличаются процессы горения и медленного окисления?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кислород. Получение кислорода и его физические свойства.
Урок изучения нового материала, позволяющий конкретизировать знания о кислороде как атоме и молекуле, о физических и химических его свойства , способах собирания газа, способах...
Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.
Презентация к уроку: Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе....
9 класс, обобщение материала по теме «Кислород. Сера» КОНСПЕКТ Кислород и сера: нахождение в природе, положение в Периодической системе Д.И. Менделеева, строение атомов и молекул, свойства простых веществ
9 класс, обобщение материала по теме «Кислород. Сера» дан текст конспекта с пропусками . Заполните пропуски в конспекте урока...
«Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства».
Урок по теме «Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства» разработан для УМК по программе курса «Химия 8 класс» под редакцией Г. Е. Рудзит...
Тема урока "Кислород и его свойства"
Тема урока : «Кислород, и его свойства.«Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия»....
Технологическая карта урока химии в 9 классе "Подгруппа кислорода. Строение атома, свойства и применение серы".
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления полученных знаний.Цель урока: создать условия для изучения строения атома серы, ее физических и химических свойств, опираясь на алгоритмы ...
Практическая работа № 3. «Получение и собирание кислорода, изучение его свойств»
Цель работы: получить кислород разложением перманганата калия, собрать кислород методом вытеснения воды и воздуха и изучить свойства кислорода....