Тема урока "Кислород и его свойства"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Тема урока : «Кислород, и его свойства.
«Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия». (Я. Берцелиус).
Цели урока:
- знакомство с кислородом, как с химическим элементом, так и с простым веществом; формирование положительной мотивации изучения нового материала;
- развитие аналитического мышления и языковых способностей учащихся;
- воспитание наблюдательности, активизация учебно-познавательных процессов
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с историей открытия кислорода, общей характеристикой элемента и простого вещества, изучить физические и химические свойства кислорода. Познакомить учащихся с основными способами получения кислорода в лаборатории и промышленности.
Развивающие: развитие навыков самостоятельной деятельности через работу с учебником, дополнительной литературой, развитие познавательного интереса, развитие логического мышления, расширение кругозора.
Воспитательные: формирование основных мировоззренческих идей материальности мира, воспитание настойчивости в овладении знаний, самостоятельности, дисциплины, аккуратности, воспитание любви к окружающей среде, предмету.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: Учебник, ПСХЭ, штатив, пробирки, стеклянные палочки, спиртовка, лучины. Вещества: перманганат калия (крист.), сера (пор.), магний, .перекись водорода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 295.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Киятская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ»
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА: «Кислород и его свойства»
Выполнил: Степанов В.А.
Тема урока : «Кислород, и его свойства.
«Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия». (Я. Берцелиус).
Цели урока:
- знакомство с кислородом, как с химическим элементом, так и с простым веществом; формирование положительной мотивации изучения нового материала;
- развитие аналитического мышления и языковых способностей учащихся;
- воспитание наблюдательности, активизация учебно-познавательных процессов
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с историей открытия кислорода, общей характеристикой элемента и простого вещества, изучить физические и химические свойства кислорода. Познакомить учащихся с основными способами получения кислорода в лаборатории и промышленности.
Развивающие: развитие навыков самостоятельной деятельности через работу с учебником, дополнительной литературой, развитие познавательного интереса, развитие логического мышления, расширение кругозора.
Воспитательные: формирование основных мировоззренческих идей материальности мира, воспитание настойчивости в овладении знаний, самостоятельности, дисциплины, аккуратности, воспитание любви к окружающей среде, предмету.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: Учебник, ПСХЭ, штатив, пробирки, стеклянные палочки, спиртовка, лучины. Вещества: перманганат калия (крист.), сера (пор.), магний, .перекись водорода
Ход урока:
- Орг. момент
- Актуализация прежних знаний и умений.
А) Постановка проблемы
Опыт: Зажжённая спиртовка Что происходит, когда мы закрываем пламя колпачком.
(Ответ: Для горения важнейшим условием является наличие кислорода) (Слайд №2)
Кислород входит в состав воздуха.
Состав воздуха: 78% азота, 20,95% - кислорода, 0, 94% - инертные газы, 0,03% - углекислый газ (Слайд №4)
3.Объяснение нового материала
-Учитель: Сегодня тема нашего урока «Кислород, и его свойства. Со словом кислород вы знакомы уже давно. Но вы не знаете, как его можно получить, какое место занимает кислород в природе. Это сегодня мы с вами подробно изучим. Для начала давайте охарактеризуем простое вещество-кислород. Для этого я вам раздам листочки с таблицей. Её надо заполнить.
Химический символ кислорода | Порядковый номер | Относительная атомная масса (О) | Относительная молекулярная масса | Валентность кислорода |
O | 8 | 16 | 32 | II |
(Слйд №5)
-Итак, с заданием справились. С общими понятиями познакомились. Идем далее. Сейчас (Слайд №6-7) Мухаметшин Алеша вам зачитает историю открытия кислорода. Вы должны записать в тетрадь фамилии ученых, которые имеют отношение к истории открытия кислорода.
На одной из площадей города Лидса (Англия) стоит бронзовая скульптура молодого красивого человека в модном костюме XVIII века. В правой руке он держит линзу, в левой руке тигель с ртутной окалиной. Этот известный химик был запечатлен в момент проведения знаменитого опыта. Речь идёт о знаменитом английском химике Джозефе Пристли и об опыте в результате, которого был открыт кислород. В один прекрасный солнечный день Пристли опрокинул в ванну с ртутью цилиндр, также наполненный ртутью, и ввёл в цилиндр из - под низу ртутную окалину. Порошок всплыл на поверхность ртути, и Пристли с помощью своего увеличительного стекла сосредоточили на нём солнечные лучи. От сильного жара, порошок превращался в металлическую ртуть, а по мере его исчезновения, к великой радости Пристли, цилиндр наполняется – по крайней мере, так показалось Пристли – воздухом. Но точно ли это воздух? А может быть, это удивительный горючий газ (мы его сейчас называем водородом), открытый незадолго до этого соотечественником Пристли – Кавендишем, или же ещё ранее открытый удушливый газ, мутящий известковую воду? Нет ничего проще, как решить этот вопрос: нужно лишь отпустить в собранный газ горящую свечу. Если это газ, мутящий известковую воду, свеча в нём погаснет; если горючий газ, то от свечи загорится сам этот газ; если же, наконец, это воздух, свеча в нем будет продолжать гореть так же, как и в комнатном воздухе. Но получилось иное. Свеча, правда, продолжала гореть, но не так, как она горит в воздухе: её пламя уменьшилось, но сделалось ослепительно ярким – на него, как на солнце, просто нельзя было долго смотреть, без риска испортить зрение. Таким образом, Дж. Пристли был открыт кислород. С помощью этой ванны он открыл 9 новых газов.
- Теперь вы знаете, чьи заслуги привели к открытию кислорода. Давайте рассмотрим следующую схему (Слайд №8)
- Из схемы видно, что на долю кислорода приходится 49% по массе от других элементов, приведенных в таблице. Стоит отметить, что это не маленький процент. Кислород – самый распространённый химический элемент в земной коре. Кислород входит в состав почти всех окружающих нас веществ. Так, например, вода, песок, многие горные породы и минералы, составляющие земную кору, содержат кислород. Кислород является также важной частью многих органических соединений, например, белков, жиров и углеводов, имеющих исключительно большое значение в жизни растений, животных и человека. Переходим к способам получения кислорода.
Получение в лаборатории. В лаборатории кислород получают при разложении некоторых сложных кислородсодержащих веществ: (Слайд №9-11)
1) 2H2O→2H2 + O2
MnO2
2) 2H2O2 → 2H2O + O2
t
3) 2HgO → 2Hg + O2
t, MnO2
4) 2KClO3 → 2KCI + 3O2
t
5) 2KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2
Это способы получения кислорода, теперь давайте рассмотрим прибор, с помощью которого мы можем получить кислород в лаборатории. (Учитель объясняет прибор, при помощи которого можно получить кислород из перманганата калия. Схема прибора дана в книге. )
Собирание кислорода методом вытеснения воздуха (а);
методом вытеснения воды (б)
- Уравнения реакций получения кислорода в лаборатории учащиеся записывают в тетрадь.
Учащиеся получают кислород методом вытеснения воздуха путем разложения KMnO4 (групповая работа) (Слайд №12-15)
-Что можно сказать о физических свойствах. (Слайд № 16)
Физические свойства. Кислород – бесцветный газ. Без вкуса, без запаха, относительно малорастворим в воде (в 100 объёмах воды при t=200C растворяется 3,1 объёма кислорода). Кислород немного тяжелее воздуха: 1 л кислорода при н. у. весит 1,43г, а 1 л воздуха – 1,29г (н.у.: t=00C, P=760мм рт. ст. или 1атм=0,1 МПа). При давлении 760 мм. рт. ст. и температуре -1830С кислород сжижается, а при снижении температуры до -218,80С затвердевает
Химические свойства.
Для того, чтоб узнать, с чем же реагирует кислород, покажу вам лабораторные опыты (На столе склянки, заполненные кислородом, сера, магний, ложечки для сжигания, спиртовка, спички). В склянках уже есть кислород. Мы уже знаем каким образом собирается кислород. А как его определять? Тлеющей лучинкой – она вспыхивает. Если опустить в сосуд с кислородом тлеющий уголёк, то он раскаляется добела и сгорает.
Демонстрационный опыт
Сера сгорает в кислороде ярким синим пламенем с образованием газа с резким запахом – оксида серы (IV):
S + O2 → SO2 (слайд №17-19)
С + О2 → СО2
(Видеофагмент) (Слайд №20)
Можно сказать, что кислород взаимодействует с металлами (магний) и неметаллам (cера и уголь) . Давайте запишем уравнение реакции.
Как называется вещества, которые образовались в результате реакции? Оксиды.
Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород .
А что еще общего между этими реакциями? Выделяется теплота и свет. Такие реакции называют реакциями горения.
Горение – это химическая реакция, сопровождающая выделением теплоты и света. (слайд №21)
- Закрепление пройденного материала: (слайд №22-23)
Выводы по теме: (слайд №24)
- Кислород – химически активное вещество. Кислород реагирует как с простыми, так и сложными веществами.
- При нагревании многие вещества выделяют свет и тепло.
- Реакции, сопровождающиеся выделением тепла и света, называются реакциями горения.
- При горении простых и сложных веществ образуются оксиды.
- Оксиды это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород.
Домашнее задание:§ 19-20 (Слайд №25)
Химический символ кислорода | Порядковый номер | Относительная атомная масса (О) | Относительная молекулярная масса | Валентность кислорода |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока в 11 классе по теме "Логарифмы и их свойства"
Урок обобщения по теме "Логарифмы". Сопровождается презентациооным материалом....
Конспект урока химии в 9 классе по теме "Водород.Получение и свойства""
Конспект урока химии в 9 классе по теме" Водород.Получение.Нахождение в природе. Свойства" с использованием ЦОР...
Презентация к уроку химии по теме "Водород.Получение и свойства"
Презентация используется с конспектом урока....
Технологическая карта по теме " Кислоты и их свойства" 8 класс
Ф.И.О. учителя: Погонялина О.В. Класс: 8 Дата:___________________ . Предмет: химия Тема урока: Кислоты, их классификация и свойства.Технологическая карта с использование ЭОР Тема урока...
Урок в 11 классе по теме: Формирование познавательной рефлексии и действия смыслообразования учащихся на уроке математики по теме «Показательная функция, ее свойства и график» по учебнику А.Г. Мордковичтся первым в данной теме.
Тема «Показательная функция, ее свойства и график» изучается в разделе «Показательная и логарифмическая функции», на изучение которого запланировано 28 часов. По тематическому планированию это п...
Урок в 11 классе по теме: Формирование познавательной рефлексии и действия смыслообразования учащихся на уроке математики по теме «Показательная функция, ее свойства и график» по учебнику А.Г. Мордковичтся первым в данной теме.
Тема «Показательная функция, ее свойства и график» изучается в разделе «Показательная и логарифмическая функции», на изучение которого запланировано 28 часов. По тематическому планированию это п...
Урок-игра «Химическое лукошко» по теме «Урок-упражнение по теме «Кислоты. Классификация. Химические свойства с точки зрения Электролитической Диссоциации».
Данный конспект урока можно использовать при закреплении знаний учащихся по теме "Кислоты. Классификация. Химические свойства кислот". Урок проходит в игровой форме живо и очень интересно....