Тема урока "Кислород и его свойства"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Степанов Вячеслав Александрович

Тема урока :  «Кислород,  и его свойства.

«Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия».                                                                                                           (Я. Берцелиус).

Цели урока:

 -  знакомство  с кислородом, как с химическим элементом, так и с  простым веществом; формирование положительной мотивации изучения нового  материала;

-  развитие аналитического мышления и языковых способностей учащихся;

- воспитание наблюдательности, активизация учебно-познавательных процессов 

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с историей открытия кислорода, общей характеристикой элемента и простого вещества, изучить физические и химические свойства кислорода. Познакомить учащихся с основными способами получения кислорода в лаборатории и промышленности.

Развивающие: развитие навыков самостоятельной деятельности через работу с учебником, дополнительной литературой,  развитие познавательного интереса, развитие логического мышления, расширение кругозора.

Воспитательные: формирование  основных  мировоззренческих  идей  материальности мира, воспитание настойчивости в овладении знаний, самостоятельности, дисциплины, аккуратности, воспитание  любви к окружающей среде, предмету.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: Учебник,  ПСХЭ, штатив, пробирки, стеклянные палочки, спиртовка,  лучины. Вещества: перманганат калия (крист.), сера (пор.), магний, .перекись водорода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc295.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Киятская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ»

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА:  «Кислород и его свойства»

Выполнил: Степанов В.А.

Тема урока :  «Кислород,  и его свойства.

«Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия».                                                        (Я. Берцелиус).

Цели урока:

 -  знакомство  с кислородом, как с химическим элементом, так и с  простым веществом; формирование положительной мотивации изучения нового  материала;

-  развитие аналитического мышления и языковых способностей учащихся;

- воспитание наблюдательности, активизация учебно-познавательных процессов  

Задачи урока: 

Образовательные: познакомить учащихся с историей открытия кислорода, общей характеристикой элемента и простого вещества, изучить физические и химические свойства кислорода. Познакомить учащихся с основными способами получения кислорода в лаборатории и промышленности.

Развивающие: развитие навыков самостоятельной деятельности через работу с учебником, дополнительной литературой,  развитие познавательного интереса, развитие логического мышления, расширение кругозора.

Воспитательные: формирование  основных  мировоззренческих  идей  материальности мира, воспитание настойчивости в овладении знаний, самостоятельности, дисциплины, аккуратности, воспитание  любви к окружающей среде, предмету.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: Учебник,  ПСХЭ, штатив, пробирки, стеклянные палочки, спиртовка,  лучины. Вещества: перманганат калия (крист.), сера (пор.), магний, .перекись водорода

 

Ход урока:

  1. Орг. момент
  2. Актуализация прежних знаний и умений.

А) Постановка проблемы

Опыт: Зажжённая спиртовка Что происходит, когда мы закрываем пламя колпачком.

(Ответ: Для горения важнейшим условием является наличие кислорода) (Слайд №2)

Кислород входит в состав воздуха.

Состав воздуха: 78% азота, 20,95% - кислорода, 0, 94% - инертные газы, 0,03%  -  углекислый газ (Слайд №4)

3.Объяснение нового материала

-Учитель: Сегодня тема нашего урока «Кислород, и его   свойства. Со словом кислород вы знакомы уже давно.  Но вы не знаете, как его можно получить, какое место занимает кислород в природе. Это сегодня мы с вами подробно изучим. Для начала давайте охарактеризуем простое вещество-кислород. Для этого я вам раздам листочки  с таблицей. Её надо заполнить.

Химический символ кислорода

Порядковый номер

Относительная атомная

масса (О)

Относительная молекулярная масса

Валентность кислорода

O

8

16

32

II

(Слйд №5)

-Итак, с заданием справились. С общими понятиями познакомились. Идем далее. Сейчас (Слайд №6-7) Мухаметшин Алеша  вам зачитает  историю открытия кислорода. Вы должны  записать в тетрадь фамилии ученых, которые имеют отношение к истории открытия кислорода.

На одной из площадей города Лидса (Англия) стоит бронзовая скульптура молодого красивого человека в модном костюме XVIII века.   В правой руке он держит линзу, в левой руке тигель с ртутной окалиной. Этот известный химик был запечатлен в момент проведения знаменитого опыта. Речь идёт о знаменитом английском химике  Джозефе Пристли и об опыте в результате, которого был открыт кислород. В один прекрасный солнечный день Пристли опрокинул в ванну с ртутью цилиндр, также наполненный ртутью, и ввёл в цилиндр из - под низу ртутную окалину. Порошок всплыл на поверхность ртути, и Пристли с помощью своего увеличительного стекла сосредоточили на нём солнечные лучи. От сильного жара, порошок превращался в металлическую ртуть, а по мере его исчезновения, к великой радости Пристли, цилиндр наполняется – по крайней мере, так показалось  Пристли – воздухом. Но точно ли это воздух? А может быть, это удивительный горючий газ (мы его сейчас называем водородом), открытый незадолго до этого соотечественником Пристли – Кавендишем, или же ещё ранее открытый удушливый газ, мутящий известковую воду? Нет ничего проще, как решить этот вопрос: нужно лишь отпустить в собранный газ горящую свечу. Если это газ, мутящий известковую воду, свеча в нём погаснет; если горючий газ, то от свечи загорится сам  этот газ; если же, наконец, это воздух, свеча в нем будет продолжать гореть так же, как и в комнатном воздухе. Но получилось иное. Свеча, правда, продолжала гореть, но не так, как она горит в воздухе:  её пламя уменьшилось, но сделалось ослепительно ярким – на него, как на солнце, просто нельзя было долго смотреть, без риска испортить зрение. Таким образом, Дж. Пристли был открыт кислород.  С помощью этой ванны он открыл 9 новых газов.

  - Теперь вы знаете, чьи заслуги привели к открытию кислорода.  Давайте  рассмотрим следующую схему (Слайд №8)

- Из схемы видно, что на долю кислорода приходится 49%  по массе от других элементов, приведенных в таблице. Стоит отметить, что это не маленький процент. Кислород – самый распространённый химический элемент в земной коре. Кислород входит в состав почти всех окружающих нас веществ. Так, например, вода, песок, многие горные породы и минералы, составляющие земную кору, содержат кислород. Кислород  является также важной частью многих органических соединений, например, белков, жиров и углеводов, имеющих исключительно  большое значение в жизни растений, животных и человека. Переходим к способам получения кислорода.

Получение в лаборатории. В лаборатории кислород получают при разложении некоторых сложных кислородсодержащих веществ: (Слайд №9-11)

1) 2H2O→2H2     + O2  

           MnO2

2)  2H2O2      →       2H2O  + O2      

                                    t

3) 2HgO         →   2Hg + O2

         t, MnO2

4) 2KClO3       → 2KCI + 3O2

                         t

5) 2KMnO4   →   K2MnO4 + MnO2 + O2

Это способы получения кислорода, теперь давайте рассмотрим  прибор, с помощью которого мы можем получить кислород в лаборатории.  (Учитель объясняет прибор, при помощи которого можно получить кислород из перманганата калия. Схема прибора дана в книге. )

..\колбы.jpg

Собирание кислорода методом вытеснения воздуха (а);

методом вытеснения воды (б)

- Уравнения реакций получения кислорода  в лаборатории учащиеся записывают в тетрадь.

Учащиеся получают кислород методом вытеснения воздуха путем разложения KMnO4  (групповая работа) (Слайд №12-15)

-Что можно сказать о физических свойствах. (Слайд № 16)

Физические свойства. Кислород – бесцветный газ. Без вкуса, без запаха, относительно малорастворим в воде (в 100 объёмах воды при t=200C растворяется 3,1 объёма кислорода). Кислород немного тяжелее воздуха: 1 л кислорода при н. у. весит 1,43г, а 1 л воздуха – 1,29г (н.у.: t=00C, P=760мм рт. ст. или 1атм=0,1 МПа). При давлении  760 мм. рт. ст. и температуре -1830С кислород сжижается, а при снижении температуры до -218,80С затвердевает

Химические свойства.

Для того, чтоб узнать, с чем же реагирует кислород, покажу вам лабораторные опыты (На столе склянки, заполненные кислородом, сера, магний, ложечки для сжигания, спиртовка, спички). В склянках уже есть кислород. Мы уже знаем каким образом собирается кислород. А как его определять? Тлеющей лучинкой – она вспыхивает. Если опустить в сосуд с кислородом тлеющий уголёк, то он раскаляется добела и сгорает.

Демонстрационный опыт

Сера  сгорает в кислороде ярким синим пламенем  с образованием газа с резким запахом – оксида серы (IV):

S + O2 → SO2    (слайд №17-19)

С + О2 → СО2

(Видеофагмент) (Слайд №20)

Можно сказать, что кислород взаимодействует с металлами (магний) и неметаллам (cера  и уголь) . Давайте запишем уравнение реакции.  

Как называется вещества, которые образовались в результате реакции? Оксиды.

Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород .

А что еще общего между этими реакциями? Выделяется теплота и свет. Такие реакции называют реакциями горения.

Горение – это химическая реакция, сопровождающая выделением теплоты и света. (слайд №21)

  1. Закрепление  пройденного материала: (слайд №22-23)

Выводы по теме: (слайд №24)

  1. Кислород – химически активное вещество. Кислород реагирует как с простыми, так и сложными веществами.
  2. При нагревании многие вещества выделяют свет и тепло.
  3. Реакции, сопровождающиеся выделением тепла и света, называются реакциями горения.
  4. При горении простых и сложных веществ образуются оксиды.
  5. Оксиды это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород.

  Домашнее задание:§ 19-20 (Слайд №25)


Химический символ кислорода

Порядковый номер

Относительная атомная

масса (О)

Относительная молекулярная масса

Валентность кислорода


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока в 11 классе по теме "Логарифмы и их свойства"

Урок обобщения по теме "Логарифмы". Сопровождается презентациооным материалом....

Конспект урока химии в 9 классе по теме "Водород.Получение и свойства""

Конспект урока химии в 9 классе по теме" Водород.Получение.Нахождение в природе. Свойства" с использованием ЦОР...

Презентация к уроку химии по теме "Водород.Получение и свойства"

Презентация используется с конспектом урока....

Технологическая карта по теме " Кислоты и их свойства" 8 класс

Ф.И.О. учителя: Погонялина О.В. Класс: 8 Дата:___________________ . Предмет:  химия Тема урока: Кислоты, их классификация и свойства.Технологическая карта с использование ЭОР Тема урока...

Урок в 11 классе по теме: Формирование познавательной рефлексии и действия смыслообразования учащихся на уроке математики по теме «Показательная функция, ее свойства и график» по учебнику А.Г. Мордковичтся первым в данной теме.

Тема «Показательная функция, ее свойства и график» изучается в разделе «Показательная и логарифмическая функции», на изучение которого запланировано 28 часов.  По тематическому планированию это п...

Урок в 11 классе по теме: Формирование познавательной рефлексии и действия смыслообразования учащихся на уроке математики по теме «Показательная функция, ее свойства и график» по учебнику А.Г. Мордковичтся первым в данной теме.

Тема «Показательная функция, ее свойства и график» изучается в разделе «Показательная и логарифмическая функции», на изучение которого запланировано 28 часов.  По тематическому планированию это п...

Урок-игра «Химическое лукошко» по теме «Урок-упражнение по теме «Кислоты. Классификация. Химические свойства с точки зрения Электролитической Диссоциации».

Данный конспект урока можно использовать при закреплении знаний учащихся по теме "Кислоты. Классификация. Химические свойства кислот". Урок проходит в игровой форме живо и очень интересно....