Имя твое - учитель
материал по химии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Эссе на тему
«Имя твое - Учитель»
Емельяновой Ирины Васильевны
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева»
Курской области
Учитель, будь солнцем,
излучающим человеческое тепло.
Ш. Амонашвили
Школа… Большой шумный дом. Но такой родной. Каждое утро он наполняется многообразием характеров, голосов, отношений. И вот уже более 30 лет я спешу сюда каждый день. Я люблю свой предмет, учеников, их заинтересованные глаза и пытливый ум, их стремление встретиться с новыми и интересными знаниями на моих уроках.
Слово «школа» восходит к латинскому «скале» - лестница. Речь идёт прежде всего о лестнице восхождения – физического, интеллектуального, духовного в человеке, поэтому на своих занятиях я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими их душами.
В школе закладываются не только основы знаний, которые человек впоследствии использует в своей жизни, но и формируется фундамент успешности в будущем. Я бы даже сказала, школа создает ту эмоционально привлекательную среду, которая, в свою очередь, делает ребенка непросто успешным, но и счастливым. И помогает стать таким ребенку именно учитель. Еще А.С. Макаренко сказал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно". Это и есть мое учительское счастье.
Профессия учителя самая необыкновенная. Она вобрала в себя все профессии на Земле. Учитель - это врач, психолог, певец, танцор, музыкант. И этот перечень можно продолжать до бесконечности. По словам А.П.Чехова «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело».
Мне понравились слова Натальи Черновой из книги «Доверяю тебе мою боль радость»:
Я – скульптор, но в руках у меня не глина.
Я – музыкант, но перед глазами совсем не ноты.
Я – хирург, но работаю без скальпеля.
Кто я? Я леплю человека.
Я касаюсь струн его сердца.
Я срезаю опухоль с души. Я – учитель!
Труд учителя считается одним из самых уважаемых и одновременно трудных. Для детей учитель является значимой фигурой, обязанной обучать не только школьным премудростям, но и жизненным. Я считаю, что хороший наставник может найти подход к каждому ребенку, увлечь своим предметом, научить уважать своих одноклассников. В таком классе, где учитель прислушивается к мнению учеников, учиться намного комфортнее.
В жизни каждого человека наступает момент, когда он задумывается над тем, какую профессию выбрать. У каждого человека есть свой путь, по которому он идет всю жизнь. Счастлив тот человек, кто может определить свой путь и, идя по нему, не сожалеть о своем выборе. Я считаю себя именно таким человеком.
Я родилась в семье потомственных учителей. Мой дедушка Василий Александрович (учитель труда) и две его сестры Александра Александровна (учитель математики) и Мария Александровна (учитель начальных классов). Дедушка не вернулся с Великой Отечественной войны, а вот бабушек я вспоминаю с гордостью, уважением и любовью. На моих глазах они отдавали частичку своей души, несли свои знания и доброту детям. Я радовалась вместе с ними, когда с огромными букетами цветов к ним приезжали со всех уголков страны их благодарные ученики. За свой труд обе были награждены значками «Отличник народного просвещения» и были для меня примером и образцом служения Школе.
Моя мама, деревенская девочка, отец которой погиб под Смоленском, считала учителя образцом нравственности, порядочности, житейской мудрости. В тяжелые послевоенные годы ей не удалось воплотить в жизнь свою детскую мечту, и поэтому она очень хотела, чтобы ее дочь стала учительницей. С ранних лет жизни, вращаясь в учительской среде, я очень часто в мыслях была учителем, и только учителем. Другую профессию я выбрать просто не могла.
Мир профессий стремительно изменяется. Одни безвозвратно исчезают, заменяются новыми, которые со временем становятся привычными, но есть профессии вечные, неподвластные времени, без них не может существовать ни одно государство. Одна из таких профессий - Учитель. «Учитель в тебе, во мне, в нас» (И. Ильин). Более точно сказать невозможно!
После окончания школы я поступила в Курский государственный педагогический институт на естественно-географический факультет. Что заставило меня выбрать именно этот предмет? В детстве я росла болезненным ребенком, много читала, в том числе и книги по медицине. Мне хотелось узнать суть происхождения болезней, почему болезни по-разному действуют на органы человека. В доме, где я росла, всегда были домашние животные и растения, за которыми мне нравилось наблюдать. Меня интересовали химические и биологические процессы. Именно это сыграло роль в выборе факультета. Я учитель химии и биологии уже 30 лет. И ни одной минуты не пожалела об этом. Давно поняла, что чувствую к своему делу сознательное призвание и испытываю моральное удовлетворение от общения с подрастающим поколением.
Как говорил Василий Ключевский: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь». Я с этим полностью согласна. Учитель должен соединять в себе любовь и к предмету, и к ученикам, тогда он достигнет успеха.
Как измерить работу учителя? Ведь он соприкасается с тонкой материей, которая называется человек, она наиболее хрупкая и ранимая, особенно в детстве. Получается, что учитель - это духовный наставник. Каждый день, заходя в класс, я должна заботиться обо всех и делать это с улыбкой на лице. А где черпать вдохновение? В самой себе, в глазах детей, смотрящих на тебя и выражающих целый букет чувств.
Я считаю себя современным педагогом, а потому не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как понимаю, что должна быть образцом для своих учеников.
Все время следую заповеди: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Поэтому регулярно повышаю квалификацию по дополнительным профессиональным программам, участвую в семинарах, вебинарах, конференциях по актуальным вопросам школьного образования, изучаю опыт коллег и делюсь своим на мероприятиях различного уровня.
Строю свою работу в соответствии с новыми образовательными стандартами, формируя универсальные учебные действия, которые обеспечивают умение учиться. Стараюсь закладывать основу формирования учебной деятельности обучающихся - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
У каждого учителя складывается своя педагогическая философия, своя система мировоззрения, которую он старается привить ребенку. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нем желание к саморазвитию, самосовершенствованию, что созвучно принципам, изложенным в национальном проекте «Образование».
Мне нравится видеть своих учеников успешными и счастливыми. Они учатся в престижных ВУЗах страны, преподают химию и биологию в школах, лечат людей и животных, выращивают отличные урожаи, совершают научные открытия и занимают ответственные посты. Замечательно сказал когда-то А. С. Макаренко: «Воспитывая детей, педагоги и родители должны помнить, что они воспитывают будущую историю нашей страны», и я стараюсь никогда об этом не забывать.
Самой высокой оценкой моего труда я считаю не дипломы и грамоты, не благодарности руководства, а то, что в конце урока на мои слова: «Урок окончен. Спасибо». Вдруг услышу: «Спасибо Вам!». Это значит, моего урока ждали, и он не обманул ожиданий. Я здесь НУЖНА. Я – УЧИТЕЛЬ.
Моя семья передала мне по наследству бесценный рецепт учительского успеха - Доброту, Честность, Искренность, Справедливость, Достоинство, Профессионализм. И этим рецептом я пользуюсь всю жизнь.
Когда-то замечательный поэт Р. Рождественский написал удивительные строки:
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останется жить Земля,
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учитель, перед именим твоим..."
Выступление на окружном фестивале педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"...
Имя твое учитель
Статья в сборнике "Имя твое учитель", посвященном Году учителя -2010...
Мое участие во всероссийском конкурсе "Учитель - славлю имя твое"
Для конкурса "Учитель - славлю имя твое" я выбрала сюжет из своей жизни: общение в рамках виртуальности. Об этом мое эссе. Оно было приведено полностью в "УГ" от 10 марта 2011 г....
Лекция по философии образования «Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени…»
Лекция по философии образования:«Учитель! Перед именем твоимПозволь смиренно преклонить колени…»...
педагогическая аллея славы учителей "Учитель, перед именем твоим..."
Мой класс принимал участие в создании педагогической аллеи славы учителей, посвященной году учителя. Большую помощь в осуществлении этого поекта оказало акционерное общество "Оренбурггаздобыча". Стенд...
мероприятие, посвященное Дню учителя «Учитель! Перед именем твоим…»
Внеклассное мероприятие...
Сценарий Дня учителя. «Учитель! Перед именем твоим…»
Данный сценарий - поздравление учителям с их профессиональным праздником. Используются фрагменты из кинофильмов, песни, слайды из жизни школы,фотографии учителей - ветеранов, концертные номера по выбо...