Технологическая карта по химии к уроку "Валентность и валентные возможности атомов" 11 класс
методическая разработка по химии (11 класс)

Технологическая карта по химии к уроку  "Валентность и валентные возможности атомов" 11 класс Рудзитис, Фельдман

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_valent_i_valentnye_vozmozhnosti_atomov.docx87.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по химии к уроку по теме «Валентность и валентные возможности атомов»

Урок

Предмет

химия

Класс 11

Дата

Тема учебного занятия

«Валентность и валентные возможности атомов»

Цель и задача  учебного занятия

Развить представления о валентности, раскрыть физический смысл этого понятия и причины различных валентных возможностей атомов. Выявить закономерности изменения радиусов атомов химических элементов по периодам и А-группам (главным подгруппам) периодической таблицы.

Основные понятия

 Валентность, валентные возможности атомов, свободная орбиталь, донор, акцептор, донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.

Тип и форма учебного занятия

урок – изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Знать определение валентности с точки зрения теории химической связи. Уметь составлять графические схемы строения внешних электронных слоев атомов, иллюстрирующие валентные возможности атомов фосфора, азота, серы и кислорода, объяснять пятивалентность фосфора и четырехвалентность азота, характеризовать изменения радиусов атомов химических элементов по периодам и А-группам периодической таблицы.

Технологии обучения или элементы технологий

Технология развития критического мышления, игровые технологии, проблемно- развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ

Средства обучения, дидактическое обеспечение урока

проектор, презентация, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, ПСХЭ

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Приветствие учеников. Выявление отсутствующих. цели и задач урока, этапов урока и времени каждого этапа.

Настраивание на восприятие материала урока.

II. Актуализация знаний

  • Что такое валентность из курса 8 класса?
  • Как формулируется периодический закон?
  • Какие соединения называют щелочами?
  • В чем заключается донорно – акцепторный механизм образования ковалентной связи?

Отвечают на вопросы учителя

III. Постановка проблемы урока

(мотивация и целеполагание)

Ребята давайте вспомним курс 8 и 9  класса.

В 8 классе мы рассматривали валентность элементов как постоянную, так и переменную; мы уже знаем как изменяется валентность по группам. ( Учащиеся вспоминают этот момент).

 А в 9 классе мы рассматривали азот, т. е . его валентность. Так давайте подумаем, какова же сегодняшняя наша тема урока?

Учащиеся выдвигают гипотезы и определяют тему урока.

Отвечают на вопросы учителя

Выдвигают гипотезы, предположения, определяют тему и цели урока.

IV. Изучение нового материала

Современное определение валентности:

Валентность химических элементов принято определять числом ковалентных связей, которыми данный атом соединен с другими атомами.

Строение атома элемента обуславливает его валентные возможности. Высшая вал элемента соответствует номеру группы в периодической таблице. Например азот и фосфор находятся  в 5А группе, следовательно их высшая валентность должна равняться 5. Но это справедливо только для фосфора, т.к. высшая вал азота равна 5.  Кислород и сера находятся в 6 А группе, следовательно у них должна быть вал равная 6. Но это действительно только для серы, а кислород обычно двухвалентен.  Вопрос почему?

Возьмем азот: +7 N 1s2 2s2 2p3

 На 2s уровне два спаренных электрона, а на 2р -  уровне 3 неспаренных электрона. Если мы будем понимать, что валентность атома, это количество неспаренных электронов, то она будет равна 3. Разберем это на молекуле азота N2. Как простого вещества. Изобразим атом азота, как структурную,  где точки обозначают только валентные электроны.

 N2    https://healthage.ru/wp-content/uploads/2019/04/img_59fefa12a61d9.png, следовательно получилось три связи, значит вал равна 3.  В то время, как степень окисления любого простого вещества равна 0. Это один из не многих примеров, когда степень окисления и валентность не равны. В тоже время мы не должны забывать, что у азота есть два неспаренных электрона  на 2s подуровне. Поэтому азот может выступать донором этих электронов и образовывать ещё одну 4 – ую связь по донорно – акцепторному механизму.

Разберем это на примере аммония. (Учащиеся вспоминают из курса 9 класса донорно – акцепторный механизм самостоятельно).

 https://studfile.net/html/2706/356/html_URTDqP9INz.ZGr5/img-VpEAbx.png  C:\Users\Эмма\Pictures\2008-08\img4.jpg

Работают в тетради, с учебником, устно.

V. Закрепление изученного материала

Для проверки усвоения материала можно также использовать задания в тестовой форме.

Вариант I

1. Изобразите строение атома углерода в основном и возбужденном состояниях.

2. Изобразите электронную формулу атома натрия. Подчеркните ту часть формулы, которая обозначает наружный энергетический уровень.

3. По электронной формуле определите порядковый (атомный) номер химического элемента в периодической таблице, составьте формулу его высшего оксида, обозначьте валентность атомов. 1s22s22p63s23p64s2

Вариант II

1. Изобразите строение атома бора в основном и возбужденном состояниях. Приведите примеры соединений, образованных атомами бора в основном и возбужденном состояниях. Обозначьте валентность атомов.

2. Изобразите электронную формулу атома хлора. Какова высшая валентность атомов хлора в соединениях?

3. По электронной формуле определите порядковый (атомный) номер химического элемента в периодической таблице, составьте формулу его высшего оксида, обозначьте валентность атомов. 1s22s22p63s23p63d64s2

Работают на местах с тетрадью и таблицей Менделеева  

VI. Рефлексия

Попробуем подвести итоги. Основные выводы:

  • Современное определение валентности.
  • Почему численное значение не всегда совпадает с числом электронов на наружном энергетическом уровне?

Итак, ребята. Над какой темой мы сегодня работали? Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Что вы нового узнали? Что хотели бы узнать? Что вызвало затруднения?

Участвуют в эвристической беседе.

VII. Итоги урока

Выставление оценок.  Домашнее задание: п. 6, с. 26-30, с. 31, упр. 7

САМОАНАЛИЗ

Тему сформировали учащиеся правильно. Была поставлена цель и задачи . Цель и задачи были достигнуты.

Планируемые результаты достигнуты.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по химии к уроку "Галогены", 9 класс

Технологическая карта по химии к уроку "Галогены", 9 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Гидролиз солей" 9 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Гидролиз солей" 9 класс Рудзтитс, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку по теме "Законы сохранения массы и энергии в химии" 11 класс

Технологическая карта по химии к уроку по теме "Законы сохранения массы и энергии в химии" 11 класс по Рудзитису, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Метан - простейший представитель алкаков", 10 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Метан - простейший представитель алкаков", 10 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Чистые вещества и смеси" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Чистые вещества и смеси" 8 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Атомы, молекулы и ионы" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Атомы, молекулы и ионы" 8 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Закон постоянства состава веществ" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Закон постоянства состава веществ" 8 класс Рудзитис, Фельдман...