Угольная кислота и её соли
план-конспект урока по химии (9 класс)
Тема урока: «Угольная кислота и её соли».
Учебник. Кузнецова Н.Е. Химия 9 класс, М.: «Вентана - Граф» 2016 год.
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока
Вводно-мотивационный этап
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Постановка целей урока
Операционно-познавательный этап
Постановка учебной проблемы
Создание проблемной ситуации, проведение исследования.
Выводы по результатам исследований
Подведение итогов урока
Рефлексивно-оценочный этап
Подведение итогов урока
Рефлексия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_fgos_urok_sytenkova_v.n.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Угольная кислота и её соли».
Учебник. Кузнецова Н.Е. Химия 9 класс, М.: «Вентана - Граф» 2016 год.
Параграф №32, табл. 25 стр. 171, доп. Стр. 173-174, упр.1-7
Учитель химии МАОУ гимназии №40 им. Ю.А. Гагарина
Сытенкова Вера Николаевна
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока
Вводно-мотивационный этап
- Организационный момент
Проведем урок-исследование, работаем в группах.
Желаю успеха!
- Актуализация опорных знаний
! Перечислите общие свойства кислот, солей; классификацию кислот и солей.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
- Введение в тему урока. Мотивация к учебной деятельности
На столах для работы в группах: реактивы и оборудование для проведения лабораторных опытов; пачка соды, коробка со школьным мелом, бутылочки с газированными напитками (вода «Зеленоградская»).
!? Почему у вас на столах появились данные объекты: пачка соды, коробочка со школьным мелом, бутылочки с газированными напитками (вода «Зеленоградская»).
!? Что вам известно об этих веществах?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Формулируем тему урока.
Тема: «Угольная кислота и её соли».
- Постановка целей урока
!? Какова будет цель нашего урока?
Познакомиться с важнейшими кислородными соединениями углерода, исследовать их химические свойства, провести химический эксперимент по распознаванию веществ, объяснить процессы, происходящие в окружающем мире.
Результатом нашей работы станет заполнение сводной таблицы по кислородным соединениям углерода. Работу вы можете продолжить дома.
Угольная кислота | Карбонаты | Гидрокарбонаты |
Операционно-познавательный этап
- Постановка учебной проблемы
!? Предлагаю вам алгоритм работы по определению свойств угольной кислоты и её солей
«Удивляйся!»
Работа с учебником (§32 стр. 169-170)
Параметры исследования веществ:
- формула;
- агрегатное состояние;
- форма существования;
- устойчивость;
- растворимость в воде;
- диссоциация.
Учащиеся заполняют таблицу по критериям заданным учителем. Предоставляют свои ответы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Выполняют простейшие физические упражнения.
https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E
- Создание проблемной ситуации, проведение исследования.
Почему разрушаются здания, построенные из известняка?
Почему углекислый газ способен под землёй перемещать тысячи тонн известняка?
Сталактит, сталагмит, сталагнат!? Что это такое и как это образуется?
Проведение лабораторных опытов «Изучение химических свойств солей угольной кислоты»
См. инструкция-задание. стр. 170-171, табл. 25 стр. 171.
Реактивы и оборудование. Растворы веществ: Na2CO3, K2CO3, BaCl2, HCl;
CaCO3 (мел, мрамор); NaНCO3; пробирки, спиртовка, спички, держатель для пробирок.
1) Взаимодействие карбонатов с кислотами. Все соли взаимодействуют с кислотами, дают качественную реакцию на ионы CO3 2- и HCO3 -.
2) Взаимодействие карбонатов с солями. Растворы солей угольной кислоты взаимодействуют с растворами других солей, если образуются нерастворимые вещества.
3) Особые свойства карбонатов
а) соли угольной кислоты разлагаются при нагревании MeCO3 → MeO + CO2 (исключение карбонаты щелочных металлов) Me(HCO3 )2→ MeCO3 + CO2 + H2O
б) Карбонаты превращаются в гидрокарбонаты при избытке углекислого газа и воды. MeCO3 + CO2 + H2O → Me(HCO3)2
https://paramitacenter.ru/node/622
Записывают уравнения проведённых реакций в таблицу.
Устанавливают взаимосвязь состава, строения и свойств изучаемых веществ.
- Выводы по результатам исследований
Почему разрушаются здания, построенные из известняка?
СаCO3 + CO2 + H2O → Са(HCO3)2
Эта реакция является причиной разрушения зданий, построенных из известняка, под действием окружающей среды: от дождя и углекислого газа, содержащегося в воздухе, нерастворимые карбонаты превращаются в растворимые гидрокарбонаты, а при нагревании – наоборот гидрокарбонаты переходят в карбонаты.
Са(HCO3)2→ СаCO3 + CO2 + H2O.
Почему углекислый газ способен под землёй перемещать тысячи тонн известняка?
В результате превращения нерастворимых карбонатов в растворимые гидрокарбонаты на месте известковых толщ образуются огромные полости в земной коре – карстовые пещеры.
СаCO3 + CO2 + H2O → Са(HCO3)2
Грунтовые воды, содержащие Са(HCO3)2, могут перемещаться в земной коре на значительные расстояния и, испаряя воду, выделяют известняк.
Сталактит, сталагмит, сталагнат!? Что это такое и как это образуется?
https://www.youtube.com/watch?v=mjYiwb2V8eg 3,47 мин
или
https://www.youtube.com/watch?v=sIuQdPbc32k 3,16 мин
- СталакТит - буква Т в середине слова по форме напоминает сосульку или сталактит свисающий с потолка.
- СталагМит - буква М напоминает две стоящие рядом сосульки, растущие снизу. Т.е. Сталагмит растёт вверх. Второй способ запоминания этого слова - в слове сталагМит и слове заМля есть буква М. Поэтому Сталагмит и растёт вверх.
- СталагНат - это сросшиеся сосульки. Ведь в букве Н есть линия посередине, благодаря которой эти линии и срослись.
Ярко-желтый сталактит в небе голубом висит,
На зелёном сталагмите гордо восседает Митя.
СталаКтит - Капля падает, т.е. то что сверху.
СталаГмит - по форме напоминает Гору.
Вода, проникающая в пещеру, растворяет известняк:
CaCO3 + H2O + CO2 ↔ Ca2+ + 2 HCO3-
При определённых условиях реакция идёт в обратную сторону, и происходит отложение карбоната кальция — растут сталактиты.
Подведение итогов урока
Подумайте, что объединяет наши эксперименты и следующий исторический факт из жизни Клеопатры.
Согласно легенде, Клеопатра с Антонием поспорили, сможет ли она “проесть” за один ужин десять миллионов сестерциев. Так как Клеопатра вряд ли отличалась слоновьим аппетитом, ей пришлось пойти на хитрость. В время указанного приём пищи слуга поднёс ей чашу с уксусом, царица сняла жемчужную серёжку, бросила её в чашу. Серёжка растворилась, а Клеопатра выпила полученный коктейль. Этот эпизод был описан Плинием Старшим и прочно вошёл в историю.
Образование жемчуга является защитной реакцией организма моллюска на любое инородное тело, попавшее в мантию или между мантией и раковиной. Согласно современной номенклатуре минералов, жемчуг не относится к минералам, но при этом он содержит в своём составе минерал арагонит. Арагонит (от Арагон — регион в Испании) — минерал, один из естественных разновидностей карбоната кальция (CaCO3).
СаСО3+2СН3СООН→(СН3СОО)2Са+ CO2+Н2О
Получилась растворимая соль кальция, кальций укрепляет кости.
Записывают уравнения реакций в таблицу.
Объяснять физиологическое действие соединений углерода на организм человека.
- Рефлексивно-оценочный этап
Подведение итогов урока
Рефлексия
Какие секреты угольной кислоты и её солей вы открыли для себя на уроке?
Что помогло вам в приобретении новых знаний?
Домашнее задание: оформить в тетрадь таблицу по результатам сегодняшнего исследования; §32, упр. 5,6.
Индивидуально или по желанию дополнит. задания
1. Осуществите превращения:
1) CH4→ CO2→ CaCO3→ Ca(HCO3)2→ CaCO 3
2) Ca → CaC2→ Ca(OH)2→ CaCO3→ CO2→ C
2. Решите задачу
Вычислите объём углекислого газа, который выделится при обжиге карбоната кальция массой 150 г (н.у.)
- Стр. 174 творческое задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии в 9классе по теме"Угольная кислота и её соли"
Урок изучения и первичного закрепления знаний.Материал урока позволяет закрепить знания о средних и кислых солях на примере карбонатов и гидрокарбонатов, их взаимопревращениях; изучи...
Открытый урок по химии в 9 классе по теме: « Угольная кислота и ее соли».
Цели урока: изучить свойства солей угольной кислоты карбонатов и гидрокарбонатов.Задачи урока:Образовательная:- повторить средние и кислые соли на примере карбонатов и гидрокарбонатов...
Урок химии в 9 классе "Угольная кислота и её соли"
Урок изучения нового материала....
Конспект урока и презентация по теме "Угольная кислота и её соли"
Конспект урока, презентация по теме "Угольная кислота и её соли"...
Презентация для урока по теме Угольная кислота и её соли
Презентация для урока "Угольная кислота и её соли"...
9 класс Угольная кислота и ее соли
Презентация подготовлена для учащихся, обучающихся по УМК Н.Е. Кузнецовой...
Презентация к уроку "Угольная кислота и ее соли"
Презентация к уроку "Угольная кислота и ее соли" химия, 9 класс...