курс по химии Решение расчетных задач по химии 8 класс
элективный курс по химии
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Решение расчётных задач по химии» для 8 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
• Приказ Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
• Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Самолюбовской ОШ;
• Примерная программа элективного курса «Решение расчётных задач по химии» (Химия. 8класс: сборник элективных курсов, составитель Н.В.Шишкина. )
• Положение о рабочей программе учебных предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Самолюбовской ОШ
• Учебный план МБОУ Самолюбовской ОШ
На изучение курса в 8 классе отводится 34 часа
Срок реализации программы 2019-2020 ученый год.
Форма итоговой аттестации – зачёт.
Рабочая программа обеспечивает достижение следующих результатов :
личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
Ученик научится:
- вычислять массовые доли и массовые отношения элементов в сложном веществе;
- проводить вычисления с количеством вещества;
- выводить формулы веществ по массовым долям и массовым отношениям элементов;
- рассчитывать содержание элемента в данной порции вещества;
- вычислять массовую долю растворенного вещества и молярную концентрацию раствора;
- решать задачи на разбавление и смешение растворов;
- проводить вычисления по уравнениям реакций;
- решать задачи на избыток одного из исходных веществ;
- проводить вычисления по уравнениям реакций в растворах;
- решать задачи на выход продукта;
- проводить вычисления по уравнениям реакций, если исходное вещество дано в смеси;
- проводить вычисления по уравнению состояния идеального газа;
- находить тепловые эффекты химических реакций;
- проводить вычисления по уравнениям нескольких последовательных реакций
- Ученик получит возможность научиться:
- проводить опыты с соблюдением правил техники безопасности;
- обращаться с простейшей посудой и лабораторным оборудованием;
- обращаться с нагревательными приборами;
- обращаться с измерительными приборами, техническими весами;
- растворять твердые вещества и жидкости в воде;
- готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества или молярной концентрацией раствора;
Содержание курса:
Введение (2 часа)
Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Основные физические и химические величины.
Тема 1. Математические расчёты в химии (7 часов)
Водородная единица атомной массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества.
Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Расчёт массовой доли химического элемента по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов.
Объёмная доля компонента газовой смеси.
Понятие об объёмной доле компонента газовой смеси и расчёты с использованием этого понятия.
Массовая доля растворённого вещества.
Растворы, растворитель и растворённое вещество. Понятие о концентрации растворённого вещества. Массовая доля растворённого вещества и расчёты с использованием этого понятия.
Массовая доля примесей.
Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчёт массы основного вещества по массе вещества, содержащего определённую долю примесей и другие модификационные расчёты с использованием этих понятий.
Тема 2. Количественные характеристики вещества (6 часов)
Основные количественные характеристики вещества.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объём газообразного вещества. Кратные единицы количества вещества – миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объёмы газообразных веществ.
Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём газов», «постоянная Авогадро».
Расчётные задачи. 1. Вычисление количества вещества по известному числу частиц этого вещества. 2. Вычисление массы вещества по известному количеству вещества. 3. Вычисление количества вещества по известному объёму вещества. 4. Вычисление числа частиц по известной массе вещества.
5. Определение относительной плотности газа.
Тема 3. Количественные характеристики химического процесса
( 15 часов)
Расчёт количества вещества, массы или объёма исходных веществ и продуктов реакции.
Расчётные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы, объёма или количества вещества по известной массе, объёму или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.
2. Вычисление массы, объёма продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. 3. Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определённую долю примесей. 4. Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворённого вещества. 5. Определение массовой или объёмной доли выхода продукта от теоретически возможного. 6. Вычисление массы или объёма практически полученного вещества по известной массовой (объёмной) доле выхода вещества. 7. Вычисление объёмных отношений газов по химическим уравнениям.
Расчёты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ, электролитической диссоциацией.
Тема 4. Окислительно-восстановительные реакции (5 часов)
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Классификация окислительно-восстановительных реакций.
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | № урока по теме | Тема урока | Дата | |
по плану | по факту | |||
Введение (2 ч) | ||||
1 | 1 | Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. | 04.09 | |
2 | 2 | Основные физические и химические величины. | 11.09 | |
Математические расчёты в химии (7 часов) | ||||
3 | 1 | Относительная атомная и молекулярная массы | 18.09 | |
4 | 2 | Массовая доля химического элемента в сложном веществе | 25.09 | |
5 | 3 | Решение задач по теме «Массовая доля химического элемента в сложном веществе» | 02.10 | |
6 | 4 | Объёмная доля компонента газовой смеси | 09.10 | |
7 | 5 | Массовая доля вещества в растворе. | 16.10 | |
8 | 6 | Решение задач по теме «Массовая доля вещества в растворе » | 23.10 | |
9 | 7 | Массовая доля примесей. | 30.10 | |
Количественные характеристики вещества (6 часов) | ||||
10 | 1 | Основные количественные характеристики вещества | 13.11 | |
11 | 2 | Вычисление количества вещества по известному числу частиц этого вещества. | 20.11 | |
12 | 3 | Вычисление массы вещества по известному количеству вещества. | 27.11 | |
13 | 4 | Вычисление количества вещества по известному объёму вещества | 04.12 | |
14 | 5 | Вычисление числа частиц по известной массе вещества. | 11.12 | |
15 | 6 | Определение относительной плотности газа. | 18.12 | |
Количественные характеристики химического процесса (15 часов) | ||||
16 | 1 | Вычисление массы продукта реакции по известной массе исходного вещества. | 25.12 | |
17 | 2 | Вычисление массы продукта реакции по известному количеству исходного вещества. | 15.01 | |
18 | 3 | Вычисление объёма одного из реагирующих веществ по заданной массе продукта реакции. | 22.01 | |
19 | 4 | Вычисление по уравнению химической реакции (если одно из реагирующих веществ дано в избытке). | 29.01 | |
20 | 5 | Решение задач если одно из реагирующих веществ дано в избытке | 05.02 | |
21 | 6 | Вычисление массы продукта реакции по известной массе исходного вещества, содержащего примеси. | 12.02 | |
22 | 7 | Решение задач на содержание примесей | 19.02 | |
23 | 8 | Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворённого вещества. | 26.02 | |
24 | 9 | Определение массовой или объёмной доли выхода продукта от теоретически возможного. | 04.03 | |
25 | 10 | Вычисление массы или объёма практически полученного вещества по известной массовой (объёмной) доле выхода вещества. | 11.03 | |
26 | 11 | Вычисление объёмных отношений газов по химическим уравнениям. | 25.03 | |
27 | 12 | Расчёты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ, электролитической диссоциацией. | 01.04 | |
28 | 13 | Решение задач по теме «Электролитическая диссоциация» | 08.04 | |
29 | 14 | Решение комбинированных задач. | 15.04 | |
30 | 15 | Решение комбинированных задач. | 22.04 | |
Окислительно-восстановительные реакции (5 часов). | ||||
31 | 1 | Окислительно-восстановительные реакции | 29.04 | |
32 | 2 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. | 06.05 | |
33 | 3 | Классификация окислительно-восстановительных реакций. | 13.05 | |
34 | 4 | Итоговое занятие. | 20.05 | |
35 | 5 | Зачёт по курсу | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Решение расчетных задач " , химия 9 класс
Элективный курс рассматривает решение основных типов задач.Рассчитан на 34 часа. Может быть использован для подготовки к ГИА....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
Данный курс рассчитан на 68 часов (9-11 классы) и направлен на формирование навыков решения задач различного уровня сложности. Задачи в данном курсе сгруппированы по типам. Предполагаемые задания охва...
Рабочая программа эдективного курса в 11 классе "Решение расчетных задач по химии"
Данный элективный курс предназначен для учащихся 11 класса и расчитан на 34 часа...
Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Система расчетных задач по химии»: «Система решения задач на нахождение формул веществ».
Приводится итоговая работа по курсу повышения квалификации "Система расчётных задач по химии": "Система решения задач на нахождение формул веществ"....
Рабочая программа электива по химии «Решение расчетных задач» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по химии "Решение химических задач для 9 класса" разработана на основе образовательной программы МБОУ "СОШ №6" г.Сафоново Смоленской области, пр...
Рабочая программа электива по химии «Решение расчетных задач» для 11 класса
Рабочая программа элективного курса по химии «Решение химических задач» для 11 класса разработана на основе образовательной программы МКОУ «Брединская СОШ №4», примерной ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по химии "Решение расчетных задач по химии в повседневной жизни"
Программа курса внеурочной деятельности по химии включает тематическое и поурочное планирование....