Технологическая карта урока "Нефть и способы её переработки"
план-конспект урока по химии (10 класс)
Урок направлен на развитие активности, самостоятельности, формирование ценностного отношения к химическим знаниям и естественнонаучного стиля мышления на основе изучения химического состава, свойств нефти и способов её переработки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_himii.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока химии в 10 классе
по теме «Нефть и способы её переработки».
Предмет: химия
Класс: 10
Автор УМК: О.С. Габриелян.
Тема урока: «Нефть и способы её переработки».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель | Развитие активности, самостоятельности, формирование ценностного отношения к химическим знаниям и естественнонаучного стиля мышления на основе изучения химического состава, свойств нефти и способов её переработки. | |||
Задачи | Образовательные: дать обучающимся понятие о нефти как о важнейшем углеводородном сырье, изучить ее свойства, продукты переработки нефти. Развивающие: совершенствовать умения работать с литературными источниками, продолжить развитие умений устанавливать причинно-следственные связи; развивать интерес к предмету и процессу познания. Воспитательные: приумножать знания о многообразии веществ в природе, их материальном единстве, иметь представление о социально-экономическом развитии родной страны, перспективных направлениях развития экономики, будущей профессии. | |||
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
В познавательной сфере :
В ценностно-ориентационной сфере:
| Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
| ||
Основные понятия | Состав нефти, ректификация, бензиновая фракция, керосиновая, фракция, мазут, каталитический крекинг, термический крекинг, детонационная стойкость бензина, углеводороды, входящие в состав бензина, десятка стран-лидеров по добыче нефти, экологические проблемы использования нефти. | |||
Межпредметные связи | Биология, физика, математика, история. | |||
Оборудование | Информационные материалы, раздаточный материал (маршрутные листы; образцы нефти, раствор KMnO4, географические карты) | |||
Ресурсы: основной дополнительные | Учебник: «Химия 10 класс» О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова. М.: Просвещение, 2020 г. Батаев, В.А. Справочник по органической химии: Учебное пособие для школьников и абитуриентов / В.А.Батаев, Е.В.Батаева. - М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 255 с. | |||
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами), парная (взаимопроверка), групповая (взаимопомощь). | |||
Приемы и средства обучения: | Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, информационные средства (мультимедийная презентация). |
Организационная структура урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Ресурсы |
Организационный этап | |||
Создание комфортной обстановки и положительной мотивации, распределение учеников по группам. Учитель приветствует ребят. - Как говорил Д.И. Менделеев, «нефть не топливо, топить можно и ассигнациями» - Почему Менделеев так сказал? Проблемный вопрос: Почему нефть называют «черное золото»? - Как можно сформулировать главный вопрос урока? | Приветствуют учителя. Воспринимают информацию, сообщаемую преподавателем. Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства. Высказывают предположения. Знакомятся с коллекцией «Нефть и нефтепродукты» в лабораторном режиме. | Коммуникативные: умение слушать и воспринимать на слух вопросы учителя. Личностные: формирование ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности. | Коллекция "Нефть и нефтепродукты". |
Целеполагание и мотивация. Актуализация знаний. | |||
Сегодня мы познакомимся с ценным минеральным сырьём – нефтью. XX век насыщен многими событиями, которые будоражили и потрясали земную цивилизацию. Яблоком раздора XX века стала нефть. Ею хотели обладать все державы мира, из-за неё развязывались войны, от её наличия зависела экономическая и политическая жизнь. С чем это связано? Что представляет собой нефть? Как она образуется и где используется? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить на нашем уроке. Попробуйте сформулировать тему, цель и задачи урока. У вас на столах карточки с текстом: ЧТО ВЫ УЖЕ ЗНАЕТЕ ОБ ЭТОМ? Прочтите текст и сделайте пометки + — знаю, ? — не знаю, не уверен, хочу узнать. Поднимите руки те, у которых поставлены вопросы. Внимательно работайте на уроке, делая записи в тетради, чтобы ответить на эти вопросы. | Слушают учителя, формулируют название темы, цель и задачи урока. Работают с текстом, самостоятельно выявляют пробелы в знаниях. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: формирование умения целеполагания, прогнозирования, планирования своей деятельности. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы. Личностные: понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни. | Карточки "Что вы уже знаете об этом?": 1. Нефть — основной источник углеводородного сырья. 2. Нефть — сложная смесь — алканов, циклоалканов, ароматических углеводородов. 3.Чтобы разделить нефть на фракции ее подвергают перегонке. 4. При прямой перегонке нефти — бензин получается некачественный и небольшое количество. 5. Крекинг- вторичная переработка нефтепродуктов. 6. Крекинг-процесс разложения углеводородов нефти. 7. Что означают марки бензина — А-92, А-80, А-96 ? 8. Нефть не только сырье топливной промышленности, но и сырье для органического синтеза. 9. 1литр разлитой нефти загрязняет 40 тысяч литров морской воды. |
Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление. | |||
Осуществляет демонстрацию презентации о нефти. Обеспечивает проведение исследования в группах. Организует изучение темы по блокам. -На столах у вас перечень заданий-микроисследований для групп. Познакомьтесь с ними и выберите себе тему микроисследования. | Выбирают тему исследования: Группа № 1. Исследуют месторождения нефти по географической карте (карты раздаются заранее). Группа № 2. Проводят исследование по изучению физических свойств нефти (на столах образцы нефти для изучения запаха, цвета, растворимости в воде).
Группа № 3. Проводят исследование по изучению состава нефти (проводят качественную реакцию на определение непредельных составляющих в нефти по обесцвечиванию р – ра KMnO4). | Познавательные: умение давать определение понятиям «нефть», «ректификация», «крекинг»; умение анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений, создавать обобщения, делать выводы; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение, устанавливать аналогии. Регулятивные: умение использовать речь для регуляции своей деятельности; осуществление само- и взаимоконтроля процесса выполнения задания. Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками. Личностные: понимать значимость фундаментальных представлений о строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира; любознательность и интерес к предмету;
| Маршрутный лист, учебник, презентация, географические карты, образцы нефти, раствор KMnO4. |
Рассказ учителя. 1. Нефть в древности. Нефть известна давно. Греческие историки Геродот и Плиний упоминали это горючее вещество, называя его «нафта». Установлено, что её добывали и использовали уже за 5–6 тысяч лет до нашей эры. Наиболее древние промыслы известны на берегах Евфрата, в Керчи, в Китае. О добыче «черного масла» в Ферганской впадине было известно еще во время похода Александра Великого через Среднюю Азию в Индию. В Библии говорится о смоляных ключах в окрестностях Мёртвого моря. Использовали нефть в самых разных целях. | Слушают учителя, делают пометки в тетради. | ||
2. Нахождение нефти в природе. Учитель обеспечивает подведение итогов работы 1 группы. | Группа 1 делают вывод о местонахождении нефти в природе. Основные месторождения нефти: (30 из 45 самых крупных месторождений) находятся на территории Азии: Ближний и Средний Восток (рост капитала Кувейта в период нефтяного бума составлял 150 долларов круглосуточно); 3 месторождения-гиганта находятся в Латинской Америке; 6 месторождений расположено в Африке; 4 – в Северной Америке; 1 – в Западной Сибири; 1 – в Юго-Восточной Азии. Наиболее крупные запасы нефти на территории РФ: Волго-Уральский бассейн; Западная Сибирь; Северный Кавказ. | ||
3. Физические свойства нефти. Работа в группе 2. На столах учащихся находится флакон с нефтью. Учитель предлагает встряхнуть его, обратить внимание на запах, цвет. | Учащиеся выполняют запись в тетрадях: Нефть – маслянистая жидкость. Цвет – темно-коричневый с красноватым оттенком. (Учитель обращает внимание детей на то, что нефть может быть черной с зеленым оттенком, красной, синей, светлой, даже белой, или бесцветной как вода (в Баку). Специфический запах. Если стеклянной палочкой каплю нефти поместить на воду, то она расплывается, образуя на поверхности тончайшую пленку (10 л нефти могут покрыть 1 км2). Плотность обычно менее 0,9 г/мл, очень редко плотность 1,04 г/мл. | ||
4. Состав нефти. Каков химический состав нефти? В разных месторождениях нефть имеет различный состав. Например, Бакинская нефть богата нафтенами, Пермская – аренами, Грозненская – алканами. | Группа 3. Проводит исследование по изучению состава нефти (проводит качественную реакцию на определение непредельных составляющих в нефти по обесцвечиванию р – ра KMnO4). Учащиеся характеризуют каждый класс углеводородов. | ||
6. Нефть и ее переработка. Учитель подводит учащихся к выводу о том, что нефть можно разделить фракционной или дробной перегонкой, поскольку это сложная смесь углеводородов. Рассказ о ректификации (перегонке)нефти: о работе трубчатой печи, ректификационной колонны, о строении тарелок, о фракциях нефти и их составе. Далее предлагается медиалекция о работе ректификационной колонны по компакт-диску «Уроки химии. 10 класс» (Издательство «Кирилл и Мефодий», 2011). Затем ответы на проблемные вопросы: Почему аппарат для прямой (фракционной) перегонки нефти имеет форму колонны? Какова функция тарелок в ректификационной колонне? Рассказ учителя об октановом числе и о марках бензина. Сравнение термического и каталитического крекинга. Обсуждение вопроса улучшения эксплуатационных и экологических свойств топлива с помощью добавок. | Слушают учителя. Прослушивают медиалекцию, отвечают на проблемные вопросы. | ||
Применение знаний и способов действий | |||
Организует контроль знаний обучающихся (тестовые задания высвечиваются на слайде) | Выполняют тест Оценивают тест по пятибалльной системе. Суммируют свои баллы за урок (за групповую работу и тест). | Познавательные: строить логические рассуждения; сопоставлять результаты. Регулятивные: контроль, коррекция своих действий, оценка успешности усвоения. Коммуникативные: адекватно использовать письменную речь. Личностные: воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний и умений. | Презентация |
Информация о домашнем задании | |||
Комментирует домашнее задание
| Дифференцированное домашнее задание:
1. Что такое нефтяные сорбенты: рекламные иллюзии или реальные перспективы? (Не будут ли такие меры борьбы очень дорогостоящими, трудоемкими ? И смогут ли они не оказать серьезное влияние на окружающую среду? ) 2. Экологические последствия сжигания углеводородного сырья. 3 Экологический вред выхлопных газов автомобилей. | Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Личностные: понимать значимость химических знаний в практической жизни. | |
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия. | |||
Акцентирует внимание на достижении цели урока. Предлагает ученикам закончить предложения: Сегодня на уроке … Я узнал….. Я научился…. Мне было легко…. Мне было сложно… Побуждает к анализу индивидуальных достижений. | Дописывают и проговаривают получившиеся предложения. Анализ достижения цели урока. Оценивают свою работу на уроке: - материал усвоен (на всех этапах урока “4”, “5”) голосуют красным жетоном | Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Регулятивные: оценка, саморегуляция. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника. Личностные: формировать умение способности к саморазвитию. | Жетоны красного, жёлтого и синего цвета. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Технологическая карта урока как способ эффективной организации деятельности учителя и ученика." Ноябрь 2014 год.
Новизна современного урока – деятельностный характер ФГОС ООО, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося, применение современных педагогических технологий предполагает гарант...
Технологическая карта урока как способ эффективной организации деятельности учителя и ученика в условиях новых ФГОС
В работе даны определения технологической карты, её структура и шаблоны....
Технологическая карта учебного занятия "Способы размножения растений"
Урок разработан на основе программы ФГОС для обучающихся 6 класссов. Целью урока является создание условий для развития представлений о различных способах размножения растений, роли размножения как ва...
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Переработка мусора"
Урок разработан для 5 класса по теме "Спасаем мир" ("Переработка мусора"). В папке размещены технологическая карта урока, презентация к нему и раздаточный материал....
Технологическая карта урока "Нефть и продукты ее переработки" (химия, 10 класс)
Обобщающий урок по теме "Углеводороды" (УМК О.С. Габриелян).Изучение состава нефти и способов ее переработки. Обобщение и закрепление знаний по классификации, номенклатуре и химическим свойс...
Технологическая карта урока "Необычный способ получения синусоиды" (с презентацией)
Нестандартный урок для с элементами исследования....
Технологическая карта урока «Некоторые способы решения систем квадратных уравнений»
Данный материал можно использовать для обобщения и систематизации знаний по теме...