Работа по выявлению и развитию способностей
статья по химии

Бахманова Людмила Андреевна

Основная задача учителя - способствовать развитию каждой личности школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sposobnostey.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Основная задача учителя - способствовать развитию каждой личности школьника. Поэтому важно не только установить уровень способностей и их разнообразие, но и правильно осуществлять их развитие.

            Работу по выявлению способностей у учащихся по химии выстраиваю с помощью:

  •  психолого-педагогической диагностики;
  •  педагогического наблюдения;
  •  изучения результатов урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Первоначальным исследованием по выявлению способностей выступает диагностика учебной мотивации учащихся.

Педагогическая диагностика помогает осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в обучении, проводить коррекционную работу.

В учебно-воспитательном процессе применяю здоровье сберегающие технологии.

        Развитие способностей происходит через включение в учебный процесс разно уровневых заданий, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленное изучение предмета, обучение самооценке результатов своей деятельности, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей, результатов решения различных задач повышенной сложности.

Проведение предметных недель, кружков, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах разного уровня, участие в проектной и исследовательской деятельности, участие в научно-практических конференциях.

Большое значение имеет сотрудничество с психологом школы, учителями-предметниками и родителями.

             Использую анкеты, диагностические карты, листы достижений, комплексные работы для выявления способностей учащихся. Активно провожу работу по включению каждого ребёнка в учебно-воспитательный процесс, развивая его индивидуальные способности.

             По итогам полугодия и года провожу комплексные проверочные работы с целью оценки достижения планируемых результатов по междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий.

             Формой реализации способностей учащихся служит «Портфолио», где накапливаются индивидуальные учебные и вне учебные достижения в течение учебного года.

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности

Способы выявления способностей

Способы развития способностей

Работу по выявлению способностей выстраиваю с помощью: - инструментальной диагностики; - педагогического наблюдения; - изучения результатов деятельности; - учёта мнений родителей, - наблюдения над проектной деятельностью учащихся и анализа продуктов деятельности.  

Работу по развитию способностей выстраиваю с помощью:

- применения индивидуального подхода в работе с учащимися на уроках и во внеурочное время с учётом возрастных особенностей детей и создания условий для включения их в активную познавательную деятельность;

- использования в образовательном процессе современных технологий: проблемно-развивающего обучения, продуктивного чтения и письма, оценивания учебных достижений, методов проектно-исследовательской деятельности, оценки достижений «Портфолио»;

- использования творческих и нестандартных заданий.

Для определения способностей к научной (интеллектуальной), - создаю методический материал для работы с одарёнными детьми; - выявляю творческие способности через анализ продуктов деятельности учащихся.

Провожу предметные кружки: «Удивительный мир химии»,  «Юный химик»;

- дополнительные занятия по программе «Одарённые дети»; - предлагаю разноуровневые домашние задания;

- провожу интеллектуальные игры;

 - привлекаю к участию в школьных НПК, творческих мастерских, смотрах;

 - организую и провожу проектные задачи, в том числе разновозрастные с участием учащихся 8-11 классов.

Выявление интеллектуальных способностей: - диагностика способностей к обучению (тесты: «Способность к обучению» Г. Вицлака, «Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой); - интегрированные диагностические работы; - анализ результатов контрольных, проверочных работ, тестовых заданий в течение учебного года; - педагогическое наблюдение (владение теоретическими понятиями, выполнение заданий повышенной сложности, успешность выполнения логических заданий).

-участие детей в Международных, Всероссийских олимпиадах, конкурсах: проекта «Инфоурок», образовательной платформы «Учи.ру», электронной школы «Знаника» и др.;

 - участие в республиканских и муниципальных конкурсах, олимпиадах;

 - проведение школьных предметных недель; - проведение предметных и метапредметных олимпиад

Выявление способностей к физкультурно-оздоровительной деятельности: - изучение уровня физической подготовки учащихся (нормативы); - заполнение «Листка здоровья»; - использование познавательной деятельности в группе, команде, сотрудничество при решении учебных задач, умение сотрудничать в условиях спортивно-оздоровительных занятий.

В учебно-воспитательном процессе применяю здоровьесберегающие технологии; - динамические паузы и подвижные игры на переменах;

- физкультминутки, упражнения для глаз, мышц рук, осанки на уроках и занятиях в кружках;

Беседы с родителями. Диагностика творческих способностей детей с помощью тестов «Оцени свои способности», «Творческие способности ребёнка» (для родителей).

Провожу анкетирование;

- организую психолого-педагогическое просвещение родителей;

 - информационно-практические беседы;

- включение родителей в учебно-воспитательный процесс.

 

            Мониторинг качества обучения помогает отслеживать все продвижения и достижения обучающихся, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать и оценить результативность обучения, оценить эффективность учебного процесса.

            Отслеживание качества обученности отдельных учащихся и класса в целом по всем разделам учебных программ позволяет осуществлять самоконтроль за своей деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников*:

формирование склонностей к запоминанию и и воспроизведению мелодий, развитие музыкальных способностейвоспитанников...

Работа по выявлению и развитию способностей студентов

Большую работу по сохранению памяти о воинах-интернационалистах проводят студенты техникума. На протяжении последних пяти лет мы принимаем активное участие в республиканском конкурсе-конференци...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Из опыта работы.

Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельностиИнтеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом:·...