Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников*:
методическая разработка на тему
формирование склонностей к запоминанию и и воспроизведению мелодий, развитие музыкальных способностей
воспитанников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультации для воспитателей.
Мастер-класс практикум « Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей.»
Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Действительно, в нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых организмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения.
Правильно подобранная музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом, способствующим развитию чувства ритма.
В детском саду возможно и необходимо внедрять современные технологии, которые решают различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей детей.
Я предполагаю рассмотреть следующие технологии, в которых развиваются чувство ритма, это:
- Песенки – распевки,
-Доброе утро, улыбнись скорее, (Поворачиваются друг к другу)
И сегодня целый день ( Хлопают в ладоши)
Будет веселее.
Мы погладим лобик, ( по тексту)
Носик и щёчки,
Будем мы красивыми, ("фонарики")
Как в лесу цветочки.
Ушки мы теперь потрём (по тексту)
И здоровье сбережём
Улыбнёмся снова ( кланяются, разводят руки в стороны)
Будьте все здоровы.
2. Логоритмика - метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Сюда входят пальчиковые игры.
Эти игры развивают речь, чувство ритма, мелкую моторику рук. Всем известна замечательная серия пальчиковых игр Железновых, когда под весёлую музыку дети выполняют небольшой сюжет с помощью пальцев рук.
НА ГОРЕ Я ВИЖУ ДОМ.
На горе я вижу дом (Соединяют кончики пальцев рук.)
Много зелени кругом (Повернуть ладони к лицу и перебирать пальцами.)
Есть деревья (Поднять руки вверх)
Есть кусты (Опустить руки, согнув в локтях)
И душистые цветы (Соединить руки от локтей до запястье, кисти раскрыть)
Окружает всё забор (Повернуть ладони к лицу и соединить руки)
За забором чистый двор (Правой рукой от левого плеча провести горизонт. линию)
Мы к забору подбегаем (Топают ногами имитируя бег.)
В дверь стучимся тук, тук, тук. (Кулачком правой руки стучат по ладони левой руки)
Кто-то к нам спешит на стук (Подставлять правую руку к правому уху, также левую.)
К другу в гости мы пришли (Пожатие правой и левой руки)
И подарки принесли. (Протягивают руки вперёд)
Музыкальность – это комплекс способностей. Чувство ритма – одна из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки. Хорошо развитое чувство ритма позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность «жить в ней», двигаться. Поэтому чувство ритма должно развиваться в комплексе с другими способностями, в их тесной взаимосвязи.
Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. Развивая чувство ритма в движениях мы помогаем ребёнку в развитии и речевых навыков. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Что бы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать такой материал, как игры со словом. Особенностью являются, что все эти доступные игры воспитатель может проводить самостоятельно, без музыкального сопровождения, под мелодеффиринцированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев.
Взрослый, например воспитатель, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное , как бы нараспев, ритмичное произнесение текста. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или ритмизировать. Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звука, а слог «ти» для более короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий ритмический рисунок текста «Солнышко»:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
А теперь давайте ритмизируем: Та ти – ти, та тити, ти – ти – ти - ти, та – та.
Для восприятия метра речи мы подбираем такие стишки, потешки, где чётко прослушивается метрический пульс:
Например: « Серых зайчиков отряд».
В таком стишке дети воспроизводят метрический пульс шагами и даже с добавлением хлопков (в зависимости от индивидуальных возможностей):
Ле-вой, пра-вой, ле-вой, пра-вой, се-рых зай-чи-ков от-ряд
Ле-вой, пра-вой ба- ра- ба- нят, це-лых три ча- са под-ряд.
2 ПЕТУХА (Прослеживается метрический пульс)
Два петуха распетушились ( шагают соединяют пальцы над головой)
Но подраться не решились (наклон вперёд повороты головой влево, вправо.)
Если очень петушиться (грозят пальцем.)
Можно пёрышек лишиться (как бы стряхивают с себя пылинки.)
Если пёрышек лишиться
Нечем будет петушиться (разводят руки в стороны.)
Что касается образа в движении, то есть несколько игр, которые развивают пантомимику и театрально игровую деятельность.
В результате использовании «Звучащих жестов» (т.е изображать кого – то) у детей возникает огромное количество вариантов их сочетания и комбинирования. Начинают с самого простого стихотворение «Мишка косолапый» (Использование бубенчиков на ногах.)
«ДОЖДИК»
(Прослеживается метрический пульс)
Капля первая упала - кап (Палец правой руки на ладонь левой руки и ногой с
бубенцом топают один раз)
И вторая прибежала – кап
Мы на небо посмотрели (Смотрят на небо)
Капельки кап – кап запели
Намочились лица (Вытирают лица)
Мы их вытирали
Туфли, посмотрите, (Показывают на обувь)
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведём
И все капельки стряхнём. (Движения плечами)
От дождя убежим
Под кусточком посидим. (Приседают)
Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях.
- Музыкальные упражнения, развивающие чувство ритма
Данный вид деятельности взят мною из методики Аэробика Е.С.Железновой. Сильной стороной этого пособия является помощь детям в выполнении движений по тексту. Песня сама подсказывает какие движения надо выполнять в данном ритме. Дети легко воспринимают ритм потому, что он сопровождается движениями со слов этой песни. Если дети от предлагаемых в методике музыкально-двигательных упражнений получают удовольствие, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена. Как показала практика на всех возрастах, дети проявляют большой интерес к этой методике. Сейчас мы с вами продемонстрируем несколько таких песен.
Выполнение движений песен:
- Чтоб вы (педагоги) чуть -чуть встрепенулись мы с вами прогоним лень.
Песня с движениями: « Лень стряхнуть»
- Какое время года у нас на улице? ( Ответ: Зима.) Правильно… Давайте покажем как холодно зимой и как мы с этим боремся Песня с движениями: «Мороз».
- Мы не хотим морозится и поедем туда где тепло. Песня с движениями: «Автобус».
- Приехали и вдруг навстречу на охотник. Песня с движениями: «Охотник».
- Но так как мы приехали с вами в тёплые края здесь обитает много живых существ. Например в земле ползают кто? (Ответ: «Червяки») Давайте изобразим червяков.
Песня с движениями: «Червяки».
- Идём мы по лесу, а навстречу нам скачет кто? (Ответ: «Зайчик») Ну конечно же зайчик. Давайте изобразим зайчиков. Песня с движениями: «Зайчик».
- Идём мы дальше по лесу и наткнулись на болото. А на болоте у нас кто живёт? (Ответ: Лягушки.) Правильно и как вы думаете в кого мы сейчас превратимся? ….. Песня с движениями: «Лягушата».
- Так как мы приехали в жаркие страны какие деревья там растут? (Ответ: Пальмы) А на пальмах прыгают кто? ( Ответ: Обезьянки) Чем же там обезьянки занимаются, сейчас мы узнаем. Песня с движениями: «Обезьянки».
- А теперь такой вопрос: Каких животных вы знаете, которые живут в жарких странах? (Ответ: Жираф, слон, зебра, дикие кошки различные.) Что же есть у этих животных мы сейчас покажем. Песня с движениями: «Жираф».
- Ну хорошего по немножку в жарких странах мы побывали. Покажите как жарко в них (Показывают: Вытирают пот со лба.) Садимся в автобус и возвращаемся домой.
Песня с движениями: «Автобус».
Как говорится в пословице « В гостях хорошо, а дома лучше.»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Хараасгай»
Песенки-распевки с использованием
дыхательной гимнастики
Музыкальный руководитель: Мупкина Саяна Владимировна
Трямди –песенка.
Дети стоят парами лицом друг к другу
Маленькие пальчики: трям-трям-трям!
Барабанят пальчики: трям-трям-трям!
А теперь ладошки: трям-трям-трям!
Кулачками постучим: трям-трям-трям!
По трям-трямски говорим:
Засопели носики: трям-трям-трям!
Носики –насосики: трям-трям-трям!
А теперь мы улыбнулись,
Прыгнули и повернулись.
Мы в Трям-трямдии живем,
Трямди песенки поем: трям-трям-трям!
Таким образом, вокальные упражнения позволяют добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, подготовке голосового аппарата к исполнению песни, развивают музыкальный слух, а так же поднимают настроение.
Дыхательная гимнастика.
Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы; способствует восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
В ДОО музыкальные занятия включают несложные упражнения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, которые повышают показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. Например:
«Насос» («Накачиваем шины»)
По шоссе летят машины-
все торопятся, гудят.
Мы накачиваем шины,
Дышим много раз подряд.
Дети стоят, слегка ссутулившись; голова без напряжения слегка опущена вниз (смотреть себе под ноги); руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и абсолютно расслаблены.
На счёт «раз» слегка кланяемся вниз - руки, выпрямляясь, лёгким движением тянутся к полу, голова опущена – вдох ( в конечной точке поклона). Опускается вниз верхняя часть туловища, то есть наклон осуществляется за счёт скругленной спины, ноги прямые.
«Два» - выпрямились, но не полностью, то есть спина не ровная и прямая, слегка наклонена, как бы ссутулилась, - выдох ушёл пассивно.
«Машина»(обучение постепенному выдоху воздуха)
И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох через нос («наливают бензин») и выпускают воздух через рот, при этом делая язычком «тр-р-р» , копируя работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.
«Цветок».(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).
И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Выдыхаем через рот, губки «трубочкой», медленно выпуская воздух.
«Собачка» (закаливание зева) И.П . - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева.(как это делает собачка)
«Ладошки»
Ладушки-ладошки,
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем,
Носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем,
То свободно выдыхаем.
«Кошка»
(приседание с поворотом)
Мягонько ступают ножки,
Язычком ест вместо ложки,
Ты погладь ее немножко -
Сразу замурлычет кошка.
«Люблю себя»
Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю
«Повороты головы»
Ежик по лесу гулял
И цветочки собрал.
Справа –белая ромашка,
Слева –розовая кашка.
Как цветочки пахнут сладко!
Их понюхают ребятки.
"Листопад"
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: листочки из тонкой бумаги.
Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" сдувать листочки с ладони.
"Мой воздушный шарик"
Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.
Оборудование: воздушные шары.
Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.
Педагог сопровождает действия детей пением песенки:
Вариант 1.
Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Легкий, как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.
Вариант 2.
Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь.
"Дует ветерок"
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.
Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:
Золотое солнышко по небу катается
С утра улыбается,
А улыбки-лучи – очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая "солнышко" и встают в круг).
Что было дальше?
Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").
Вдруг подул ветерок,
А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.
Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.
Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:
- Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).
- Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).
- Тренировать силу вдоха и выдоха.
- Развивать продолжительный вдох.
Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузок под контролем педагога. Часть упражнений выполняется под счет, часть – под музыку.
При разучивании упражнений сначала должен быть показ с пояснениями, затем предложить детям повторить упражнение вместе со с педагогом, контролируя действия каждого ребенка. В качестве речевого материала на занятиях используются сначала гласные звуки, потом слоги, слова, фразы. Постепенно продолжительность речевого выдоха у детей возрастает.
Комплекс дыхательных упражнений «Погреемся»
Сильный мороз Вдох через нос, шумный выдох
Заморозил наш нос в ладошку, которой прикрыто лицо
Носик погреем
Подышим скорее.
Отогрели нос, Глубокий вдох через нос,
А подбородок замерз. втянуть нижнюю губу под верхнюю длительно
Ладошки погреем, бесшумно подуть на подбородок.
Дышим веселее! Выдох на ладошки, произнося слог «Фа»
Мерзнут ножки наши? Дети выполняют приседания, произнося слог «ух»
Весело попляшем!
Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы; способствует восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Артикуляционная гимнастика
Основная цель: выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонем.
Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:
- формировать артикуляцию различных звуков;
- закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах;
- совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти);
- увеличить объем слуховой памяти и внимания;
- учить выделять сильные доли в цепочке слогов;
- развивать музыкальную память, запоминания текста песен;
- совершенствовать дикцию;
- развивать чувство ритма;
- совершенствовать пространственную ориентировку в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.
Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.
Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.
В артикуляционную гимнастику входит:
- работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
- с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.
Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:
«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);
«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);
«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);
«Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);
«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);
«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);
«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);
«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);
«Улыбка» (улыбнуться).
В игре ребёнок самоутверждается, как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий.
Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса.
Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняются с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого и, если есть возможность, свое лицо в зеркале
В процессе выполнения артикуляционных упражнений следить за точностью выполнения детьми движений, темпом выполнения, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.
Обязательное условие на занятиях – движение рук одновременно с пением. Руки помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми.
Красивые, пластичные движения рук, дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.
В результате такой работы улучшаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, а также - музыкальная память, внимание.
«Язычок боится мороза» (острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз). «Язычок показывает, как ветер кружит снежинки» (рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).
«Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам» (рот открыт, челюсть неподвижна, прижимает широкий язык то к верхней, то к нижней губе).
«Похлопаем язычком — лопатой как по снегу».
(рот приоткрыт, широкий язык совершает хлопательные движения по верхней губе (6 раз)).
«Язычок строит горку»
( Кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то поднимается, то опускается (6 раз)). «Окошко»
широко открыть рот — «жарко»
закрыть рот — «холодно»
«Чистим, зубки»
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы
«Месим тесто»
улыбнуться,пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя…»покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
«Чашечка»
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка)
«Дудочка»
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно - глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно – фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Игровой самомассаж
Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку.
Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре.
Использование игрового массажа А. Уманской, А.Галанова,
М. Картушиной повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Обучение простейшим массажным приемам проводится в игре.
При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру.(от кистей рук к плечу и т.д.)
1. Проводя массаж определенных частей тела, используются поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания
2. Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые растирания. Большой палец руки связан с легкими и печенью; указательный – с пищеварительным трактом, печенью, толстой кишкой; средний – с сердцем, кровообращением; безымянный – с нервной системой и здоровьем в целом; мизинец – с сердцем, тонким кишечником. В центре ладони находится точка повышения активности.
3. Массаж головы улучшает кровообращение, снимает головную боль. Массируя голову, дети могут «бегать» по ней пальцами, взъерошивать или приглаживать волосы, «рисовать» спиральки от висков к затылку. Данные упражнения нельзя выполнят детям с повышенным внутричерепным, глазным, артериальным давлением, с заболеваниями нервной системы и головного мозга.
4.Самомассаж ушей выполняется разогретыми трением ладонями и пальчиками – потереть, подергать в разные стороны мочки ушей, погладить ушки, гладить завитки ушей и т.п.
Весёлые потешки для массажа
Две тетери
На лугу, на лугу | Дети гладят животик |
Били лён(Дети стоят « паровозиком»).
Били лён, били, | Стучат друг другу кулачками по спине. ладоней. |
Игровой массаж тела «Зайка»
Зайка белый прибежал Зайка прыгнул на пенёк, А в лесу такой мороз! Носик – трёт-трёт-трёт,
| Дети легко постукивают пальцами по ступням ног.
Дети шлёпают ладошками по коленям.
Дети хлопают ладошками по плечам. Хлопают в ладоши. Поглаживают крылья носа. Лёгкие прыжки. |
Оздоровительный самомассаж для лица.
«Превращение»Лепим, лепим ушки - Щиплют раковины ушей.
Слышим хорошо!
Нарисуем глазки- Мягко поглаживают брови, закрытые глаза.
Видим далеко!
Носик мы погладим, Большими пальцами гладят крылья носа, Усики расправим. «рисуют» указательными пальцами усы
Теперь мы не ребята, Кружатся, хлопают в ладоши.
А веселые зверята!
Игровой массаж1-я точка: «В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли»
2-я точка: «Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок»
3-я точка: «Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим»
4-я точка: «Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись»
5-я точка: «Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть»
6-я точка: «Руки надо растереть, чтобы больше не болеть»
7-я точка: «И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть»
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на музыкальных занятиях. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание. Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.
На музыкальных занятиях пальчиковые игры Е. Железновой,
В. Коноваленко, О.Узоровой проводятся чаще всего под музыку
(как попевки). Они развивают двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например:«Кошка»Задача: Развивать координацию речи и движения.
Посмотрели мы в окошко- | пальцами обеих рук делают «окошко» |
По дорожке ходит кошка. | «бегают» указательным и средним пальцами правой руки по левой руке |
С такими усами! | показывают «длинные усы» |
С такими глазами! | показывают «большие глаза» |
Кошка песенку поет, | хлопки в ладоши |
Нас гулять скорей зовёт! | «зовут» правой рукой |
Пальчиковые игры«Апельсин»
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька — для утят
Эта долька — для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)
«Гости»
К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад Серёжа,(большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
«Дом»
Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)
-2-3-4-5 Загибать пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную слепили. Имитировать лепку комков.
Птичек крошками кормили. «Крошить хлеб всеми пальчиками
С горки мы потом катались Вести указательным пальцем правой руки по А еще в снегу валялись ладони левой руки
Все в снегу домой пришли. Класть ладошки на стол то одной, то Съели суп и спать легли. другой стороной. Отряхивать ладошки.
Пальчиковая игра «Варим суп»
Эй, ребята! Эге-гей! Дети хлопают в ладоши.
Чистим овощи для щей.
Режем мы капусту Ставят ладони параллельно друг другу, пальцы выпрямлены. Поочерёдно поднимают и опускают ладони («рубят»).
Будет супчик вкусный.
Чистим мы картошку, Поглаживают пальцами правой руки тыльную сторону левой ладони.
Чистим очень ловко,
Мы натрём морковку, Сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки и поднимают их к плечам.
Красную головку. Одновременно опускают и поднимают руки («трут морковь»)
А потом, а потом Стучат по левой ладони ребром правой.
Мы покрошим помидор,
И головку лучка,
И зубок чесночка.
Мы посолим супчик. Мелко перебирают пальцами правой руки, собранными в щепоть («солят»).
Скушай-ка, голубчик! Протягивают обе ладони вперёд.
Упражнения и игры для активизации речевого аппарата.
1) Высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до основания.
2) Цоканье и пощёлкивание языком.
3) Круговые движения языком между зубами и щеками.
4) Покусывание языка боковыми зубами
5) Покусывание внутренней поверхности щёк
Педагог: Пробежал по лесу гул!
Дети: Гу-гу-гу-гу! (слог пропевают на сильном выдохе.)
Педагог: Тут спросонок лес вздохнул...
Дети: Уф! Уф! (сильный короткий выдох.)
Педагог: И посыпалась роса…
Дети: Динь-динь-динь! (пропевают в верхнем регистре, на улыбке, звук носовой.)
Ест киска суп из миски. (Утрировать звук с.)
Сыта киска пуста миска.
Носит Сеня сено в сени.
Спать на сене будет Сеня.
Дети делятся на две подгруппы.
1-я группа: Дидили, дидили, где вы Машу видели?
Пропевают текст песни и одновременно простукивают ритмический рисунок.
2-я группа: Заглянули в огород Маша пляшет у ворот.
1-я группа: Дидили, дидили, где вы Катю видели?
2-я группа: Загляни в зелёный сад Катя щиплет виноград.
Проговаривают текст, затем в этом ритме щёлкают пальцами.
1-я группа: Дидили, дидили, где вы Дуню видели?
2-я группа: Заглянули под крылец грызёт Дуня огурец.
1-я группа: Дидили, дидили, Ваню вы не видели?
2-я группа: На полянке у колодца Ваня с курицей дерётся!
На каждую сильную долю толкаются шутливо, изображая драку с курицей.
Шла весёлая собака, чики, брики, гав!
А за ней бежали гуси, головы задрав.
А за ними поросёнок, чики, брики, хрю!
Чики, брики, повтори-ка, что я говорю!
Можно использовать разные варианты ритмического прочтения песенки.
Чистоговорка «Т-ТЬ»
Та-та-та яблоко моя мечта. Дети сжимают и разжимают пальцы.
Ато-ато-ато витаминами богато. Хлопают в ладоши.
Ти-ти-ти где же яблоко найти? Поднимают и опускают плечи.
Ать-ать-ать надо яблоню искать. Приставляют к глазам то одну ладонь, то другую.
Попеременно надувать правую и левую щёки, перегоняя воздух из одной щеки в другую.
Втягивать щёки в ротовую полость между зубами, губы вытянуть вперёд.
Попеременно надувать и втягивать щёки.
«Зайчик»: зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Чистоговорка «Д-ДЬ»
Ду-ду-ду – в огород иду. Дети «пробегают» указательным и средним пальцами по бёдрам.
Да-да-да – в огороде лебеда. Ставят руки на пояс и качают головой вправо-влево.
Де-де-де – где ты, репка, где? Приставляют к глазам то правую ладонь, то левую («ищут репку»).
Оди-оди-оди – бабушка подходит. Стучат кулаками по бёдрам.
Дыхательные упражнения
"Листопад"
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: листочки из тонкой бумаги.
Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" сдувать листочки с ладони.
"Мой воздушный шарик"
Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.
Оборудование: воздушные шары.
Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.
Педагог сопровождает действия детей пением песенки:
Вариант 1.
Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Легкий, как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.
Вариант 2.
Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь.
"Дует ветерок"
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.
Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:
Золотое солнышко по небу катается
С утра улыбается,
А улыбки-лучи – очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая "солнышко" и встают в круг).
Что было дальше?
Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").
Вдруг подул ветерок,
А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).
Таким образом, систематически используя на музыкальных занятиях элементы логоритмики мы решаем следующие задачи:
Речевые упражнения.
Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т.Тютюнниковой текст поётся или ритмично декламируется. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства.
Речевые игры эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности, позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки.
Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например:
«Лиса по лесу ходила».
Задача: Развитие ритмичности, координации, внимания.
Лиса по лесу ходила, | Дробный шаг по кругу |
Звонки песни заводила. | На последний слог- разворот лицом в круг |
Лиса лычки драла, | Хлопки-тарелки |
Себе лапотки сплела. | Поочерёдное выставление ног на пятку |
Задача: Развивать внимание, ритмичность, координацию движений.
Скок-скок-поскок, Сколочу мосток, Серебром замощу, Всех ребят пущу. | Ритмичные поскоки по кругу, в руках — деревянные ложки или кубики, на них отстукивается ритм стиха |
В конце все останавливаются, ведущий вступает в диалог с кем-нибудь из участников ( «ритмический разговор»). «Кап-Кап!» сл. Е. Макшанцевой
Задача: Одновременно с игрой на треугольниках пропевать на двух нотах ( соль-ми) текст стишка,следить за ритмическим рисунком.
Можно разделиться на две команды (нечётные и чётные строчки чередовать).
-Кап,кап, кап! Кап, кап, кап!
Что там за оконцем?
Кап, кап, кап! Кап, кап, кап!
Что блестит на солнце?
Кап, кап, кап! Кап, кап, кап! Капают капели!
То весна к нам пришла, птицы прилетели!
Речевые игры «Дождь»
Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от «дождика»)
клпь Как на горке-снег, снег, Поднимают руки вверх, 2 хлопка
Ипод горкой – снег, снег, Приседают на корточки, 2 шлепка
И на елке –снег, снег, Поднимают руки вверх 2 хлопка
И под елкой — снег, снег, Приседают на корточки, 2 шлепка
А под снегом спит медведь. Притопы
Тише, тише, не шуметь! Шепотом, указательный палец к губам.
Матрешки и Петрушки (с муз.инструментами)Вот пришли веселые матрешки, тук – тук! Принесли нам расписные ложки, тук – тук! Мы на ложках заиграли, туки – туки! Туки – тук! Наши ложки заплясали: туки – туки, тук – тук – тук!
Вот бежит приятель наш Петрушка, трень – трень. Он принес ребятам погремушки, трень – трень. Погремушки зазвенели – трень – трень – трень! трень – трень – трень! Звонко песенку запели - трень – ди, трень –ди, трень – ди - трень! Тук – тук, туки – тук, трень – трень – трень – ди – трень! Будет весело играть наш оркестр целый день!
Теремок.
Тук – тук молоток – мишка строит теремок. Позовет в него гостей, чтобы было веселей!
Мышка – норушечка в гости бежит, Тихо шуршунчикоммышка шуршит.
Зайка веселый потом прискакал Лапками звонко в барабан постучал.
Вот и лиса к теремочку идет, Лисичка – сестричка трещотки несет.
Серый волчок в бубенцы загремел, А петушок громко песню запел.
Мишка мохнатый рад новоселам: Живет в теремочке оркестр веселый. Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа с детьми – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
«Здравствуйте!»Логоритмическая игра с пением
Музыка и слова С. Коротаевой
Ручки, ручки, просыпайтесь,
Здравствуйте! Потирают ладошку о ладошку.
Ласковые ручки наши,
Здравствуйте! Гладят по два раза ладошкой по правой , потом по левой руке.
Пальчики сердитые,
Здравствуйте! Соединяют растопыренные пальцы и ударяют поочерёдно мизинец с мизинцем и т.д.
И ладошки, наши крошки,
Здравствуйте! Ритмично хлопают в ладоши перед собой.
Наши ушки, наши щёчки,
Здравствуйте! Потирают ушки, гладят щёчки.
Наши локоны и кудри,
Здравствуйте! Гладят себя по голове.
Вы друг другу улыбнитесь,
Здравствуйте! Улыбаются сначала соседу слева, потом справа.
И головкой поклонитесь,
Здравствуйте! Выполняют поклон головой.
Вокалотерапия
Система вокалотерапии, включающая в себя работу мышц и голоса - хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств
Звук «А-А-А» - стимулирует работу легких, трахеи, гортани, оздоравливает руки и ноги.
Звук « И-И-И»- активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.
Звук « У-У-У»- усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха,
Звук « М-М-М» - с закрытым ртом снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность.
Зайчата (для пробуждения)
Вот пушистые зайчата мирно спят в своих кроватках. Но зайчатам хватит спать, пора сереньким вставать.
Ручку правую потянем, ручку левую потянем. Глазки открываем, с ножками играем.
Поджимаем ножки, выпрямляем ножки. А теперь бежим скорей по лесной дорожке. С боку на бок повернемся и уже совсем проснемся.
Пример: «Весенняя песня» муз. Чайковского
Дети слушают музыкальное произведение, представляют пробуждение природы от зимнего сна.
Физкультминутки.
« Мы топаем ногами»
Мы топаем ногами.
Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками.
Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).
«В лесу»
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
(Дети выполняют движения по тексту)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Хараасгай»
Конспект занятия
«Путешествие в сказку «Теремок»
Музыкальный руководитель: Мупкина Саяна Владимировна
Цели: развивать навык выступления детей на публике.
Через образные движения раскрепостить, и способствовать раскрытию творческих способностей. Развивать чувство коллективизма, умение перевоплощаться в образ сказочного персонажа.
Задачи: Развивать фантазию, творческое воображение, мышление. Тренировать память, развивать речь.
Оборудование:
- Маски сказочных персонажей
- Декорации
- Шумовые инструменты
- Костюмы сказочных героев
- Музыкальное оформление.
Ход занятия
Ведущий: Ребята, давайте мы сегодня отправимся в веселое путешествие.
- Вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Ведущий: А отправимся мы с вами на нашем веселом поезде.
Займите по удобнее места, и в путь с хорошем настроением.
Звучит музыка: «Веселые путешественники».
Дети идут по залу.
Ведущий: Вот и остановка.
Муз. рук: Здравствуйте мои друзья, рада встрече с вами я.
Песенка: «Доброе утро».
Муз. рук: Вам сегодня предлагаю я,
В сказку заглянуть друзья.
Проходите не стесняйтесь,
Слушайте и наслаждайтесь.
Дети проходят и присаживаются.
Ведущий:
Все мы знаем,
Все мы верим,
Есть на свете
Чудный терем.
Вот и теремок. Давайте посмотрим, что будет дальше.
Слышите, кто-то бежит к теремку!
А вот и мышка-норушка.
Мышка: Я маленькая мышка,
Я по лесу брожу,
Ищу себе домишко,
Ищу – не нахожу.
Ведущий: Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
Мышка: — Терем – теремок! Кто в тереме живёт?
Ведущий: Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.
Живёт и песни поёт.
Мышка: Как просторен теремок!
Дверь запру я на замок.
Лягу спать под печкой,
Заживу беспечно.
Ведущий: Слышите, дети, кто-то ещё бежит.
Прискакала к терему лягушка – квакушка.
Лягушка: Речка, мошки и трава!
Тёплый дождик, ква-ква-ква!
Я лягушка, я квакушка,
Поглядите, какова!
Ведущий: Увидела лягушка теремок и запела свою песенку.
Лягушка: В терем я хочу вселиться,
Танцевать и веселиться.
Мне наскучила трава.
Отоприте! Ква – ква – ква.
- Терем – теремок! Кто в тереме живёт?
Мышка: — Я, мышка – норушка. А ты кто?
Лягушка: — А я лягушка – квакушка! Пусти меня в теремок.
Мышка: А что ты умеешь?
Лягушка: Я умею стихи читать. Слушай!
Для внучонка лягушонка
Сшила бабушка пелёнку.
Стала мама пеленать,
А малыш давай скакать,
Из пелёнки прыг да скок –
И от мамы наутёк.
Мышка: — Иди ко мне жить!
Ведущий: Стали они вдвоём жить.
Мышка ватрушки печёт, лягушка по воду ходит.
Идёт мимо зайчик – побегайчик и поёт песенку.
Зайчик: Не люблю грозу и стужу
Теплый дом мне очень нужен.
Кто живёт в терему?
Скучно мне одному!
Ведущий: Увидел теремок, остановился и спрашивает.
Зайчик: — Терем – теремок! Кто в тереме живёт?
Мышка: — Я, мышка – норушка.
Лягушка: -Я, лягушка – квакушка. А ты кто?
Зайчик: — А я зайчик – побегайчик.
Лягушка: А что ты умеешь?
Зайчик: А вот что! (поёт и играет на барабане).
По лесной лужайке
Разбежались зайки,
Вот какие зайки,
Зайки – побегайки.
Лягушка: — Иди к нам жить!
Ведущий: Вот их в тереме стало трое.
Мышка ватрушки печёт, лягушка по воду ходит, а зайка им песенки поёт.
Вдруг слышат: кто – то бежит к терему. Это лисичка. Увидела теремок и запела свою песенку.
Лиса: Я красавица лисица!
Ночью мне в лесу не спится.
Там и сыро, и темно,
Да не ела я давно.
Я хочу, чтоб спали ушки
На пуховенькой подушке.
Чтобы хвост мой спал в постели,
В нежной тёплой колыбели.
- Терем – теремок! Кто в тереме живёт?
Мышка: — Я, мышка – норушка.
Лягушка: — Я, лягушка — квакушка.
Зайчик: — Я, зайчик – побегайчик. А ты кто?
Лиса: — А я лисичка – сестричка. Пустите меня в теремок.
Зайчик: А что ты умеешь?
Лиса: Загадки загадывать! Вот слушайте.
В лесу выросло,
Из лесу вынесли,
В руках плачет,
А кто слушает, скачет.
Звери: Дудочка!
Лиса: Он хоть мал, да удал,
Только дождичка ждал.
Он сквозь землю прошёл,
Красную шапочку нашёл.
Звери: Гриб!
Зайчик: Иди к нам жить.
Ведущий: Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок – серый бочок. Увидел теремок и запел свою песенку.
Волк: Я серый волк клыкастый.
Ягнят ворую часто.
А иногда ворую кур –
Ведь я прожорлив чересчур.
Меня охотники не любят –
Боюсь, они меня погубят,
За то, что хмур и нелюдим.
Мне теремок необходим.
Волк: — Терем – теремок! Кто в тереме живёт?
Мышка: — Я, мышка – норушка.
Лягушка: — Я, лягушка – квакушка.
Зайчик: — Я, зайчик – побегайчик.
Лиса: — Я, лисичка – сестричка. А ты кто?
Волк: — А я волчок – серый бочок.
Лиса: А что ты умеешь?
Волк: А вот что.
(Волк пляшет под музыку «Сени» р. н. м).
Лиса: Иди к нам жить.
Ведущий: Стали они жить впятером, живут и песни поют.
Идёт мимо медведь косолапый, увидел теремок и заревел свою песенку.
Медведь: Что за дом стоит красивый!
Я такого не видал.
Спал в берлоге я всю зиму
Лапу с голоду сосал.
После спячки, жарким летом,
Поживу я в доме этом.
Теремок хорош, высок –
Просто чудо – теремок!
Пустите меня в теремок!
Волк: Кто ты?
Медведь: Я мишка – медведь!
Волк: А что ты умеешь?
Медведь: Я медведь, я медведь, я умею песни петь! (рычит).
Звери: Мишка – мишенька – медведь не умеешь песни петь.
Медведь: Я медведь, с давних пор замечательный танцор! Топ – топ – топ!
Звери: Перепутал он опять, не умеет танцевать!
Ведущий: Давайте, поможем медведю, сыграем ему плясовую.
(Дети берут музыкальные инструменты и играют русскую народную «Тень – тень потетень).
Ведущий: Вот какие вы ребята молодцы –
Дружно мишке помогли.
Мишка: Не оставили в беде,
Будьте вы друзьями мне.
Ведущий: ну тогда не унывайте
И о дружбе запевайте.
Песня: «Песенка друзей».
Муз. рук: Вот и закончилось наше путешествие в сказку «Теремок».
А теперь пора вам идти в группу. До новых встреч друзья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»
Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Выяление и развитие физических способностей воспитанников посредством их вовлечение в спортивные кружки и организации...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников*:
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ИГРУ...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Из опыта работы.
Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельностиИнтеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом:·...