Раскраска периодической таблицы Д.И.Менделеева в образовательном процессе
методическая разработка по химии (7, 8, 9, 10 класс)
В методических рекомендациях «Раскраска Периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева в школьном учебном процессе» описывается возможность применения приема раскраски Периодической таблицы элементов в образовательном процессе по химии, что значительно углубляет предметные знания, устанавливает межпредметные связи, поясняет значимость каждого химического элемента в природе и в жизни человека, расширяет кругозор учащихся, делает уроки более интересными, познавательными и увлекательными.
Настоящие методические рекомендации могут быть рекомендованы для практического использования в урочной и внеурочной деятельности на уровне основного общего образования учителями химии, биологии и физики.
Методические рекомендации «Раскраска Периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева в школьном учебном процессе» разработаны на основе результатов профессиональной педагогической деятельности в условиях массовой школы с целью оптимизации образовательной деятельности в достижении планируемых результатов обучающимися, является авторской разработкой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
periodicheskaya_sistema_himicheskih_elementov_d.docx | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева – хранилище информации и мощный инструмент для систематизации сведений о свойствах химических элементов и их соединений. Недаром Организация объединённых наций (ООН) объявила 2019 г. годом Периодической таблицы химических элементов в связи с её 150-летием.
В дидактике химии периодическому закону и периодической системе Д.И. Менделеева отводится ведущая роль, так как он является теоретической методологической основой изучения химии.
Сегодня поиски методистов направлены на то, чтобы найти пути наиболее полного использования образовательных, воспитывающих, развивающих возможностей Периодической системы химических элементов.
Опыт и практика позволили сформировать личный методический инструментарий для решения данной педагогической задачи, дидактическим потенциалом которой является прием раскраски периодической таблицы элементов учащимися.
Особенность методической идеи – интеграция и творческая интерпретация в максимальном использовании естественной памяти обучающихся во время самостоятельной познавательной деятельности.
В данных методических рекомендациях мною сделана попытка раскрыть сущность данной авторской методики работы с Периодической системой химических элементов.
Значимость предлагаемой работы в реализации системно-деятельностного подхода в образовании - методологической основы ФГОС. Считаю, что овладение опытом организации предлагаемой методики может способствовать повышению развития творческого химического мышления и поддержке мотивации учеников к изучению предмета.
Новизна предлагаемой работы заключается в том, что Периодическая система элементов служит контурной картинкой для раскрашивания, которая в ходе активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся становится хранилищем химических знаний, не предусмотренных традиционными формами работы с ней.
Цель: расширение дидактических возможностей Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева в процессе обучения химии.
Задачи:
- Проанализировать значение раскрасок в развитии детей и опыт их использования в педагогической практике;
- Сравнить образовательные возможности традиционных приемов работы и приема раскраски с Периодической системой химических элементов;
- Описать авторскую методику работы с Периодической системой химических элементов в урочной и внеурочной деятельности
Содержание
1. Роль раскрасок в развитии детей и опыт их использования в педагогической практике
Раскраска — книга или страница с контурными картинками для раскрашивания различных композиций карандашами, красками или фломастерами или другими художественными средствами. Все контуры изображения уже напечатанные, но целое изображение, обычно кроме чёрного цвета, бесцветное. Как прием обучения, «раскраска» – учебная деятельность в игровой форме, направленная на закрепление знаний, способствующая развитию мелкой моторики руки, памяти, мышления, внимания и воображения.
Основные задачи обучения, решаемые с помощью работы над раскраской: развивается логическое и творческое мышление учащихся, зрительная память; повышается концентрация внимания, стимулируются умственные процессы, а также развивается усидчивость и усердие,
Тематические раскраски являются отличным способом привлечь внимание и вовлечь в активный обучающий процесс ребенка как дошкольного, так и школьного возраста
Анализ методической литературы и интернет – ресурсов показал, что прием раскраски используется широко в дошкольком образовании; в школьном образовании реализуют работу с раскраской небольшой процент учителей по математике, русскому и иностранному языку.
Очень жаль, что современные учителя недооценивают пользу тематических обучающих раскрасок в учебном процессе. Личный опыт показал успешность реализации приема раскраски в обучении химии на различных этапах урока, как домашнего задания, организации проектной и исследовательской деятельности. В процессе разукрашивания периодической таблицы элементов учащиеся узнают новую полезную информацию об элементах и их соединениях, которая легко и непринужденно запоминается.
Данный метод систематизации очень простой – разглядывание и раскрашивание Периодической таблицы элементов, но обеспечивающий знакомство с миром химических элементов и их соединений увлекательным и одновременно познавательным для школьников.
2. Сравнительный анализ образовательных возможностей традиционных приемов работы и приема раскраски с Периодической системой химических элементов
Образовательные задачи изучения периодической системы выражаются в формировании у учащихся понимания сущности явления периодичности, в выработке умения пользоваться периодической системой для объяснения, сравнения и прогнозирования свойств химических элементов и их соединений.
Вследствие важного значения темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов» особую роль приобретает проблема её места и возможностей в школьном курсе химии.
Таблица 1. Сравнительная характеристика видов деятельности учащихся с периодической таблицей элементов
Виды деятельности учащихся с периодической таблицей элементов | |
Традиционные приемы работы | Прием раскраски |
|
|
Данные таблицы демонстрируют расширение образовательных возможностей Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева за счет дополнения традиционных форм работы с ней приемом раскраски.
3. Описание авторской методики работы с Периодической системой элементов. Таблица 2. Технологическая карта. Раскраска Периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева в школьном учебном процессе
Название тематической раскраски. Цветовое решение раскраски ПСХЭ | Содержание педагогического взаимодействия | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельности учащихся | ||
«Агрегатные состояния простых веществ» Ячейки с названиями газообразных простых веществ закрашиваются голубым цветом; жидких - оранжевым цветом; твердых остаются нераскрашенными (приложение № 1) | -Предлагает приготовить черно-белую ПСХЭ и подписать название раскраски «Агрегатное состояние простых веществ при н.у.», ее условные обозначения. -Предлагает рассмотреть ПСХЭ и вспомнить названия элементов, которые ассоциируются с газообразными веществами; раскрасить соответствующие ячейки ПСХЭ. -Дополняет ответы учащихся примерами газообразных простых веществ, сообщает о них краткую познавательную информацию. -Создает проблемную ситуацию по поиску в таблице элементов, простые вещества которых являются жидкими. -Анализирует ответы учеников, демонстрирует медицинский термометр, бром в запаянной ампуле, кристаллы йода и сообщает учащимся о существовании только двух жидких простых веществах (бром, ртуть). -Предлагает найти их названия в ПСХЭ и раскрасить ячейки. -Предлагает проанализировать раскраску и сделать вывод о количественном соотношении простых веществ по их агрегатному состоянию при н.у. | Подписывают название раскраски, наносят ее условные обозначения. Приводят примеры газообразных веществ и раскрашивают соответствующие ячейки ПСХЭ. Находят в ПСХЭ названия соответствующих элементов и раскрашивают ячейки. Пробуют найти названия жидких веществ Рассматривают жидкие вещества. Выражают удивление по поводу новых сведений о них. Раскрашивают ячейки № 35 и 80. Рассматривают раскраску, подсчитывают количество газообразных и жидких веществ, делают вывод | личностные готовность к само-образованию на основе мотивации к познанию метапредметные владение навы-ками познавате-льной рефлексии границ своего знания и незнания предметные умение характери-зовать вещества по свойствам |
Примечание. Каждый учащийся для раскраски периодической таблицы химических элементов должен иметь:
распечатки черно-белых версий Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева (формат А5);
канцелярские файлы (формат А5);
папка-скоросшиватель в формате А5
(А5 - наиболее удобный формат для работы и хранения раскрасок);
текстовыделители.
Заключение
Наблюдения показывают, что учащиеся работающие с раскрасками периодической таблицы элементов добросовестно и систематически показывают более высокие результаты обучения, чем учащиеся по каким - то причинам не выполняющие на должном уровне данный вид самостоятельной работы.
Данные методические рекомендации расширяют возможности образовательной роли «Периодической системы Д.И.Менделеева», способствуют развитию наблюдательности и внимания, активизации мышления, направленного на воспроизведение и анализ соответствующих теоретических знаний, фактического материала, отбор главного при раскрашивании бланка периодической таблицы элементов. Во время выполнения заданий учащиеся не просто воспринимают и запоминают определенную информацию, но и учатся самостоятельному и творческому ее применению. Этот вид работы благоприятен для усвоения значения химической символики. В процессе выполнения заданий обучающиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа способствует логическому запоминанию. Во время закрашивания ячеек таблицы элементов развивается моторно-сенсорная память, формируются определенные навыки выполнения картографических работ. Работа с раскрасками воспитывает дисциплинированность, внимательность, точность, аккуратность, развивают эстетический вкус.
Раскраска периодической таблицы химических элементов - это многогранный методический инструмент, способствующий формированию личностных, метапредметных и предметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы по химии согласно требованиям ФГОС ООО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Периодическая таблица Д.И. Менделеева
8 КлассПериодическая таблица Д.И. Менделеева...
Методическая разработка урока по химии в 9 классе по теме: "Периодический закон и периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева"
Познакомить с историей открытия периодического закона Д.И. Менделеева; закрепить знания о взаимосвязи между положением элемента в периодической системе и строением атома; дать понятие периодичности; р...
Конспект урока по химии:« Неорганические соединения. Периодическая таблица Д.И.Менделеева».
Конспект урока по химии...
Опорный конспект по теме "Периодическая таблица Д.И.Менделеева"
Опорный конспект по теме "Периодическая таблица Д.И.Менделеева"...
План мероприятий к Международному 2019 году периодической таблице Д.И.Менделеева
Данные мероприятия можно использоватькак на уроках, так и во внеурочное время...
Презентация 150 лет периодической таблице Д.И. Менделеева. Интересные факты
Презентация содержит интересные факты о ПСХЭ Д.И. Менделеева...
Школьная олимпиада по химии на тему:Периодическая таблица Д.И.Менделеева
Олимпиада по химии включает вопросы программы 8 класса на знание химических элементов и знание периодической таблицы, умение ориентироваться в ней....