Школьная олимпиада по химии на тему:Периодическая таблица Д.И.Менделеева
олимпиадные задания по химии (8 класс)

Аникеева Юлия Алексеевна

Олимпиада по химии включает вопросы программы 8 класса на знание химических элементов и знание периодической таблицы, умение ориентироваться в ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_9_klass_tnr.docx38.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Олимпиада по химии 9 класс.

Тема: «Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева».

Задание № 1. Разминка, 0,5 балла

1.Найдите «лишний» элемент

Найдите в ряду один химический элемент, который отличается от остальных по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева

а) H, Li, Be, B, C

б) F, Cl, Mn, Br, I

2.Как называются вещества, состоящие из 2-х элементов, один из которых кислород?

3.Назовите формулу оксида водорода.

4.Назовите самый лёгкий элемент периодической системы.

5.Как называются соединения элементов, которые могут вступать в химическое взаимодействие как с кислотами, так и с основаниями?

6.Сколько элементов входит в периодическую систему химических элементов?

7.Какой элемент химически активнее хлор или фтор?

8.Назовите естественное семейство неметаллов, у которых последний энергетический уровень максимально   завершён.

9.Как в переводе на русский язык звучит слово “галогены”?

10.Назовите часть атома, где сосредоточена его основная масса.

 Задание №2.   Переведите на химический язык названия веществ (т.е. приведите формулы следующих веществ):

1) а) марганцовка –

б) сода пищевая –
в) аммиак –
г) перииксь водорода
 -
д) пищевая соль–

е) углекислый газ –

ж) угарный газ-
2) Напишите формулы высших оксидов для элементов:

а) медь

б) кремний

в) хром

Задание № 3. Ученые-химики- 1 бал за каждый правильный ответ.

1) Этот гениальный химик родился в Тобольске. В его биографии есть примечательный факт: в 1887 году на аэростате он поднялся выше облаков наблюдать солнечное затмение, а приземлился в другой губернии. Суеверные люди подумали, что это снизошёл на Землю Всевышний.

2) Перед вами портреты учёных и список открытий, ответьте: какие учёные здесь изображены и автором какого из открытий является каждый из них?

а) Закон сохранения вещества -
б) Обнаружил положительно заряженное ядро  в центре атома-
в) Обнаружил явление радиоактивности –

г) Ввел современное обозначение химических элементов-


1. А.Беккерель

2.Э.Резерфорд

3.М.Ломоносов

4. Й.Я. Берцелиус

Задание № 4.  «Распространённое вещество». (Мах 3 балла)

«Это сложное вещество широко распространено в природе.  Встречается по всему земному шару. Не имеет запаха. При атмосферном давлении вещество может находиться только в газообразном и твёрдом состояниях.

Многие учёные считают,что это вещество оказывает влияние на повышение температуры  нашей  планеты.  Применяется  в  различных  производствах,  в  том  числе  и  пищевой  промышленности.  Используется  при  тушении  пожаров.  Однако  вхимической  лаборатории  им  нельзя  тушить  горящие  металлы,  например  магний.  Напитки,  приготовленные  с  этим  веществом,  очень  любят  дети.  Нопостоянное  потребление  таких  напитков  может  вызвать  раздражение  стенок  желудка».

  1. Определите вещество на основе его описания.
  2. Какие еще названия этого вещества Вам известны?
  3. Приведите известные Вам  примеры  применения  и  назовите  источники  образования этого вещества.

Задание № 5. «Химик – эрудит», 1 бал за каждый правильный ответ.

1.За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом элементе. Алхимики называли его Меркурием. Элемент образует металл, который хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы. Пары металла ядовиты. Находится металл внутри медицинского прибора.

2.В 1817г. шведский учёный Й. Я. Берцелиусом  открыл новый элемент, который назвал  в честь богини луны. Его используют в фотоэлементах.

3.По распространенности в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию. В организме  человека его содержится 3г, из них примерно 2 г - в крови. В честь его назван век.

4.Элемент, образующий самый пластичный металл, из 1г которого можно вытянуть проволоку длиной 2.5 км.   « Презренный металл», «сатанинский металл», «божественный металл».

5.Самый распространенный элемент во Вселенной. Входит в состав самого распространённого вещества на Земле. Впервые заметил вещество, им образованное, Парацельс. Окончательно изучил Г. Кавендиш.

Задание № 6. «Секретный элемент». 0.5 балла за каждое название элемента.

Из букв названий элементов под № 110, № 98 и № 43 составьте названия других химических элементов. (разрешается добавить ь знак).

Задание №7"Вопросы на засыпку" 0,5 балла (Мах 3)

 1. Какой элемент всегда рад?
2. Какой газ утверждает, что он – это не он?
3. Какой элемент является лесом?
4. Какой элемент – название планеты?
5. Название какого химического элемента состоит из двух животных.
6. Название какого элемента несет в себе волшебника?

Дополнительное задание. 0,5 балла за каждый правильный ответ.

Задание № 8 «Пять порошков».

В пяти пронумерованных стаканах выданы порошки следующих веществ: медь, оксид меди(II), древесный уголь, красный фосфор и сера.  Цвет веществ, находящихся в стаканах, указан на рисунке 6.1.

Рисунок 6.1

Рисунок 6.1

Ученики  исследовали  свойства  выданных  порошкообразных  веществ,  результаты своих наблюдений представили в таблице.

 Номер стакана

«Поведение» порошка при помещении его в стакан с водой

Изменения, наблюдаемые при нагревании исследуемого порошка на воздухе

1

 плавает на поверхности воды

начинает тлеть

2

 тонет в воде

не изменяется

3

 плавает на поверхности воды

плавится, горит голубоватым пламенем, при горении образуется бесцветный газ с резким запахом

4

тонет в воде

горит ярким белым пламенем, при горении образуется густой дым белого цвета

5

 тонет в воде

 постепенно чернеет

  1. Определите, в  каком  стакане  находится  каждое  из  веществ,  выданных  для исследования. Ответ обоснуйте.
  2. Напишите уравнения  реакций,  которые  протекают  с  участием  выданных веществ при их нагревании на воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная олимпиада по химии. 8 класс.

Задания и решения для 8 класса....

школьные олимпиады по химии

олимпиады содержат задания для 9,10,11 класса и ответы к заданиям...

задания для проведения школьной олимпиады по химии

В данном материале содержится подбор заданий для проведения школьного этапа олимпиады по химии , а также приводятся ответы и решения....

Урок химии по теме: Периодическая система химических элементов

Данный урок разработан с использованием модульной технологии по теме: "Периодическая система химических элементов". Может использоваться при проведении уроков как 8 классах, так и 11....

Турнир знатоков химии по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева".

Девиз турнира: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь» (А.Дистервег).Цели турнира:Развивать познавательную активность учащихся, пр...

Презентация по химии на тему: "Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов" (8 класс)

Презентация по химии на тему: "Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов" (8 класс)...