Урок-зачет по теме " Неметаллы"
методическая разработка по химии (9 класс)
Урок контроля знаний учащихся. Дифференцированные задания для подготовки к ОГЭ по химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-zachet_po_teme_nemetally.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - зачет по теме «Неметаллы» ( для сдающих ОГЭ).
Цели урока:
- обучающие:
систематизировать, обобщить и закрепить знания обучающихся о неметаллах и их соединениях;
- развивающие: способствовать развитию интеллектуальных умений анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умений использовать свои знания для решения практических задач, навыков обращения с лабораторным оборудованием.
- воспитательные: сформировать у учащихся чувство ответственности за выполненную работу.
Дифференцированный зачёт по этой теме включает 3 блока заданий .
Блок 1 Теоретические задания.
Блок 2 Расчетные задачи.
Блок 3 Практические задания
Задания первого блока дифференцированы на 3 уровня.
Во втором блоке расчетные задачи , определенной сложности.
В третьем блоке даны практические задания разного уровня сложности
На зачете каждый ученик выполняет один вариант из первого блока, решает одну задачу из второго блока, выполняет одно практическое задание из третьего блока. Ученик сам выбирает себе уровень сложности каждого задания.
Блок 1 (уровень 1)
В-1. Задание 1. Какое из перечисленных веществ является простым?
а) белый фосфор б) мрамор в)известняк г) воздух .
Задание 2 . Какой из двух химических элементов будет иметь наиболее ярко выраженные свойства неметалла: а) №15 или №16 б) № 17 или №35
Задание 3. Какой вид химической связи между атомами в веществах: а) кислороде N2 и NH3 аммиаке?
а) ионная и ковалентная полярная б) ковалентная неполярная и ковалентная полярная в)металлическая и водородная г) водородная и ионная.
Задание 4. Напишите уравнения реакций между веществами: а) фосфором и кислородом, б) азотом и кислородом, в) азотной кислотой и оксидом калия, г) хлором и серой.
Задание 4. Напишите формулы следующих соединений: а) фосфат натрия б) нитрат бария в) сульфат меди г) хлорид кальция.
Задание 5. Какие аллотропные модификации имеет элемент фосфор?
Задание 6. Какие аллотропные модификации имеет элемент сера?
В- 2
Задание 1 Какое из перечисленных веществ является простым?
а ) оксид натрия б) сера в) карборунд г) хлорная известь.
Задание 1. Какой из двух элементов будет иметь наиболее ярко выраженные неметаллические свойства: а) № 5 или №13? б) № 13 или № 14?
Задание 2. Какой вид химической связи между атомами в веществах Н2 и НCl?
а) ионная и ковалентная полярная б) ковалентная неполярная и ковалентная полярная
в) металлическая и водородная г) водородная и ионная.
Задание 3. Напишите уравнения химических реакций между веществами: а) хлором и калием; б) серной кислотой и гидроксидом магния, в) углеродом и водородом; г) хлоридом бария и сульфатом калия.
Задание 4. Напишите формулы следующих соединений: а) сульфид магния ; б) нитрат калкалия ; в) фосфат натрия; г) аммиак.
Задание5. Какие аллотропные модификации имеет элемент кислород? Какие аллотропные модификации имеет элемент углерод?
В- 3
Задание 1 Какое из перечисленных веществ является простым?
а ) сернистый газ б) ромбическая сера в) угарный газ г) спирт.
Задание 1 . Какой из двух химических элементов будет иметь наиболее ярко выраженные неметаллические свойства: а) № 8 или №9? б) № 9 или № 17?
Задание 2. Какой вид химической связи между атомами в веществах Р и Н2S
а) ионная и ковалентная полярная б) ковалентная неполярная и ковалентная полярная
в) металлическая и водородная г) водородная и ионная.
Задание 3.Напишите уравнения химических реакций между веществами: а) серой и кислородом; б) разбавленной серной кислотой и железом; в) раствором хлорида бария и раствором нитрата серебра; г) углеродом и оксидом цинка.
Задание 4.Напишите формулы веществ: а) карбонат лития; б) силикат калия; в) нитрат кальция; г) хлорид алюминия.
Задание5. Какие аллотропные модификации имеет элемент сера ? Какие аллотропные модификации имеет элемент углерод?
Блок 1 ( уровень 2)
В-1
Задание 1. Какое вещество - сероводород H2S или хлороводород НСl при растворении в воде образуют более сильную кислоту? Почему?
Задание 2 . Составьте формулы высших оксидов элементов №7 и № 17. Напишите формулы соответствующих им кислородосодержащих кислот.
Задание 3.Напишите уравнения химических реакций, позволяющих осуществить превращения:
Р ___ Р2О5___ Са3 (РО4)2____ Н3РО4_ Ag3PO4
Одну из реакций обмена рассмотрите с позиции ТЭД.
Задание 4. Определите степени окисления элементов в соединениях: SiH4, CO2, H3PO4, NO2, KClO3.
В- 2
Задание 1. Какое вещество _ Н I или НBr __ при растворении образует более сильную кислоту? Почему?
Задание 2 . Составьте формулы высших оксидов химических элементов № 6 и № 15. Напишите формулы соответствующих им кислородосодержащих кислот.
Задание 3. Напишите уравнения химических реакций, позволяющих осуществить превращения:
K2S___ H2S___ S____SO2____ Na2 SO3___ SO2
Одну из реакций обмена рассмотрите с позиции ТЭД.
Задание 4. Определите степени окисления и элементов в соединениях: Na2SO4, NH4Cl, PH3, SiO2, Cl2O7
.
Блок 1 (уровень 3)
В-1
Задание 1. Даны вещества: а) хлорид кальция , б) азотная кислота , в) хлорид аммония , г) гидроксид меди(II), д) оксид углерода(IV), е) оксид фосфора , ж) медь , з) свинец ; с какими из них будет реагировать серная кислота? Напишите уравнения возможных реакций в молекулярном и ионном виде.
Задание 2. Получите тремя способами азотную кислоту. Одну реакции рассмотрите с позиций ОВР.
Задание 3. напишите уравнения химических реакций, позволяющих осуществить следующие превращения: аммиак__ водный раствор аммиака__ хлорид аммония__ аммиак.
Задание 4. Приведите примеры реакций, в которых углерод проявляет окислительные
(1 пример) и восстановительные (1 пример) свойства.
В-2
Задание 1. Даны вещества: а) гидроксид алюминия , б) соляная кислота, в) оксид бария , г) оксид серы , д) хлорид магния , е) алюминий, ж) аммиак, з) нитрат свинца(II). С какими из них будет реагировать хлорид аммония? Напишите уравнения возможных химических реакций в молекулярном и ионном виде.
Задание 2. Получите тремя способами аммиак. Одну реакцию рассмотрите с позиции ОВР.
Задание 3. Напишите уравнения химических реакций, позволяющих осуществить следующие превращения: сера __ оксид серы (IV)__ оксид серы (VI)_ сульфат бария.
Задание 4.
Приведите примеры реакций, при которых происходят следующие процессы:
а) N20- 10 е = 2N+5 б) S-2 – 2e = S0
Блок 2 ( Расчетные задачи - 3 балла)
Задача 1 Сероводород пропустили через 500г раствора сульфата меди (2) с массовой долей сульфата 25 %. Вычислите массу образующегося осадка.
Задача 2 . Вычислить массу аммиака, который можно получить при разложении 535 г хлорида аммония.
Задача 3 Вычислите массу и количество вещества меди, которое может полностью раствориться в 100 г 98 %-ной серной кислоты.
Задача 4 Найти массу сульфата аммония ,который может быть получен при взаимодействии 490 г серной кислоты и необходимого количества гидрата аммиака, если выход продукта составляет 85 % от теоретически возможного.
Задача 5 Смесь, состоящую из 70 г хлорида аммония и 100 г гидроксида
Натрия, нагрели. Вычислите объём выделившегося аммиака.
Задача 6 К 250 г 15 % раствора соляной кислоты прилили 150 г 12% раствора карбоната натрия. Вычислите объём выделившегося углекислого газа (н.у.).
Задача 7 К 100 мл 5% раствора азотной кислоты с плотностью 1,12 г/мл прилили 200 г 5 % раствора гидроксида кальция. Вычислите массовую долю нитрата кальция в полученном растворе.
Задача 8 К 200 мл 10% раствора гидроксида калия с плотностью 1,1 г/мл прилили 150 г 10% раствора сульфата меди (II). Вычислите массу выпавшего осадка.
Задача 9 Сколько граммов воды надо прибавить к 100мл 20% -го раствора серной кислоты ( плотность 1.14 г/мл для того ,чтобы получить 5 % раствор серной кислоты?
Задача 10 При взаимодействии аммиака с серной кислотой было получено 63,36 г сульфата аммония с выходом 80%. Рассчитайте массу использованной серной кислоты.
Блок 3 (Практические задания).
(уровень 1).
- Докажите опытным путём качественный состав серной кислоты.
- Докажите опытным путём качественный состав соляной кислоты.
- Докажите опытным путем качественный состав азотной кислоты.
- Докажите опытным путем качественный состав хлорида аммония.
- Докажите опытным путем качественный состав сульфата железа (II).
- Докажите опытным путем, что в составе сульфата калия находится сульфат-ион.
- Докажите опытным путем, что в составе силиката натрия находится силикат-ион.
- Докажите опытным путем, что в составе хлорида натрия находится хлорид-ион.
- Докажите опытным путем, что в составе карбоната калия находится карбонат- ион.
- Докажите опытным путем, что в составе сульфида натрия находится сульфид- ион.
(уровень 2)
Осуществить превращения.
Азот –аммиак – сульфат аммония –аммиак.
Углерод—оксид углерода — угольная кислота.
Фосфор –оксид фосфора –фосфорная кислота –нитрат фосфора.
Сера- оксид серы (IV) –оксид серы(VI) – серная кислота –сульфат бария.
Кремний- оксид кремния-силикат натрия –кремневая кислота.
(уровень 3)
1.Даны вещества: сульфит калия, хлорид кальция, хлорид бария, нитрат калия, железо. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка ,получите в две стадии сульфат бария. Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
2.Даны вещества: сульфат железа (2) ,сульфид железа, соляная кислота, сульфат меди . Используя воду и необходимые вещества только из этого списка ,получите в две стадии сульфид меди. Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
3.Даны вещества: цинк, оксид меди , нитрат бария, нитрат серебра , соляная кислота, гидроксид натрия. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка , получите в две стадии сульфат бария. Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
4.Даны вещества: медь, оксид цинка, карбонат бария, нитрат меди , серная кислота. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка ,получите в две стадии гидроксид цинка . Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции.
5.Даны вещества: сульфат калия, алюминий, хлорид кальция, хлорид бария, нитрат калия, гидроксид калия. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка ,получите в две стадии сульфат бария. Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии, 9 класс,тема "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов"
В методической разработке представлен урок по теме "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов". Тип урока - урок усвоения новых знаний, а конкретнее урок работы с понятием «неметаллы» и поиска ...
Урок-зачет «Бизнесмен» по теме «Действия с отрицательными и положительными числами».
В последнее время стали модными деловые игры с математическим содержанием. Их правила описаны во многих источниках литературы, но готовых разработок нет.Цели:Закрепление навыка решения текстовых...
План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов». Программа О.С. Габриеляна
Урок по теме «Общая характеристика неметаллов» изучается в разделе «Неметаллы», является 1 уроком . Содержание материала дает возможность опираться на имеющиеся знания и одновременно закладывает фунда...
Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)
Цели:1) обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2) повторить разряды числительных;3) вспомнить особенности склонения числительных; 4) ...
Методическая разработка к уроку химии в 9 классе на тему "Обобщение знаний по теме"Неметаллы"".
Урок обобщения и систематизации знаний....
Методическая разработка к уроку химии в 9 классе на тему "Обобщение знаний по теме"Неметаллы"" (презентация)
Методическая разработка к уроку химии в 9 классе на тему "Обобщение знаний по теме "Неметаллы" (презентация)...
Презентация на тему "Обобщение и систематизация знаний по теме "Неметаллы"
Урок построен в виде презентации, позволяющей в нестандартной форме выполнить следующие задачи:1.Систематизировать и обобщить знания особенностей строения атомов неметаллов, св...