Урок химии, 9 класс,тема "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
В методической разработке представлен урок по теме "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов". Тип урока - урок усвоения новых знаний, а конкретнее урок работы с понятием «неметаллы» и поиска фактов максимально характеризующих это понятие. Урок рассчитан на самостоятельный поиск новых знаний обучающимися, которые в течение урока участвую в различных видах деятельности и используют различные источники информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока 9 класса | 14.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии, 9 класс, 13.12.09
тема "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов"
Тип урока: урок усвоения новых знаний (Урок поиска фактов и работы над понятием)
Цели: 1.Сформировать понятие «неметалл»;
2.Рассмотреть относительность понятий «металл-неметалл»;
3.Развивать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, умение делать самостоятельные выводы;
4.Развивать умения работать по плану, умение работать с текстом.
Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников: понятие «неметаллы», закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные.
ФОПД: фронтальная, индивидуально-обособленная, групповая (динамические группы).
Технологии: технология интеллектуальной воспитанности учащихся; элементы технологии «Сотрудничества», личностно-ориентированного обучения; информационно-коммуникативные технологии.
Оборудование и реактивы: специальная научно – популярная учебная литература, химические и энциклопедические словари, периодическая система, мультимедийная установка, образцы неметаллов - простых веществ H2, O2 (в пробирках с пробками); Br2 (в ампуле); S, J2, P (красный), активированный уголь, йодкрахмальная бумажка.
Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа); иллюстративные (схемы); наглядные (ПС, презентация); проблемно-поисковый.
Ход урока
Этап урока, слайды презентации | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный момент (1 мин) | - приветствие, настрой на работу Здравствуйте, рада вас видеть готовыми к уроку, с доброжелательными улыбками и серьезным настроем на урок! - контроль посещаемости Приятно, что сегодня присутствует на уроке весь класс | - приветствуют учителя, дежурные сообщают о явке на урок |
II. Мотивационно-целевой этап (7 мин) | ||
СЛАЙД № 1 | 1.Актуализация знаний 1 задание Ответьте, пожалуйста, на вопросы, рассмотрев внимательно предложенную вам картинку: 1.Что вы можете рассказать об увиденном на слайде? 2.Как вы считаете, где здесь причина, а где следствие, объясните, почему? 3.Кто сможет назвать тему, над которой мы работали во второй четверти? 4. Кто может указать местоположение ме в ПС? Молодцы! | Рассматривают слайд, отвечают у доски по желанию: - изображены металлы и изделия из них, внешний энергетический уровень железа и кристаллическая решетка металлов; - причина - строение кристаллической решетки ме, следствие – свойства, благодаря которым можно изготовить эти изделия; - изучали металлы и их соединения; - нижний левый угол ПС, большая доля химических элементов. |
СЛАЙД № 2 СЛАЙД № 3 | 2 задание Давайте, вместе с вами постараемся выполнить следующее задание «Продолжить пары по аналогии» Скажите, пожалуйста, а какой вывод можно сделать по результатам данного задания об этих двух понятиях. Молодцы! | Выполняют задание с места, после ответа выплывает нужное слово Они противоположны по смыслу с т.зр. русского языка (приставка не-) следовательно, по нашему предмету в науки химии они должны быть противоположны по положению ПС, строению атома, составу простых веществ и свойствам, как физическим, так и химическим |
СЛАЙД № 4 СЛАЙД № 5 | 3 задание Давайте попытаемся этот вывод превратить в научную гипотезу, которую постараемся доказать в течение урока. | Формулируют гипотезу:
|
СЛАЙД № 6 СЛАЙД № 7 | Фронтальная беседа: 1)Какова тема нашего урока? Запишите ее в тетрадь 2)Почему нам необходимо изучить данное понятие и все что за ним скрывается (атомы, вещества, свойства)? 3)Как вы считаете, какие мы должны поставить перед собой цели? 4)Кто сможет, зная местоположение металлов в ПС показать, где располагаются неметаллы? 5) А кто - нибудь из вас встречался с веществами группы неметаллы? (посмотрите на образцы веществ, выставленные на демонстрационном столе) | -Неметаллы и их характеристика Записывают число и тему урока – Что бы понять многообразие мира: изучили одну сторону, обязательно нужно посмотреть и на другую - Формулируют с помощью учителя цели урока: 1.Сформировать понятие «неметалл»; 2.Рассмотреть относительность понятий «металл-неметалл»; 3.Развивать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, умение делать самостоятельные выводы; 4.Развивать умения работать по плану, умение работать с текстом. - Показывают у доски положение неметаллов в ПС - рассматривают образца, актуализируют собственный опыт, отвечают |
III. Исполнительский этап (25 мин) | ||
СЛАЙД № 8 СЛАЙД № 9 СЛАЙД № 10 | Хорошо! Молодцы! Итак, нам предстоит многое выяснить, поработать с незнакомой информацией из разных источников и постараться подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, работать мы будем с вами и в парах, и в группах. 1 задание (выполняем в парах, 7 минут): Прочитать внимательно имеющийся текст и уложить информацию в схему в течение 7 минут 1.ЧТО ТАКОЕ НЕМЕТАЛЛЫ 2.ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ АКТИВНОСТЬ НЕМЕТАЛЛА 3.ПОЧЕМУ НЕМЕТАЛЛЫ ПРОЯВЛЯЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ И ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ВАЛЕНТНОСТЬ 4.АГРЕГАТНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВ 5.МЕСТО НЕМЕТАЛЛОВ В ПРИРОДЕ (СЛАЙД № 9) 6. ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ЖИВОЙ КЛЕТКЕ 7. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ НЕМЕ 8. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА, АЛЛОТРОПИЯ НЕМЕ. Молодцы! | Читают предоставленный материал (см. приложение № 7) записывают в тетрадях варианты по предложенным схемам (прием «Незаконченное предложение») Главная мысль прочитанного….. (Основное в тексте….) Самым интересным нам показалось…..(Необычным стало…) Мы считаем, что это подтверждает (не подтверждает) выдвинутое предположение Отвечает каждая пара по своему материалу |
Личные презентации обучающихся по индивидуальным заданиям | 2 задание (10 мин): Вы хорошо поработали. Но наша с вами возможность получить необходимое знание не ограничивается только печатной информацией. Я попрошу ребят, которые вчера получили индивидуальные задания для работы в интернете, представить результат. Спасибо, мы услышали и увидели, что информация интернета многообразна, ребята сделали тщательный анализ, и правильные выводы – информация из интернета не всегда соответствует действительности и поэтому требует осторожного отношения и проверки! | Индивидуальные сообщения учащихся у доски: 1 ученик – словари, определения 2 ученик – сайты с интересными сведениями про неметаллы 3 ученик – картинки, фото 4 ученик – видео 5 ученик – анализ школьных мультимедийных пособие |
1 группа – словари 2 группа – научно-популярные издания 3 группа – учебники по химии разных авторов 4 группа – контрольно – измерительные материалы | 3 задание: А теперь объединяйтесь в 4 большие группы и следующие задание, у каждой группы на столе литература, необходимо поработать с ней: НАЙТИ ИНФОРМАЦИЮ ПО ИЗУЧЕННОМУ ПОНЯТИЮ И ОПРЕДЕЛИТЬ ЕЕ ХАРАКТЕР (8 мин) Спасибо, вы сумели представить нам разнообразие информации по неметаллам, которая пригодиться нам в дальнейшем | Работа в группах по анализу представленной литературы. Подготовка выступления от группы Выступление: 1)Находят определения понятия неметаллы и анализируют его, сравнивая с собственным; 2) Находят информацию об условности деления химических элементов на металлы и неметаллы, анализируют ее; 3) Выясняют, что на примере этих двух понятий можно доказать основополагающие законы: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные. |
IV. Рефлексивный. Закрепление изученного (12 мин). | ||
СЛАЙД № 11 | 1)Раздает информационный лист «Неметаллы» (см. приложение № 8). Внимательно ознакомиться, что в нем, для чего он, что неясно? Убираем его в рабочую накопительную папку и анализируем состоявшийся урок. 2) Учащимся предлагается поразмышлять над вопросами: Как изменило новое знание ваши представления о мире, о людях, о себе; Как изменило новое знание ваши представления об уже имеющихся знаниях; Что в новом знании вас удивило; Какое суждение вам кажется спорным, почему; Какой этап решения познавательной задачи вызвал затруднения; Какие суждения, умозаключения, гипотезы в ходе обсуждения вам удалось сформулировать самостоятельно; Чьи идеи вам показались интересными, удовлетворила или вызвала раздражение совместная работа. | Изучают информацию по неметаллов в виде опорной записи, объясняют его назначение - для лучшего запоминания и дальнейшей работы по теме, задают вопросы. Каждый обучающийся выбирает любой вопрос и проводит рефлексию. |
3)Я очень рада, что наш урок вызвал у вас столько мыслей чувств и эмоций, я сегодня тоже очень довольна вами, мы много трудились и такой труд заслуживает поощрения. Учитель объявляет оценки за урок | Выставляют оценки в дневник | |
СЛАЙД № 12 | 4) Нам осталось записать домашнее задание: Изучить информационную карту, внести в нее недостающую информацию и выполнить тест. | Записывают домашнее задание |
СЛАЙД № 13 | Спасибо за работу! | Благодарят учителя и друг друга! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Общая характеристика неметаллов V группы. Строение атомов азота и фосфора". Химия. 9 класс..
Урок изучения нового материала по теме "Неметаллы главных подгрупп V и IV групп ПСХЭ по Тверской программе по химии. Урок дан в рамках ИКТ как урок-презентация....
Урок химии в 9 классе "Общая характеристика неметаллов"
Урок химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. В разработке имеет место нестандартное начало урока. Сценарий урока сопровождается презентацией. Кроме того, приведены презентации по физическим свой...
"Общая характеристика неметаллов" урок химии в 9 классе по программе Габриеляна О.С.
Предлагаю урок химии в 9 классе по теме «Общая характеристика неметаллов» с использованием ИКТ. Урок построен на применении методов, позволяющих учащимся самостоятельно, с использованием ...
План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов». Программа О.С. Габриеляна
Урок по теме «Общая характеристика неметаллов» изучается в разделе «Неметаллы», является 1 уроком . Содержание материала дает возможность опираться на имеющиеся знания и одновременно закладывает фунда...
Интегрированный урок (химия + биология): Витамины – общая характеристика.
Идея урока: создать условия для интеграции знаний о втаминах как незаменимых компонентах обменных процессов в организме человека на основе межпредметных связей между биологией и химией;на основе межпр...
Урок химии «Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства
План-конспект...
Урок химии по теме "Общая характеристика галогенов"
Урок химии по теме "Общая характеристика галогенов" Цели урока: Изучить строение, физические и химические свойства галогенов, их биологическое значение....