Рабочая программа химия 8-9 класс
рабочая программа по химии

Анисимова Наталья Николаевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya.doc633 КБ

Предварительный просмотр:


Планируемые предметные результаты освоения

образовательной программы по химии

Планируемые результаты освоения курса химии основной школы представляют собой систему целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу программы. Они связывают требования ФГОС, образовательный процесс и систему оценки результатов освоения программы.

1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф

Система планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов описывает задачи, которые осваивают учащиеся в ходе обучения и выносятся на итоговую оценку и ГИА выпускников. Выполнение этих задач приведет к овладению системы учебных действий с учебным материалом служащим основой для последующего обучения.

Система планируемых результатов по химии 8-9 классах:

Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

Выпускник научится:

• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;

 • описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;

 • давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;

• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

 • различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

Выпускник получит возможность научиться:

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества

Выпускник научится:

• классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;

• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

• описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного;

• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;

• осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

Многообразие химических реакций

Выпускник научится:

• объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

• называть признаки и условия протекания химических реакций;

• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

• называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;

• называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;

• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.

Выпускник получит возможность научиться:

• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

Многообразие веществ

Выпускник научится:

• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

• составлять формулы веществ по их названиям;

• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных, амфотерных;

• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;

• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

• проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.

Выпускник получит возможность научиться:

• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

• характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;

• приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;

• описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


Результаты освоения курса химии.

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1)        в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;

2)        в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере –мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.

Личностные результаты обучения.

Учащийся должен:

• знать и понимать: основные исторические события, связанные с развитием химии и общества; достижения в области химии и культурные традиции (в частности, научные традиции) своей страны; общемировые достижения в области химии; основы здорового образа жизни; правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией; основные права и обязанности гражданина (в том числе учащегося), связанные с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением;

• испытывать: чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории ее развития; уважение и принятие достижений химии в мире; уважение к окружающим (учащимся, учителям, родителям и др.) – уметь слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе;

• признавать: ценность здоровья (своего и других людей); необходимость самовыражения, самореализации, социального признания;

• осознавать: готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность (или неготовность) открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам;

• проявлять: доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи нуждающимся в ней; устойчивый познавательный интерес, инициативу и любознательность в изучении мира веществ и реакций; целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей; убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для развития общества;

• уметь: устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами); выполнять прогностическую самооценку, регулирующую активность личности на этапе ее включения в новый вид деятельности, связанный с началом изучения нового учебного предмета – химии; выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся в контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых коррективов, соответствующих этапам и способам изучения курса химии; строить жизненные и профессиональные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; осознавать собственные ценности и их соответствие принимаемым в жизни решениям; вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки (свои и других людей) и события с принятыми этическими нормами; в пределах своих возможностей противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

1)        владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

2)        использование универсальных способов деятельности по решению проблем и основных интеллектуальных операций: использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

3)        умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

4)        умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

5)        использование различных источников для получения химической информации.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

1.В познавательной сфере:

- давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решет¬ка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);

      - формулировать периодический закон Д.И.Менделеева и раскрывать его смысл;

     - описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

      - описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

     - классифицировать изученные объекты и явления;

       - наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

      - делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

     - структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

     - моделировать строение атомов элементов первого - третьего периодов, строение простейших молекул.

2. В ценностно-ориентационной сфере: 

      - анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

     - разъяснять на примерах (приводить примеры, подтверждающие) материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства;

     - строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.

3.В трудовой сфере:

    -  планировать и проводить химический эксперимент;

    -  использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.

4.В сфере безопасности жизнедеятельности:   

    - оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

1.формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении, овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

2.осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

3. овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

4.формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

5.приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

6.формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.  


Основное содержание

Содержание рабочей программы по химии для 8 класса

Введение. (6 часов)

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Ученик должен знать и понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов;
  • химические понятия: вещество, химический элемент, атом, ион, молекула, относительная атомная и молекулярная массы.
  • основные законы: периодический закон.

Уметь:

  • называть химические элементы;
  • объяснять физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
  • характеризовать элементы (от водорода до кальция) по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов.

Лабораторные работы:

1.        Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов

2.        Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги

Практическая работа № 1 «Правила ТБ. Приёмы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием. Строение пламени».

Атомы химических элементов. (10 часов)

Атомы и молекулы. Химический элемент. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Строение атома. Ядро и электроны. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов периодического закона.

 Ученик должен знать и понимать химические понятия:

  • Изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления.

Уметь:

  • определять валентность химических элементов, определять степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона;
  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

Демонстрации моделей атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Лабораторные работы:

Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа

Изготовление моделей молекул бинарных соединений

Контрольная работа № 1 по теме: «Атомы химических элементов»

Простые вещества. (6 часов)

Типы химической связи. Понятие о валентности и степени окисления. Знаки химических элементов, химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объём.

Демонстрации получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые неметаллы и металлы количеством 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Лабораторные работы:

Ознакомление с коллекцией металлов.

Ознакомление с коллекцией неметаллов.

Соединения химических элементов. (12 часов)

Степень окисления. Основы номенклатуры бинарных соединений.   Оксиды Основания. Кислоты. Соли как производные кислот и оснований. . Аморфные и кристаллические вещества. Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доли компонентов в смеси. Расчеты, связанные с понятием «доля». Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов».

Демонстрации образцов оксидов, кислот, оснований, солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные работы:

Ознакомление с коллекцией оксидов,

Ознакомление со свойствами аммиака,

Качественная реакция на углекислый газ,

Определение рН растворов кислоты, щелочи и воды,

Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плодов,

Ознакомление с коллекцией солей,         

Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки. Изготовление моделей кристаллических решеток,

Ознакомление с образцом горной породы

Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»

Практическая работа № 3 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе»

Контрольная работа № 2 по теме: «Соединения химических элементов».

Изменения, происходящие с веществами. (14 часов)

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам.

Лабораторные работы: 

Прокаливание меди в пламени спиртовки

Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом

Практическая работа № 4 «Признаки химических реакций»

Практическая работа № 5 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе»

Контрольная работа № 3  «Изменения, происходящие с веществами»

Простейшие операции с веществом. (распределены по темам)

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Разделение смесей. Фильтрование. Взвешивание. Приготовление растворов.

Ученик должен знать и понимать:

  • химические понятия: моль, молярная масса, молярный объём.

Уметь:

  • объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
  • вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов, или продуктов реакции.

Практические работы:

Практическая работа № 1 «Правила ТБ. Приёмы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием. Строение пламени». (во введении)

Практическая  работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли» (в теме «Соединения химических элементов»)

Практическая работа №3 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе» (в теме «Соединения химических элементов»)

Практическая работа № 4 «Признаки химических реакций» (в теме «Изменения, происходящие с веществами»)

Практическая работа № 5 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе» (в теме «Изменения, происходящие с веществами»)

Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена. (17 часов).

Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Ученик должен знать и понимать химические понятия:

  • растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация; основные теории химии: электролитической диссоциации;
  • окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  • определять характер среды в водных растворах неорганических соединении; называть изученные вещества, определять принадлежность веществ к различным классам соединений;
  • объяснять сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать химические свойства изученных веществ;
  • объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ.
  • определять окислитель и восстановитель.

Лабораторные работы:

Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра,

Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами, Взаимодействие кислот с основаниями,

Взаимодействие кислот с оксидами металлов,

Взаимодействие кислот с металлами,

Взаимодействие кислот с солями,

Взаимодействие щелочей с кислотами,

Взаимодействие щелочей с оксидами металлов,

Взаимодействие щелочей с солями,

Получение и свойства нерастворимых оснований,

Взаимодействие основных оксидов с кислотами,

Взаимодействие основных оксидов с водой,

Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами,

Взаимодействие кислотных оксидов с водой,

Взаимодействие солей с кислотами,

Взаимодействие солей с щелочами,

Взаимодействие солей с солями,

Взаимодействие растворов солей с металлами

Практическая работа №6 «Ионные реакции»

Практическая работа № 7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов»

Практическая работа № 8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

Практическая работа № 9 «Решение экспериментальных задач»

Контрольная работа № 4 по теме: «Итоговая контрольная работа за курс 8 класса»

Итоговый урок – 1 час

Всероссийская проверочная работа – 2 часа

 


Содержание рабочей программы по химии для 9 класса

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (3 ч.)

Свойства основных классов неорганических веществ в свете теорий ТЭД и ОВР. Генетические ряды металла и неметалла.

Общая характеристика химических элементов и химических реакций (10 ч.)

Характеристика атома химического элемента на основании его положения в периодической системе Д.И. Менделеева. Свойства основных классов неорганических веществ в свете теорий ТЭД и ОВР. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетические ряды переходного элемента.

Периодический закон и система элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт.1 Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

Металлы. (18 ч.).

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.  Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов. Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида. Алюминий, его физические и химические свойства. Соединения алюминия. Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа. Железо, его физические и химические свойства. Соединения железа.

Ученик должен знать и понимать химические понятия:

  • химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, электрохимический ряд напряжений металлов, общие способы получения металлов, понятие о коррозии металлов и способах защиты от коррозии.

Уметь:

  • определять заряд иона;
  • характеризовать общие химические свойства металлов;
  • объяснять зависимость свойств веществ от их состава, строения, природу химической связи,
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.

Контрольная работа № 2 по теме: «Металлы».

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа(II) и (III).

Лабораторные опыты.

Ознакомление с образцами металлов.

Взаимодействие с растворами кислот и солей.

Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа.

Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

Химический практикум № 1 Свойства металлов и их соединений (3 ч.)

Практическая работа №1 «Осуществление цепочек химических превращений металлов».

Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов»

Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ»

Неметаллы. (28 ч.)

Водород, физические и химические свойства, получение и применение.

Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.

Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.

Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.

Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.

 Ученик должен знать и понимать:

  • химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель;
  • важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения.

Уметь:

  • называть вещества,
  • определять степень окисления,
  • характеризовать общие химические свойства неметаллов,
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.

Контрольная работа № 3 по теме: «Неметаллы»

Демонстрации. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворённых веществ или газов. Восстановление меди из её оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора. Углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты.

Качественная реакция на хлорид-ион.

Качественная реакция на сульфат-ион.

Распознавание солей аммония.

Получение углекислого газа и его распознавание.

Качественная реакция на карбонат-ион.

Ознакомление с природными силикатами.

Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Обобщение знаний за курс основной школы. (7 ч.).

Вычисление массы веществ или объёмов газов по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ. Вычисления по уравнениям, когда одно из веществ взято в виде раствора с определённой массовой долей растворённого вещества. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.

Ученики должны знать указанные выше понятия.

Уметь

  • объяснять химические явления, происходящие в природе, быту и на производстве, экологически грамотно вести себя в окружающей среде,
  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы,
  • безопасно обращаться с горючими веществами, лабораторным оборудованием.

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса – 1 час

Итоговый урок – 1 час


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ХИМИИ ДЛЯ 8 КЛАССА

(68 ч., 2 часа в неделю)

Введение (6 часов)

1

1

Предмет химии. Вещества.

2

2

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения по истории развития химии

3

3

Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.

Менделеева.

4

4

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы

5

5

Массовая доля элемента в соединении .

6

6

Практическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами»

Атомы химических элементов. (10 часов)

7

1

Основные сведения о строении атомов.

8

2

Изменения в составе ядер атомов химических элементов.

Изотопы.

9

3

Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов.

10

4

Металлические и неметаллические свойства элементов. Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических

элементов

11

5

 Ионная химическая связь

12

6

Ковалентная неполярная хим. связь

13

7

Электроотрицательность. Ковалентная полярная химическая связь

14

8

Металлическая связь

15

9

Подготовка к контрольной работе

16

10

Контрольная работа № 1 «Атомы химических элементов»

Простые вещества. (6 часов)

17

1

Простые вещества-металлы  

18

2

Простые вещества-неметаллы, их сравнение с металлами. Аллотропия

19

3

Количество вещества  

20

4

Молярный объем газообразных веществ

21

5

Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «постоянная Авогадро», «молярная масса», «молярный объем газов»

22

6

Соединения химических элементов. (12 часов)

23

1

Степень окисления. Основы номенклатуры бинарных соединений.    

24

2

Оксиды  

25

3

Основания  

26

4

Кислоты  

27

5

Соли как производные кислот

28

6

Кристаллические решетки  

29

7

Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доли компонентов в смеси  

30

8

Практическая  работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли»

31

9

Массовая и объемная доля компонентов смеси (раствора).

32

10

Практическая работа №3 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе»

33

11

Решение расчетных задач с использованием понятия «доля».

34

12

Контрольная работа № 2 «Соединения химических элементов»

Изменения, происходящие с веществами. (14 часов)

35

1

Физические явления. Разделение смесей  

36

2

Химические явления. Условия и признаки протекания химических реакций  

37

3

Практическая работа №4 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание»

38

4

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения реакций.

39

5

40

6

Расчеты по химическим уравнениям  

41

7

42

8

Реакции разложения.

43

9

Реакции соединения.

44

10

Реакции замещения.

45

11

Реакции обмена.

46

12

Практическая работа №5 «Признаки химических реакций»

47

13

Подготовка к контрольной работе

48

14

Контрольная работа № 3  «Изменения, происходящие с веществами»

Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена. (17 часов).

49

1

Растворение. Растворимость веществ в воде. Электролитическая диссоциация  

50

2

Основные положения теории электролитической диссоциации.

51

3

Ионные уравнения реакций

52

4

Кислоты: классификация и свойства в свете  ТЭД

53

5

Основания: классификация и свойства в свете ТЭД  

54

6

Оксиды: классификация и свойства  

55

7

Соли: классификация и свойства в свете ТЭД  

56

8

Практическая работа №6 «Ионные реакции.»

57

9

Практическая работа №7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов.»

58

10

Генетическая связь между классами веществ.

59

11

Практическая работа № 8 « Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

60

12

Окислительно-восстановительные реакции  

61

13

62

14

Практическая работа № 9 «Решение экспериментальных задач»

63

15

Обобщение и систематизация знаний.

64

16

65

17

Контрольная работа № 4  «Итоговая контрольная работа за курс 8 класса».

66

-

Итоговый урок

67-68

-

Всероссийская проверочная работа


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ХИМИИ ДЛЯ 9 КЛАССА

(68 ч., 2 ч. в неделю)

Повторение основных вопросов курса 8 класса (3 ч.)

1

1

Химические свойства основных классов неорганических соединений.

2

2

3

3

Окислительно-восстановительные реакции.

Тема 1. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. (10ч.)

4

1

Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической    системе    элементов Д.И.Менделеева.

5

2

6

3

 Решение задач на выход продукта от теоретически возможного.

7

4

Амфотерные соединения.

8

5

Периодический   закон  и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

9

6

Химическая организация природы.

10

7

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

11

8

Катализ и катализаторы.

12

9

Обобщение и систематизация знаний по теме.

13

10

Контрольная работа №1 по теме: «Общая характеристика химических элементов и химических реакций».

Тема 2. Металлы. (18 ч.)

14

1

Положение металлов в периодической системе элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов.

15

2

Сплавы.

16

3

Химические свойства металлов.

17

4

Металлы в природе, общие способы их получения.

18

5

Общее понятие о коррозии металлов.

19

6

Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы.

20

7

Соединения щелочных металлов.

21

8

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

22

9

Соединения    щелочноземельных металлов.

23

10

Алюминий, его физические и химические свойства.

24

11

Соединения алюминия.

25

12

Железо, его физические и химические свойства.

26

13

Решение задач и  упражнений по теме  «Металлы».

27

14

Обобщение знаний по теме «Металлы». Подготовка к контрольной работе.

28

15

Контрольная работа №2 по теме «Металлы»

Химический практикум № 1 Свойства металлов и их соединений (3 ч.)

29

16

Практическая работа №1 «Осуществление цепочек химических превращений металлов».

30

17

Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов»

31

18

Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ»

Тема 3. Неметаллы. (28ч.)

32

1

Общая характеристика неметаллов.

33

2

Водород.

34

3

Вода.

35

4

Вода в жизни человека.

36

5

Общая характеристика галогенов.

37

6

Соединения галогенов.

38

7

Получение галогенов. Биологическая роль. Применение.

39

8

Решение задач и упражнений по теме «Галогены».

40

9

Кислород.

41

10

Сера, ее физические и химические свойства.

42

11

Сероводород и сульфиды.

43

12

Оксиды серы (IV) и (VI).

44

13

Серная кислота и ее соли.

45

14

Решение задач и упражнений по теме «Сера и ее соединения».

46

15

Азот и его свойства.

47

16

Аммиак и его свойства.

48

17

Соли аммония.

49

18

Азотная кислота и ее свойства.

50

19

Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения.

51

20

Фосфор.

52

21

Соединения фосфора.

53

22

Углерод.

54

23

Оксиды углерода (II) и (IV).

55

24

Соли угольной кислоты. Жесткость воды.

56

25

Кремний.

57

26

Силикатная промышленность.

58

27

Обобщение знаний по теме «Неметаллы»

59

28

Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы».

Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7ч.)

60

1

ПСХЭ. Строение атома. Степень окисления.

61-62

2-3

Классификация химических реакций. ТЭД.

63

4

ОВР. Химические свойства неорганических веществ.

64

5

65-66

6-7

Решение расчетных задач.

67

-

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

68

-

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа химия 8 - 9 классы По учебнику Габриэляна О.С.

Рабочая программа содержит тематическое планирование, контрольные работы к учебнику Габриэляна 8, 9 классов...

Рабочая программа Химия 8,9 классы Авторы: Рудзитис Г.Е., Фельдман.Г.

Изучение химии на II ступени общего среднего образования направлено на достижение следующей цели — формирование у учащихся первоначальных знаний о составе, строении, свойствах веществ и закономерностя...

Рабочая программа Химия 10,11 классы Авторы: Рудзитис Г.Е., Фельдман.Г.

Цель изучения химии на III ступени общего среднего образования — формирование системы химических знаний и опыта их применения, обеспечивающего общекультурное развитие личности, понимание химической пр...

Рабочая программа. Химия 8-11 класс.

Тематическое планирование по химии 8-11 класс....

Рабочая программа химия 5-6 класс ФГОС.

Рабочая программа учебного предмета «Физика и химия» разработана для обучающихся 5 -6 классов (экспериментальных классов по введению ФГОС ООО) МБОУ "СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов...

Рабочая программа. Химия 8 - 9 классы

Рабочая программа по химии для 8 - 9 классов к учебникам «Химия. Неорганическая химия. 8 класс»; «Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс». Авторы: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:...

Рабочая программа. Химия 10 - 11 классы

Рабочая программа по химии для 10-11 классов к учебникам «Химия. 10 класс»; «Химия. 11 класс». Авторы: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2014....