Рабочая программа Химия 8,9 классы Авторы: Рудзитис Г.Е., Фельдман.Г.
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Изучение химии на II ступени общего среднего образования направлено на достижение следующей цели — формирование у учащихся первоначальных знаний о составе, строении, свойствах веществ и закономерностях их превращений, умений применять полученные знания в образовательном процессе и повседневной жизни; общекультурное развитие личности средствами учебного предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по химии для 8-9 классов
Химия как учебный предмет в средней общеобразовательной школе — это дидактический эквивалент науки химии, преобразованный с учётом целей, задач, ступени обучения, возрастных и психофизиологических особенностей школьников.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение химии на II ступени общего среднего образования направлено на достижение следующей цели — формирование у учащихся первоначальных знаний о составе, строении, свойствах веществ и закономерностях их превращений, умений применять полученные знания в образовательном процессе и повседневной жизни; общекультурное развитие личности средствами учебного предмета.
Задачи изучения химии на II ступени общего среднего образования:
- обеспечение осознанного усвоения учащимися языка химии, важнейших законов и закономерностей, методов их познания для понимания и объяснения свойств веществ и химических явлений;
- формирование умений наблюдать химические реакции при проведении химического эксперимента и анализировать результаты наблюдений; осуществлять расчёты на основе химических формул веществ и химических уравнений;
- создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, экологической культуры, мотивации изучения химии как одной из фундаментальных естественных наук;
- формирование умений применять полученные знания в целях образования и самообразования, опыта безопасного использования веществ и материалов в повседневной деятельности, обеспечения культуры здорового образа жизни и подготовки учащихся к полноценной жизни в обществе.
Сведения о программе
Рабочие программы. Химия. 8—9 классы. Гара Н.Н. Предметная линия учебников Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.
построена на основе концентрического подхода. Особенность её состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычленения укрупнённой дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент» и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества), следования строгой логике принципов развивающего обучения, положенных в основу конструирования программы, и освобождения её от избытка конкретного материала.
Данная программа предусматривает формирование ключевых компетенций обучающихся:
- Информационную (способы приема, хранения и оформление информации);
- Проектировочную (способы определение целей, ресурсов их достижений, действий, сроков);
- Оценочную (способы сравнения результатов и целями, прогнозирование, систематизация);
- Коммуникативную (способы передачи информации и привлечения ресурсов других людей для достижения своих целей).
Методологической основой отбора и конструирования содержания химического образования на уровне общего среднего образования выступают системно-структурный, интегративный, компетентностный, культурологический и личностно-деятельностный подходы.
Системно-структурный подход обеспечивает на основе последовательного систематического изучения учебного предмета «Химия» формирование в сознании учащихся систем основных химических понятий, законов, теорий, фактов и методов химической науки. Одновременно он обеспечивает целостность школьного химического образования на разных ступенях через все организационные формы обучения (урок, факультативное занятие, внеклассная работа), реализуя единые цели, содержание, формы, методы и средства обучения химии в общеобразовательных учреждениях.
Интегративный подход отражает ведущую тенденцию развития современной науки — её интегративный характер. В химическом образовании на уровне общего среднего образования он предполагает установление внутри- и межпредметных связей как механизмов и средств интеграции. При этом интегративный подход реализуется через вертикальную и горизонтальную интеграции.
Вертикальная интеграция обеспечивает преемственность между отдельными разделами и блоками содержания учебного предмета «Химия» через установление внутрипредметных связей. Горизонтальная интеграция осуществляется посредством реализации межпредметных связей химии с другими учебными предметами естественно-математического (внутрицикловая интеграция) и гуманитарного цикла (межцикловая интеграция).
В целом интегративный подход способствует формированию у учащихся целостных представлений о химической картине природы как части научной картины мира.
Компетентностный подход обеспечивает формирование у учащихся в процессе обучения химии не только ключевых и предметно-специфических компетенций, но и общекультурной компетентности. При этом особое внимание уделяется формированию у учащихся химических знаний, развитию умений и первоначального опыта творческой деятельности, связанной с химией.
Культурологический подход позволяет рассматривать химическое образование как феномен культуры, а формирование культуры учащихся — как его основную цель. При этом школа должна обеспечить ученика необходимым объёмом химических знаний и умений, которые должны войти в багаж каждого образованного человека.
Личностно-деятельностный подход ставит в центр образовательного процесса личность ученика, предполагает создание условий для развития его способностей и возможностей для самореализации, раскрытие индивидуальности личности в процессе выполняемой деятельности. Следовательно, личностно-деятельностный подход в процессе обучения химии предполагает выполнение таких видов деятельности, которые будут обеспечивать развивающее воздействие на все сферы личности учащихся, способствуя мотивации к изучению химии и повышению качества школьного химического образования в целом.
Химическое образование в общеобразовательных учреждениях осуществляется на основе ведущих принципов государственной политики в области образования: демократизации, непрерывности, стандартизации, вариативности и гуманизации.
Принцип демократизации предусматривает доступность химического образования в рамках базового уровня изучения химии на обеих ступенях, что обеспечивает равные возможности как для продолжения учащимися образования на следующей ступени, так и для осуществления ими профессиональной деятельности, в том числе в химико-ориентированных отраслях промышленности и сельского хозяйства.
Принцип непрерывности отражает главный ориентир системы непрерывного образования — достижение целостности образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях и учреждениях, обеспечивающих профессиональное образование. При этом непрерывность относится к внешней стороне процесса образования (последовательность его этапов, место, время, организация деятельности), а его внутреннюю сущность отражает преемственность. Таким образом, данный принцип реализуется через непрерывность и преемственность содержания химического образования на всех этапах общего среднего образования и создаёт основу для получения профессионального образования.
Принцип стандартизации предусматривает конструирование содержания школьного курса химии, реализующего единые цели обучения, воспитания и развития учащихся, на основе единой нормативно-правовой базы, единых учебных планов, государственных образовательных стандартов и учебных программ по химии.
Принцип вариативности реализуется через вариативный компонент, включающий факультативные курсы по химии на II и III ступенях общего среднего образования, а также химико-биологическое направление в лицеях и гимназиях на III ступени общего среднего образования, что обеспечивает возможность выбора определённого уровня теоретической и практической подготовки по химии, учитывает личностные особенности учащихся.
Принцип гуманизации раскрывает роль химического образования как элемента общей культуры человека и предполагает раскрытие связей между химическими знаниями и повседневной жизнью человека. Он обеспечивает в процессе обучения химии условия для развития и саморазвития личности, формирует опыт творческой деятельности, ответственное отношение к природе и обществу, понимание принципов рационального взаимодействия с природой и места человека в ней, культуры мышления и поведения, воспитывает убеждённость в необходимости заботы о своём здоровье.
Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы
Химия — естественная наука, изучающая вещества и их превращения, которые сопровождаются изменением состава и строения. Химические законы и теории оказывают значительное влияние на развитие других, смежных с ней естественных и технических наук. Одновременно химия связана с решением социальных проблем, удовлетворением потребностей каждого человека и общества в целом. Химические знания являются значительной частью общей культуры человека и вносят заметный вклад в устойчивое развитие цивилизации.
Обучение химии в общеобразовательных учреждениях, в соответствии со взглядами авторов примерной программы, предполагает:
- формирование и развитие в процессе обучения социально-значимых ценностных ориентаций, включающих общекультурное и личностное развитие учащихся, осознание ценности получаемого химического образования, чувства ответственности и патриотизма, социальную мобильность, способность адаптироваться в разных жизненных ситуациях;
- формирование и развитие ключевых и предметно-специальных (или предметно-специфических) компетенций: знаний, умений, навыков и опыта творческой деятельности, специфичных для химии умений ориентироваться в потоке информации и анализировать её, способности к самостоятельному добыванию химических знаний;
- формирование системных химических знаний, создающих основу для непрерывного образования и самообразования на последующих этапах обучения и предстоящей профессиональной деятельности.
Роль учебного предмета «Химия» обусловлена ролью соответствующей науки в познании законов природы. В этом проявляется фундаментальная составляющая школьного химического образования. Систематическое рассмотрение основных химических понятий, законов и теорий, фактов способствует формированию мировоззрения современного человека и его общекультурной компетентности. Химическое образование обеспечивает как передачу фактического материала о строении, свойствах и превращениях веществ, составляющих основу материального мира, так и развитие в процессе систематического изучения основных химических понятий, законов и теорий на основе специфических методов обучения (наблюдение, химический эксперимент, качественные и расчётные задачи, моделирование), навыков и приёмов мышления.
Информация о внесённых изменениях в примерную программу и их обоснование
Рабочая программа. Химия. 8—9 классы. Гара Н.Н. Предметная линия учебников Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. принята разработчиком без изменений.
Определение места и роли учебного предмета
в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся
в соответствии с государственными образовательными стандартами
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Программа курса химии, предназначенная для:
- 8 классов, рассчитана на 70 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю (2 часа федеральный компонент);
- 9 классов – на 68 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю (2 часа федеральный компонент).
Структура курса включает следующие виды работ: теоретическая часть (расчётные задачи); практическая часть: демонстрации, лабораторные опыты, практические работы; контроль (контрольные/ проверочные работы).
Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования. Курс «Химия» имеет комплексный характер, включает основы общей и неорганической химии. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся.
Информация об используемом УМК
Рабочие программы. Химия. 8—9 классы. Гара Н.Н. Предметная линия учебников Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.
- Химия. 8 класс. Учебник. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
- Химия. 8 класс. Электронное приложение (DVD) к учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.
- Химия. 8 класс. Рабочая тетрадь. Габрусева Н.И.
- Химия. 8—9 классы. Дидактический материал. Радецкий А.М.
- Химия. 8—9 классы. Задачник с «помощником». Гара Н.Н., Габрусева Н.И.
- Химия. Уроки в 8 классе. Гара Н.Н.
- Химия. 9 класс. Учебник. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
- Химия. 9 класс. Электронное приложение (DVD) к учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.
- Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь. Габрусева Н.И.
- Химия. Уроки в 9 классе. Гара Н.Н.
- Химия. 9 класс. Видеодемонстрации.
Содержание рабочей программы
8 класс (2 часа в неделю; всего 70 часов)
Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 часов)
Химия в системе наук. Связь химии с другими науками. Вещества. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления. Молекулы и атомы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химические элементы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов. Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса. Вычисления по химическим формулам. Валентность. Составление химических формул по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы вещества. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Количество вещества. Молярная масса. Число Авогадро. Молярная масса. Вычисление по химической формуле вещества: относительной молекулярной массы, отношения масс, массовых долей элементов. Вычисление молярной массы вещества по формуле, вычисление массы и количества вещества.
Демонстрации:
- Занимательные опыты, различные виды химической посуды, предметы, сделанные из различных веществ, приборы для измерения массы, плотности жидкости ,температуры, твердости.
- Однородные и неоднородные смеси, способы их разделения.
- Физические и химические явления (растирание сахара в ступке, кипение воды, горение свечи, изменение цвета и выпадение осадка при взаимодействии различных веществ).
- Соединения железа с серой; шаростержневые модели молекул различных веществ.
- Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы вещества.
- Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций
Лабораторные опыты:
- «Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами».
- «Разделение смеси».
- «Примеры химических и физических явлений».
- «Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов».
- «Разложение основного карбоната меди (II) CuCO3 ∙Cu(OH)2».
- «Реакция замещения меди железом».
Практические работы:
- «Отработка правил техники безопасности. Приемы обращения с химическим оборудованием».
- «Очистка загрязненной поваренной соли».
Тема 2 «Кислород. Оксиды. Горение» (6 часов)
Кислород как химический элемент и простое вещество. Физические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Окисление. Оксиды. Понятие о катализаторе. Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров. Топливо и способы его сжигания. Тепловой эффект химической реакции. Закон сохранения массы и энергии. Охрана воздуха от загрязнений. Расчеты по химическим уравнениям.
Демонстрации:
- Ознакомление с физическими свойствами кислорода.
- Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа.
- Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.
- Получение кислорода из перманганата калия при разложении.
- Опыты, выясняющие условия горения.
- Ознакомление с различными видами топлива (Коллекция «Топливо»).
Лабораторные опыты:
7.«Ознакомление с образцами оксидов».
Практическая работа:
3.«Получение и свойства кислорода».
Тема 3. Водород (2 часа)
Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение. Демонстрации.
- Получение водорода в аппарате Киппа,
- Проверка водорода на чистоту.
- Горение водорода.
- Собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Лабораторные опыты
8.Получение водорода и изучение его свойств.
9.Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).
Тема 4. Растворы. Вода (6 часов)
Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Демонстрации:
- Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием).
- Взаимодействие воды с оксидами кальция, фосфора. Определение полученных растворов индикаторами..
Практическая работа:
4.«Приготовление раствора с определенной массовой долей».
Тема 5 «Важнейшие классы неорганических соединений» (12 часов)
Состав и строение оксидов, кислот, оснований, солей. Классификация, физические и химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Способы получения и области применения оксидов, кислот, оснований, солей. Генетическая связь между оксидами , основаниями, кислотами и солями.
Демонстрации:
- Некоторые химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей.
- Плакат «Связь между классами неорганических веществ».
Лабораторные опыты:
10.«Действие кислот на индикаторы»
11.«Отношение кислот к металлам»
12.«Взаимодействие кислот с оксидами металлов».
13.«Свойства растворимых и нерастворимых оснований»
14.«Взаимодействие щелочей с кислотами».
15.«Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами».
16.«Разложение гидроксида меди (II) при нагревании».
Практическая работа:
5.«Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений ».
Тема 6 «Периодический закон и периодическая система химических элементов» (7 часов)
Классификация химических элементов. Химические элементы, оксиды и гидроксид которых проявляет амфотерные свойства. Естественные семейства химических элементов: щелочные металлы, галогены, инертные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Порядковый номер элемента. Состав атомных ядер. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Периодическая система химических элементов. Большие и малые периоды. Группы и подгруппы. Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атомов. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Демонстрации:
- Взаимодействие натрия с водой; показ образцов щелочных металлов и галогенов.
- Плакат «Элементы и их свойства».
- Плакат «Строение атома».
- Плакат «Электронные оболочки атомов».
Лабораторные опыты:
17. «Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей».
Тема 7 «Химическая связь» (6 часов)
Понятие о химической связи и причинах её образования. Электроотрицательность. Ковалентная полярная и неполярная связи. Ионная связь. Кристаллические решетки. Степень окисления. Процессы окисления, восстановления. Окислительно-восстановительные реакции. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.
Демонстрации:
1.Модели пространственных решеток поваренной соли, графита, твердого оксида углерода (IV).
Лабораторные опыты:
18.«Составление моделей веществ с различной кристаллической решеткой».
Тема 8 «Галогены» (7 часов)
Характеристика галогенов как химических элементов и простых веществ. Строение атомов галогенов. Нахождение галогенов в природе. Физические и химические свойства галогенов. Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях. Получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Соляная кислота и ее свойства. Биологическое значение галогенов. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.
Лабораторные опыты:
19.«Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений».
20.«Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов».
Практическая работа:
6.«Химические свойства соляной кислоты».
9 Класс (2 часа в неделю; всего 68 часов)
Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 часов)
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель. Восстановитель. Гидролиз солей.
Демонстрации. Испытание веществ на электронную проводимость Движение ионов в электрическом поле.
Лабораторные опыты Реакции обмена между растворами электролитов.
Практическая работа.Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Тема 2. Кислород и сера (10 часов)
Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Аллотропия кислорода – озон. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы (4). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства серной кислоты. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы.
Демонстрации: Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных соединений серы.
Лабораторные опыты..Распознавание сульфат – ионов, сульфит-ионов и сульфид – ионов в растворе.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы (количества, объема) вещества по известной массе (количеству, объему) одного из вступивших или получающихся в результате реакции веществ.
Тема 3. Азот и фосфор (10 часов)
Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония . Оксиды азота (2) и (4). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты. Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения.
Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.
Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.
Практические работы. Получение аммиака и изучение его свойств. Определение минеральных удобрений.
Тема 4. Углерод и кремний (8 часов)
Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Круговорот углерода в природе. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Кремний. Оксид кремния (4). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Демонстрации. Кристаллическая решетка угля и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с видами стекла.
Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественная реакция на карбонат – и силикат – ион.
Практическая работа. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Тема 5. Общие свойства металлов (14 часов)
Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжения металлов. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблемы безотходного производства в металлургии и охрана окружающей среды. Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения. Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)
Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших соединений натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа (2) и (3) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.
Практические работы. Решение экспериментальных задач по теме «Элементы 1а – 3а групп периодической системы химических элементов». Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Расчетные задачи. Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (12 часов)
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории органических соединений А.М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.
Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.
Непредельные углеводороды. Этилен: физические и химические свойства.
Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятия о циклических углеводородах.
Природные источники углеводородов, их значимость. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Спирты. Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение. Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.
Карбоновые кислоты. Жиры. Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение. Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота. Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.
Углеводы. Глюкоза, сахароза – важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья. Крахмал и целлюлоза – природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.
Белки. Полимеры. Белки – биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах. Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров. Химия и здоровье. Лекарства.
Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение метана и обнаружение продуктов горения. Горение этилена и обнаружение продуктов горения. Качественная реакция на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение и свойства уксусной кислоты. . Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях. Качественные реакции на глюкозу и крахмал. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.
Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства.
Расчетная задача. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования базового стандарта химического образования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.
В результате изучений данного предмета в 8 классе учащиеся должны знать / понимать:
• важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, скорость химической реакции, катализ,
• основные законы химии : сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
• основные теории химии: химической связи электролитической диссоциации;
• важнейшие вещества и материалы: основные металлы, оксиды, кислоты, щёлочи;
Ученик должен уметь:
• называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
• определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях,
• характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
• объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической),
• выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде.;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды. на организм человека и другие живые организмы;
• безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудованием.
Требования базового стандарта химического образования к знаниям и умениям учащихся 9 класса.
В результате изучений данного предмета в 9 классе учащиеся должны знать / понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Ученик должен уметь:
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Литература и средства обучения
Литература для учителя
- Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010г.
- Брейгер Л.М., Химия. 8-9класс: дидактический материал, самостоятельные итоговые контрольные работы/Л.М.Брейгер. –Волгоград: Учитель, 2011г.
- Химия в школе: науч. метод. журн. – М.: Российская академия образования, изд-во «Центрхимпресс». – 2005-2013г.
- Горковенко М.Ю. Химия.9 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея и др., Г.К.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2010г.
- CD-ROM Электронная библиотека «Просвещение». Мультимедийное пособие нового образца. 8 класс. М.: Просвещение, 2010г
- CD-ROM Цифровая база видео. Химия. Сетевая версия.М.: Институт новых технологий. Интерактивная линия www.intline.ru, 2009г.
- CD-ROM Полный интерактивный курс химии для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студентов технических вузов. Поддержка обучения на образовательном портале «Открытый колледж» www. сollege.ru, 2010г.
- CD-ROM Интерактивный мультимедия – курс. Образовательный комплекс 1С: Школа. Химия. 8 класс. под редакцией Ахлебина А.К., выпуск 3.00.028, 2009г.
- CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Сложные химические соединения в повседневной жизни. М.: Просвещение. МЕДИА, 2008г.
- CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Вещества и их превращения. М.: Просвещение. МЕДИА, 2009г.
- CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Соли. М.: Просвещение. МЕДИА, 2009г.
- CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Атом и молекула. М.: Просвещение. МЕДИА, 2009г.
Литература для учащихся
- Рудзитис Г.Е Химия: неорганическая химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2009.
- Габрусева Н. И. Рабочая тетрадь. 9 класс. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2008г;
- Гара Н. Н., Габрусева Н. И. Химия - задачник с "помощником". 8-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010г.
- Н.Е. Кузнецова, А.Н.Левкин « Задачник по химии 8-9 кл.» М.; « Вентана – Граф» , 2000 – 2007.
- И.Г. Хомченко « Сборник задач и упражнений по химии для средней школы» М.; « Новая Волна», 2011.
- Шмаков Ю. А. Химия. 8 класс. Лабораторные работы. – Саратов: Лицей, 2010г
- CD-ROM Учебное электронное издание Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория. МарГТУ, Лаборатория систем мультимедия, 2004г.
В учебно-методический комплекс в качестве основных средств обучения входят учебные программы, учебные пособия, учебники, сборники задач, дидактические материалы, рабочие тетради, сборники контрольных (проверочных) работ, учебно-методические пособия для учителей, демонстрационные и компактные варианты таблицы периодической системы элементов. Используются также дополнительные пособия, компьютерные программные продукты и другие средства. Их сочетание должно содействовать повышению эффективности обучения учащихся химии.
В процессе обучения учащихся химии целесообразно использовать электронные средства, которые включают наборы мультимедийных ресурсов, интерактивные компьютерные модели, электронные энциклопедии и справочники, электронные тренажёры и т. д. Они повысят степень наглядности, будут способствовать конкретизации изучаемых понятий, наиболее полно ответят научным и культурным интересам и запросам учащихся, будут создавать эмоциональное отношение обучаемых к учебной информации.
В данный момент материальная база кабинета химии включает необходимый минимум для осуществления учебно-воспитательного процесса.
Прежде всего, это современные технические средства обучения: компьютер и мультимедийный проектор, телевизор и DVD –плеер. Необходимые для их использования электронные пособия систематически пополняются и классифицируются по разделам, так же как и приобретаемая литература: справочники, методические пособия, контрольно-измерительные материалы.
Стандартные таблицы: «Периодическая система элементов Менделеева», «Таблица растворимости кислот, солей, оснований», «Электрохимический ряд напряжений металлов» дополняют дизайн кабинета, обеспечивают его специфичность, а также способствуют изучению сложного предмета школьниками.
С целью выполнения требований техники безопасности непрерывно осуществляется слежение за наличием и исправностью противопожарного оборудования (огнетушитель, песок), а также средств первой помощи при несчастных случаях (срок годности медицинских препаратов); своевременно проводятся различные виды инструктажей.
Наличие и функционирование вытяжного шкафа позволяет проводить не только лабораторные опыты и практические работы, предусмотренные школьной программой, но и простейшие эксперименты исследовательской направленности в рамках НОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по алгебре 7 класс автор учебника А.Г. Мордкович
В рабочую программу входят пояснительная записка, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся 7 класса и календарно-тематическое планирование...
Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...
Рабочая программа по химии 11 класс, автор Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
Рабочая программа курса химии 11 класса разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) к учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитис, ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс УМК Рудзитис Г .Е ,Фельдман Ф.Г
В этом учебном году перешла на обучение в 8-9 классах по УМК Г.Е Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г часовая нагрузка 2 часа в неделю....
Рабочая программа Химия 10,11 классы Авторы: Рудзитис Г.Е., Фельдман.Г.
Цель изучения химии на III ступени общего среднего образования — формирование системы химических знаний и опыта их применения, обеспечивающего общекультурное развитие личности, понимание химической пр...
Рабочая программа по литературе 6 класс автор учебника Полухина программа Коровиной 102 часа
В рабочей программе содержится тематическое, календарно - тематическое планирование, содержание учебного предмета....
Рабочая программа "Химия 10-11 класс" к учебнику Г.Е. Рудзитис
Рабочая программа "Химия 10-11 класс" к учебнику Г.Е. Рудзитис...