Практическая работа №5
опыты и эксперименты по химии (11 класс)

Инструкция для выполнения практческой работы №5

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota_no5.docx53.14 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа №5

Распознавание пластмасс и волокон

Цель: научиться определять волокна и пластмассы по признакам их горения.

Ход работы

Краткие теоретические материалы по теме практической работы

Полимерами называют вещества, молекулы которых состоят из множества повторяющихся структурных звеньев, соединенных между собой химическими связями. Выражение в скобках называют структурным звеном, а число n-в формуле полимера — степенью полимеризации

Пластмассами называют материалы, изготовляемые на основе полимеров. Пластмассы сочетают в себе разнообразные ценные качества, такие как лёгкость, прочность, химическая стойкость и др., которые обусловили проникновение их в различные отрасли народного хозяйства. Кроме полимеров (их часто называют смолой) в пластмассах почти всегда содержатся другие компоненты, придающие

Термопластичные полимеры при нагревании размягчаются и в этом состоянии легко изменяют форму, которую сохраняют при охлаждении. При следующем нагревании они снова размягчаются и могут принимать новую форму.

Термореактивные полимеры при нагревании сначала становятся пластичными, при дальнейшем нагревании утрачивают пластичность, становятся неплавкими. Повторно переработать такой полимер в новое изделие невозможно.

Наиболее типичными способами получения изделий из термопластичных пластмасс является литье под давлением и экструзия (выдавливание), а из термореактивных пластмасс – горячее прессование.

Таблица 1 Распознавание пластмасс

Название пластмассы

Отношение к нагреванию

Характер горения

Полиэтилен

Размягчается, можно вытянуть нить.

Горит синеватым пламенем, распространяя слабый запах горящего парафина. При горении отделяются капли. Вне пламени продолжает гореть.

Поливинилхлорид (полихлорвинил)

Размягчается при 60-70˚С, выше 110-120˚С разлагается.

Горит коптящим пламенем. Вне пламени не горит.

Полистирол

Размягчается – легко вытягиваются нити.

Горит коптящим пламенем, распространяя специфический запах. Вне пламени продолжает гореть.

Полиметилметакрилат

Размягчается.

Горит жёлтым пламенем, с синей каймой у краев, с характерным потрескиванием, распространяя резкий запах.

Целлулоид

Разлагается.

Горит очень быстро, оставляя следы золы.

Фенолформальдегидные пластмассы

Разлагается при сильном нагревании.

Загорается с трудом, при горении обугливается, распространяя резкий запах  фенола.  Вне пламени постепенно гаснет, не размягчается.

Волокна  природные или искусственные высокомолекулярные вещества, отличающиеся от других полимеров более высокой степенью упорядоченности молекул и, как следствие, особыми физическими свойствами, позволяющими использовать их для получения нитей. Волокна делят на натуральные (природные) и химические. Натуральные волокна могут быть растительного или животного происхождения. Химические волокна в свою очередь подразделяют на искусственные и синтетические.

Природные волокна:

Волокно растительного происхождения – хлопок, лен. Хлопковое волокно получают из субтропического растения – хлопчатника. Хлопковое волокно легкое, достаточно прочное, мягкое, гигроскопичное.

Описание: https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/05cb/000e369a-9d786fb5/hello_html_56add12.jpg

Рис.1 Структурное звено хлопкового волокна

Волокна животного происхождения – шерсть и шелк. Шелк вырабатывают многочисленные гусеницы и пауки. Шерсть – волокна волосяного покрова овец, коз, верблюдов и других животных.

Искусственные волокна:

Наибольшее значение среди искусственных волокон занимают ацетатное и вискозное волокна, получаемые из древесной целлюлозы.

Описание: http://buzani.ru/images/khemi/ch_9_prab13_1.gif

Рис.2 Структурное звено ацетатного волокна

Синтетические волокна:

Из синтетических волокон наибольший интерес представляют полиамидное волокно – полиамид – 6 (капрон) и полиэфирное – полиэтиленгликольтерефталат (лавсан).

Капрон получают из капролактала, который под воздействием воды размыкает цикл, образуя ε – капроновую кислоту. Из этой кислоты в результате поликонденсации образуется полимер линейной структуры:

Лавсан (полиэтилентерефталат) - представитель полиэфиров:

 

Рис.3 Структурное звено капрона и лавсана

Таблица 2. Распознавание волокон

Волокно

Сжигание

Хлопок

Горит быстро с запахом жженой бумаги. После горения остается серый пепел.

Шерсть

Горит медленно с запахом жженых перьев. После горения образуется хрупкий черный шарик, растирающийся в порошок.

Ацетатное волокно

Горит быстро, образуя нехрупкий спекшийся темно-бурый шарик. Вне пламени горение постепенно прекращается.

Капрон

Плавится, образуя твердый блестящий шарик темного цвета. При горении распространяется неприятный запах.

Лавсан

Плавится, затем горит коптящим пламенем с образованием тёмного твердого блестящего шарика.

Нитрон

Горит, образуя темный рыхлый неблестящий шарик.

Задания для практической работы

Задание 1. Распознавание пластмасс.

Название пластмассы

Отношение к нагреванию

Характер горения

Структурное звено пластмассы

Подготовьте таблицу «Распознавание пластмасс»

Посмотрите видео эксперимента https://youtu.be/HNVA5dEEkQQ

Заполните таблицу

Задание 2. Распознавание волокон

Подготовьте таблицу «Распознавание волокон»

Название волокна

Характер горения

Структурное звено волокна

Посмотрите видео эксперимента https://youtu.be/dXzziZyIyj0

Заполните таблицу. Сделайте вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Практическая работа «Практические способы измерения сил»

работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...

Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД

Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теорети...