ОВР 8 (Проблемный)
план-конспект урока по химии (8 класс)

Журов Денис Васильевич

ОВР 8 (Проблемный)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ovr_8_problemnyy.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное обучение на уроке химии по теме

« Окислительно – восстановительные реакции »

8 класс

Подготовил :  Журов Д.В.

Учитель химии

АНОО Гимназия Ковчег

Технологическая карта урока химии в 8-м классе по теме "Окислительно-восстановительные реакции"

Тип урока: изучение нового материала.

Дидактические цели: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Форма урока: урок-дискуссия с элементами проблемного обучения.

Цели:

Обучающие:

  1. сформировать понятие об ОВР, как химических реакциях по признаку изменения степени окисления элементов.
  2. Дать понятия «Окислитель» и «восстановитель»;
  3. Охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления;
  4. Систематизировать знания о химических реакциях, о степенях окисления химических элементов;
  5. Научить записывать уравнения ОВР реакций, уравнивать записи ОВР методом электронного баланса.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций
  2. Продолжать формировать умения работать с таблицей растворимости кислот для прогнозирования возможных химических реакций кислот.

Воспитательные:

  1. способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, задавать вопросы друг другу, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу.

Методы обучения: фронтальный, проблемный.

Средства обучения: компьютер с выходом в сеть Internet , таблица классификации кислот, растворимости кислот, электрохимический ряд напряжений металлов, учебники, тетради, доска, таблицы на печатной основе.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Доброе утро! Сегодня у нас необычный урок. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и мысленно пожелаем удачи. На уроке останемся только мы и химия.
 Эпиграф нашего урока :« Каждый успех наших знаний ставит больше проблем, чем решает»

В начале урока хочу обратить ваше внимание на эпиграф. Прочтите его. Не правда ли, противоречивое высказывание? Как вы его понимаете?
Я предлагаю обдумать его и проверить справедливость этих слов в течение нашего урока.

Ответы детей:
– Должно быть наоборот. Мы, узнавая что-то новое, решаем проблему.

Работать будем с оцениванием каждого этапа урока. У каждого на парте лист самооценки. Подпишите фамилию и имя . Каждый из вас в течение урока будет оценивать свою работу на этапах. В конце урока вы поставите себе итоговую оценку.
Лист самооценки: (Ф.И. уч-ся)

1 этап

2 этап

3 этап

Итоговая оценка: _______________
Вокруг нас происходит множество химических реакций, без которых наша жизнь невозможна.

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) широко распространены в природе и используются в технике. В основе жизни лежат окислительно-восстановительные реакции (ОВР), происходящие при фотосинтезе, дыхании, транспорте электронов; они же обеспечивают основную часть энергопотребления человечества за счет сжигания органического топлива. Получение металлов, извлечение энергии взрыва основано на окислительно-восстановительных реакциях.

2. Актуализация знаний.

Давайте самые простые запишем: (Доска)

1. Окисление железа кислородом воздуха
Fe + O
2 = Fe2O3
Где в жизни мы встречаемся с данной реакцией?
(Ржавая железная крышка)

ржавление железа

2. Образование угольной кислоты из углекислого газа и воды
CO
2 + H2O= H2CO3

минеральная вода

Расставьте степени окисления химических элементов в уравнении.
Какие возникли затруднения?
В простых веществах СО химических элементов равна нулю.
Чем отличаются реакции? 

(оцените себя на этом этапе урока)

Чему равна с.о. в простых веществах?

В первой реакции с.о. веществ изменились, а во второй нет.

Как называются реакции в результате которых у химических элементов меняются степени окисления?

?

3. Целеполагание и мотивация.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Запишем тему урока в тетрадь.
Окислительно-восстановительные реакции.
Чему должны научиться на уроке?
– Определять С.О. элементов
– Узнать, как происходит изменение свойств химических элементов в результате таких реакций.
– Научиться составлять ОВР
– Знать какое значение имеют ОВР в природе и жизни человека.

ОВР

Собираясь сегодня к вам на урок, я случайно разбила ртутный градусник. Времени было очень мало. Я взяла веник, быстренько замела всю ртуть на совок и выкинула на улицу. По дороге я задумалась, а правильно ли я поступила? Может быть, нужно было протереть место сырой тряпочкой или собрать ртуть пылесосом?
Что вам известно по этой проблеме?

Сбор ртути пылесосом категорически запрещен, т.к. металлическая ртуть, попадая в разогретое «нутро» пылесоса немедленно переходит в парообразную форму, которая выдувается с потоком выходящего воздуха и концентрация паров ртути возрастает на порядок.

Ртуть прекрасно прилипает к свинцу или олову – т.е. к любой луженой поверхности. Банка из–под тушенки вполне подойдет.
Можно ртуть засыпать порошком серы.
Это приводит к образованию нерастворимого и нетоксичного сульфида ртути, которое является очень устойчивым соединением.

Дети предлагают свои версии

Какая реакция происходит при этом?
(Но данная реакция с порошком серы при комнатной температуре идет очень медленно и не может гарантировать полное связывание ртути)
Запишите уравнение реакции взаимодействия серы с ртутью.
Hg + S = HgS (доска)
Расставьте степени окисления химических элементов в уравнении.

Затруднение

Что отражает степень окисления?
Что произошло со степенями окисления в данном уравнении?
Какая это реакция?
По какому признаку определили?

Истинный заряд ионов
Изменились у ртути и у серы.
ОВР
Изменились С.О.

Что же произошло с элементами изменившим С.О.?
– Как изменилась СО у ртути?.
– как изменилась СО у серы?
Запишем уравнение:
Hg – 2e – Hg восстановитель, окисляется–
процесс окисления
S + 2e – S окислитель, восстанавливается, – процесс восстановления
Что называют окислением?
Откройте учебник стр. 186 найдите определение.
Окисление – процесс отдачи электронов, который сопровождается повышением положительной С.О. и уменьшением отрицательной.
Что называют восстановлением?
Восстановление – процесс присоединения электронов, который сопровождается понижением положительной и увеличением отрицательной С.О. атомов.

?
понизилась
повысилась

Может ли процесс окисления протекать без процесса восстановления?
Вывод в тетрадь: Процессы восстановления и окисления между собой взаимосвязаны.

Hg + S = HgS (доска)

В химическую реакцию вступают реальные вещества, поэтому:
Вещество, в состав которого входит элемент, способный отдавать электроны и увеличивать положительную С.О. называют восстановителем. В процессе ОВР восстановитель окисляется.
К восстановителям относят металлы, молекулярный водород, сероводород, аммиак, оксид углерода и др.
Сформулируйте определение окислителя.
Вещество, в состав которого входит элемент, способный присоединять электроны (при этом его положительная степень окисления понижается, а отрицательная увеличивается) называется окислителем. В процессе ОВР окислитель восстанавливается. К ним относят галогены, кислород, кислоты.

Нет.

Какая закономерность прослеживается в ОВР?
Запишем уравнение ОВР
Hg – 2e – Hg окисление
S + 2e –S восстановление

Спросите что непонятно.

Смотрим демонстрацию ролика в сети  Internet продолжительность ролика 4 м.25 с

Неорганическая химия. Тема 11. ОВР. Часть 1. Общая характеристика ОВР – YouTube

Количество отданных и принятых электронов должно быть равно.

4. Первичное усвоение учебного материала.

Выполните задание на карточке:
Выберите из списка окислительно–восстановительные реакции и выпишите их в тетрадь:
Na
2O + H2SO4= Na2SO4 + H2O
2Ca + O
2 =2CaO
Cu(OH)
2 = CuO + H2O

Приведите свой пример ОВР

Почему вы решили, что реакция под № 2 ОВР?

Назовите окислитель и восстановитель. Докажите свой ответ.

Реакция, протекающая с изменением С.О.

Какая закономерность прослеживается?
Запишите уравнение ОВР

Оцените себя на данном этапе

Число отданных и принятых электронов равно.

5. Осознание и осмысление учебного материала.

Где в жизни мы можем встречаться с ОВР?

6. Закрепление.

Проверим себя.
Закончи предложение.
*ОВР – это
*окисление – это процесс (отдачи электронов)
*восстановление – это процесс (присоединения электронов)
*число электронов отданных восстановителем должно быть равно числу принятых электронов окислителем)
(взаимопроверка с доски)
Оцените себя на данном этапе

7. Домашнее задание.

8. Итоги. Рефлексия.

Как вы оценили себя на протяжении всего урока. Поставьте итоговую оценку. Если вы заработали «4» или «5» скажите вслух «Я молодец!»
Обратимся к нашему эпиграфу. Возникли ли у вас противоречия? А у меня возникли. При подготовке к уроку, когда я проводила опыты с медью, вместо меди я взяла оксид меди, смесь нагрела.

Смотрим ролик в сети Internet « Взаимодействие оксида меди с серной кислотой » - YouTube продолжительность 0 м.34 с. Цвет раствора изменился?. Оксид меди прореагировал с раствором серной кислоты. Это о чем говорит? Да, произошла химическая реакция?  Запишите самостоятельно реакцию ,будет ли данная реакция окислительно – востановительной? Почему медь с раствором кислоты не реагирует, а оксид меди прореагировал? Посмотрите ряд напряжения металлов
Вернемся снова к эпиграфу. Что вы думаете по этому поводу?
Ответ на этот вопрос постарайтесь найти дома при подготовке к следующему уроку.
Спасибо за работу!

Изменился на голубой.

Записывют реакцию, расставляют степени окисления

Нет , реакция не окислительно - восстановительная

Медь не реагирует , так как стоит после водорода

        

Литература:

Габриелян О.С. Учебник : Химия 8 класс , М. Дрофа 2012 г.

Габриелян О.С. Настольная книга учителя : химия 8 класс. Методическое пособие  М. Дрофа 2009 г

Некрасова Л.И. 8 класс: карточки заданий к учебнику О.С. Габриеляна , Саратов :Лицей 2004 г.

Ширшина Н.В. Неорганическая химия (Электронный ресурс) Волгоград : Учитель , 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."

Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии....

Проблемное обучение. Проблемный урок.

Проблемное обучение. Проблемный урок....