внеклассное мероприятие по химии 6-9 классы "Химия вокруг нас"
учебно-методический материал по химии (6, 7, 8, 9 класс)

Сальникова Нина Николаевна

внеклассное меропртятие "Химия вокруг нас" проводится в рамках недели естественно- математических наук для развития интереса к предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_vokrun_nas.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

 

Разработка внеклассного мероприятия по химии для 6-9 классов по теме «Химия вокруг нас»

Цель мероприятия: пробудить у обучающихся 6,-9 классов познавательный интерес к химии, развить творческие способности учащихся, стимулировать самостоятельное изучение нового предмета.

Оборудование и реактивы: в описании опытов даны необходимые реактивы и оборудование.

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашей школы. Как вы думаете, какой предмет изучают в этом классе? Правильно, химию! Все вы в детстве читали немало сказок о добрых феях и могущественных волшебников, но в жизни нет ни тех, ни других. А вот чудеса - они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не джинны, а люди, вооруженные знаниями. Конечно, в химии, как и в любой другой науке, кроме занимательного будет встречаться и трудное. Но, трудно да интересно – это все, что мыслящему человеку как раз и нужно, чтобы ум не находился в праздности и лености, а постоянно трудился и трудился. А теперь приступаем к чудесам!

Ведущий 1: Ребята, химия - наука очень интересная. Она старая и вместе с тем молодая. Старая потому, что ещё в древнем Египте люди умели осуществлять разные превращения веществ. Ведь уже тогда они научились добывать огонь, лепить и обжигать посуду из глины, окрашивать ткани, печь хлеб... А ведь всё это - химические явления.
Ведущий 2: Химия-наука молодая, потому что, в подлинном смысле наукой, со своими законами, она стали всего два с лишним века назад, правда, за эти два столетия она достигла значительных успехов, чем в предыдущие тысячелетия. С помощью химии человек раскрыл немало природных тайн.

Ведущий 1: Химию называют наукой чудес. Чудесные превращения предлагают вам посмотреть ребята 8 класса, мы уже изучаем предмет «Химия». Придет время и вы, также, сможете проводить такие интересные и занимательные опыты.

Ведущий 2: Но как настоящие химики можем вам сказать, что начинать опыты нельзя без знания правил техники безопасности. Вот с ними мы сейчас вас и познакомим.

Ведь прежде чем приступать к химическим чудесам, нужно обязательно вспомнить правила техники безопасности. Сейчас я вам их напомню.

Если хочется в пробирке

Все скорей перемешать,

То закрой пробирку пальцем

И сильнее потряси.

Если пальцев станет меньше –

Не грусти и не рыдай:

Ну и что, что стало девять?

Девять все-таки не семь!

Если вдруг ты на спиртовке

Нагревать чего-то хочешь,

Смело действуй, направляй

Свою пробирку на соседа.

Если выброс из пробирки

Вдруг нечаянно случится,

Пусть сосед идет лечиться.

Главное, что ты здоров!

Если хочешь ты понюхать

Незнакомый порошок,

То немедленно всем носом

Зарывайся ты в него.

Полчаса прилежно нюхай,

А потом свои полноса

Доставай и так живи,

Главное – вот так понюхать

Сможешь ты еще разок!

Если есть в пробирке жидкость,

Неизвестная тебе,

То ее ты смело пробуй.

Кисло – значит, кислота.

Горько – это значит щелочь

Или яд какой другой.

Ну и что, что эта проба

Для тебя последней будет?

Зато жил ты как герой!

Ведущий 1: Нет-нет! Эти правила нам не подходят! Никогда не делайте так.

Ведущий 1:

Хоть чудес на свете нет. 
Химия дает ответ. 
«Чудеса на свете есть. 
И, конечно, их не счесть!» 
Мы вам несколько покажем …
И, конечно, все расскажем

(Опыты-чудеса выполняются учителем и учениками 8 класса) 

«Фараоновы змеи.»

Вы поджигаете небольшую палочку, вспыхивает слегка заметный огонёк и из палочки, извиваясь, начинает выползать чёрно-зелёная пористая масса, по форме напоминающая змею. 
Это одна из разновидностей опыта, известного под названием "Фараоновы змеи". Далее будет описана наиболее безопасная разновидность этого опыта, т. к. существует несколько вариаций, но почти во всех используются высокотоксичные соединения ртути. Для того, чтобы провести этот опыт вам понадобятся три довольно доступных вещества: нитрат калия, дихромат калия и сахар. Вот состав смеси:

KNO3--------------5гр
K
2Cr2O7----------10гр
C
12H22O11-------10гр

Все компоненты смеси тщательно растирают в ступке и смешивают. Далее небольшими порциями (буквально по несколько капель) добавляют воду. После каждой новой порции воды смесь тщательно перемешивают. Увлажнение необходимо прекратить тогда, когда смесь будет иметь консистенцию творога. Теперь у вас довольно легко получится скатать из неё палочки диаметром ~5-8мм и длиной около 5см.
Лучше всего проводить этот опыт на керамической плитке или на листе железа.

«Волшебная палочка»

Для опыта: свечка (обернута красивой бумагой), перманганат калия, спирт, серная кислота.

 ученик: Ребята, вы, наверное, знаете, что у любого волшебника есть волшебная палочка. Вот такая палочка есть и у нас. Она может даже зажигать свечи. Посмотрите сами.

На столе стоит свечка. Ученик прикасается к фитилю свечи стеклянной палочкой. Свеча загорается. Предварительно на фитиль свечки нанесите кристаллики KMnO4 и спирт. Конец стеклянной палочки смочите концентрированной H2SO4.

 «Несгораемый платок»

Для опыта: платок, вода, ацетон, щипцы, спички.

 ученик: Ребята, как вы думаете, ткани горят? … А вот я вам докажу, что сейчас зажгу этот (показывает носовой платок) платок и он ничуть не пострадает. Вот посмотрите сами.

Смачивают платок сначала водой, немного отжимают, а затем ацетоном. Берут платок щипцами, поджигают его и, когда пламя охватит весь платок, начинают вращать его по кругу, пока не прекратится горение. Ацетон сгорает, а платочек, смоченный водой, цел и невредим.

 «Дым без огня»

Для опыта: 2 цилиндра, 2 стекла, гидроксид аммония, соляная кислота.

 ученик: Вы слышали русскую пословицу: «Нет дыма без огня»? А я могу показать противоположное, вы увидите дым, но при этом я ничего поджигать не буду.

Ученик берет два «пустых» цилиндра, закрытых стеклами. Убрав стекла, совмещает их отверстиями. Появляется густой белый дым. Один стакан был смочен 25% раствором NH4OH, а другой – концентрированной HCl.


 «Радуга»

 Ученик : А сейчас мы получим химическую радугу. 

В семь больших пробирок, помещенных в демонстрационный штатив с белым фоном, сливаем попарно растворы:
1- хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет);
2- раствор хромата калия подкисляем H 
2SO 4 (оранжевый цвет); 
3- раствор хромата калия (желтый цвет); 
4- сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет);
5- сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет); 
6- сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет); 
7- хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет).
Примечание.
Опыт очень простой, но эффективный, благодаря яркости веществ, получаемых в ходе реакции. Учащиеся могут вспомнить как составляются уравнения химических реакций. 

 «Вулкан»

Устанавливает на столе готовую модель вулкана из пластилина, зажигает спиртовку, нагревает стеклянную палочку.

Ученик: А сейчас друзья, для вас по истории рассказ. Ночью или утром рано спали горожане. Вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и под пеплом погиб город славный. Покажу вам, как сумею, гибель города Помпеи. (Прикасается нагретой палочкой к вулкану. Начинается «извержение вулкана») Вам запомнится надолго это извержение. Тип реакции какой? Реакция разложения.

На асбестовую пластинку горкой насыпают 2 чайные ложки бихромата аммония (NH4)2Cr2O7. Стеклянную палочку нагревают над спиртовкой и вставляют ее в самую середину горки. После начала реакции палочку вынимают. Происходит бурный выброс зеленого порошка с воспламенением. Эта картина напоминает по внешнему виду извержение миниатюрного вулкана. Эффект можно усилить, если бихромат смешать с набольшим количеством опилок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по биологии и экологии "Мир вокруг нас"

Данная игра разработана как внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов в рамках недели естественных наук. Проводится в форме игры "Что? Где? Когда?" ...

Внеклассное мероприятие по химии «Химия – волшебница!»

Мероприятие можно провести на неделе естественных наук. В кабинете химии, продолжительность 30 минут. использование показательных опытов заинтересует учащихся....

Внеклассное мероприятие : "Занимательная химия. Химические реакции вокруг нас"

химические загадки, описание опытов, занимательный материал по химии, химические игры...

Внеклассное мероприятие по химии: Сладкоешка-шоу: Поле чудес «Химия, химия, химия…»

Внеклассное мероприятие по химии: Сладкоешка-шоу: Поле чудес «Химия, химия, химия…»...

Сценарий внеклассного мероприятия по химии в 9 классе "Вокруг периодической системы химических элементов"

В данной публикации вы найдете сценарий для внеклассного мероприятия по химии в 9 классе "Вокруг периодической системы химических элементов" ...

Внеклассное мероприятие Квест-игра по профориентации "Профессии вокруг меня"

Квест-игра по профориентации "Профессии вокруг меня".Цель: способствовать приобретению подростками знаний о профессиях, активизировать самоопределяющегося подростка для ценностно-нравственны...